История государства и права

  • Становление североамериканской государственности
    • Государственно-политическое становление колоний
    • Предпосылки революции
    • Конфликт с Англией
    • Война за независимость
    • «Декларация независимости»
  • Формирование конституции Соединенных Штатов Америки
    • «Статьи Конфедерации»
    • Создание федеративной конституция
    • Конституция 1787 г. Общие принципы
    • Организация власти и управления
    • Федерализм
    • Билль о правах
  • Развитие государственно-политической системы США в конце XVIII – XIX вв.
    • Развитие федерации
    • Совершенствование конституции
    • Новый статус Верховного суда
    • Формирование федеральной администрации
    • Конгресс
    • Оформление политических
  • Формирование судебно-правовой системы США
    • Становление американского права
    • Судоустройство. Закон 1789 г.
    • Суды штатов. Народная юстиция
    • Земельное законодательство
  • Абсолютная монархия во Франции
    • Сословный строй
    • Королевская власть
    • Центральная аминистрация
    • Финансы
    • Местное управление
    • Судебная система
    • Кризис монархии. Попытки реформ
    • Доктрина «общественного» государства
  • Становление конституционного строя; утверждение Республики
    • Предпосылки революции
    • Учредительное собрание
    • «Декларация прав человека и гражданина»
    • Конституция 1791 года
    • Территориальное управление
    • Падение монархии и установление республики
  • Государственно-политическая эволюция Первой Республики
    • Конституирование республики
    • Конституция 1793 года
    • Революционная диктатура
    • «Великий террор»
    • Восстановление республики Конституция 1795 г.
  • Формирование нового права
    • Социальное и гражданское законодательство
    • Аграрное законодательство
    • Уголовное законодательство
  • Государственно-политический строй Франции периода Первой империи
    • Режим Консульства
    • Установление монархии
    • Центральная администрация
    • Местное управление
    • Государственные финансы
    • «Новый режим» и цезаризм
  • Эволюция государственного строя Франции в 1814 – 1870 гг.
    • Реставрация «легитимной» монархии
    • «Июльская» монархия
    • Революция 1848 г. Вторая Республика
    • Восстановление Империи
  • Государственно-политический строй Франции периода Третьей республики
    • Падение монархии и установление III Республики
    • Мятеж Парижской коммуны
    • Конституция 1875 года
    • Политическая система
  • Создание новой юстиции
    • Реорганизация суда в период Революции XVIII в.
    • Общие начала реформы
    • Организация юстиции
    • Административная юстиция
  • Гражданский кодекс 1804 года
    • Разработка кодекса
    • Система и доктрина кодекса
    • Гражданство и правоспособность
    • Вещные права
    • Обязательственное право
    • Семейное право
  • Уголовный кодекс 1810 года
    • Разработка кодекса
    • Система и общие принципы
    • Классификация преступлений
    • Виды и цель наказания
  • Монархия «просвещенного абсолютизма» в странах Европы
    • Доктрина «законной монархии»
    • Реформы в Пруссии
    • Реформы в Австрии
    • Страны Северной Европы
    • Страны Южной Европы
  • Развитие права в период «просвещенного абсолютизма»
    • Кодификация и обновление права
    • «Терезиана»
    • «Йозефина»
    • Тосканское уголовное уложение
  • Прусское земское уложение
    • Разработка уложения
    • Система и доктрина уложения
    • Сословно-правовой строй
    • Право собственности
    • Обязательственное право
    • Брачно-семейное право
  • Всеобщее гражданское уложение Австрии
    • Разработка уложения
    • Система и общие принципы
    • Вещное право
    • Обязательственное право
    • Брачно-семейное право
  • Конституционное развитие Германии в первой половине XIX в.
    • Ликвидация империя и создание Германского союза
    • Становление конституционных монархий
    • Революция 1848 года
    • Общегерманская конституция 1849 года
    • Конституция Пруссии 1850 года
  • Образование Второй Германской империи
    • Объединение Германии
    • Конституция 1871 года
    • Государственность автономий
    • Развитие общегосударственной администрации
    • Политические партии
  • Германское гражданское уложение 1896 г.
    • Разработка общегерманского свода частного права
    • Система и общая доктрина уложения
    • Правоспособность. Статус лиц
    • Вещное право
    • Обязательственное право
    • Брачно-семейное право
  • Реформы в государственном и правовом строе Османской империи в период танзимата
    • Предпосылки преобразований
    • Политические и правовые принципы реформ
    • Административные преобразования
    • Военные реформы
    • Судебно-правовые реформы
    • Конституция 1876 года
  • Формирование нового японского государства
    • Переворот Мэндзи
    • Административные и социально-правовые реформы
    • Образование политических партий
    • Конституция 1889 года
    • Правительственная власть и центральная администрация
  • Образование новых государств в бывшей Испанской Америке
    • Административное устройство испанской колониальной империи
    • Война за независимость колоний и образование национальных государств
    • Эволюция государственно-политического строя в XIX в.
  • Образование и развитие Бразильского государства
    • Колониальное управление
    • Провозглашение независимости. Конституционная монархия
    • Установление республики. Конституция 1891 года
  • Развитие правового регулирования гражданских свобод
    • Свобода человека и право
    • Свобода вероисповедания
    • Свобода печати
    • Личные свободы
  • Развитие правового регулирования коммерческих отношений
    • Торговля и финансы
    • Вексельное право
    • Организация предпринимательства
    • Становление права промышленной собственности
    • Развитие страхования

Административное устройство испанской колониальной империи

С эпохой Средневековья полностью завершился исторический процесс первичного образования государств у большинства народов, Старого Света – Европы, Азии, Северной Африки. Для народов Нового Света – Северной, Центральной и Южной Америк – этот процесс развернулся только в Новое время.

Собственные протогосударства, возникшие у индейских народов ацтеков, майя и инков к XIII – XV вв. были полностью разрушены в ходе европейской колонизации, последовавшей за т. н. «открытием Америки» (1492 г.); частью эти ранние государства и не были способны сформировать органично развивающиеся государственно-политические сообщества в силу сложившихся особенностей культуры и, главным образом, религии индейских союзов племен, формирование новой государственности в Америке (также, как и на севере) было взаимосвязано с распадом колониальных систем – Испании, Португалии. И эта взаимосвязь непосредственным образом предопределила пути становления и самые политические формы образования новых государств.

Колониальная империя Испании, сложившаяся к XVII – XVIII вв. в результате экспансионистской морской политики испанской монархии, была в тот период крупнейшей в мире. Ее главнейшей частью (помимо африканских владений) были земли Центральной и Южной Америки.

Военное завоевание Испанией и последующая колонизация Америки начались сразу за открытием этих земель европейцами – в конце XV – начале XVI в. Первоначально завоевание коснулось островов Вест-Индии, в первой половине XVI в. – Мексики и Центральной Америки. Во второй половине XVI в. началась колонизация области Ла Платы (будущая Аргентина), затем и побережья Тихого океана. Местное индейское население было частью истреблено, частью превращено в полурабов. С XV в. индейцы с 14 до 70 лет были обложены податью (собиравшейся поквартально) золотом или хлопком; не выполнявшие разверстку привлекались к принудительному труду в колониальных хозяйствах или на общественных работах.

В политико-административном отношении первоначально колониальная система основывалась на договорах с конквистадорами (руководителями военно-экспедиционных отрядов). С 1519 – 1520 гг. все открытые и будущие земли были объявлены собственностью испанской короны и пребывающими под ее прямым управлением.

Социально-правовая организация колоний воспроизвела феодальную иерархию. Испанским поселенцам земля давалась на правах феодального пожалования – энкомиендо; с 1536 г. пожалования были признаны наследственными на два поколения, с 1629 г. – на три, с XVIII в. – на четыре. Индейское население пообщинно пребывало в полурабской зависимости от энкомиендерос. С XVI в. одновременно государство стало налагать ограничения на превращения индейцев в полных рабов, с XVIII в. личная зависимость была вытеснена зависимостью из долговых отношений (пеонаж), которая, впрочем, на деле мало чем разнилась с прежним феодальным рабством.

Ко времени завершенного образования колониальной империи испанские владения в политико-административном отношении объединялись в вице-королевства или в т. н. капитанства, между которыми не было четкой соподчиненности. Первыми вице-королевствами были Новая Испания (1534), включившая Мексику, Вест-Индию и Центральную Америку, а также южные земли североамериканского континента, и Перу (1544), объединившее области исторического Перу и Чили. Позднее сложились Новая Гранада (1718 – 1739), в составе которой были Колумбия, Венесуэла, Эквадор и Ла-Плата (1776), включившая земли Аргентины, Уругвая, Парагвая, Боливии. А из состава первых и частью новых выделились 5 генерал-капитанств: Гватемала. Куба, Пуэрто-Рико, Чили, Венесуэла.

Верховная государственная власть над американскими владениями принадлежала испанскому монарху. Центральными координационными, правительственными и судебными органами, которые осуществляли собственно руководство администрацией вице-королевств и капитанств, были Торговая палата в Мадриде (1503), а затем Высший королевский совет по делам обеих Индий (1524 – 1834 гг.). Совет готовил административные назначения в колонии, руководил деятельностью церкви, финансовой системой, издавал законодательные акты по всем вопросам жизни и управления (за столетия таких набралось свыше 400 тыс.).

В самих колониях высшая власть принадлежала вице-королям. Вице-король обладал полномочиями наместника монарха. Его назначали по представлению Совета на 4 – 6 лет. Вице-король мог издавать акты, имевшие силу закона для своих земель, располагал вооруженной силой, назначал администрацию. В обособленных землях аналогичными правами располагали генерал-капитаны, однако их назначал напрямую Совет и собственно статус был несколько ниже.

Высшим правительственным учреждением в вице-королевстве или генерал-капитанстве была аудиенсия (палата). Полномочия аудиенсии были одновременно и административными, и судебными, и законосовещательными. Составляли палату испанские чиновники и церковные советники. Первая аудиенсия была создана в 1511 г. затем они получили регулярную организацию.

Ввиду обширности земель прямого управления, каждая дополнительно подразделялась на провинции. Во главе их стояли губернаторы, назначавшиеся вице-королями или капитанами. Губернаторы обладали военными, судебными и административными полномочиями. Главной же их задачей было обеспечение финансовых поступлений в казну, для чего при них состояли особые чиновники – алькальды, коррехидоры, номинально назначавшиеся аудиенсиями.

В XVIII в. дополнительно колонии были подразделены на финансовые интендантства (по образцу Франции и Испании правления Бурбонов). В самом низу система колониальной администрации опиралась на самоорганизованные индейские общины во главе с традиционными вождями (касиками), власть которых существенно усилилась в опоре на организационные и финансовые функции, возложенные колониальной администрацией.

Особой частью колониальной администрации были военные гарнизоны во главе с капитанами, которые подчинялись только вице-королям. Самостоятельную роль играло и церковное управление. На основании папского постановления 1493 г. право патроната над церковью в колониях и назначения на епископские должности было закреплено за испанскими монархами. Помимо социально-культурных функций, на католическую церковь были возложены тем самым общие административные и судебные полномочия, нередко способствовавшие развертыванию подлинного террора в отношении индейского населения – особенно, после учреждения в сер. XVI в. в колониях трибуналов святой инквизиции.

В городах сложилось подобие испанского самоуправления. Местные жители имели полномочия образовывать городские советы (кабильдо), избирать городских советников-рехидоров, а также отдельных специализированных должностных лиц. Таких советов (как и городов) было немного – всего до 250.

Однако именно они стали опорой и организационной формой для политического самоопределения местной знати, помещиков и промышленников (поскольку все должности в собственно судебно-административном и военном аппарате замещались только приезжими из Испании), которые составляли наиболее активное, но в политическом и правовом отношениях приниженное сравнительно с испанской знатью сословие новосформировавшегося к XVIII в. южноамериканского общества.

Это общество стало к тому же распадаться на различавшиеся нации – применительно к административным границам колоний, несмотря на то, что к XVIII в. испанский язык стал господствующим для населения всех слоев, а индейцы ассимилировались с завоевателями.

Рекомендуем ознакомится: http://isfic.info