История Казахстана отмечает, что казахская народность сложилась на рубеже Х V -Х VI вв. на обширной территории степной, полупустынной и пустынной зон умеренного пояса Евразии. В историко-этнографических исследованиях ряда авторов изложены интересные сведения, рассказывающие об историко-культурных процессах, имевшее место на бескрайних степях казахской земли. Длительный процесс накопления однородных этнических признаков на базе общности народного хозяйственного уклада (кочевое, скотоводческое хозяйство) в сходных условиях среды обитания предшествовал сложению казахского этноса. И поэтому занимает важное место в истории евразийской степи, являясь преемником культурного наследия, выработанного этническими общностями древнего и средневекового Казахстана в процессе их социокультурного развития.

Общие характерные этнические особенности казахской народности прослеживаются в наличии языковой и культурной общности, в частности, в различных элементах традиционно-бытовой культуры. Для казахского этноса присуща общность основных элементов материальной и духовной культуры, быта, обычаев и традиций, элементов процесса производства.

Казахскому этносу, как и другим кочевым этносам, свойственна традиция передачи межпоколенной информации. Отсюда исключительная роль эпического жанра в виде бесчисленных легенд, сказаний, преданий, эпоса, шежире и.т.п.

Характернойчертой культуры казахского этноса является экзогамия на уровне семейно-родственной организации, т.е. исключение родственных браков, запрет инцеста т.е. кровосмешения.

И еще одна особенность, которая выделяет казахский этнос среди других этносов, это – сложная и разветвленнаявнутриэтническаяструктура. Она как бы пронизывает сверху донизу весь социальный организм казахов. Каждое племя дробилось на множество иерархически организованные этнические группы и более мелкие подразделения и ответвления, взаимосвязанные сложной системой общественных отношений.

Казахская семья, являвшаяся маленькой ячейкой родового общества, в то же время несла в себе важнейшую социальную функцию – воспитание молодого поколения в духе почитания традиций, закрепления в его сознании норм и правил поведения.

Почитание предков и следование их традициям, таким образом, закладывалось в семье. Традиционно казахскую семью невозможно представить без аксакала. являющегося главным носителем и хранителем духовных качеств. Он считался наиболее близким к миру прошлого, к предкам, а поэтому пользовался всеобщим уважением как много повидавший, испытавший и больше других познавший член семьи. рода. У казахов, как и других восточных народов, старший по возрасту служил примером для подражания, ибо воплощал в себе этнический идеал человека вообще.

Таким же важнейшим институтом сохранения и передачи традиций являлся род. Родовой коллектив в целом обеспечивал соблюдение общепринятых обычаев, в которых сочетались как общественные, так и личные интересы всех членов рода. Энгельс писал: «Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей или судей, без тюрьмы, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, родом или племенем, или отдельными родами между собой».


В наше время часто говорится о четырех ветвях власти: исполнительная, законодательная, судебная власть и общественного мнения. Такое деление имело место и раньше, если рассматривать Курултай и совет биев как власть законодательную; управление ханами, султанами народом как власть исполнительную, суд биев и казы как судебную власть и властью общественного мнения – позиции жырау и аксакалов. Казахское общество управлялось законом «Жеті ж арғы », сводом правовых норм хана Тауке. В нем были предусмотрены решение различных проблем религиозного, образовательного, нравственного характера и другие вопросы, касающиеся культурно-социальной жизни общества.

Знание своей родословной. истории своего племени, предков до седьмого поколения являлось для каждого казаха обязательным условием осознания своей родовой идентичности, что позволяло сохранить и передавать из поколения в поколение традиции своего народа.

В повседневной жизни принадлежность к тому или иному роду, племени, особенно в процессе общения, определяла социальный статус индивида, его положение в обществе и нередко вплоть до мельчайших деталей регламентировала отношение к нему окружающих, систему взглядов и общения с другими.

Каждое племя имело свой собственный ұ ран. т.е. особый символ этнической принадлежности, в качестве которого обычно фигурировала имя героического предка, а также особую тамгу – знак принадлежности, символ обладания чем-либо. Однако с течением времени эти символы утрачивались, забывалось то, что было когда-то значимым и обязательным. К примеру многочисленный род Найманов. относящийся к Средней Орде, т.е. к среднему жузу. когда-то имел ұ ран « Қаптагай » по имени своего великого предка, жившего в начале Х VII века и тамгу с названием « шөм іш ».

Каждое новое поколение людей, воспринимая и усваивая наследие прошлого и этнически - психологический опыт предков, вносит в него нечто свое, наделяет его новыми оттенками, полнее отвечающими духу времени и потребностям жизни на каждом культурно-историческом этапе.

Важную роль в исторических судьбах казахов играли их взаимоотношения с соседними народами, этнокультурные контакты как с оседлоземледельческими. так и с кочевыми этносами Средней и Центральной Азии, Западной Сибири и Восточной Европы.

Своеобразие социально-экономических, исторических, географических условий жизни и быта народа, кочевой образ жизни, политическая раздробленность, территориальная разобщенность, отсутствие широких торговых связей с другими народами – все это наложило свой отпечаток на развитие материальной и духовной культуры казахов.

Хотя деление это условное. Ибо феномен культуры и ее проявление отражает две стороны целостного действия человека. По традиции, в целях понимания единого культурного мира, каждый из этих аспектов рассматривается по отдельности.

Материальная культура – сфера человеческой деятельности и результаты этой деятельности; совокупность материальных благ, созданных людьми. Материальная культура казахского народа продолжает добрые традиции культуры кочевников, обитавших на этой территории, расцвет которой пришелся в средние века с развитием городской культуры.

Все достижения казахов в материальном производстве есть результат многовекового труда, который является необходимым стержнем развития этнической культуры.

Материальная культура казахского этноса – это показатель роста материального уровня и обеспечения. К ней можно отнести результаты трудовой деятельности казахского общества. Труд и тонкое восприятие окружающего мира искусно вложены в создание характерных для кочевой цивилизации материальных ценностей как: жилище. надгробные памятники, украшения, одежда, продукты потребления (пища), орудия труда. народные ремесла и другие.

Обзор материала, касающегося развития материальной культуры кочевников-казахов обстоятельно изложенного в монографии Н.Шахановой. позволяет сделать вывод, что история изучения традиционной культуры казахского народа берет начало с дореволюционного периода и находит свое отражение в путевых записках, донесениях дипломатов, путешественников, ученых. Этнографические научные труды А.Х.Маргулана. Х.А.Аргынбаева. В.В.Вострова, М.С.Муканова. И.В.Захаровой, У.Д.Ходжаевой явились основой, для исследования Н.Шахановой по описанию жизни казахского народа, материалы которой, безусловно расширяют знания, дополняют бесценными сведениями о развитии и особенностях этнонациональной культуры казахов.

Изучая работы известных казахстанских ученых В.В.Вострова, Х.А.Кауановой. в которых описываются особенности изменений в материальной культуре казахского народа в условиях необозримых степных просторов Казахстана, можно заметить, что ученые приводят неопровержимые сведения, основанные на этнографических документах. Рассказывают о достижениях в сфере материальной культуры, отразившихся на национальном своеобразии казахского жилища, домашнего убранства, одежды и пищи казахов, сложившихся в соответствии с условиями производственной деятельности и образом жизни.

«Эта особенная степная культура, - писал Л,Н.Гумилев. - имела древние традиции и глубокие корни, но известна нам в значительно меньшей степени, чем культура оседлых стран. Причина, конечно, не в том, что тюрки и другие кочевые племена были менее одарены, чем их соседи, а в том, что остатки их материальной культуры – войлок, кожа, дерево и меха – сохраняются хуже…»

Сложившаяся система, образ жизни казахов, выработала у казахов-скотоводов определенную систему пастьбы, приемы и методы, совершенствовавшиеся на протяжении веков и передававшиеся из поколения в поколение. Способствовало проявлению особого отношения к окружающей природе и животному миру, развитию умения обеспечить себя необходимым сырьем и материалом.

Памятники материальной культуры являются результатом народного творчества, его усилий по освоению бескрайних просторов казахской земли, приспособления к природно-климатическим условиям.

  1. Закон об образовании. //Казахстанская правда, 29 мая, - 1991.
  2. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан (1996 г.)
  3. Әбiшев Х. Аспан сыры. - Алматы. Өнер. 1966. - 76 б.
  4. Абай ( Ибраhим Құнанбаев ). Екі томдық шығармалар жиынтығы .Т.2. - Алматы. Жазушы. 1978. - 530 б.
  5. Айталиев А. Поворот к этнокультурным традициям. //Мысль, 1996, N11, с. 75.
  6. Акназаров Х.З. К вопросу о проникновении ислама в Казахстан. //О6щественные науки, вып.3. - Алматы. 1971. - С.103.
  7. Артыкбаев Ж.О. Характер и нравы казахов (этнографические заметки Владимира Фон-Герне ). - Караганда, 1995. - 37 с.
  8. Бабаков В.Г. Аванесов Г.А. Морфология культуры. Структура и динамика. /Учебное пособие для вузов. - М. Наука, 1994. - 415 с.
  9. Балтабаев М.Х. Современная художественная культура Казахстана. - Алматы. Өнер. 1998. - 132 с.
  10. Бартольд В. Ислам. Соч. Т.6. - М. Наука, 1966. - С. 81.
  11. Басенов Т. Прикладное искусство Казахстана. - А-Ата. 1958. с. 7-8.
  12. Башкирские музыкальные инструменты. - Уфа, 1989. - С.12.
  13. Бгажноков Б.Х. Культура общения. // В кн. " Этнознаковые функции культуры". Бромлей Ю. - М. Наука, 1991. - С.78.

Рекомендуем ознакомится: http://www.rusnauka.com