Жизнь крестьян после отмены крепостного права

Другим важнейшим институтом аграрного строя России являлось крестьянское хозяйство. После отмены крепостного права большая часть надельных земель перешла в собственность крестьянских общин.

Что такое надельная земля? В пореформенное время земли, которые находились в собственности крестьян, были двух видов: надельная и купчая земля.

Надельная земля это та, которую крестьяне получили в результате реформ 1860-х годов. Это бывшая помещичья земля, либо бывшая удельная земля, либо бывшая казенная земля.

Купчая земля – это та земля, которую крестьяне уже потом приобретали. С купчей землей крестьянин мог делать все, что угодно: продать, завещать, дарить. А свободно распоряжаться с надельной землей он не мог. Надельная земля не подлежала отчуждению, ее нельзя было продавать. Правительство опасалось, что если дать крестьянам возможность свободного распоряжения землей, то образуется класс людей, лишенных всякой собственности, что опасно.

4/5 надельных земель перешло в собственность крестьянских общин или сельских обществ. Проявлением этого права являлось то, что происходили периодически переделы земли. При этом господствовали разные принципы. Земля могла наделяться по числу рабочих рук, по числу работников мужского пола. Это зависело от самих крестьян.

В собственности общины также были непеределявшиеся угодья: пастбища, луга.

Община являлась не только хозяйственной единицей, но и административной единицей. Члены общины были связаны между собой круговой порукой.

Царское правительство на протяжении 40 пореформенных лет проводило курс на консервацию общины, всемерно ее поддерживало. Это было вызвано разными обстоятельствами. Если бы землю получало каждое крестьянское хозяйство, то реформа затянулась бы на десятилетия. Через общину удобно было управлять. Раз круговая порука, значит за уплату податей несут ответственность все члены общины. Государство определяет сумму, которую должно внести в казну данное сельское общество. А как они распределят эту сумму между собой – это уже дело крестьян. Если кто-то не в состоянии заплатить, за него будут платить другие. В какой-то степени власть крестьянской общины заменила власть помещиков.

Община рассматривалась как фактор, который препятствует чрезмерному обогащению одних крестьян и обеднение других. Чрезмерная поляризация деревни казалась опасной вещью, и не без основания. Община с ее переделами земли препятствовала расслоению крестьянства.

Община принадлежит к тем явлениям истории России, у которой есть активные приверженцы и активные противники. Полемика об общине началась с 1840-х годов 19 века. Само явление общины открыл немецкий путешественник барон Гатсгаузен, который в конце 1840-х годов посетил Россию. Он видел в этом великое преимущество России перед другими государствами.

В 1860-е годы полемика вокруг вопроса об общине возросла. Были ультраправые, ультраконсерваторы и были противники. Среди противников особенно выделялся Чичерин, который заявлял, что община не является особенностью России, она существовала у всех народов. Он считал, что эта община искусственно создана, что потребность в ней уже давно исчезла. Что современная община является порождением государства, которое насадило общину в своих интересах.

Полемика эта продолжалась до революции. В советской историографии мало писали об общине, видели в ней изживший себя архаизм, не придавали ей значения.

В настоящее время тоже существуют разные взгляды на общину. В начале 1990-х годов ее критиковали.

Неизбежным спутником общины являлась чересполосица и дальность земель. Землю старались делить поровну. Но это не значит, что каждый должен был получить равный размер надела, этого было бы недостаточно, ведь земля разного качества. Поэтому необходимо было, чтобы у каждого была земля и удобная и неудобная.

Земли находятся на разном расстоянии от деревни, значит, если делить на участки, то кому-то достанется земля вблизи, а кому-то очень далеко. Отсюда чересполосица.

Крестьянские наделы не представляли собой компактных кусков. Они дробились на несколько частей, расположенных в разных местах. Иногда крестьянин имел наделы, расположенные в 10-20 местах. Эта чересполосица мешала применять усовершенствованную технику. В год крестьянину приходилось проделывать 2-3 тысячи верст, переезжая с одного участка на другой. За это время и человек уставал, и лошадь, и время уходило.

Некоторые наделы находились очень далеко. Такие участки часто забрасывались.

Государство держалось за общину. Но и крестьяне в основной массе во 2-й половине 19 века за общину тоже держались, и не только из слепого консерватизма. Крестьянские хозяйства сильно зависели от капризов погоды, от стихийных бедствий, пожаров. И в этих условиях, чувствуя нестабильность своего положения, крестьянин нуждался в поддержке односельчан.

Крестьянское хозяйство было настолько подвержено случайностям, что сегодня один хозяин зажиточный, а завтра случится поджар – и он бедняк, у него ни кола, ни двора. За свою жизнь крестьянин успевал побывать и в категории зажиточной и в категории бедняка.

С социальной точки зрения крестьянин все-таки оставался не вполне полноправным гражданином страны. Ему была важна поддержка односельчан. Одно дело конфликт начальства с одним крестьянином, а другое дело – с целой деревней. Община была формой выживания крестьян.

Община была весьма гибкой организации. В общей собственности находились только земельные угодья. Орудия труда, дом, хозяйственные постройки, результаты труда – они все находились в собственности крестьян, а не общины. Т.е. в общине присутствовало и коллективистское и индивидуалистское начало. Эта двойственность делала общину жизнеспособной.

В 1890-е годы община способствовала усовершенствованию методов обработки земли. Например, крестьянин обрабатывает землю, вносит удобрения, а при переделе его земля достанется другому. Но когда в общине происходили переделы, то при этом принимали во внимание, как работал тот или иной хозяин. Хозяин, который плохо обрабатывал свою землю, не вносил удобрения, он не мог рассчитывать на то, что получит хорошую землю. А хозяин, который старался, он имел все основания полагать, что его труд не пропадет.

В 1917 году, когда был издан Декрет о земле, крестьяне получили помещичью землю, община восстановилась. Как только государственный интерес исчез, ослаб. Многие в этом видят свидетельство того, насколько общинные традиции были крепки.

Но некоторые авторы этот факт интерпретируют по-другому. Крестьяне получили помещичью землю, но боялись, что вдруг помещики вернуться, и нужно будет перед ними отвечать. А если будет отвечать вся община – значит, никто не будет отвечать.

Вопрос о расслоении крестьянства довольно сложен. Расслоение может иметь разную природу, разный характер. И совсем необязательно связывать расслоение с капиталистическим развитием. Во все времена в деревне среди крестьян были богатые и бедные. Различия в имущественном положении имеют естественную природу, биологическую. В одном дворе может быть 10 работников, а в другом 2. Эти хозяйства не могут быть равны.

Из крестьян может выделяться слой людей, занятых в торговле. Но это тоже не связано с капитализмом. Они были и раньше. Такая категория появляется тогда, когда появляются деньги.

Из крестьянской среды выделяются люди, занимающиеся предпринимательством. Это уже свидетельство становления капиталистического уклада. Такие крестьяне появляются в России во 2-й половине 18 века. Эти крестьяне уходили во 2-й половине 18 – первой половине 19 века эти крестьяне уходили из сельского хозяйства, они занимались торговлей, промышленностью, но не сельским хозяйством.

Появляются фермерские хозяйства. В крупных крестьянских хозяйствах, которые используют наемный труд. Такие хозяйства в России появлялись, но их было мало.

Насколько крестьянство было дифференцированным? Это зависит от того, что принять за критерий при определении имущественного положения крестьян. Это 3 категории: бедные крестьяне, средние, богатые. В качестве критерия часто принимают 2 пункта: либо обеспеченность крестьянина землей, либо обеспеченность лошадьми.

Хозяйства, имеющие менее 5 десятин земли – бедные.

От 5 до 10 десяти земли – средние.

Выше 10 десятин – богатые.

1 лошадь – бедняки

2 лошади – среднее хозяйство

3 лошади – богатое.

Такое деление несовершенно. Оно годится когда идет речь о деревне 18 века. Здесь не учитывается: зажиточность определяется тем, сколько он получает денег со своей земли.

В 1-й половине 19 века доходы крестьян в определяющей мере создавались в сельскохозяйственной экономике. А во 2-й половине 19 века ситуация меняется. Крестьяне в возрастающей мере начинают заниматься не сельскохозяйственной деятельностью, а промыслами разного рода. Это дополнительный заработок и часто очень существенный. Доля с/х дохода была ничтожной.

Поэтому при определении категории крестьянства желательно принимать во внимание не землю и лошадей, а доход.

Второй недостаток такого подхода заключается вот в чем: слишком большая разница… Например на юге на хозяйство приходилось в среднем до 5 десятин земли. А в северных губерниях – по 50 десятин. Разница огромная.

Если это брать за критерий, то уровень имущественного расслоения крестьян очень высокий. 70% крестьян относилось к беднякам, 10% - к зажиточным, 20% - середняки.

Но если брать доходность, то ситуация будет другой. К концу 19 века деревня в основном оставалась середняцкой. Середняков порядка 70-80%.

Подтверждением того, что деревня в имущественном отношении была сравнительно однородной, особенной поляризации там не наблюдалось, свидетельствовало такое явление как поведение крестьян в революциях. Крестьяне выступали достаточно сплоченно. Если бы крестьянская масса была в имущественном отношении столь дифференцированной, слишком был бы силен антагонизм.

В пореформенное время усиливается связь крестьян с рынком, чему в немалой степени способствовало строительство железных дорог. Хотя это было не всегда во благо, так как они часто все продавали и оставались без запасов на случай неурожая. Но видеть в этой связи крестьян с рынком свидетельство какой-то активной капиталистической трансформации крестьянских хозяйств, тоже нет оснований. Рыночность эта, как и в 1-й половине 19 века, часто носила примитивный характер. Крестьянин продавал не только избыток, но часто и необходимое, для того чтобы уплатить налоги. Крестьяне – производители хлеба вынуждены были потом хлеб покупать на рынке – такое удивительное явление было в России.

Капиталистической трансформации крестьянских хозяйств мешало многое, в частности отсутствие средств. Крестьянин оказывался в довольно невыгодном положении, если ему требовались деньги на развитие хозяйства. Денег у крестьян было мало. Доход на душу равнялся 30 рублям в год. Рабочий в СПб 30 рублей получал за месяц. А получить кредит было трудно, почти невозможно. У него была только земля, но наемная, поэтому в банке крестьянину нечего было заложить.

Дело было не только в этом. Этому мешала и крестьянская психология.

По представлениям крестьян в собственности может находиться только то, что является продуктом человеческого труда. Земля не может быть собственностью, поскольку она создана богом, а не человеком. Лес – тоже.

Крестьяне являлись наиболее законопослушными гражданами России. По статистике правонарушений самый низкий процент у крестьян, хотя они составляли более 80% населения. Исключение – преступления против собственности. Почему? Потому что многие вещи, которые с точки зрения закона осуждались, крестьянское правосознание не воспринимало таковым. Например, порубки в помещичьих лесах. С точки зрения крестьян это не преступление.

Получать проценты – грех.

При таких настроениях для развития капитализма складывалась неблагоприятная ситуация.

Крестьянские хозяйства носили в основном семейно-трудовой характер. Крестьянин трудился для того, чтобы прокормить себя и семью, чтобы заплатить налоги. Хозяйство в основном носит потребительский характер.

Крестьяне арендуют землю. Но это аренда от нужды, потому что надела ему не хватает, и он вынужден арендовать. Но не для предпринимательства.

Были и богатые крестьяне, которые тоже арендовали землю у помещика. Но хозяйства они там не заводили, они сдавали арендованную землю, раздробив ее на более мелкие участки. Это к капитализму отношения не имело.

В целом о развитии капиталистических отношений в аграрном секторе говорить не приходится. Можно говорить только о его ростках.

Необходимо учитывать особенности различных регионов России. Довольно быстрыми темпами осуществлялась капиталистическая перестройка помещичьих хозяйств в Прибалтике. Там крепостное право было отменено еще при Александре 1 в 1816-19 годах. Там помещики имели достаточно времени для того, чтобы приспособиться к новым условиям хозяйствования.

Успешно шло приспособление помещичьих хозяйство к новым условиям на территории Правобережной Украины.

Особые условия были в царстве Польском. Успешно шел процесс в Сибири.

Но в целом говорить о том, что капиталистический уклад в России развивается заметным образом в аграрной сфере не приходится.

В 1883 году был основан Крестьянский банк. Роль этого банка до середины 1890-х годов была скромной. Крестьянский банк предоставлял крестьянам ссуду только для покупки земли.

Банк располагал довольно скудными финансовыми ресурсами. Условия были жесткими, они предусматривали высокие проценты, гораздо выше, чем проценты, под которые ссужал дворян Дворянский банк. И жесткие сроки погашения кредитов.

Создаются банки, складывается система кредитов.

К 1880-м годам завершается формирование единого всероссийского рынка. Развивается внешняя торговля. Россия вывозила (экспортировала) в основном с/х продукцию. Ввозила (импортировала) промышленные изделия, металл.

Проблемы, противоречия, которые обозначились в 1860-90-е годы в экономической жизни России, явились важным фактором, который обеспечил нестабильное внутреннее положение страны. А в начале 20 века они обернулись серьезными социальными потрясениями.

Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru