Симон Кананит. Ново-Афонский монастырь

Первое чудо в Канах,
будто бы, не по плану,
будто бы, раньше срока -
первого суть урока.

Прибыл Христос с Мамой,
с братьями – к пиру прямо,
к сроднику Симеону,
на свадьбу в семейство оно.

Жили там не богато,
не рассчитав на брата
сколько вина потребно.
Бог не оставил бедных,

и возместил им ярко,
выше любых подарков,
воду из недр чистейших
сделал вином вкуснейшим.

Распорядитель – свидетель
первого чуда на свете.
Той вере молодожены
вняли, сердца обнаженны

отдали на служенье
без ропота и сомненья.
…Потом Симеон с Андреем
дошли до Абхазии. Реет

в том месте над морем синим
Ново-Афонский ныне
мужской монастырь православный, -
величественный и славный,


оплот на юге России
веры святой и сильной.
Он снова в лесах до башен,
лесами в горах украшен.

Там купола сияют
и веру в Христа укрепляют!
Сейчас это – заграница –
Абхазия, озеро Рица,

Пицунда, Афон и Гагра -
вселенской ночи подагра,
болезнь без конца и начала –
междоусобиц зерцало.

Но если звучат молитвы,
то, значит, утихнут битвы.
И вера жива доныне,
покуда горят святыни
на солнце святым огнем!

Почитается: в христианских церквях
В лике: апостолов
День памяти: в Православной церкви (по юлианскому календарю) 10 мая и 30 июня (Собор двенадцати апостолов), в Католической церкви 28 октября
Атрибуты: пила
Подвижничество: евангельская проповедь, мученическая смерть
Симон Кананит (Зелот) (греч.) — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа. Память апостола Симона совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю) 10 мая и 30 июня (Собор двенадцати апостолов), в Католической церкви 28 октября.

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф.10:4), от Марка (Мк.3:18), от Луки (Лк.6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян.1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Прозвище Зилот иногда истолковывается как приверженность иудейскому национализму (зелотам)[1]
Симон Кананит отождествляется со сводным братом (от Иосифа и Саломии) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино[2]. Его отождествляют с Симеоном, апостолом из числа 70, который стал вторым епископом Иерусалима после казни Иакова Праведного.

Храм апостола Симона Кананита в Новом Афоне (Абхазия)
Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии.
Есть сведения (скорее всего, легендарные) о посещении апостолом Симоном Британии.
По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа, был заживо распилен пилой.
Погребён в городе Никопсии, местоположение которого вызывает споры.Этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии[3]; по другой — он находился на месте нынешнего посёлка Новомихайловского в Краснодарском крае. Впоследствии (в XIX веке) на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружён Новоафонский монастырь Симона Кананита. Там и сегодня показывают пещеру, в которой подвизался апостол.
Часть мощей апостола находится в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).
День Симона Зилота
Основная статья: Симонов день
По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря (7 января) и 10 (23) мая, Мать — Сыра Земля могла разверзнуться и за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.
Считается, что в этот день Мать — Сыра Земля даёт исцеление незрячим. Для этого надо приложить с намоленного места горсть земли к глазам, и человек, испытавший страдания темноты, порой обретает прозрение. Сердечные боли также начинали лечить с горсти земли. Брали землю с того его родного места, и прикладывали её к сердцу.
Матери в этот день присыпают у косолапящих детей след, приговаривая, чтобы поступь ребёнка была пряма, чтобы Сыра Земля дитя прямо поставила на ноги.
На Украине собирают лекарственные травы (зелье), за что этот день назван «Симонове зело».

ОБ АПОСТОЛЕ СИМОНЕ КАНОНИТЕ И АНДРЕЕ ПЕРВОЗВАННОМ
В пору царствования Адерки пришли в Абхазию и Эгриси Андрей и Симон Канонит - двое из двенадцати святых апостолов. Великий Андрей совместно с Симоном отправились в земли Овсетские, достигли города, который называется Фоста-фор, где содеяли множество чудес, обратили и просветили множество народа; оттуда ушли в земли Абхазские и добрались до города Севаста, ныне именуемого Цхуми. И оставил там Андрей Симона Канонита с учениками, а сам ушел в страну джиков. Джики - люди земли этой - были жестокосердны и весьма злы делами своими, неверующи и беспастырны. Они не только не вняли проповеди апостола, но тщились умертвить его. Однако божья благодать защитила Андрея. Увидев непреклонность их и суть животную, он оставил джиков и удалился. Потому-то по сию пору пребывают они в неверии. Могила же Симона Канонита находится в городе Никопсии, между Абхазией и Джикетией, ибо там и преставился апостол Симон.
А святой Андрей затем утвердил в вере мегрелов и абхазов и удалился в Скифию.
* * *
Легенда из книги грузинского историка XI в. Леон-ти Марвели "Жизнь картлийских царей" дается здесь в переводе с древнегрузинского Г. В. Цулая.
Приведенный выше эпизод, разумеется, носит полулегендарный характер, но распространение христианства на Черноморском побережье Кавказа, в исторической Колхиде, действительно началось еще с первых веков нашего летосчисления. Одним из главных пунктов христианизации на Кавказском Причерноморье была Пицунда. Еще в 325 г. в христианских источниках упоминается питиунтский: епископ Стратофил, участник первого Вселенского Никейского церковного собора. В 541 г. в Пицунде была учреждена архиепископская кафедра. 527 год считается официальной датой принятия христианства в Абхазии. А в 551 г. на месте старого храма в Пицунде был построен новый, еще более величественный. Существует предание, будто византийский император Юстиниан, после того как в 537 г. торжественно освятил константинопольский храм св. Софии, приказал по одному из неосуществленных проектов этого собора, выполненному знаменитыми архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета, построить в уменьшенном виде храм в Абхазии (предположительно в Пицунде). По мере распространения христианства некоторые культовые сооружения на Черноморском побережье Кавказа стали связывать с именем апостола Симона Канонита. Так, построенный на территории города-крепости Анакопии (нынешний Новый Афон) храм IX-X вв. стал именоваться храмом Симона Канонита. Впоследствии под именем Цхумский (Сухумский) он становится епископской кафедрой, занимавшей видное место в списке 40 епископатов Грузии. Храм служил также местом погребения духовных особ Цхумской епархии. С Анакопией христианские хроникеры связывали также пещеру Симона Канонита, где он якобы жил последние годы жизни и принял мученическую смерть.

В. П. Па чу л и а, Абхазия, Историко-культурный очерк, Сухуми, 1976, с. 101.

© Copyright: Ольга Лютых-Грицаенко. 2012
Свидетельство о публикации №112120805339

Рекомендуем ознакомится: http://www.stihi.ru