Географическое положение Антарктиды и ледниковый рельеф

Уникальность ландшафтов Антарктиды обусловлена сразу несколькими факторами, и важнейший из них - географическое положение материка. Ведь именно его околополюсное положение делает возможным существование уникального ледяного купола.
Почти вся Антарктида расположена южнее Южного полярного круга (66°33¢ ю.ш.), который отстоит от Южного полюса на 2600 км. Площадь Антарктиды 13 975 тыс. кв.км (вместе с шельфовыми ледниками и присоединёнными ими к материку островами и ледяными куполами, имеющими площадь 1582 тыс. кв.км ). Площадь Антарктиды с материковой отмелью 16 355 тыс. кв.км. В сторону Южной Америки тянется длинный и узкий Антарктический полуостров, северная оконечность которого, мыс Сифре, достигает 63°13' ю. ш. (самая северная точка А.). Центр материка, который получил название "полюс относительной недоступности", расположен приблизительно на 84° ю. ш. и 64° в. д. в 660 км от Южного полюса. Береговая линия длиной свыше 30 тыс. км слабо изрезана и почти на всём протяжении представляет собой ледниковые обрывы (барьеры) высотой до нескольких десятков метров.
Антарктида - одновременно самый южный, единственный околополюсной, самый высокий и самый холодный материк.
В настоящее время в некоторых районах Антарктиды мощность ледникового покрова превышает 5100 м. Средняя высота материкового ледникового покрова без шельфовых ледников равна 2040 м над уровнем моря [2].
Антарктический ледниковый щит является крупнейшим ледниковым щитом планеты и превосходит ближайший по размеру Гренландский ледниковый щит по площади приблизительно в 10 раз. В нём сосредоточено

30 млн. км³ льда, т. е. 90 % всех льдов суши. Ледниковый щит имеет форму купола с увеличением крутизны его поверхности к побережью, где переходит в ледовые уступы или шельфовые ледники - это обусловлено вязко-пластическими свойствами льда, который, растекаясь от центра к периферии, стремится приобрести форму устойчивого равновесия. Средняя толщина слоя льда 2500—2800 м, достигающая максимального значения в некоторых районах Восточной Антарктиды — 4800 м. Накопление льда на ледниковом щите приводит, как и в случае других ледников, к течению льда в зону абляции (разрушения), в качестве которой выступает побережье континента; лёд откалывается в виде айсбергов. Годовой объём абляции оценивается в 2500 км³.
В стране льда — Антарктиде ледниковые формы рельефа представляют, конечно, огромный интерес, особенно древние ледниковые формы. Но в Антарктиде провести резкое разграничение древних и современных ледниковых форм почти невозможно. Антарктида дает много поучительного для изучения современной и древней ледниковой эрозии.
Эрозионное воздействие льда антарктического ледникового покрова на каменное основание материка более чем значительно. Его абсолютное значение благодаря длительному существованию антарктического ледника весьма велико и несравнимо с другими районами покровных оледенений (в том числе древних). В этом проявление одной из своеобразных черт антарктического ледникового покрова и геоморфологии Антарктиды.
В самом ледниковом покрове Антарктиды можно выделить несколько типов ледников, имеющих различное происхождение, рельеф и динамику. В прибрежных районах - это выводные ледники, представляющие собой участки ускоренного течения льда (до 2000 м в год). Выводные ледники продуцируют большое количество айсбергов, насыщенных в нижней части моренным материалом, который в дальнейшем вытаивает и выпадает на морское дно, образуя ледниково-моренные отложения. Крупнейшими выводными ледниками Восточной Антарктиды являются ледники Денмана и Ламберта, в Западной Антарктиде - это ледники Бирдмора, Нимрод, Леверетта и Барн. [7]
Особенностью Антарктиды является большая площадь шельфовых ледников, составляющая

10 % от площади, возвышающейся над уровнем моря; эти ледники являются источниками айсбергов рекордных размеров, значительно превосходящих размеры айсбергов фиордовых ледников Гренландии, так, например, в 2000 г. от шельфового ледника Росса откололся наибольший известный на данный момент (2005 г.) айсберг B-15 площадью свыше 10 000 км². В летний период (зима в южном полушарии) площадь ледникового покрова Антарктиды увеличивается на 3—4 млн. км² за счёт разрастания шельфовых ледников, прежде всего вокруг Антарктического полуострова и в море Росса [20]. Кроме шельфовых ледников обширные ледяные равнины образуют многолетний припай. Свидетелями его вскрытия служат замороженные неподвижные айсберги. Многолетний припай более всего распространен в заливах Амударсена, Зубова, у Берегов Банзаре и Сабрина [16]. Ширина многолетнего припая может достигать 100 километров.
Все три основные структуры ледникового покрова Антарктиды — малоподвижный материковый лед, выводные и шельфовые ледники — обязаны своим происхождением всей совокупности условий, определяющих его существование: питанию, движению льда, тепловому режиму, подледному рельефу и условиям на подстилающей поверхности. Эти крупнейшие структуры образуют макроформы рельефа ледникового покрова — огромные равнины, долины выводных ледников, крупные ледяные купола Западной и Восточной Антарктиды.
Мезоформы рельефа, возникающие на поверхности ледникового покрова, связаны с местными особенностями движения льда, подледным рельефом и местными особенностями питания. Например, поднятия отражают влияние подледных возвышенностей, либо косвенное влияние гор, препятствующих оттоку льда к ледниковому краю. Понижения ниже идеальной эллиптической поверхности наиболее ярко выражены в гигантской депрессии (долина МГГ, -700м.), отражающей понижение каменного основания, способствующего оттоку льда через ледник Ламберта, а также в околополюсной впадине (-1200 м.) Также к мезоформам можно отнести гряды на поверхности малоподвижного материкового льда высотой 10—20 м с поперечником до 20 км, валы на поверхности выводных ледников протяженностью в десятки километров.
Снежно-фирновой покров Антарктиды выстилает (за исключением очень малых участков) поверхность всей Антарктиды. Он является той подстилающей поверхностью, которая в значительной степени определяет суровый климат материка. Метаморфизм снежной и фирновой толщи приводит к образованию ледниковой толщи Антарктиды. Взаимодействие снежной поверхности с радиацией Солнца и воздушной оболочкой создает мезорельеф поверхности.
Микроформы поверхности связаны в основном с влиянием таких внешних агентов, как ветер, осадки, таяние. На мезо- и микрорельеф шельфовых ледников дополнительное влияние оказывают различные динамические воздействия океана — приливно-отливные явления, волнение, цунами и т. п. Ю.
В. М. Котляков [13] различает следующие виды микрорельефа снежной поверхности:
1. Покров рыхлого свежеотложенного снега. Образует поля, полосы или пятна.
2. Свободные аккумулятивные формы на ровных поверхностях в виде пологих бугров и более высоких сугробов. Затем образуются узкие гряды, вытянутые в направлении циклонических ветров (с востоко-юго-востока).
3. Вынужденные аккумулятивные формы образуются на неровной поверхности. К ним относят снежные барханы. Барханы соединяются в невысокие цепи (0,5 м), передвигающиеся в направлении ветра со скоростью до 4 м/час.
Наиболее крупные вынужденные аккумулятивные формы представляют собой надувы. Они образуют полулунные валы, окаймляющие с наветренной стороны нунатаки, айсберги и другие препятствия. Надувы можно рассматривать как микро- или мезоформы. Они достигают в высоту несколько десятков метров. Существуют они постоянно, и поэтому на некоторой глубине от поверхности снег переходит в фирн и в лед.

Эрозионные (коррозионные) формы — заструги — «выстругиваются» ветром из снежного покрова. Заструги представляют собой гряды, вытянутые в направлении господствующих ветров. Почти вся поверхность Антарктиды покрыта застругами. Необычайно широко они распространены в зоне стоковых ветров. Заструги достигают высоты 150 см при длине до 10 м и более (рис. 2). Выдувы представляют собой отрицательные формы. Они образуются с подветренной стороны препятствий, где снег выдувается ветром. На поверхности видны пятна голубого льда.

Кроме того, А. Кручинин выявил 25 форм мезо- и микрорельефа, характерных для шельфовых ледников (трещины (рис.3), валы, бугры и т.п.). [14]

Микрорельеф – важный критерий в при ландшафтном районировании ледяных пустынь.

Рис. 3. Рисунок трещин на леднике Роберта Скотта в Антарктиде отражает поверхностное напряжение льда. Правильные, почти параллельные трещины свидетельствуют об однородном продольном напряжении. Чем сильнее напряжение, тем сложнее рисунок трещин.

Рекомендуем ознакомится: http://antonioracter.narod.ru