Я не имею в себе ничего необычного.

Если вы станете рассматривать это как необычное,

То соскользнете в обитель полных радости демонов

И будете вовлечены во все виды ложных взглядов.

(Чиа Шан, выдающийся учитель дзен-буддизма)

С древнейших времен во всех уголках мира они назывались по-разному, но выполняли одну и ту же миссию. Шаманы, колдуны, знахари, жрецы во все времена врачевали не только телесные, но и душевные болезни людей. Их функции в обществе не ограничивались лишь целительством. Шаманам приходилось решать всевозможные проблемы, возникавшие в племени. Знахарь должен был одновременно исполнять обязанности врача, метеоролога, агронома, психолога, политика, семейного консультанта и др.

Современному цивилизованному человеку не так легко понять принципы той практики, к которой постоянно прибегали и прибегают колдуны и шаманы. Однако порой и люди, всю жизнь не верившие в мистику и прочие чудеса, отчаявшись (например, при серьезной болезни), обращаются за помощью к врачам, практикующим методы нетрадиционной медицины, по сути, к тем же знахарям и магам.

Большинство ученых и врачей не могут научно объяснить многие методы лечения, применяемые шаманами, колдунами и т. д. И действительно, многие болезни, с которыми не справляется современная медицина, не без успеха лечат «дремучие» знахари. Например, индейские шаманы, или, как их называют соплеменники, бруджо, умеют лечить такую страшную болезнь, как проказа, в то время как врачи могут лишь приостановить ее развитие. А в Индии индуистские жрецы излечивают серьезные душевные болезни людей.

Многих пациентов привозят родственники в тех случаях, когда современная медицина уже ничем не может им помочь. Излечение проходит необычным способом, иногда занимает значительное время (до 2 лет), но главное: люди после такой нетрадиционной терапии возвращаются к нормальной жизни, болезнь оставляет их.

Во многих уголках земного шара шаманы и знахари остаются единственными докторами для своих соплеменников. Именно к ним в первую очередь обращается местное население, традиционно веря в их чудодейственные средства. Работники Красного Креста потратили немало сил и времени, чтобы убедить жителей африканских и амазонских джунглей, а также островов Океании, Полинезии и Австралии принимать помощь от «белых знахарей», то есть врачей. Но надо отметить, что порой «суеверие» берет верх, и местный житель погибает от неизвестной болезни, абсолютно уверенный, что на него навели порчу. И современная медицина здесь бессильна, ведь пациент верит в силу магии.

Так, например, австралийские аборигены посредством магических обрядов вершат справедливый суд над членом племени, который совершил преступление. Колдун проводит особый ритуал над преступником, и сила его внушения такова, что приговоренный человек умирает точно в тот срок, который определил шаман.

Европейцы разными способами пробовали спасти таких приговоренных к смерти соплеменниками людей, но не добились успеха. Смерть приходила за ними в тот час, который назначал колдун. Человек просто переставал есть, пить, спать, он сидел безучастный ко всему и ни на что не реагировал. Потом у него начиналась агония, и он умирал. Удивительно, но даже сильнейшее снотворное, вколотое одному такому приговоренному, не изменило ситуации. Препарат просто не подействовал на пациента и никак не повлиял на его состояние. Человек умер через срок, определенный колдуном.

Однако не стоит считать подобную «казнь» через магическое воздействие жестокостью. Ведь мы, представители цивилизованного общества, поступаем со своими преступниками порой гораздо более жестоко, в то время как шаман и пальцем не касается виновного. Как считают антропологи, человек умирает, потому что осознает свою вину и знает, что заслуживает кары. Да, шаман действительно программирует своими магическими приемами преступника на смерть, но последний сам помогает ему в этом, поскольку он убежден, что должен расстаться с жизнью.

Такими методами шаманы и колдуны не только поддерживают собственный авторитет, но и заботятся о благополучии своих соплеменников. Ведь преступник, почувствовавший свою безнаказанность, – это опасность для всего местного сообщества. Хотя, конечно, и среди шаманов встречаются люди, которые используют свою власть исключительно для собственной выгоды. Такие индивиды есть как в примитивном, так и в цивилизованном обществе, поскольку человеческая природа по сути своей одинакова.

Гарри Райт в своей книге « Свидетель колдовства» рассказывает об удивительном случае, очевидцем которого он был. Путешествуя по Конго, он оказался в деревне, где попал на совет племени. Причина оказалась серьезной – бы ло совершено преступление. Кто-то из юношей изнасиловал восьмилетнюю девочку, однако никто не признался в содеянном. Тогда за дело взялась колдунья. С помощью магических приемов она быстро нашла преступника. Юноша понял, что участь его решена. Приговор был суровый – смерть. Колдунья провела над ним короткий обряд и объявила всему племени, что через 3 дня он умрет. Так и случилось.

Но чаще знахарям все же приходится не отнимать, а спасать жизни своих соплеменников. Имеется немало свидетельств того, что шаманы и колдуны возвращали людей буквально с того света. Причем такие случаи были и с европейцами. Так, исследователь жизни первобытных народов Патрик Патнэм оказался на грани смерти после встречи с диким слоном, который серьезно ранил его. Пигмеи нашли его в джунглях и принесли в деревню. Местный колдун месяц боролся за его жизнь. По истечении этого срока путешественник был способен продолжить свой путь. Когда он прошел медицинский осмотр в американской клинике, врачи были поражены, что он выжил после таких ран и даже не остался инвалидом.

Тибетскими монахами до сих пор бережно сохраняются древние знания, в том числе и способы диагностики и лечения болезней. Так, например, лама-целитель может по радужной оболочке глаза определить, чем болен или может заболеть пациент.

Аналогичный случай произошел в 1971 году с советским геологом К. В. Пушновым во время одной из его экспедиций. Тогда разыгралась непогода, сильнейший ливень шел почти 3 дня, небольшие реки вышли из берегов. Ночью берег, на котором расположилась экспедиция, обвалился, и палатку геолога и его самого смыло в бурлящий поток.

Несколько часов Пушнова нес и швырял о камни дикий ледяной поток. Но худшее оказалось впереди. Почти под утро на него упало огромное старое дерево, сломанное ветром и бушующей водой. Геолог получил тяжелейшую травму головы, а также переломы ребер, ключицы и ноги в двух местах.

Очнулся он в небольшом поселке хантов. Как он оказался там, он не помнил, поскольку все время находился без сознания. Шаман лечил пострадавшего геолога 3 месяца, и его труды увенчались успехом.

Впоследствии лекарь сказал ему: «Твой дух уже покинул тебя, когда я взялся за лечение. Мне пришлось призывать его обратно в твое тело, и он все же вернулся».

Охотники, нашедшие раненого, позднее подтвердили, что жизнь действительно покинула его, когда они подходили к селению. Но они все же решили отнести тело к шаману, веря в его необычные силы. Удивительно, но тот смог вернуть геолога к жизни и, более того, исцелил все раны и переломы на его теле.

Все это время Пушнова искали в тайге его товарищи. Они уже не надеялись найти его живым и очень удивились и обрадовались, когда увидели его не только живым, но и здоровым. И снова врачи были удивлены, когда обследовали в больнице вернувшегося геолога. Один из врачей, рассматривая снимки черепа Пушнова, признался: «Если бы я собственными глазами не видел вас перед собой, я бы ни за что не поверил, что после такой травмы можно выжить и даже остаться нормальным. Этот шаман совершил настоящее чудо!»

Однако удивительное находится порой рядом с нами, и, чтобы убедиться в этом, не надо забираться в глубь африканских джунглей или тайги. И в России, причем не только в маленьких отдаленных поселках, но и в больших городах, живут люди, способные лечить болезни методами нетрадиционной медицины. Конечно, читатель наверняка наслышан и о мошенниках, и о шарлатанах, наживающихся за счет доверчивых пациентов. Да, такие люди существовали во все времена, существуют и сейчас, но наравне с ними есть и другие – те, которые помогают страждущим и делают это бескорыстно. Они понимают, что дар, данный им Богом, – это не их личное достижение и они призваны отдавать другим знание и силы.

У бурятов шаман назы вается – « бо», у ненцев – « тадибей», у тюркоязычных народов Сибири – « кам» (именно отсюда происходит слово « камлать»), у юкагиров – « альма», у якутов – « ойуун».

Нередко такие одаренные люди отступали от этой заповеди – кто-то в силу жизненных обстоятельств, кто-то поддавшись слабости, а кто-то по причине корысти и алчности. Итог, как правило, оказывался одним и тем же – дар исчезал навсегда. И тогда уже бывшему одаренному приходилось переходить в разряд «истинных» мошенников или, оставаясь не у дел, постигать истины бытия. Как сказал мудрый Ницше: «Вы не должны ничего хотеть свыше сил своих: дурная лживость присуща тем, кто хочет свыше сил своих. Особенно когда они хотят великих вещей! Ибо они возбуждают недоверие к великим вещам…»

История знает немало необычных и одаренных особыми способностями людей. Все их биографии схожи в одном: свои необычные способности они получили благодаря вмешательству в их жизнь чего-то, что пока не поддается объяснению.

Их жизнь была трудной, полной испытаний и невзгод, но, зная свое призвание, они не отступали и не сворачивали со своего пути. И нередко всем им приходилось сталкиваться с неверием.

Да, порой невежество людей не имеет границ, и особенно печально наблюдать духовное невежество. Если мы что-то не можем взять в руки, потрогать, разобрать по винтикам или хотя бы рассмотреть в микроскоп, нам легче всего определить это что-то как несуществующее в природе. Магия, алхимия, астрология – все эти науки существовали тысячелетиями. Так почему же сейчас мы считаем их ложными науками? Как могут быть ложью знания, которые по крупицам накапливались многие и многие века? Знания, которые передавались из поколения в поколение, оттачивались и совершенствовались посвященными людьми?

Жрецы Древнего Египта и Индии тысячелетия назад в совершенстве знали карту звездного неба и движения светил. Они знали даже точное расстояние от Земли до других планет Солнечной системы и самого Солнца. Они имели представление об атоме и даже более мелких частицах, из которых состоит материя. Такими же знаниями обладали и жрецы майя и инков. Собственно говоря, жрецы интересовались не только космосом, их знания были довольно обширными. Так, жрецы майя много веков назад составили календарь, превосходивший по точности европейский. Они предсказывали погоду и природные катаклизмы. Вновь возвращаясь к космическим явлениям, можно сказать, что древние жрецы были прекрасно осведомлены о причинах таких явлений, как солнечные и лунные затмения. Так, египетские жрецы не без успеха использовали эти космические явления в своих целях, обращая невежество простых сограждан себе на пользу.

Кстати, именно жрецы в древности выполняли и обязанности целителей. Удивительно, но в Мексике археологами были найдены черепа людей с зубными протезами. Похоже, роль дантистов также выполняли служители культа.

Древним врачевателям была известна и такая сложная операция, как трепанация черепа. Они умели даже «латать» пробитые головы своих пациентов. Учеными найдены черепа с пластинами из золота, которые, похоже, были поставлены людям еще при их жизни.

В Египте обнаружена мумия женщины с протезом большого пальца ноги. Причем протез был изготовлен достаточно искусно, со знанием анатомических особенностей костей конечности. Как такая операция проводилась в древности, остается загадкой, но протез крепился непосредственно к костям стопы, то есть он не был съемным.

Жрецы Индии и Китая могли заранее определить пол будущего ребенка, причем на довольно раннем сроке беременности. Они обладали огромными познаниями в области лечебных свойств растений и минералов, использовали яды в лечебных целях. Многое из традиционной китайской медицины европейские врачи только сейчас стали брать на вооружение, например иглотерапию и рефлексотерапию – методики, известные уже тысячи лет.

Крупицы тех ценных знаний, которыми обладали ушедшие цивилизации, сохранились и поныне. В разных странах мира их носителями являются особые люди. В большинстве случаев ценные навыки передаются из поколения в поколение.

Иногда посвященные в древние знания люди выбирают себе учеников. Такая практика существует, например, у африканских и американских шаманов, колдунов Океании и Полинезии. Как уже говорилось выше, профессия знахаря или шамана нелегка. В процессе обучения ему предстоят суровые, а порой и жестокие испытания.

Ученик шамана за долгое время обучения совершенствует свои дух, волю и душевные силы. Он проходит испытания голодом, жаждой, учится долгое время обходиться без сна.

Так, например, достаточно суровый отбор проводится на роль ученика нгомбо (знахаря) в Конго. Сначала мальчиков испытывают в хижине с ядовитым дымом. Почти задохнувшихся, их периодически выносят из хижины, но едва они приходят в чувство, как снова вынуждены заходить в нее. Так продолжается в течение 2 часов. Далее следует испытание муравьями. Надо сказать, что африканские муравьи – довольно агрессивные и прожорливые насекомые и их укусы чрезвычайно болезненны. На головы будущим ученикам кладут огромные куски муравейника вместе с муравьями, при этом в руках мальчики должны держать тяжелые камни. Таким образом их руки заняты и они не могут смахивать с себя насекомых. И только через определенное время страшно искусанному кандидату в нгомбо разрешается смыть в реке свирепых муравьев.

Собственно говоря, и после того как ученик станет полноправным знахарем, его жизнь не станет легче и спокойнее. Все существование шамана полно напряжения и риска, неведомого другим соплеменникам. Ведь практически каждый день ему приходится подтверждать свою «квалификацию» в глазах сородичей. Если долго не идет дождь, то племя требует от колдуна предпринять что-нибудь для изменения ситуации. Если вдруг в селении начинают один за другим болеть дети, то ответственность за прекращение эпидемии тоже несет шаман. Именно он выбирает и наиболее благоприятный день для начала военных действий или посевных работ.

На острове Ява дукуны (шаманы) играют огромную роль в общественной жизни. Местны е жители любое важное событие в своей жизни согласуют с советом дукуна. Девушка ни за что не выйдет замуж, если не получит одобрение знахаря на брак, ведь она верит в то, что если высшие силы не одобряют этот союз, значит, молодая семья не сможет жить счастливо. Большинство дукунов также ясновидящие и могут предсказывать будущее.

Ему приходится быть и дантистом, и хирургом, и дерматологом, и терапевтом, и психологом. Не всегда практика шаманов бывает удачной, так, например, американские знахари, столкнувшись с новыми, неизвестными им болезнями, которые появились среди местного населения после завоевания Америки европейцами, были бессильны помочь своим сородичам.

Они списывали неизвестные болезни на магию «белых людей». И это неудивительно, ведь и цивилизованные врачи, столкнувшись с новым заболеванием, оказываются в затруднении, пока не накопят достаточно опыта.

Есть шаманы и на территории нашей страны. Они сохранились и до сегодняшних дней, несмотря на усиленную борьбу советской власти с темным суеверием. Шаманы племен, проживающих на территории России, так же, как и их африканские и американские коллеги, были не только служителями культа. Они были врачевателями, предсказателями, ясновидящими и др.

В Индии служители древних культов выбирают учеников очень своеобразно. Им подходит только тот ребенок, родителям и членам семьи которого еще до его рождения сверхъестественными силами были даны особые знаки. Кроме того, ребенок должен обладать определенными особенностями и пройти ряд испытаний. Подчас эти испытания довольно жестоки. Так, например, 3-летнего ребенка приводят в храм, в особый зал, чем-то похожий на «комнату страха», и там оставляют одного. Жрецы пугают малыша, и, если он не проявил страха и не заплакал, его берут в обучение.

Собственно, всех шаманов объединяет то, что они способны вводить себя в состояние экстаза, транса. Жители племени верят, что, погружаясь в транс, шаман обретает способность общаться с духами и путешествовать по иным мирам. Да и само слово «шаман», пришедшее к нам из тунгусского языка, переводится как «человек в трансе».

Почти во всех уголках мира шаманы прибегают к одним и тем же техникам. Это особый ритуальный танец, ритм которого постепенно погружает танцующего в транс, галлюциногенный дым, полученный при сожжении специальных трав и грибов, и соответствующее музыкальное сопровождение. У некоторых народов музыкальным инструментом шамана является бубен.

Разведя ритуальный костер, шаман готовится к проведению ритуала. Он облачается в специальный костюм и надевает множество амулетов и фетишей, лицо чаще всего скрывает под маской, иногда раскрашивает. Вокруг костра собираются соплеменники, которые также принимают участие в ритуале.

Сначала знахарь произносит короткую речь, настраивая этим собравшихся на предстоящее действо. После этого приносятся жертвы духам. Их необходимо расположить к себе, задобрить, чтобы они не противодействовали, а помогали шаману. Далее приходит черед ритуальной пляски. Начинается она, как правило, в медленном темпе, постепенно убыстряясь. Шаман кружится, совершает прыжки, приседает, потряхивает многочисленными амулетами, ритмично бьет в бубен.

Когда шаман начинает входить в транс, ритм его движений убыстряется, усиливаются исступленные выкрики. Все собравшиеся вокруг костра тоже поддаются этому неистовому ритму. Затем шаман приступает к окуриванию соплеменников наркотическим дымом и постепенно вслед за знахарем все присутствующие входят в экстатический галлюциногенный транс. После этого, в зависимости от назначения ритуала, начинается непосредственно сам обряд, который может быть тотемическим, воинским, религиозно-мифологическим, промысловым, лечебным и т. д.

Основной целью любого камлания является вступление шамана в контакт с духами. Соплеменники абсолютно уверены в могуществе своего шамана и его умении общаться с духами неба, земли, воды и т. д. Нередко эти духи вселяются в самого шамана и вещают его языком. Чаще же он получает от них информацию или ведет переговоры, уговаривает их или борется с ними (например, изгоняет из какого-нибудь человека).

По длительности обряд может занимать как несколько часов, так и несколько суток. Все зависит от сложности задачи, поставленной перед шаманом.

Наконец, шаман концентрируется на основной цели обряда и входит в глубокий транс, который проявляется как полуобморочное состояние или полная потеря сознания. Иногда он начинает биться в конвульсиях. Таким образом шаман отправляется в свое мистическое путешествие в Верхний или Нижний мир в зависимости от поставленной цели. Во время этого путешествия он встречает в иных мирах разных мистических существ и, конечно, злых и добрых духов. Получив от них нужную информацию или заручившись их помощью в том или ином деле, знахарь опять возвращается на землю, то есть приходит в себя.

Считается, что шаманы Сибири обладают поистине сверхъестественными способностями: они могут предсказывать и прорицать, предвидеть грядущие события, вселяться в тела животных и птиц, исцелять тяжелобольных и даже оживлять недавно умерших людей. Сами шаманы считают, что таинственный дар дается им свыше. Нередко они получают его по наследству. Происходит это еще в молодости, а чаще всего в детстве. Сила, вселившаяся в шамана, имеет природу духа-покровителя и в основном не имеет формы, как таковой.

Культ вуду широко распространен в Бразилии. Жители этой страны чрезвычайно боятся жрецов вуду, но, тем не менее, часто прибегают к их услугам. Если влюбленный юноша или девушка желает получить взаимность от объекта своих чувств, то чаще всего направляется к жрецу или жрице этого культа. Жрецы вуду помогают людям в финансовых и судебных делах, берутся лечить всевозможные болезни и часто добиваются успеха.

Культура Чукотки и Аляски также немыслима без шаманов и их ритуалов. Особые трансовые обряды проводились, например, перед охотой или сражением. Ангакок (шаман, знахарь) считается носителем древней культуры своего народа. Эти люди проводят культовые и промысловые обряды, отлично знают воинское искусство, им знакомы способы управления погодой, а также методы трансового воздействия на животных и человека. Ангакоки также нередко обладают даром ясновидения и прорицания, они умеют общаться с растениями и животными. В наше время такие шаманы еще есть на Чукотке и Аляске, но их, к сожалению, становится все меньше.

Эскимосы и чукчи верят, что весь мир населен множеством духов, как добрых, так и злых, а общение с ними входит в обязанности шамана. Для достижения любых целей необходимо заручиться поддержкой духов-хозяев, поскольку именно они управляют всеми природными явлениями и объектами. Население этих суровых земель считает, что всем в мире управляет некая могущественная сила – хила, а тот, кто является частью этой силы, может добиться успеха в любом деле. Соплеменники шамана верят, что именно он наделен этой таинственной и могучей силой.

Шаманом на Чукотке и Аляске может стать только выносливый и сильный человек, ведь его костюм с разными погремушками и амулетами весит около 30 кг. В нем шаман должен исполнять ритуальный трансовый танец несколько часов подряд, а порой и несколько дней, если того требует особый случай. Иногда после совершения обряда шаман довольно долго не может пошевелиться, выйти из обморочного состояния. Чаще всего на Чукотке и Аляске шаманы разделяются по своей квалификации: одни, например, исцеляют больных, другие управляют погодой и т. д. Но есть среди них и шаманы-универсалы, которые могут все. В лечебных целях северные шаманы обязательно используют травы, коренья, минералы, заклинания, транс.

На Гаити почитают бога-змея Домбаллу. Гаитяне верят, что он присутствовал при Сотворении мира и отвечает за жизнь и смерть, здоровье и болезни. Поэтому гаитянин при плохом самочувствии стремится в первую очередь умилостивить жертвоприношениями этого бога.

Традиция шаманства была широко распространена и в Корее. Сейчас в этой древней стране сохранились лишь крохи былого искусства. В древности шаманами были не только мужчины (пань-су), но и женщины (му-дан). Иногда это искусство передавалось ближайшим родственникам, но чаще шаман выбирал себе учеников из наиболее талантливой, на его взгляд, молодежи. Молодые люди обучались у опытного шамана приемам общения с духами, заклинаниям, приемам колдовства и лечения, а также осваивали навыки проведения мистических церемоний. Все это являлось привилегией мужчин. Женщины-шаманы чаще всего занимались лечением больных, а также изготовлением защитных амулетов, гаданием и т. д.

Корейцы верили, что человек имеет 3 души: первая умирает вместе с телом, вторая остается на особой табличке, которая хранится в семейном храме, а третья уходит на небо. Местное население верит в разнообразных духов, а также в таинственные особенности гор, которые могут влиять на окружающую местность и даже на людей. Поэтому в случае смерти кого-то из членов племени шаман входит в транс с целью нахождения подходящего холма или горы для проживания или погребения. В современной Корее культура транса сохранилась в медицине, спорте и боевых искусствах.

О мистических способностях африканских шаманов известно во всем мире. В Африке местное население и сегодня верит в силы знахарей и прибегает к их помощи чаще, чем к помощи обычных врачей, так сильны и устойчивы традиции на Черном континенте. Исследователи и путешественники были свидетелями того, что африканские шаманы могли не только предсказывать погоду, но и управлять ею, например вызывать дождь, если случалась засуха. Шаманы использовали свои знания в лечении, диагностике, предсказаниях, гадании, охоте, военном деле. Практика транса применялась практически постоянно, она присутствовала в обрядово-ритуальных и праздничных процедурах, религии, скотоводстве и земледелии, промысловом культе, тотемизме, культе предков и животных, фетишизме, судебных делах, культе богов и местных племенных духов и т. д.

Многое в искусстве африканских шаманов является загадкой для ученых и исследователей. Так, жрец или знахарь мог сказать, где в данную минуту находится тот или иной человек. При этом шаман не только достаточно точно указывал (без карты и знания местности) конкретное местонахождение этого человека, но даже мог сказать, чем тот был занят в данный момент.

Последователи культа вуду – это не только необразованные крестьяне и рабочие острова. Почти вся интеллигенция Гаити, студенты и даже профессора считают эту религию своей, поскольку она объединяет островитян, напоминая им о культурных традициях и корнях. Надо сказать, что президент Гаити признал вуду основной религией острова, и теперь жрецы и колдуны играют важные роли в президентском дворце.

Наибольшим ореолом таинственности и мистики окутаны жрецы вуду. Их боятся и уважают не только в Африке, но и, например, в Америке, на Гаити и некоторых других островах. Жрецы вуду действительно обладают большими познаниями в разных областях. Они владеют гипнозом, могут прорицать, заговаривать, лечить, а могут и наслать порчу или превратить человека в зомби. Для этой цели они готовят особый яд – «порошок зомби» – и с его помощью доводят человека до состояния комы, неотличимой от смерти, а потом через определенное время возвращают его к жизни, буквально вытащив его из могилы. После этого человек теряет свою личность, он не помнит, кто он, перестает испытывать эмоции, разговаривать и становится послушным орудием в руках жреца вуду. Таких людей в Африке называют живыми мертвецами.

На Гаити последователи вудуизма открыто устраивают многолюдные шествия и праздники, посвященные своему культу. Собственно говоря, островом правят черные колдуны. Здесь действительно зло выглядит привлекательнее и сильнее добра, а это страшное искушение. Особым местом для вудуистов считается озеро Сен-Жакоб, которое находится на северной оконечности острова. Жрецы погружаются в озеро, пускают по воде половинку высушенной тыквы с горящими веточками, постепенно впадают в транс и разговаривают с духами.

На Гаити африканские традиции смешались с католицизмом, создав довольно причудливый и зловещий сплав верований. Каждому христианскому святому, догмату или символу в вудуизме соответствует двойник по другую сторону границы добра и зла. В городах и селениях острова сотни домов украшены красными флагами, которые сигнализируют о жилище жреца вуду. Жрецы принимают посетителей от заката и до рассвета, и у них нет недостатка в клиентах.

В домах гаитян висят цветные репродукции Девы Марии с надписью «Эзили Фреда – богиня любви». Святой Петр с ключами от ворот рая здесь превратился в бога Легбу, который указывает дорогу в иные миры. Европейцы, посещающие Гаити, с удивлением наблюдают сцены, которые регулярно происходят у водопада Пресвятой Девы в Мон-Кармеле: стоящие под струями люди вдруг начинают вести себя как одержимые. На острове такое состояние считается завидным, поскольку гаитяне верят, что духи выходят из водопада и попадают прямо в сердца людей.

Жители Гаити порой совмещают обычную профессию с ремеслом колдуна. Они не видят в этом ничего плохого, наоборот, семья и соседи уважают их.

Магия вуду делится на черную и белую. Колдуны чаще всего совмещают в своей профессии эти две ипостаси. К сожалению, на острове черная магия пользуется большим спросом, нежели белая. Ведь белая магия необходима лишь для добрых дел, а их люди, как правило, совершают сами, не прибегая к помощи духов. Другое дело – черная магия вуду.

Как правило, человек, которому суждено было стать шаманом и который стремится побороть в себе тот дар, скры вает свои ощущения, никому не рассказывая о том, что с ним происходит Ведь окружающие могут подумать, что он сошел с ума, и, возможно, даже будут недалеки от истины, но помочь ему, облегчить его состояние не смогут.

Прибегнув к услугам духов, можно даже убивать на расстоянии, во что свято верит каждый местный житель.

Последователи культа вуду регулярно совершают духам и богам жертвоприношения. Чаще всего для этой цели используются птицы и животные. Редко какой обряд обходится без черного петуха, а для более серьезных ритуалов черные жрецы используют более крупных животных, например коз или быков. Органы животных используются колдунами для лечения различных болезней. Однако, как показывает практика, большинство жрецов вуду все же не берется за лечение такой болезни, как СПИД. На это заболевание не действует даже кровь черной курицы.

На Гаити, в отличие от средневековой Европы, не дьявол покупает души людей, а люди покупают благосклонность и помощь дьявола. Если, например, человек заказал себе у дьявола богатство, долголетие, защиту от врагов, то, по условиям «контракта», за эти блага полагается расплачиваться своими детьми и внуками. То есть им предстоит либо погибнуть, либо послушно служить родовому дьяволу. По рассказам Габриэлы Ридле, путешественницы и культуролога, отнюдь не все молодые люди на острове довольны тем, что для них еще до их рождения выбрана стезя колдуна. Некоторые пытаются бороться с судьбой, но чаще всего безуспешно.

Так, например, один молодой колдун (24 года), с которым беседовала Габриэла, узнал о сделке своего деда с дьяволом и очень расстроился: мало того, что это случилось задолго до его рождения, но это еще и разрушило все его жизненные планы. Он мечтал стать инженером по строительству мостов, поехать учиться в Америку. Перспектива стать жрецом вуду его не привлекала: ему не нравилось смотреть, как жертвенным животным отрывают головы или сжигают их живьем, тем более совершать это самому. Насылать болезни и несчастья на людей тоже совершенно не хотелось. Юноша сбежал из родного города, переехал в Порт-о-Пренсе (столица Гаити), где стал протестантом.

Как считал молодой человек, эта церковь, отличающаяся здравым смыслом, сухостью и трезвостью, спасет его от нежеланного будущего. Однако протестантизм не помог ему. Исхудавший, всеми брошенный, полубезумный юноша скитался по Порт-о-Пренсе, не чувствуя голода, испытывая лишь страшную жажду. Будущий колдун пил воду из луж, но жажда становилась час от часу сильней. Он точно знал причину происходящего и понимал, что бессмысленно бежать от своей судьбы. От зла не уйдешь, поскольку условия давнего «контракта» были определенными: либо смерть, либо служение силам зла.

Об этом рассказывают и другие шаманы, независимо от того, где они проживают: на Гаити, в Африке или Сибири. Почувствовав в себе дар, человек уже не может отказаться от него: он вынужден стать шаманом или умереть.

Вот как описывал аналогичную ситуацию Уно Харва, якутский шаман: «Я заболел, когда мне был двадцать один год, и начал видеть глазами и слышать ушами вещи, которые другие не могли ни видеть, ни слышать. Девять лет я боролся с духами, не говоря никому о том, что со мной происходит, поскольку боялся, что мне не поверят или поднимут на смех. В конце концов я стал настолько больным, что был близок к смерти. Тогда я начал шаманить, и очень скоро мое здоровье улучшилось. Но даже сейчас я чувствую себя больным, если долгое время не занимаюсь шаманским ремеслом» (Хольгер Кальвайт. «Когда безумие благословенно: послание шаманизма»).

Так же в конце концов повел себя и гаитянский юноша: он не хотел умирать, поэтому вернулся в семью и согласился исполнить свое предназначение. Став известным жрецом на Гаити, он смирился с обстоятельствами жизни. Впрочем, на «своего» дьявола он не жалуется и благодарен ему за дома, в которых живет, лимузины, в которых ездит, и даже просто за то, что все еще жив. Хотя жизнь его нельзя назвать легкой: иногда он не спит по несколько суток, не выходя из состояния транса. Однако у него очень много клиентов. К нему обращаются даже европейцы и американцы. Так, он помог одному богатому американцу вытащить сына из тюрьмы. Это обошлось отцу в 157 тыс. долларов. Дополнительно ему пришлось приобрести 6 быков для жертвоприношения дьяволу. Бедных животных пришлось сжечь живьем, но результатов не пришлось долго ждать: однажды ночью сын оказался дома, в своей постели.

Гаитяне не видят в этой истории ничего удивительного, для них это обыденность. Они считают, что, в отличие от добра, злу все равно, хорош ты или плох, виновен или нет. Оно абсолютно равнодушно.

Собственно говоря, у каждого народа своя культура и свои верования. Известно, что и в России испокон веков существовали колдуны, как белые, так и черные. И те и другие пользовались спросом, люди обращались к ним с разными проблемами. Их нередко называли травниками, знахарями.

На Гаити принято отмечать День всех святых. Островитяне в этот праздник отправляются на кладбище. Там они приносят жертвы духам и общаются с покойными родственниками. Очень часто жрецы вуду совершают свои ритуалы именно на кладбищах. Местные жители относятся к этому с пониманием и никогда не проявляют излишнего любопытства.

В глубинке и сейчас люди в первую очередь обращаются к местному знахарю, а потом уже к врачу. Раньше, если вдруг заболевала скотина или долго стояла засуха, жители сел и деревень обращались к колдуну. Также к нему шли, если недомогание испытывал кто-то из членов семьи. В любовных делах тоже не гнушались помощью знахаря.

Впрочем, черных колдунов в России побаивались, зная, что они могут и порчу навести, и урожай испортить, и семью разбить, если их вдруг обидеть. Люди верили, что такие колдуны могут превращаться в животных, например в кошку, собаку или свинью. К черным колдунам обращались не только для того, чтобы наслать порчу на соперницу или наказать болезнью врага. Подчас черные колдуны лечили болезнь, если даже от больного отказывались другие знахари. Другое дело, что обряды излечения были необычными, а иногда и пугающими. Нередко они проводились на кладбище или других страшных местах.

Рекомендуем ознакомится: http://www.k2x2.info