Музеи Турции

Развалины древних городов в г. Адана

РАЗВАЛИНЫ ГОРОДА В УЕЗДЕ ТУФАНБЕЙЛИ

В развалинах древнего города, распологающегося на севере округа Туфанбейли, который находится в нескольких километрах от границ округа Кайсери, находятся произведения искусства хэттской, греческой и византийской эпох. В более или менее просматриваемой форме, до наших дней дошли, только произведения, относящиеся к римской эпохе.

Эта местность, именовавшаяся ''Кликия Команасы'', была вторым религиозным центром хатти.

Сюда, для выполнения религиозных обрядов приезжали короли хэттского государства. В таких святилищах, как это, в распоряжении верховного жреца находились более шести тысяч мужчин и женщин. Доход с земель, принадлежащих святой обители, тоже присваивался жрецом. Король и верховный жрец принадлежали, как правило, к одному и тому же роду, поэтому доходы верховного жреца в Кликии и Каппадокье занимали второе место, после доходов короля.

В развалинах города сохранились только римские произведения искусства, среди которых привлекает особое внимание ''Амфитеатр'' и в особенности театр под открытым небом. Театр, находящийся на севере квартала, на левом берегу реки, на склоне, как ни жаль, находится в разрушенном состоянии. Перед разрушительным действием времени устояли только высокая стена и подъёмы, напоминающие ступени. Под этими ''ступенями'', находятся помещения для содержания диких и дрессированных животных. Некоторые помещения всё ещё продолжают оставаться под землёй.

Есть ещё одно ценное произведение зодчества, оставленное византийцами - церковь.

Хотя колокольня сооружения развалилась под воздействием времени и природных условий, церковь, построенная их тёсаного камня, продолжает напоминать о своей эпохе. Среди частей сооружения, сохранившихся до наших дней, можно увидеть стену, высотой в пять метров, которая находилась в абсисной части церви.

Квартал, где стоит этот памятник старины, называется ''Килисе'' или "Церковный". Возле самого сооружения и во всей округе, в большом количестве находятся части с геометрическими рисунками, а на одной пластине видны мотивы креста.

Самым ценным экспонатом города, сохранившимся до нашего времени, является редкий шедевр под названием ''Алакапы''. (его местонахождение тоже называется этим именем). Это сооружение из мраморных пластинок, шести метров в длину и трёх в ширину, являлось дверью главной молельни. Хотя молельня сегодня превратилась в руины, на остатках, находящихся возле двери, продолжают просматриваться росписи на флористические мотивы. Каменные обломки центральной и боковой стены, всё ещё предоставляют нам сведения о прежних, внушительных размерах этого сооружения.

Местность, которая называлась римлянами ''Хирополис'', хранит останки и других сооружений, где всё ещё можно найти обломки настенных рельефов, надгробные записи, арки и столбы, и колонны с арками.

РАЗВАЛИНЫ ГОРОДА ВОЗЛЕ АНАВАРЗЫ

Развалины находятся в границах античной Кликии. В 28 километрах к югу от уезда Козан округа Адана, находится район, который римляне в своё время римляне называли Джаесарея и Аназарбуз. Маленькое селение, которое обосновалось на этом историческом месте, вокруг разрушенных стен города, именуется Дилеккая.

К сожалению, не существует никаких исторических источников, свидетельствующих об истории местности. но археологические свидетельства относят её ко времени до римской эпохи.

В 19 году д.н.э. император Август посетил эти места и только после этого, в исторической хронике появляются упоминания о ''Джаесарее'', которая находится рядом с Анаварзой.

В первые двести лет принадлежности Римской Империи местность никак не могла заявить о своём существовании, так её затмевала столица Кликии Тарсус. Тарсусу удалось продержаться до наших дней, но свои исторические памятники он в значительной степени потерял.

Во время ''тронной войны'' римского императора Септимия Севера с Песцением Нигером, местность, которая поддержала Севера, после того, как тот победил и в 94 г. воцарился на троне, была награждена императором и лучшие времена в её истории начались.

В 204-5гг. н.э. Кликия была центром Изаурии и Ликаонии. В 260 г.н.э. Анаварза, как и другие районы Кликии, была захвачена царём Сасанидов Шапуром. Анаварза также была захвачена и во времена правления императора Теодора Второго стала столицей созданной в 408 г.н.э. Силиции.

Эта местность, получившая серьёзные разрушения после землетрясения, произошедшего в 525 г.н.э. была восстановлена по приказу императора Юстиниана, после чего ей было дано новое название Юстинианополис. Но в 561 году нашей эры, эту местность потрясло еще одно землетрясение, вслед за которым последовала и эпидемия чумы.

В исламский период, Аназарбуз продолжал оставаться между арабами и византийцами, как нейтральная полоса и переходил то на одну, то на другую сторону.

В Анаварсе находится городская стена, длиной в 1500 метров, имеется четыре входа, дорога со столбами, бани и церковь. Всё это, к сожалению, сохранилось лишь в виде руин.

За городской стеной находятся театр и стадион, водоканализационные линии, наскальные могильники, дорога, проложенная через сердцевину метрополий, находящихся на западе, также сохранившиеся до наших дней мозаика плавательных бассейнов, где запечатлена богиня моря Тхетис, (специалисты относят мозаику к 3 в.н.э.), здесь также наличествует триумфальная арка с трёмя входами и воздвигнутая на небольшом бугре, посреди равнины и напоминающая остров, средневековая крепость, что в совокупности и составляет культурное наследие этой земли.

Севернее стадиона, приблизительно на расстоянии 50 метров, находятся скалы, которые образовывают расщелину. Считается, что этот проход обеспечивал переход от Аназарбуса к Флавионополису (Кадирли) и Ниегарополису-Кастабала, в период расцвета Рима и начале византийского влияния. Длина прохода 250 метров, ширина 4/15 метров. По обеим сторонам дороги возвышаются скалы в 50 метров высотой.

Из-за землетрясений, которые были в Анаварзе, эти замечательные произведения архитектуры и искусства дошли до наших дней лишь частично. На южной стороне межскальной расщелины имеются колонны с капителями из чёрного гранита, а на северной стороне, по сторонам когда-то были статуи, о чём свидетельствуют, имеющиеся здесь постаменты.

Амфитеатр для представлений с дикими животными полностью облицован тёсаным камнем.

Крепость представляет собой 3 части.

Первая представляет собой стену и казарму, в которую встроена церковь.

Вторую часть составляет сторожевая вышка, которая поставлена на скале, между двумя стенами.

В третьей части можно обнаружить, прижатые ко второй стене множество келий, склады и водохранилища.

ПОЗНАКОМИМСЯ С НИЕРАПОЛИС-КАСТАБАЛА

На севере реки ''Джейхан'', на небольшой равнине между Кесмебурун и Бахчекёй, как бы водружённая на небольшой скалистый выступ, находится средневековая крепость, именуемая ''Бодрум-Калеси''.

Крепость находится в 110 км. от Аданы и находится на дороге, ведущей к музеям под открытым небом, в пространстве Османие-Асланташ Баражы и Кратепе-Асланташ.

Остатки античной культуры всё ещё можно обнаружить вокруг крепости.

В 19 веке, после тщательных археологических исследований, было обнаружено учёными, название местности, зафиксированное древними историками, как ''Ниерополис_Кастабала.'' С того времени, учёные со свего мира проводили здесь исследования, в результате чего удалось установить многое из истории этого античного поселения.

Все остатки древней цивилизации, находящиеся в разрушенном городе Кастабала, относятся к периоду римского владычества.

С асфальтированной дороги, связывающей Кастабала с Каратепе, виднеется мощёная камнем дорога длиной в 300 метров, построенная в 200 году н.э. Эта дорога, проходя у скал, рядом с крепостью, спускается к равнине, где по-видимому находился основной населённый пункт. На возвышенности, прямо над равниной, находится природная терраса, на которой обнаружены обнаружены множество плит с надписями, а также части статуй. А ровное, раскинувшееся до самой долины открытое пространство было стадионом.

На ложбине, в передней части стадиона, виднеется театр. Недалеко от театра наблюдаются остатки от бань, относящихся к римскому периоду. Здесь имеются и две церкви, сооружённые, приблизительно в 5 или 6 году н.э. Одна из них находится рядом с дорогой со столбами и по установлению учёных, построен из строительного материала, который принадлежал архитектурным памятникам времени Римской Империи.

В окрестности находятся множество могил и скальных захоронений.

Вода для городища бралась из артезианского источника, что влизи деревни Карагедик, находящейся на восточном берегу реки Джейхан.

Учёные предполагают, что Кастабала являлась неким святым местом, исповедующей культ богини Перасии.

Этот архитектурный ансамбль на севере раскинулся на землях. где сейчас расположены Каратепе и Бахадыры, а на юге он простирался вдоль русла реки Джейхан (античное название реки Парьямос), которая извиваясь и разветвляясь на рукава, обеспечивала народу плодоролную и богатую почву.

Мы уже говорили о том,что городище Хьерополис-Кастабала являлось религиозным центром. Если верить Страбону из Амасьи, в Кастабале, в святилище Артемиды Перасии была жрица, которая во время религиозных обрядов совершала длинный ритуальный танец, по завершении которого впадала в некую агонию. А мужчины жрецы танцевали на горящих углях и при достижении наивысшей точки медитации, брали в руки факел и срывались с алтаря к реке Джейхан и через лес бежали к вершине.

Кроме того, во время расцвета эллинской и римской обществ, здесь организовывались состязания всего древнегреческого мира. Перед женской головой с головным убором готической формы на монетах города выбивались символы святой земли и Перасии-факел и ветка зелёной ели.

Богиня, о которой говорит Стабон – Артемида Перасия Кубаба.

Алтарь для религиозного культа в Кастабале гораздо старше, чем предполагалось раньше и сегодня абсолютно точно извествно, что богиня Кубаба являлась владычицей этой местности, где свято чтили её культ.

Кубаба эта та же Кубеле, которую мы знаем в Анадолу, как Богиня-мать. Кубаба - её древнее имя.

Это имя, в исторических источниках, впервые было зафиксировано в 1800 г.д.н.э. и совпадает с временем пребывания в этих местах ассирийских колоний. (архивы Кюльтепе и архив, находящейся в столице Богазкёй (историческое название Хаттушаш), документы, относящиеся к глубокой древности, к 1500-200д.н.э.).

После спада могущества империи хэттов (1200г.д.н.э.) Каргамыш стал столицей последних хэттов. Кубаба была их богиней и звалась ''Королевой Каргамыш''.

В те времена культ Кубабы распространялся быстро. В Домузтепе находятся барельефы на тему этого культа. Кубаба была принята и фригийцами, которые принесли её культ в Пессинус и Сард, где и сегодня можно обнаружить влияние этого культа.

Статуя богини, в 204 году до н.э. была перевезена в Рим и установлена в Палладиуме, переименована в Артемиду Перасию.

Предполагается, что в этих местах, в последний период Римской Империи, вырабатывалось оливковое масло, потому что на окраинах Каратепе и Дюзиги, на каждом шагу встречаются камненные прессы, применяемые в производстве этого вида масла. Может быть, оливковое масло производилось в Хьерополис-Кастабала и переправлялось через причалы Исоса.

В Хьерополис –Кастабале находятся уникальные монеты и клинописи, которые принадлежали римской, а также другим державам, существовавшим в этом регионе. Если предположить, что в те времена было множество независимых государственных образований, то утверждение о римской принадлежности этих находок остаётся под вопросом.

Эти независимые государственные образования в Кастабала, продолжали своё существование вплоть до 17 года д.н.э. Среди них оставили след только короли Таркондимотос Первый и Пхилопатер Второй. Эти короли чеканили деньги со своим именем. А как известно, независимость государства прямо пропорциональна наличию собственных денег и их покупательной способности.

Архив журналов

Рекомендуем ознакомится: http://www.zarubejye.com