Тольятти

Общие сведения и история Тольятти

Тольятти – административный центр Ставропольского района и один из крупнейших городов Самарской области, расположенный прямо напротив живописнейших Жигулевских гор.

Этот левобережный волжский город имел все шансы стать типичным представителем тихих провинциальных «поселений», известных, разве что, его коренным жителям. Однако сегодня Тольятти известен не только в России, но и за ее пределами. И тому есть несколько причин.

Первая – АвтоВАЗ, который, несмотря на множество шуток и подколов, по сей день остается одним из крупнейших автомобильных заводов России и позволяет Тольятти носить гордое название автомобильной столицы.

Вторая – численность населения (согласно статистическим данным Тольятти является самым крупным нестоличным городом России – так называемый город-субмиллионер, в котором на сегодняшний день проживает порядка 720 000 жителей и который имеет все шансы в ближайшем будущем перешагнуть заветную планку).

Третья – талантливые тольяттинцы (преимущественно спортсмены), принесшие городу мировую известность (Алексей Немов, Виталий Гройсман, Илья Брызгалов, Александр Герунов).

И, наконец, четвертая – это богатая история, овеянная множеством тайн и легенд. Приоткроем завесу тайны и начнем знакомство с Городом святого креста (еще одно неофициальное название Тольятти).

Сначала была крепость возведенная Василием Татищевым в 1737 году и получившая название Ставрополь. Вплоть до 20 века Ставрополь представлял собой очень и очень скромное (даже по меркам того времени) поселение с 6000 жителей, одной больницей, двумя гостиницами и 4 ветряными мельницами. А потому решение преобразовать Ставрополь в сельский населенный пункт по причине экономической несостоятельности, принятое в 1924 году, кажется вполне логичным. Право называться горожанами ставропольчане вернули себе лишь спустя 22 года – в 1946.

Свое второе рождение город переживает в начале 1950 — годов, когда Советом Министров СССР было принято решение построить на Волге гидроузел (Жигулевскую ГЭС). Спасая город от погребения под толщами «искусственного» моря, Ставрополь переносят на новое место и дарят ему новую жизнь динамично развивающегося промышленного города. Волжская ГЭС имени Ленина, электротехнический завод, завод «Волгоцеммаш», целый ряд химических предприятий, Волжский автомобильный завод – все это строится в рекордно короткие сроки, привлекая в «новый» волжский город тысячи молодых людей со всей страны.

Спустя всего 20 лет после перенесения на новое место, численность населения увеличилась в 20 раз (12000 жителей – в начале 1950-х годов и 251 000 горожан в 1970 году). Тогда же, в середине 1970-х было принято решение переименовать Ставрополь в Тольятти. Видимо, фамилия итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти показалась тогдашнему руководству страны более благозвучной, чем Ставрополь (в переводе с греческого — «город креста»).

Экология и климат Тольятти

В целом климат Тольятти можно определить как ярко выраженный континентальный. А это значит, что летом здесь жарко (в среднем +21), а зимой – довольно холодно (опять же, в среднем, -11). Благоприятное (смягчающее) влияние оказывает на климат близость Куйбышевского водохранилища и лесные массивы, разделяющие районы города.

Долгое время тольяттинцы (особенно люди старшего поколения) определяли погоду «по Москве» (и, надо сказать, весьма успешно). Например, если в Москве сегодня объявили резкое похолодание, то через 2 дня пора доставать одежду потеплее и жителям автомобильной столицы. Однако в последние 2-3 года эта закономерность все чаще и чаще дает сбои. И погоду как в Тольятти, так и во всей Самарской области, в большинстве случаев определяют южные регионы нашей необъятной родины.

Экологическая обстановка города оставляет желать лучшего. И если раньше главными виновниками здесь были крупнейшие промышленные предприятия, окутывающие город сизой дымкой атмосферных выбросов (особенно страдают жители Центрального района), то сегодня основным источником загрязнения воздуха является транспорт (на долю авто приходится порядка 70% вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу). Согласно статистике, каждый третий тольяттинец является автовладельцем. Наряду с жизненно необходимым кислородом, через легкие тольяттинцев (в большей или меньшей степени – зависит от места проживания) ежедневно проходит пыль, окись углерода, двуокись серы, окислы азота и летучие органические соединения.

Спасает столь бедственное положение внедрение в производство современных очистных сооружений (благодаря им промышленное загрязнение в городе за последние 10 лет уменьшилось в два раза), а также обширные площади зеленых насаждений в черте города и лесные массивы за его пределами.

Население Тольятти

По количеству проживающих в городе людей Тольятти занимает почетное 18-е место в России (718 127 человек). Среди не областных городов он и вовсе стоит на первом месте.

Особо стоит отметить Автозаводский район города, который в Поволжском регионе является самым густонаселенным районом. На его территории проживают более 440 тысяч человек, что составляет более 50 процентов от всего населения города. К примеру, в Центральном районе проживает 157 669 человек, а в Комсомольском и вовсе 120 000. Подобный дисбаланс вызван тем, что именно в Автозаводском районе находится знаменитый на всю Россию «АвтоВАЗ», производящий автомобили «Лада». Большая часть работоспособного населения данного района работает на этом заводе.

Тольятти — это уникальный город. Дело в том, что он является единственным городом в Самарской губернии, в котором на протяжении последних лет фиксируется естественный прирост населения. В 2013 году в Тольятти количество радостных поводов, связанных с рождением ребенка, превысило число траурных мероприятий, связанных с погребением усопших примерно на 1 тысячу.

Основной причиной смерти жителей Тольятти являются болезни системы кровообращения. За минувший год на долу этого недуга пришлось 52,4% летальных исходов. Средний возраст умерших составил 70,5 лет. В 65 лет чаще всего тольяттинцы умирают от злокачественных новообразований (17,2%), а в 42 года наиболее распространенной причиной смерти являются травмы и отравления (10%).

Улица 70 лет Октября в Тольятти

Вопреки расхожему мнению о том, что девочек всегда рождается больше, в прошлом году представителей сильного пола родилось больше. 398 раз родителей ожидал сюрприз в виде двоен, еще 8 семьям пришлось привыкать к тому, что число членов семьи возросло сразу на три человека. Отметим, что по сравнению с предыдущим 2010 годом в 2011 году родилось на одну тройню и на 46 двоен больше.

Из почти 720 000 человек, проживающих в Тольятти, трудоспособными являются 454 666 человек. 112 617 горожан еще не достигли возраста, позволяющего заработать себе деньги на карманные расходы. Оставшиеся 152 172 человека пользуются заслуженным правом на отдых после нескольких десятилетий трудовых подвигов. Точнее сказать, имеют право отдыхать на пенсии, однако нередко продолжают работать даже после достижения пенсионного возраста. А что делать? Ведь размер среднестатистической пенсии оптимизма не внушает.

Что касается гендерного распределения, Тольятти представляет собой классическую картину, весьма распространенную не только в России, но и во всем мире – женщин больше чем мужчин. Согласно последним данным, в городе проживает 387 936 представительниц слабого пола и 331 696 представителей пола сильного.

На сегодняшний день средний возраст тольяттинца составляет 38,4 лет, что несколько ниже, чем данный показатель по Самарской области (40 лет) или по России (39 лет). А потому лозунг «Тольятти — город молодых!», появившийся пару лет назад в местных средствах массовой информации, кажется вполне оправданным.

Следующим по важности фактором, определяющим «лицо» города, является уровень образованности населения. Еще каких-то 20 лет назад почти 85% тольяттинцев могли похвастаться дипломами об окончании средне-специальных или высших учебных заведений. Благо в то время в городе было достаточное количество образовательных учреждений различного уровня.

Как это ни парадоксально, несмотря на то, что сегодня количество школ увеличилось до 123, а ВУЗов стало порядка 20, среднестатистический тольяттинец стал менее образованным. Главная проблема в том, что все ВУЗы сегодня работают на коммерческой основе, а обычный заводчанин с зарплатой 15 тысяч рублей в месяц едва ли сможет позволить себе платить 70 тысяч рублей в год за обучение своего ребенка. Конечно, есть бюджетные места, однако попасть на них необычайно трудно (поможет либо знакомство с нужными людьми, либо 100-бальный результат по ЕГЭ).

Районы и недвижимость Тольятти

До недавнего времени (а именно, 2006 года), город Тольятти включал в себя три крупных района: Автозаводский, Центральный и Комсомольский. Однако летом 2006 года в состав города было решено также ввести ряд близлежащих населенных пунктов. Речь идет о селе Новоматюшкино, поселках городского типа Федоровка и Поволжский, а также поселке Загородный.

Весной 2009 года структура административно-географического разделения Тольятти стала еще «стройнее», после того, как вышеуказанные пригородные населенные пункты вошли в состав трех крупных районов, получив статус микрорайонов.

Несмотря на то, что все три района находятся в пределах досягаемости (поездка из одного в другой занимает от 20 минут до часа в зависимости от выбранного пути), каждый из них имеет свое лицо, свой характер и присущие только ему особенности. Чтобы убедиться в этом, предлагаем совершить виртуальную экскурсию по улицам и закоулкам каждого из них.

Первый в нашем списке Автозаводский район (чаще именуемый тольяттинцами как «Новый город», «Новик» или «Автоград»), административное выделение которого произошло в 1972 году. В состав Автозаводского района входит 26 жилых кварталов, расположенных, так называемым, «квадратно-гнездовым способом», т.е. все улицы пересекаются под прямыми углами. По численности населения Автозаводский район является бесспорным лидером не только в рамках Тольятти, но и на территории всего поволжского региона. На сегодняшний день здесь проживают порядка 442 000 жителей.

Лицо нового города – это заводчане. Молодые люди 25-35 лет, посвятившие свою жизнь российскому автопрому и каждое утро в 7 утра толпящиеся на городских остановках в ожидании заводских маршрутов. Большая часть из них не отягощена высшим образованием, а потому свои заслуженные выходные они предпочитают проводить не в библиотеках, театрах и музеях (коих в Тольятти насчитывается порядка 100), а в городских парках культуры и отдыха или на внутриквартальных аллеях. Главное условие удавшегося вечера – удобная лавочка и пара «баклашек» любимого пива.

В целях «окультуривания» современные «пролетарии» время от времени посещают кинотеатры (благо последнее время их число в городе заметно выросло – отдельные залы есть в каждом крупном торговом центре). Парни и девушки, не обремененные семьей, не прочь отметить конец рабочей недели в ночном клубе (их в городе 17), семейные же пары предпочитают тихий семейный отдых в кафе.

Будучи практически ровесником своих обитателей, Автозаводский район может похвастаться превосходным жилым фондом. Более 1300 1,2 и 3-х комнатных квартир в относительно новых панельных и кирпичных домах ждут своего нового хозяина. Здесь можно найти и жилье эконом-класса на вторичном рынке, где стоимость квадратного метра составляет порядка 35 000 рублей, и приобрести совсем «свежую» квартиру в новостройке, квадратный метр которой колеблется в диапазоне от 40 000 до 50 000 рублей.

Автозаводской район города

Центральный район (или «Старый город» — по аналогии с «новым») расположен непосредственно в центральной части города (отсюда и название). На западе его соседом является Автозаводский район, а на востоке – Комсомольский. Несмотря на такое, казалось бы, территориально выгодное положение, Центральный район существенно меньше Автозаводского. В нем постоянно проживают порядка 158 000 человек. Однако именно его принято считать административным центром города.3

На территории Центрального района расположено здание городской мэрии и Тольяттинской Городской Думы, Тольяттинский краеведческий музей, памятник основателю города В.Н. Татищеву, городской музейный комплекс «Наследие», мемориальный комплекс «Созидателям города» и еще множество интереснейших культурных и архитектурных памятников, повествующих о богатой истории этого волжского города.

Полностью отвечает неофициальному названию района (Старый город) состояние местного жилого фонда. Большая часть зданий здесь была построена еще во времена Сталина и Хрущева и с тех самых пор капитальному ремонту практически не подвергалась. На стоимость жилья, однако, это особо не влияет. Квадратный метр на рынке вторичного жилья стоит в среднем 35 000 рублей, в новостройке – 45 000 — 47 000.

Если в основе проектировки Автозаводского района лежит так называемый «квадратно-гнездовой» метод, то Центральный район построен в соответствии с радиальной системой планировки (в центре – городской парк и центральная площадь ДК Тольятти, от которой в разные концы района расходятся улицы).

Значительную часть Центрального района занимает частный сектор, в котором причудливым образом соседствуют ветхие покосившиеся домишки бабушек-одуванчиков и роскошные комфортабельные коттеджи, охраняемые сворой бойцовских собак.

Традиционно считается, что жители «старого города» более интеллигентны, нежели их соседи из Автограда. Они чаще посещают городские театры, музеи и картинные галереи, нередко бывают в филармонии и временами даже заглядывают в библиотеки (в наш век стремительно развивающихся виртуальных технологий этот культурный объект, к сожалению, имеет все шансы кануть в лету). Вообще у многих создается впечатление, что люди старого города более доброжелательны и отличаются от «новогородских» ровно так же, как жители города на Неве от москвичей.

Настоящим украшением Центрального района является микрорайон Портовый (известный также как Портпоселок или Портгород) – «маленькая Швейцария». Уютно расположившись на живописном волжском берегу, он является настоящим украшением города и традиционно считается одним из самых престижных мест Тольятти. Роскошные многоэтажные коттеджи, утопающие в буйной зелени леса, прекрасная деревянная церковь, построенная на деньги прихожан, конный клуб и отсутствие типовых высотных зданий придают этому месту особое очарование. Настоящий «райский уголок»! Правда, чтобы в полной мере оценить всю прелесть проживания в этой заповедной зоне (Портпоселок, представляя собой памятник социалистической эпохи, претендует на статус историко-архитектурного заповедника) придется раскошелиться. Стоимость сотки земли под строительство коттеджа здесь колеблется в диапазоне от 10 000 до 15 000 долларов.

Вид на Портпоселок. Фото by igormo1973 (https://fotki.yandex.ru/users/igormo1973/)

Комсомольский район (или Комса) – самый маленький из административных районов Тольятти (всего 120 000 жителей). Даже несмотря на то, что в его состав на сегодняшний день входят сразу 4 микрорайона (поселки Жигулевское море и Шлюзовой, а также поселки городского типа Поволжский и Федоровка).

Однако, мал золотник – да дорог. И ценность его, в первую очередь, историческая. Созданный изначально на основе строительных поселков, Комсомольский район сегодня – открытая книга, рассказывающая о масштабном строительстве Волжской ГЭС в середине 20 века. На его территории находятся важные промышленные и исторические объекты. К первым относятся «ТольяттиАзот», «АвтоВАЗагрегат», тольяттинский речной порт, «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», а также ЗАО Мясокомбинат Комсомольский. Вторые представлены Свято-Тихоновским храмом и Благовещенским скитом, возведенным еще в середине 19 века.

Отдельного внимания заслуживает микрорайон Шлюзовой (а точнее один из его кварталов, который местные жители любовно называют «маленьким Петербургом»). Кажется, жизнь здесь остановилась много лет назад. Вместо шумных шоссе – узкие улочки, вместо высотных зданий – малоэтажные хрущевки и сталинки, а вместо супермаркетов – старые-добрые советские магазины с продавщицами в белых колпаках у прилавка. Однако, несмотря на такую идиллическую картину, недвижимость в Комсомольском районе повышенным спросом не пользуется. Полюбовавшись чудесными постройками советского классицизма, большинство тольяттинцев с радостью возвращается в свои комфортабельные квартиры в новых районах.

Дворик микрорайона Шлюзовой

ЗАКАЖИТЕ ПОДБОР НЕДВИЖИМОСТИ НА НАШЕМ САЙТЕ!

Инфраструктура города

Тольятти, как город, который стремится к 1 миллиону жителей, обладает отлаженной инфраструктурой. Однако и здесь не обходится без проблем.

Основным источником головных болей является жилищно-коммунальное хозяйство, которое, как и в дореформенный период продолжает удивлять жителей города постоянным ростом тарифов и неизвестно откуда берущимися суммами, указанными в квитанциях. Сегодня, наверное, невозможно найти человека, довольного работой ЖКХ. Еще свежи воспоминания о переходном периоде, когда люди получали две квитанции об оплате коммунальных услуг, а спустя несколько месяцев их предупреждали о судебном преследовании за неоплату одной из квитанций.

Управляющие компании Тольятти обслуживают 9 757 жилых зданий, в которых расположены 219,1 тысяч квартир общей площадью 14 482,7 тысяч м2. 90% данного жилья находится в частной собственности. 88,2% квартир в многоквартирных домах приватизированы.

Больше всего зданий (5 959) расположено в Центральном районе. В Комсомольском районе насчитывается 2 768 зданий. Несмотря на то, что Автозаводский район является самым крупным не только в городе, но во всем Поволжье, на его территории расположено «всего лишь» 891 здание.

Подавляющее большинство строений в Тольятти имеет 1 или 2 этажа (7 378). На втором месте 6-, 9- и 10-этажные. Их в городе насчитывается 708. Также в Тольятти есть 656 5-этажных, 491 3-х и 4-х этажных, 259 12-этажных и более высотных зданий.

Не обошла Тольятти стороной извечная проблема плохих дорог. Каждую весну городские дороги выглядят так, как будто они подверглись ковровому бомбометанию. Ямы бывают просто устрашающих размеров. Если учесть, что ливневые с токи уже на протяжении многих лет не справляются со своей задачей, скрытые под водой ямы таят нешуточную угрозу автолюбителям. Трудно сказать с чем это связано, но в 2012 году резко возросло количество судебных исков к организациям, отвечающим за состояние дорожного полотна. Интересно, что все эти иски были удовлетворены и пострадавшие автовладельцы получили необходимую компенсацию.

Конечно, дороги ремонтируются, но не такими быстрыми темпами, как они изнашиваются. Муниципалитет пытается бороться с ямами при помощи ямочного ремонта, но как власти сами и признают, это всего лишь временный экстренный вариант, помогающий хоть как-то нормализовать движение на дороге и дождаться серьезного ремонта, включающего замену всего дорожного полотна.

Помимо ям также стоит отметить дорожную разметку, которая каждую весну смывается с дорожного покрытия вместе с талым снегом.

Плачевное состояние дорог, отсутствие культуры вождения у большей части местных водителей и постоянно растущее число автомобилей нередко приводят к аварийным ситуациям. Поскольку многие дороги в Тольятти просто не приспособлены для пропуска большого транспортного потока, достаточно одной заглохнувшей машины, чтобы собрать пробку длиной в несколько сотен метров. В час пик, когда люди спешат домой после трудного рабочего дня, подобная неприятность может вообще парализовать движение на отдельно взятой улице.

Складывается впечатление, что городские архитекторы, создавая дорожные развязки и внутриквартальные проезды, даже и подумать не могли, что в городе, в котором ежегодно производятся десятки тысяч автомобилей, когда-нибудь автомашины будут едва ли не в каждой семье.

Тольяттинцы, которые еще не стали обладателями собственного средства передвижения, передвигаются по городу на общественном транспорте. На сегодняшний день в Тольятти существует 49 автобусных и 22 троллейбусных маршрута. Что касается маршрутных такси, точное количество их маршрутов подсчитать довольно сложно. Сегодня их насчитывается около 100. Автобусный и троллейбусный парк постоянно обновляется, а на смену «Газелям» постепенно приходят куда более комфортабельные микроавтобусы иностранного производства.

Городские власти Тольятти с переменным успехом борются не только с такой бедой, как плохие дороги, но и с ее вечными спутниками – «дураками». Всем известно, что театр начинается с вешалки, а борьба за интеллект — со школьной скамьи. Так исторически сложилось, что тольяттинские школы используются в качестве площадки для внедрения различных новаторских идей и опробования самых последних разработок в сфере школьного среднего образования.

На сегодняшний день в Тольятти порядка 100 общеобразовательных школ, в которых обучается 66 117 человек. Вложить в них знания пытаются 3 639 педагогов. Причем иногда весьма успешно.

Предприятия и работа в Тольятти

Еще несколько лет назад Тольятти с экономической точки зрения был одним из самых благополучных российских городов. Небезызвестный журнал Forbes, составляя рейтинг самых привлекательных для бизнеса российских городов, в 2008 году отдал Тольятти весьма почетное 5 место, а сам город назвал крупнейшим экономическим и промышленным центром, который играет важную роль не только в экономике региона, но и страны в целом.

К сожалению, сегодня ситуация существенно изменилась. И отнюдь не в лучшую сторону. Мировой финансовый кризис изрядно потрепал тольяттинскую экономику. А потому когда-то преуспевающий город с амбициозными планами сегодня вновь вынужден завоевывать утраченные позиции.

Градообразующим предприятием Тольятти является Открытое Акционерное Общество «АВТОВАЗ» — завод, специализирующийся на выпуске легковых автомобилей «ЛАДА». На сегодняшний день здесь работают более 66 000 человек, включая порядка 5000 временных работников. Полный пакет социальных гарантий, стабильность, четко фиксированный рабочий день и возможность время от времени «колымнуть» — все это делает завод по-прежнему самым привлекательным рабочим местом для тольяттинцев. В начале 2012 года заводские профсоюзы заговорили о нехватке рабочих рук (аукнулись «варварские» чистки времен кризиса, когда автогигант избавился от 30 000 своих сотрудников). Так что все желающие поучаствовать в создании российских автомобилей могут воплотить свою мечту в жизнь.

Также на территории Тольятти расположены еще несколько крупных предприятий машиностроительной отрасли. Это «GM-АВТОВАЗ» — автомобильный завод, который является плодом совместного труда тольяттинцев и их американских коллег, группа компаний «ПОЛАД», представляющая собой крупный производственный холдинг, специализирующийся на выпуске широкого спектра разнообразной продукции (начиная автомобильной и заканчивая оборонной), «Детальстройконструкция», «Джонсон Контрол Тольятти» — завод по пошиву чехлов для автомобилей, «ВазИнтерСервис» — компания, поставляющая на автосборочные заводы России и зарубежья комплектующие, и «АвтоВАЗагрегат».

Список крупных промышленных объектов города продолжают две теплоэлектроцентрали – ТЭЦ Волжского автозавода и Тольяттинская ТЭЦ – и внушительная группа предприятий химической промышленности. Последнюю представляют «ТольяттиАзот» — самый крупный в мире завод по производству аммиака, «КуйбышевАзот», специализирующийся на производстве минеральных удобрений, а также «Тольяттикаучук» — завод, выпускающий синтетический каучук.

Также стоит отметить динамично развивающуюся пищевую промышленность (в городе есть свои мясокомбинаты, молоко- и хлебозаводы, ликеро-водочный завод, комбинат шампанских вин и коньяков, винзавод), предприятия, специализирующиеся на производстве электрооборудования, заводы, производящие пластмассовые и резиновые изделия и прочие виды промышленного производства.

Хорошо развит банковский сектор, много страховых компаний, принимающих активное участие в экономической жизни Тольятти. Неплохо обстоят дела с малым бизнесом.

Казалось бы, город с таким количеством крупных промышленных объектов, просто обречен на процветание. Однако вот уже на протяжении нескольких последних лет тольяттинцы живут в постоянном страхе – «Что день грядущий нам готовит?» После массовых увольнений в кризисные годы миф о стабильности работы «у станка» был окончательно развеян. Да и зарплаты до сих пор не могут оправиться от шока и выйти хотя бы на докризисный уровень.

В местной прессе и на крупных городских форумах ведутся оживленные «дискуссии» (конечно, если это определение можно применить к диалогу между заявлениями федеральных властей и рядовыми тольяттинцами). Причина возмущения жителей Автограда – сильно завышенная официальная статистика, согласно которой среднемесячная заработная плата в городе составляет порядка 20 000 – 21 000 рублей. Оно и понятно. Ведь рядовой заводчанин (а таких на АвтоВАЗе большинство) получает в месяц в среднем 11-13 тысяч рублей, работник «Тольяттикаучук» — порядка 12 тысяч, учителя – 8-10 тысяч рублей, менеджеры автосалонов и турфирм – 12 000-15 000 рублей, а продавцы, кассиры, операторы и прочие сотрудники федеральных торговых сетей (коих в городе великое множество) – не больше 15 000. 20 тысячами даже и не пахнет…

И здесь надо сказать спасибо немногочисленному, но такому важному для статистов, руководящему звену, скрывающемуся, подобно тайным агентам, в уютных кабинетах вазовской «высотки». Именно благодаря этим бойцам невидимого фронта с официальными зарплатами в несколько миллионов рублей, уровень жизни тольяттинцев «в среднем» выглядят весьма достойно!

Криминал

— Здравствуйте! Мы из Тольятти.
— А что вы сразу угрожаете.

Тольятти стал негласной криминальной столицей еще в лихие 90-е и до сих пор не потерял этой сомнительной славы. Именно в Тольятти 20 лет назад шли ожесточенные войны между организованными преступными группировками, жертвами которых, к сожалению, становились не только члены различных ОПГ, но и простые мирные жители. И сегодня гости города иногда специально приезжают на городское кладбище, чтобы посмотреть на так называемую «аллею героев», на которой похоронены криминальные авторитеты и члены их банд.

Чем же привлекателен был Тольятти для криминальных элементов всех мастей, и что послужило причиной настоящей бойни, которая происходила в городе в начале 1990-х годов? Ответ прост – это «АвтоВАЗ».

Все началось еще в 80-е с банального воровства автозапчастей, которые в те времена были большим дефицитом. Конечно, речь идет не о выносе деталей в карманах брюк или перебрасывании коробок с запчастями через заводской забор. С завода уходили «Камазы», груженные ворованными деталями. Спустя 10 лет ОПГ, уже поделившие город на сферы влияния, развязали настоящую войну за установление контроля над «АвтоВАЗом». Никто не мог даже подумать, что городу придется пережить три волны насилия, связанные с борьбой за криминальное главенство в Тольятти.

Бандиты прекрасно понимали, что на «ВАЗе» крутятся огромные деньги, однако до поры до времени единственное, что им удавалось – это грабить покупателей автомобилей за территорией завода. Этого было мало. Все началось с оккупации заводских КПП и магазина «Жигули», единственного в Тольятти официального заводского магазина.

В 1992 году бандиты начали осуществлять контроль над отгрузкой автомашин с завода. Этот бизнес оказался самым доходным. Пользуясь схемой, разработанной Владимиром Биличенко по кличке «Хохол», организованные преступные группы выгоняли порядка 30 тысяч автомобилей ежегодно. Это чересчур лакомый кусок, чтобы все шло тихо и мирно. Между группировками начали возникать первые конфликты.

Началась первая Великая рэкетирская война. Ее инициатором стала «агиевская» ОПГ во главе с Владимиром Агием и Александром Воронецким, которые решили взять «АвтоВАЗ» под свой единоличный контроль. Для осуществления своих планов они обратились к банде Олега Хорошева по кличке «Подарок», которая за солидное вознаграждение согласилась отстреливать конкурентов.

Первой целью «агиевской» группировки стал бывший наперсточник Владимир Вдовин по кличке «Напарник», возглавлявший «напарниковскую» ОПГ. К середине 1992 года Вдовин практически прибрал к рукам магазин «Жигули». Несмотря на все старания ни одно из покушений успеха не имело. После этого «агиевские» переключили свое внимание на лидеров «купеевской» группировки Сергея и Гарри Купеевых. Однако братья Купеевы им также оказались не по зубам. Следующей целью «агиевских» стал Хохол, которому после покушения выжить не удалось. С этого момента и начались кровавые разборки между организованными преступными группировками.

Первая война длилась больше года. В результате криминальный мир потерял таких авторитетных бандитов, как Владимир Биличенко «Хохол», Сергей Купеев, Александр Маслов, Александр Воронецкий, Владимир Доровских «Сивый». Некоторые из бандитов пропали без вести. Вместо Маслова во главе «волговской» ОПГ встал Дмитрий Рузляев по кличке «Дима Большой». Максимальную выгоду от этой войны получил Вдовин, который, оставшись единственным представителем «старой гвардии», поднялся на самый верх тольяттинской преступной иерархической лестницы. Без его участия в городе не решался ни один серьезный вопрос.

В результате последующих двух войн между ОПГ практически все авторитетные бандиты оказались либо убиты, либо посажены в тюрьмы на длительные сроки. За 10 лет конфликтов погибло более 500 человек, имевших отношение к криминальному миру. Единственным человеком, которому удалось пройти через все разборки и остаться в живых, является Владимир Вдовин по кличке «Напарник». Сегодня он отошел от дел и живет в одной из европейских стран.

Достопримечательности Тольятти

Несмотря на то, что в 2012 году тольяттинцы отметили 275-летие города, его реальный возраст составляет всего полвека. Дело в том, что до сегодняшних дней «дожил» только один дом, перенесенный из Ставрополя-на-Волге перед его затоплением. Стало быть, искать какие-нибудь старинные достопримечательности в Тольятти смысла особого нет. Собственно, этот дом-музей Стариковых и является самым старым памятником. На его базе работает городской музейный комплекс «Наследие».

Чтобы получить представление о наиболее популярных тольяттинских достопримечательностях, лучше всего проехаться по городу в пятницу и субботу в то время, когда по городу колесят свадебные кортежи. С годами сложилась традиция, согласно которой молодожены во время прогулки по Тольятти посещают различные памятные места, которые также были бы интересны гостям города.

В Автозаводском районе особой популярностью пользуются Вечный огонь, расположенный в Парке Победы, и памятник Преданности, установленный в честь немецкой овчарки, которая 7 лет ждала на обочине дороги своих погибших в автокатастрофе хозяев. Чтобы молодожены хранили верность друг другу и были счастливы, они трут бронзовый нос собаки.

Любители техники могут посетить технический музей ОАО «АВТОВАЗ». На площади 38 гектаров расположены порядка 3 000 мелких экспонатов и свыше 460 крупных. В музее можно увидеть оружие времен Первой и Второй мировых войн, военную технику, легковые и грузовые автомобили отечественного и иностранного производства, сельскохозяйственную, железнодорожную и космическую технику. Главной изюминкой музейной экспозиции является дизельная подводная лодка Б-307. За ее перемещением с Волги на территорию музея следила вся Россия. В тот день все выпуски новостей на центральных телеканалах страны делали прямые включения с места событий.

Технический музей в Тольятти

В Центральном районе из достопримечательностей можно выделить памятник основателю Ставрополя Татищеву, который располагается на набережной в Портпоселке, комплекс, расположенный возле гостиницы «Жигули» и состоящий из памятника Николаю Чудотворцу и звонницы

Памятник Николаю Чудотворцу

Неподалеку от Центральной площади находятся Краеведческий музей и Тольяттинская картинная галерея. В краеведческом музее можно получить представление о жизни земляков, живших столетия назад, изучить местную фауну. В стенах картинной галереи постоянно проходят выставки работ, как отечественных, так и иностранных художников. Любители театральных постановок могут посетить известный по всей России театр «Колесо».

В Комсомольском районе наибольший интерес вызывает набережная, которая является излюбленным местом отдыха молодежи, а также судно на подводных крыльях.

Гостям Тольятти стоит обратить внимание и на архитектурный облик города. Конечно типовые новостройки не вызывают никакого интереса, однако стоит заехать в Шлюзовой микрорайон и тут же возникнет ощущение, что ты попал в «Маленький Петербург».

После знакомства с местными достопримечательностями неизбежно захочется подкрепиться. Здесь возможны два варианта. Первый – пойти в ближайший крупный торговый центр, благо их в городе великое множество, и на фуд-корте заказать что-нибудь, что в народе называют фаст-фуд. Второй вариант гораздо приятнее. Можно отправиться в какой-нибудь уютный ресторанчик или кафе, пользующееся популярностью у тольяттинцев, и отведать изысканные блюда русской кухни (рестораны «МарьИванна» и «Пельмешка»), итальянской кухни (ресторан La Rotonda), японской кухни (рестораны «Якитория», «Суши Бум») и интернациональной кухни (кафе-бар Fusion, суши-кафе Yakuza, рестораны «Башня» и «Сахар»).

Поставьте оценку статье

Алёнушка - ласкова бородушка | 23 октября 2013 в 16:39

Хорошо написано, но, как мне кажется главное достоинство Тольятти — это близость красивых Жигулёвских гор, достаточно чистый воздух (несмотря на множество заводов)и конечно же разнообразие молодёжных фестивалей (Груша, Благофест, Метафест, Остров, Рок над Волгой и др.), которые я регулярно посещаю и всем того же желаю! Целое лето в Тольятти праздники любви и природы.
А вот эти мрачные типичные многоэтажки просто угнетают, поэтому я редко гуляю по городу, скучно смотреть.

Светлана | 24 марта 2014 в 22:35

Я живу в Тольятти с самого рождения. Что могу сказать о городе-спальные районы, мало красивой архитектуры,её практически нет. Приехавшим в гости в наш город показать особо нечего, кроме Волги и Жигулевских гор, да и то городскую набережную превратили в свалку, кругом мусор, Лес, который был «легкими» города в 2010 году наполовину сгорел, больно и страшно смотреть на те пустоты, что остались после леса. Жаль, что сами люди причастны к этому… В городе строятся только магазины и гипермаркеты, просто засилие, на каждом углу.

Дороги-это отдельный разговор, пришла весна и всё сплошь в ямах. того и гляди колесо оставишь. Город очень грязный, раньше (в 80 годы)каждое утро подметали тротуары, убирали мусор, а сейчас неделями не убирают. Летом дороги не поливаются, кругом пыль и жара. Я была в Саранске, так там идеальная чистота, а у нас. грустно смотреть на всё это. Да и люди здесь, как выразился один мой знакомый психолог «морально раненые» Так что хотелось бы сменить ПМЖ.

Антон | 10 мая 2014 в 23:54

Живу в Тольятти уже 28 лет. Красивой архитектуры в городе практически нет, дороги убитые, в теплое время года город смотрится довольно не плохо (не смотря на мусор и т.п.), в зимнее же время серо и довольно жутко. Средний уровень зарплаты, 15-20т.р. Люди здесь не простые, в день вдв в парк лучше не ходить. В общем мы с женой планируем также сменить ПМЖ )).

Коренной житель | 24 июня 2014 в 14:01

Да, дороги в ужасном состоянии круглый год, хотя многие достаточно широкие и ямы можно объезжать «змейкой» ))

Архитектуры нет вообще.

Лес: после пожаров 2010 года посещение запрещается весной с началом солнечных дней.
Жигулевские горы: скорее холмы, макс высота около 380 м. производится добыча горной породы; да, красиво там побывать, хороший воздух, тишина, только это заповедная зона со всеми вытекающими…

Про чистый воздух в промышленном Тольятти: вот уж не знаю, подъезжая к городу всегда видно какой он «чистый», хотя все относительно. Выбросы от хим.предприятий иногда стоят в городе с утра и до вечера плотным облаком с характерным запахом. фууу. (((

Жители в меру доброжелательны, но как отмечено в статье отдыхают на лавочке с 2,5 литровой бутылочкой пива — парни, девушки, дяди, тёти, с детьми, с собаками… ( В День Города вообще атас. Зато в день ВДВ пьют только десантники — остальные дома сидят.

Работа в городе, кажется, есть на любой вкус, средние зарплаты на ВАЗе на самом деле завышены за счет миллионных премий топ-менеджеров АвтоВАЗа. Рядовые заводчане пашут за 12-15 т.р. если за «двойную» в выходные, ночные и праздничные — то и 20-25 т.р. По городу, думаю, цифра 18 т.р. указана верно, если расчет проводился от официальных цифр, в «конверте» солидная часть не учтенных статистических данных.

Погода летом до 30 градусов, зимой до -30, жить можно )))

С каждым годом мусор на улицах убирают чуть лучше. По весне в городе одна большая свалка — сами жители и виноваты.
Как-то так.

Коренной житель | 24 июня 2014 в 14:10

Да, про медицину: бардак полнейший, очереди, неразбериха, ощущение, что врачам профессионализма не хватает, конвейер, ЛОР-врач один на весь район.

Абориген | 27 июня 2014 в 21:47

Родился и живу тут более 30 лет. И начиная лет с 20 мечтал отсюда уехать..а точнее свалить. Все эти 90-е сильно отпечатались на людях. город был наркомановским. умирали пачками. и сейчас умирают те кто каким то чудом выжил от наркотиков в 90-е и 200-е. У меня среди знакомых по кварталу если почитать .то человек 25-30 получится. Это только те кого я знал лично. Молодые парни и девушки. Город формировался на пустом месте. Тем кому за 50 лет -все приезжие из других городов на работу Автоваз. Следовательно приезжали не только нормлальные люди. но и всякий сброд. Культуры нет никакой. Культура складывается десятилетиями, а до нормлальной культуры в городе ещё очень далеко, сравнивать хотя бы с той же самарой. Дороги -позор. зарплаты-позор! дымят трубы целыми днями. у всех респираторные заболевания носоглотки. перспективы никакой-город зависит от Автоваза. ненавижу его!

Живу в Тольятти более 40 лет). Бесспорно, что раньше, лет 7 назад, ещё просматривались некие перспективы развития города. Сейчас этого, увы, нет.(То-ли учащающиеся кризисы экономики, и, соответственно автопрома, лесные пожары, ухудшающаяся экология, некомпетентность властей тому виной? То-ли все эти факторы в совокупности, да и другие-присущие практически всем городам и весям России.
Ну мне хотелось бы всё же написать немного о «плюсах» проживания в нашем городе. Хотя восприятие каждого человека конечно субъективно. Итак…
— В виду относительной молодости застройки Автозаводского района, близости нахождения от города ГЭС, каких-то уж катастрофических проблем с коммуналкой я не припомню. Часто учишься ценить то, что есть, в сравнении с другими регионами. Я побывал во многих. Особенно меня развеселили местные отзывы о Крыме, Ульяновске и Воркуте).
-Тольятти — большой торговый центр. Множество магазинов и рынков разной направленности. Это и федеральные торговые сети и региональные итд. И в большинстве, все они находятся в относительной близости от мест проживания граждан, что очень удобно. Сюда же можно добавить и наличие тусовочных) мест для молодёжи. Их много. Кстати, приезжающие сюда самарцы считают Тольятти куда более удобным городом для жизни в этом отношении.
-считаю мнения вообще всех людей пишущих на сайте о том, что где-то уж очень «никудышный народ»)) до известной степени притянутыми за уши. Люди, как люди). Только вот квартирный вопрос их испортил). Как-то так вещал Воланд о москвичах в романе «Мастер и Маргарита». Ну если откровенно, то хамства на дорогах, да и в жизни хватает конечно. Но лично я не думаю, что этот показатель по Тольятти уж очень отличен от большинства мест нашей необъятной…))
— знаю, что некоторые люди со мной не согласятся, но с приходом губернатора Меркушкина в городе стали ремонтировать дороги и тротуары-это вроде бесспорно, не так ли? И вообще, он почему-то создаёт впечатление вполне адекватного руководителя региона, в отличии от того же гастарбайтера Артякова.
-отзывы некоторых жителей о якобы готовящихся загнуться ТЭЦ и «отсутствии культурных и интересных людей», это как бы ни о чём вообще. Коммуналка довольно стабильна и, в общем то, неплохая. Интересные люди есть везде. Вопрос в том, какие Вы, или Мы сами.
-щадящий климат, по сравнению с большинством регионов. Относительно чётко выражены времена года. Нет каких-то катаклизмов в виде наводнений и землетрясений. Хотя, при весенних сбросах воды на ГЭС микрорайон Шлюзовой иногда немного потряхивает).
-неплохая природа, но увы, ухудшающаяся. Ввиду уже упомянутого пожара, да и город вырос значительно. Лес в 2010 сгорел на 40%. Его чистят до сих пор, вырубают сухие деревья, засаживают саженцами. Не бог весть что конечно, но всё же…
— не подскажете куда все собрались уезжать. Негатива полно о каждом городе)). Многие и из Питера обратно едут. Краснодар с его климатом далеко не для всех. Да и проблем в крае уж ничуть не меньше. В Москву?) Ну-ну…, удачи конечно). В приграничный Белгород. Тоже относительное счастье. На окраины? Отпадает. В национальные регионы? Да при всех наших проблемах, не советую! Орёл, Курск, Тула, Тамбов, часть Калужской области, Брянск — соскучились по радиации? СеверА и Дальний восток?)) Оттуда оооочень… многие хотят уехать кстати. Спросите у них, почему? Эти рассуждения можно продолжать довольно долго, увы… А идеала для себя, я лично здесь не увидел.

Bellka | 26 ноября 2015 в 12:26

Абсолютно с Вами согласна! Многие хают Тольятти, но если сравнивать по комфорту проживания, то Тольятти далеко впереди многих городов… хорошая коммуналка, относительно неплохие дороги (даже по сравнению с той же Самарой), хорошая природа, мягкий климат, в каждом дворе садики и школы, а это очень удобно… Экология в Новом городе тоже нормальная, особенно если проживаешь около леса. А присутствие леса — это и прогулки на велики с детьми и пение птиц по утрам… а летний дачный отдых на берегу Волги с рыбалкой и баней тоже очень здорово… а то, что с работой проблемы, так это не тока в Тольятти… так что если искать недостатки — их в каждом городе можно найти, а вот любить свою малую Родину не каждому дано…

Irina - Тольятти | 30 ноября 2015 в 14:31

Я согласна с BeLLka и id302349358. Переехала в Тольятти в 2012 году и не жалею ни грамма.

Евгений - Тольятти | 26 февраля 2016 в 19:40

Всем добрый день. Мой стаж проживания в данном населенном пункте составляет в общей сложности около 40 лет. На мой взгляд, основная проблема Тольятти в том, что он никогда не был городом в полном смысле этого слова, а всегда представлял собой жилые пристройки к градообразующим предприятиям, к тому же разнесенные между собой на расстояния, абсолютно неадекватные занимаемой площади (Комсомольский район- вообще бывшее поселение зэков, строивших ГЭС). Отсюда и все «особенности национального проживания», начиная от банально-бытовых («культура» общения, комфортность проживания, транспортные проблемы и т. п.) и заканчивая более глобальными (такими, как трудоустройство). Вот на последнем мне и хотелось бы остановиться подробнее, как наиболее важном для тематики данного сайта. Кроме того, у меня уже достаточно солидный «трудовой» стаж безработного (бывший инженер-конструктор/инженер- проектировщик, вышвырнут с АвтоВАЗа в мае 2014 года, стаж 25 лет), так что есть чем поделиться с моими потенциальными последователями. И с работодателями, если таковые имеются среди посетителей данного ресурса- может хоть немного задумаются…
Во-первых, позволю себе не согласиться с теми, кто утверждает, что в Тольятти нет работы. Работа-то как раз есть- а вот с ОПЛАТОЙ большие проблемы. Поскольку очень сложно назвать «заработной платой» подачки, соизмеримые с чаевыми в московских ресторанах (особенно в переводе на нормальную валюту). Да и эти «деньжищи» зачастую приходится ждать по нескольку месяцев- задержки выплаты з/п уже давно стали «доброй» тольяттинской традицией. Есть, конечно, исключения, но они относятся к специалистам остродефицитных профессий, которых и в Москве-то сложно найти. Либо, как вариант, подразумевается совмещение нескольких специальностей/профессий. И при этом желание получить все вышеизложенное мгновенно, без предоставления какого-либо срока на переобучение или дополнительного обучения, даже самостоятельного- т. е. сразу «на блюдечке с голубой каемочкой».
Еще одна серьезная (и пожалуй, основная) проблема при трудоустройстве- большинство работодателей дальше строки «возраст» резюме не читают. Более того, доходит до смешного доходит- во многих размещенных вакансиях прямым текстом указано: «ЖЕЛАТЕЛЬНО БЕЗ ОПЫТА РАБОТЫ». А ведь речь идет, повторюсь, об инженерных профессиях с высоким уровнем ответственности, где цена ошибки (как закономерного следствия дилетанства) зачастую- человеческая жизнь! В общем, если вам за 45, то «оставь надежду, всяк сюда входящий», будь ты хоть академик. Все это вполне объяснимо, если учесть, что практически все ключевые посты во многих фирмах занимают папенькины/маменькины сынки (кумовья, сватья и т. п.). Т .е. классические блатники, которые в большинстве своем, не понимают даже смысла понятия «производство». А уж о таких тонкостях, как грамотная организация труда и кадровый подбор вообще речь и не идет. А если еще добавить отсутствующую систему общечеловеских ценностей вкупе с раздутым до гомерических размеров эгоцентризмом, то стоит ли удивляться вполне закономерному цинично-высокомерному отношению к сотрудникам, как к расходному материалу. И как следствие- практически постоянно открытые вакансии из-за высокой текучести кадров. От хорошего ведь не один здравомыслящий человек не убежит, тем более в нынешних реалиях.
P. S. Во избежание бессмысленных дискуссий хотелось бы отметить, что вышеизложенное относится не абсолютно ко всем организациям и в полной мере- есть, слава богу, и нормальные, по большому счету, работодатели (ну, а мелкие недостатки- у кого их не бывает). Но это исключения из общего правила, своего рода штучный товар. Попасть туда практически невозможно. Да и число их уменьшается с каждым днем, т. к. они буквально на ладан дышат. Такова плата за элементарную порядочность в современных реалиях (не только тольяттинских). Увы… А ведь когда-то было все не так печально. Был у Тольятти шанс стать пусть не идеальным, но более-менее полноценным городом за счет позитивных аспектов градообразующей роли АвтоВАЗа, особенно в середине-конце 90-х. Ведь при всех его недостатках, это было фактически одно из немногих образцово-показательных предприятий не только в регионе, но и во всей России: гарантированная стабильная з/п; возможность легальных дополнительных подработок; ежемесячная индексация с опережением инфляции; ежегодный оплачиваемый отпуск; практически бесплатное медицинское обслуживание; льготные или вообще бесплатные путевки и т. д. и т.п. Вполне понятно, что такой позитивный пример на рынке труда стоял как кость в горле у хозяев многих «шараг» — ведь им волей-неволей приходилось, скрепя зубами, тянуться за лидером. И кто сейчас потирает руки, радуясь тому, что ВАЗ опущен (в полном смысле этого слова) до их уровня. Совковый принцип справедливости- пусть всем будет одинаково ПЛОХО… Зато теперь можно устраивать полный беспредел в своих вотчинах.
Резюме: если возраст и здоровье позволяет- эвакуируйтесь из этого быдлятника в более-менее нормальные города. Если не хотите оказаться рано или поздно оказаться в положении автора этих строк и многих его бывших коллег- в 50 лет, с проблемами со здоровьем, и практически без шансов на полноценное трудоустройство.

Рекомендуем ознакомится: http://nesiditsa.ru