Зимняя прогулка по музею-усадьбе "Абрамцево"

Из Радонежа мы с красивейшей atlanta_s и Ульяшей отправились в музей-усадьбу "Абрамцево". Здесь жил писатель Аксаков - автор "Аленького цветочка". В гостях у него бывали Тургенев, Гоголь, актёр Щепкин. После смерти Аксакова владельцем усадьбы в 1870 году стал известный предприниматель Савва Мамонтов. При нём сюда приезжали художники Репин, Серов, Васнецов, Поленов, Врубель, Коровин и другие. Здесь была построена керамическая мастерская Врубеля

01. Усадьба


Кухня - построена в 1870 году на месте старой аксаковской кухни. Первоначально служила жилым помещением, пока не был отремонтирован и перестроен усадебный дом. Позднее использовалась по назначению и делилась на собственно кухню и жилую комнату для прислуги. В центре постройки находилась печь.
В первой половине 1880-х годов кухня была соединена с усадебным домом крытым переходом, который просуществовал до 1930-х годов. В наши дни в кухне хранится коллекция произведений русского народного искусства, собранная участниками Мамонтовского художественного кружка и дополненная в XX столетии. Здесь представлены мебель, предметы крестьянского быта, домовая резьба и другие произведения.
Собирание коллекции, которую участники кружка называли "музеем" — одно из важнейших направлений в его деятельности. Собирательство осмысливалось как задача большой художественной значимости. Из письма Елены Дмитриевны Поленовой: "Мы ищем главным образом, вдохновения и образов, ходя по избам и приглядываясь к тому, что составляет предмет их обихода, стараясь, разумеется, отбрасывать иноземную новейшую прививку". Художники понимали красоту крестьянских предметов, которые становились образцом для эскизов, создаваемых ими для Абрамцевской столярной мастерской.

Мастерская - построена в 1873 г. по проекту архитектора Виктора Александровича Гартмана (1834–1873) на месте разобранного аксаковского флигеля, к юго-востоку от усадебного дома. Одноэтажное деревянное здание состоит из жилой пристройки с низкой, почти плоской крышей, и скульптурной мастерской, перекрытой двускатной кровлей. С западной стороны расположено крыльцо, ведущее в сени, откуда направо – вход в две небольшие комнаты, и прямо – в мастерскую. В мастерской хорошо продуманное естественное освещение.

В северной и южной стенах – обычные прямоугольные окна, в верхней части восточной стены – широкое окно во всю стену, под которым находится застекленная дверь на балкон с лестницей, ведущей в парк. Потолка в мастерской нет, поэтому дополнительное освещение дают слуховое окно и окна-люкарны в кровле. Крыльцо, кровля, наличники окон и карнизы постройки щедро украшены пропильной резьбой.

С. И. Мамонтов в "Летописи сельца Абрамцева" отзывался о мастерской сдержанно: "Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана". В. М. Васнецов в письме к В. В. Стасову высказывался более прямолинейно: "Скажу, впрочем, откровенно: архитектура Гартмана и Ропета меня не удовлетворяла".

На лето здесь останавливался художник В.Серов, а в 1920-х годах жила семья художника П.Кончаловского

Скамья Врубеля - керамическая скамья, установлена в 1915 году на насыпном участке парка "Таньонов нос", названном по имени гувернёра Мамонтовых Ю.П.Таньона, обустроившего здесь садик. Скамья сделана в Абрамцевской керамической мастерской и декорирована изразцами, созданными по эскизам М.Врубеля и других художников. Часть изразцов была утрачена и скамья была реставрирована по технологии абрамцевской керамики


Каменная баба" - привезена С.И.Мамонтовым из Харьковской губернии во второй половине 1870-х годов в период строительства Донецко-Мариупольской железной дороги. Это культ половецких племён и использовались в погребальных обрядах знати. В руках располагался сосуд для жертвоприношений.

Баня – вторая, наряду с мастерской, абрамцевская постройка в "русском стиле" – сооружена в 1877–1878 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета. Одноэтажное деревянное здание с мезонином расположено на месте обветшавшей аксаковской бани, к северу от усадебного дома. И мы туда ещё обязательно заглянем

Избушка на "курьих ножках" построена в 1883 г. по проекту В. М. Васнецова неподалеку от церкви. И здесь тоже есть "сова" и "летучая мышь". Художник М.Нестеров писал о ней: "Из православного храма отправились мы в "капище" или нечто подобное избушки на курьих ножках. Тут русский дух, тут Русью пахнет. Все мрачно, седые ели наклонили свои ветви, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по эпической фантазии"

Н.В.Поленова вспоминала: "В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло. В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов"

Первоначальный проект церкви создал В.Поленов, а работу продолжил В.Васнецов, который вспоминал: "Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…". В эту церковь мы потом ещё тоже зайдём

26. Рядом с церковью похоронены жена Саввы Мамонтова и его сын. А вот третий крест, где указано, что здесь похоронен сам Мамонтов, поставлен просто. чтобы обозначить место захоронения. Сам же он упокоен в часовне рядом.

Людская - здание построено Мамонтовым на месте старой абрамцевской людской. Это помещение для дворовой прислуги. Здесь, на первом этаже, размещались рабочая кухня и прачечная, а в не сохранившемся мезонине - жилая комната