Армия России в 18-19 веке

В результате проведения военной реформы была усилена регулярная армия, формировавшаяся на основе регулярных рекрутских наборов. Реорганизация армии началась в 1698 г. когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться из податных сословий, а офицерский корпус – из дворян. Указ от 1705 г. завершил складывание «рекрутчины». В итоге с 1699 г. по 1725 г. было проведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. чел. призванных на пожизненную воинскую службу. К 1708 г. армия была доведена до 52 полков. Новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра поставило 130-тысячную армию из 3 родов войск – пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, ок. 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. в ландмилиции (ополчении) и свыше 105 тыс. в казачьих и иных иррегулярных частях. С 30-х гг. появляется тяжелая кавалерия (кирасиры), которая наносила в бою решающий удар по врагу. Кирасиры вооружались длинными палашами и карабинами, имели защитное снаряжение – металлические кирасы (латы) и каски. Заметную роль играла легкая конница – гусары и уланы.

Комплектование армии в 18 веке

С 1703 года вводится единый принцип комплектования армии солдатами рекрутский набор, который просуществует в Русской Армии вплоть до 1874 года. Рекрутские наборы объявлялись нерегулярно указами царя в зависимости от потребностей армии.

Первоначальное обучение рекрутов производилось непосредственно в полках, но с 1706 года вводится обучение на рекрутских станциях. Срок солдатской службы не определялся (пожизненно). Подлежащий призыву в армию мог выставить себе замену. Увольняли только полностью непригодных к службе. Довольно значительное число солдат получалось в армию из числа солдатских детей, которых всех с малолетства отдавали в школы "кантонистов". Из их числа в подразделения поступали цирюльники, лекари, музыканты, писаря, сапожники, шорники, портные, кузнецы, ковали и др. специалисты.

Унтер-офицерами комплектовали армию за счет производства в унтер-офицерские чины наиболее способных и расторопных солдат. Позднее много унтер-офицеров давали школы кантонистов.

Офицерами армию первоначально комплектовали за деньги (добровольный принцип) из числа иностранных наемников, но после поражения при Нарве 19.11.1700 года Петр I ввел принудительный набор в гвардию солдатами всех молодых дворян, которых после прохождения обучения выпускали в армию офицерами. Гвардейские полки, таким образом, играли и роль учебных офицерских центров. Срок службы офицеров также не определялся. Отказ от офицерской службы влек за собой лишение дворянства. 90% офицеров были грамотные.


С 1736 года срок службы офицеров был ограничен 25 годами. В 1731 году было открыто первое учебное заведение для подготовки офицеров - Кадетский корпус (впрочем, для подготовки офицеров артиллерии и инженерных войск была открыта "Школа пушкарского Приказа" еще в 1701 году). С 1737 года запрещено производить в офицеры неграмотных.

В 1761 году Петр III издает Указ "О вольности дворянства". Дворяне освобождаются от обязательной военной службы. Они по своему усмотрению могут выбирать военную или гражданскую службу. С этого момента комплектование армии офицерами становится чисто добровольным.

В 1766 году издается документ, упорядочивший систему комплектования армии. Это было "Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут и о порядках, какие при наборе исполняться должны". Рекрутская повинность кроме крепостных и государственных крестьян была распространена на купечество, дворовых людей, ясачных, черносошных, духовных, иностранцев, лиц приписанных к казенным заводам. Денежный взнос вместо рекрута разрешалось вносить только мастеровым и купцам. Возраст рекрутов был установлен с 17 до 35 лет, рост не ниже 159см.

Дворяне поступали в полки рядовыми и через 1-3 года получали звания унтер-офицеров, а затем по открытии вакансий (свободных офицерских должностей) получали звания офицеров. При Екатерине II широко расцвели злоупотребления в этой области. Дворяне сразу по рождении записывали своих сыновей в полки рядовыми, получали для них отпуска "для образования" и к 14-16 годам недоросли получали офицерские звания. Качество офицерского состава резко снизилось. Например, на 3.5 тысячи рядовых в Преображенском полку числилось 6 тысяч унтер-офицеров, из коих реально в строю находилось не более 100. С 1770 года при гвардейских полках создали кадетские классы для подготовки офицеров из числа реально служивших молодых дворян.

Павел I после восшествия на престол решительно и жестоко сломал порочную практику липовой службы дворянских детей.

С 1797 года в офицеры можно было производить лишь выпускников кадетских классов и училищ, и унтер-офицеров из дворян, прослуживших не менее трех лет. Унтер-офицеры из недворян могли получить офицерский чин после 12 лет службы.

Для обучения солдат и офицеров были подготовлены многочисленные наставления: «Упреждение в бою», «Для военной битвы правила», был издан «Устав воинский» (1698 г.), обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров в 1698-1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия созданы математическая, навигацкая (морская), артиллерийская, инженерная, иностранных языков и хирургическая школы. В 20-х гг. для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Для обучения воинскому делу практиковалась стажировка дворян за границей. Одновременно правительство отказалось от найма иностранных военных специалистов.

Шло активное строительство военно-морского флота. Флот строился и на юге, и на севере страны. В 1708 г. был спущен первый 28 – пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля (от 50-ти до 96-ти пушечных), 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся из рекрутов (с 1705 г.). Для обучения морскому делу составлялись инструкции: «Артикул корабельный», «Инструкция и артикул, военные Российскому Флоту», «Устав морской» и, наконец, «Регламент адмиралтейский» (1722 г.). В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 году началась подготовка офицерских кадров через гардемаринскую роту.

В 1762 г. был организован Генеральный штаб. В армии создаются постоянные соединения: дивизии и корпуса, которые включали в свой состав все рода войск, и могли самостоятельно решать различные тактические задачи. Главным родом войск была пехота. Она делилась на линейную, которая действовала в колоннах и наносила противнику штыковой удар, легкую – егерскую. Егеря использовались для охвата и обхода противника и прикрытия своих флангов, вооружались нарезными ружьями, кинжалами и ножами. Они сражались в рассыпном строю, вели прицельный огонь. Во 2-ой пол. XVIII в. на вооружение войск поступали более совершенные гладкоствольные ударно-кремневые и нарезные («винтовальные») ружья, которыми вооружались егеря. Создаются новые артиллерийские системы, гаубичные орудия – единороги.

Увеличилась численность и удельный вес в войсках кавалерии. Соотношение пехоты и конницы было примерно таким: один кавполк на два пехотных. Основную массу кавалерии составляли драгуны.

В кон. столетия Балтийский флот имел 320 парусных и гребных судов различных классов, а Черноморский насчитывал 114 боевых кораблей.

Комплектование армии в 19 веке

В первой половине 19 века система комплектования армии не претерпела существенных изменений. В 1802 году был произведен 73-й рекрутский набор из расчета по два рекрута от 500 человек. В зависимости от потребностей армии рекрутский набор может в году не производиться вовсе, а может и по два набора в год. Например, в 1804 году набор был по одному человеку с 500. а в 1806 году по пять человек с 500.

В условиях опасности крупномасштабной войны с Наполеоном правительство прибегло к ранее не применявшемуся способу принудительного набора (сейчас это называется мобилизацией). 30 ноября 1806 года издается манифест "О составлении милиции". Этим манифестом помещики выставляли максимально возможное число своих крепостных, способных носить оружие. Но эти люди оставались во владении помещиков и после роспуска милиции в 1807 году ратники вернулись к помещикам. В милицию было собрано более 612 тыс. человек. Это был первый удачный опыт мобилизации в России.

С 1806 года создаются запасные рекрутские депо, в которых рекруты проходили обучение. В полки они посылались по мере надобности полков в пополнении. Таким образом, удалось обеспечивать постоянную боеспособность полков. Ранее после боев и понесенных потерь полк на длительное время (пока не получит и не обучит новых рекрутов) выбывал из действующей армии.

Плановые рекрутские наборы проводились в ноябре каждого года.

1812 год потребовал провести три рекрутских набора, при этом общее число рекрутов составило 20 человек с 500.

В июле 1812 года правительство проводит вторую в этом веке мобилизацию - манифест "О сборе земского ополчения". Число ратников ополчения составило около 300 тыс. человек. Командовали ратниками или сами помещики, или отставные офицеры. Ряд крупных аристократов из своих крепостных за свой счет сформировали и передали армии несколько полков. Некоторые из этих полков позднее были причислены к армии. Наиболее известны кавалерийский эскадрон В.П.Скаржинского, казачий полк графа М.А.Дмитриева-Мамонова, гусарский полк графа П.И.Салтыкова (позднее Иркутский гусарский полк), батальон Великой Княгини Екатерины Павловны.

Кроме того, существовали особые части, которые в первой половине 19 века не причислялись к армии, но участвовали во всех войнах, которые вела Россия. Это были казаки - казачьи части. Казачество являлось особым способом принудительного принципа комплектования вооруженных сил. Казаки не были крепостными или государственными крестьянами. Они были вольными людьми, но в обмен за свою свободу поставляли стране определенное количество готовых, вооруженных кавалерийских частей. Порядок и способы набора солдат и офицеров казачьи земли определяли сами. Они же за свой счет вооружали и обучали эти части. Казачьи части отличались высокой обученностью, боеспособностью. В мирное время казаки несли пограничную службу в местах своего проживания. Границу они закрывали очень качественно. Система казачества сохранится вплоть до 1917 года.

Комплектование офицерами. К 1801 году для подготовки офицеров имелись три кадетских корпуса, Пажеский корпус, Императорский Военно-Сиротский Дом, Гапаньемский топографический корпус. (Флот, артиллерия, инженерные войска имели свои учебные заведения еще с начала 18 века).

С 1807 года дворянам 16 лет и старше разрешалось поступать в полки на правах унтер-офицеров для обучения на офицеров (именовались юнкерами), или же заканчивать старшие классы кадетских корпусов. В 1810 году был создан учебный Дворянский полк для обучения на офицеров молодых дворян.

После окончания войны и заграничного похода рекрутский набор был проведен только в 1818 году. Не было набора в 1821-23 годах. В это период до нескольких тысяч человек было поставлено в армию за счет отлова бродяг, беглых крепостных, преступников.

В 1817 году расширилась сеть военно-учебных заведений по подготовке офицеров. Офицеров стали готовить Тульское Александровское Дворянское училище, открылся Смоленский кадетский корпус. В 1823 году при Гвардейском корпусе открыли Школу гвардейских подпрапорщиков. Затем подобные школы открыли при штабах армий.

С 1827 года солдатами в армию стали брать евреев. Тогда же был издан новый устав рекрутской повинности.

С 1831 года рекрутская повинность была распространена и на детей священников, не пошедших по духовной линии (т.е. не ставших учиться в духовных семинариях).

Новый Рекрутский Устав значительно упорядочил систему набора рекрутов. По этому уставу все податные сословия (категории населения, обязанные платить налоги) были переписаны и разбиты на тысячные участки (территория, на которой проживает тысяча человек податного сословия). Рекрутов теперь брали упорядочено с участков. Некоторые состоятельные сословия освобождались от выставления рекрута, но платили по тысяче рублей вместо рекрута. Ряд районов страны были освобождены от рекрутской повинности. Например, области казачьих войск, Архангельская губерния, полоса в сто верст вдоль границ с Австрией и Пруссией. Были определены сроки набора рекрутов с 1 ноября по 31 декабря. Особо были оговорены требования к росту (2 аршина 3 вершка), возрасту (от20 до 35 лет), состоянию здоровья.

В 1833 году стали практиковаться вместо всеобщих рекрутских наборов частные, т.е. набор рекрутов не со всей территории равномерно, а с отдельных губерний. В 1834 году была введена система бессрочных отпусков для солдат. После 20 лет службы солдат мог быть уволен в бессрочный отпуск, но при необходимости (обычно в случае войны) мог быть взят в армию вновь. В 1851 году срок обязательной службы для солдат был установлен в 15 лет. Офицерам также разрешили бессрочный отпуск после 8 лет службы в обер-офицерских чинах или 3 лет в штаб-офицерских чинах. В 1854 году рекрутский набор был разделен на три вида: обыкновенный (возраст 22-35, рост не менее 2 аршина 4 вершка), усиленный (возраст не определяется, рост не ниже 2 аршин 3.5 вершка), чрезвычайный (рост не ниже 2 аршина 3 вершка). Довольно значительный приток в армию качественных солдат давали так называемые "кантонисты", т.е. дети солдат, которых с малолетства отправляли учиться в школы кантонистов. В 1827 году школы кантонистов были преобразованы в полуроты, роты и батальоны кантонистов. В них кантонисты обучались грамоте, военному делу, а по достижении призывного возраста отправлялись в армию на должности музыкантов, сапожников, фельдшеров, портных, писарей, ружейных мастеров, цирюльников, казначеев. Значительная часть кантонистов отправлялись в учебные карабинерные полки и после их окончания становились превосходными унтер-офицерами. Авторитет школ военных кантонистов стал столь высок, что в них нередко поступали и дети неимущих дворян и обер-офицеров.

После 1827 года основная масса унтер-офицеров комплектовалась из учебных карабинерных полков, т.е. качество унтер-офицерского состава неуклонно повышалось. Дело дошло до того, что лучшие из унтер-офицеров направлялись в офицерские училища, Дворянский полк, кадетские корпуса преподавателями строевой и физической подготовки, стрелкового дела. В 1830 году для подготовки офицеров было открыто еще 6 кадетских корпусов. В 1832 году для получения офицерами высшего образования была открыта Военная Академия (офицеры артиллерии и инженерных войск получали высшее военное образование в своих двух академиях, открытых намного раньше). В 1854 году было разрешено принимать молодых дворян в полки в качестве вольноопределяющихся (на правах юнкеров), которые после обучения непосредственно в полку получали офицерские звания. Этот порядок был установлен лишь для военного времени.

В 1859 году было разрешено отпускать солдат в бессрочный отпуск (то, что теперь называется "уволить в запас") после 12лет службы.

В 1856 году была ликвидирована система военных кантонистов. Дети солдат были освобождены от ранее обязательного для них военного будущего. С 1863 года возраст рекрутов был ограничен 30 годами. С 1871 года была введена система сверхсрочнослужащих. Т.е. унтер-офицер после окончания обязательного срока службы 15 лет мог остаться служить сверх этого срока, за что получал ряд льгот, повышенное денежное содержание.

В 1874 году отменяется рекрутская обязанность, просуществовавшая почти два века. Вводится новый способ набора армии - всеобщая воинская обязанность.

Призыву в армию подлежали все молодые мужчины, которым к 1 января исполнилось 20 лет. Призыв начинался в ноябре каждого года. От солдатской службы освобождались священники, медики и давалась отсрочка до28 лет лицам, проходящим обучение в учебных заведениях. Количество подлежащих призыву в те годы намного превышало потребности армии и поэтому все, кто не подпадал под освобождение от службы тянули жребий. Шли служить те, кому выпал жребий (примерно один из пяти). Остальные зачислялись в ополчение и подлежали призыву в военное время или при необходимости. Они состояли в ополчении до 40 лет.

Срок солдатской службы был установлен в 6 лет плюс 9 лет в запасе (могли призвать по необходимости или в военное время). В Туркестане, Забайкалье и на Дальнем Востоке срок службы был 7 лет, плюс три года в запасе. К 1881 году срок действительной солдатской службы был снижен до 5 лет. Вольноопределяющимися можно было поступать в полк с 17 лет.

С 1868 года развертывается сеть юнкерских училищ. Кадетские корпуса преобразовываются в военные гимназии и прогимназии. Они теряют право производить своих выпускников в офицеры и становятся подготовительными учебными заведениями, готовящими молодых людей к поступлению в юнкерские училища. Позднее их вновь переименовали в кадетские корпуса, но статуса не изменили. К 1881 году все вновь поступающие в войска офицеры имеют военное образование.

Военная реформа 1874 г. была призвана сократить численность армии и вместе с тем поднять ее боеспособность. 1 января 1874 г. была установлена всеобщая воинская повинность. К службе привлекались все мужчины, достигшие возраста 21 года, к какому сословию они бы ни принадлежали. По жребию из призывников отбирали необходимое количество (ок. 20 %), остальных зачисляли в ополчение (на случай войны). Был определен срок службы – 6 лет и после этого 9 лет в запасе (флот 7 лет и 3 года). Освобождались от воинской службы служители религиозного культа, врачи, учителя, представители народов Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Предоставлялись льготы призывникам, имеющим образование: высшее – 6 месяцев, гимназии – 1,5 года, городские училища – 3 года, начальные школы – 4 года. Это позволило сократить численность кадровой армии в мирное время.

Система высшего военного образования не подвергалась серьезным изменениям. Частично были изменены учебные планы и программы в сторону придания военному обучению более практического характера. Были открыты две новые академии Военно-юридическая и Морская (к концу века имелось всего 6 академий. Количество слушателей в них – 850). Реорганизации подверглась средняя военная школа. Вместо детских корпусов были созданы военные гимназии, которые давали общее среднее образование и готовили к поступлению в военные училища и прогимназии с 4-х летним сроком обучения для подготовки к поступлению в юнкерские училища. Срок обучения в военных училищах был определен в 3 года. Училища готовили офицеров для пехоты и кавалерии, давали знания, необходимые для командования полком. Юнкерские училища предназначались для подготовки офицеров из лиц, не имевших общего среднего образования, из армейских низших чинов, вышедших из дворянских и обер-офицерских семей. Для подготовки технических специалистов создавались специальные школы. В военно-учебные заведения был приоткрыт доступ представителям других сословий, но дворяне в них составляли 75 % учащихся. В 1882 г. военные гимназии ликвидируются и восстанавливаются Кадетские корпуса, как закрытые дворянские учебные заведения.

Вооруженные силы страны делились на постоянные войска (кадровая армия, запас, казачьи полки, «инородческие» части) и ополчение, куда зачислялись, освобожденные от военной службы и отслужившие положенный срок.

Создается Центральнее управление – Военное министерство, куда входили Военный Совет, Канцелярия, Главный штаб. Главное управление: интендантское, артиллерийское, инженерное, медицинское, судебное, учебных заведений и казачьих войск. Территория России делилась на 15 военных округов, в которых предусматривался: Командующий, Военный Совет, штаб, управления. Это обеспечило оперативное управление войсками, быстрое развертывание армии.

В 1891 г. на вооружение в армии принимается имевшая высокие боевые качества 5-ти зарядная магазинная (7,62 мм) винтовка С.И. Мосина. Артиллерия вооружается стальными нарезными орудиями, заряжающимися с казенной части. Изобретатель В.С. Бараневский создает 76 мм скорострельную полевую пушку.

Осуществляется переход к броненосному флоту.

Военные реформы 60-70-х гг. имели прогрессивное значение, они повысили боеспособность русской армии, что подтвердила русско-турецкая война, в которой Россия одержала победу.

Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru