Здесь можно познакомиться с основополагающими положениями учения великого Конфуция.

Конфуций и его учение

Конфуций (Кун-цзы, Кунфу-цзы) (ок. 551-479 до н.э.) - китайский философ и политический деятель. Свое учение Конфуций проповедовал устно. Основным источником сведений о его взглядах служит запись его изречений и бесед, сделанная учениками, - книга "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). Центральным понятием учения Конфуция является "жэень" ("гуманность"). Оно характеризует закон отношений людей в обществе и цель нравственного самосовершенствования. В соответствии с этим отношения людей должны определяться мудростью, верностью долгу.

Отсюда вытекают сформулированные Конфуцием требования: того не делай людям, чего не желаешь сделать себе; плати добром за добро и справедливостью за зло; сначала познай самого себя; уважай и люби старшего по возрасту и общественному положению; строго соблюдай существующие семейные и общественные отношения; почитай предков, проявляй заботу о младших.

Конфуций считал, что нормы нравственности исходят от высшей силы - неба (Тянь), поэтому он не выдвигает каких-либо моральных положений, а лишь разъясняет обычаи старины, соблюдение которых способствует достижению "жэнь". Теоретическим обоснованием этико-политической теории Конфуция служило его учение о выправлении имен ("чжэн-мин"), согласно которому имя, слово должны соответствовать сущности вещи. Отсюда и титул человека должен соответствовать его положению в обществе, а поведение - занимаемому положению и званию: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, сын - сыном". Таким образом, учение его закрепляло патриархальные устои общества.

Справедливости ради, стоит отметить, что эти положения усиленно эксплуатировались правящими классами Китая. Отдельные стороны конфуцианства были развиты и превращены его учениками в религиозную систему, а сам Конфуций - обожествлен и до сих пор почитается в Китае, являясь и по сей день живым элементом китайской культуры, через отношение к которому осмысливаются современные нравственные проблемы.

Конфуцианство и доныне остается одним из учений в Китае, хотя в древности оно являлось одним из основных. Согласно этому учению, кроме прочего, определяется "небом", и то, что люди делятся на "благородных" и "низких", не может быть изменено. Видным последователем Конфуция был Мэнцзы, связывающий социальное неравенство с "небесной волей". Другой сторонник - Сюньцзы - создал материалистическое учение, по которому "небо" представляет собой часть природы и лишено сознания. Человек, познав законы вещей (дао), должен использовать их в своих интересах. Однако, позже получило распространение и так называемое неоконфуцианство, по которому в вещах есть два начала: ли - разумная и творческая сила, ци - пассивная сила, материя. Первое образует в человеке положительные качества, стремление к добру; второе - отрицательное и подчиненное телесным соблазнам.

Наряду с признанными гениями даосских парадоксов - Лао-цзы и Чжуань-цзы - Кун-цзы по праву считается ведущим мастером литературы Древнего Китая, пусть свои изречения он ни разу b не облек в письменную форму сам. К сожалению, доподлинно уже невозможно сказать, какие высказывания принадлежат самому Первому Учителю Мудрости, а какие - его ученикам, и написавшим "Беседы и суждения". Как бы там ни было, все они достойны изучения и нашего внимания, поскольку вряд ли противоречат конфуцианству; напротив, лишь рефлексируя его. Да и сам Конфуций видел радость жизни в учении, в передаче своей мудрости другим и в постижении оной. Под учением, конечно, им подразумевалась не только передача "механического" знания, но оно должно было обязательно помочь ученику на пути дальнейшего просветления и самосовершенствования.

(Как же подчас не хватает современным школам именно такого подхода! Глядишь - и из двоечников да лентяев вышел хоть какой-нибудь жизненный прок.)


По мнению Конфуция, именно "благородные мужи" прежних времен своими примерами и наставлениями способны передать и показать нам (да-да, и нам, современным и цивилизованным, тоже!) истинную добродетель, мудрость и Знания.

Говоря о том, что учение Конфуция консервативно (некоторые называют это даже косностью) по отношению к общественному положению каждого человека, было бы неверно думать, будто единственное, что проповедует конфуцианство, - непротивление, сродни толстовскому, пассивность и отрешенность. В чем-то - да. Но отнюдь не в угоду феодальной верхушке, но во благо самого же человека. Самодостаточность, гармония с самим собой - вот первоочередной постулат и необходимое условие постижения истинного Света. Проникай в Дао - и не противься ему, но используй, не нарушая внутренней гармонии мира. Идти по своему Пути, достигая новых и новых вершин, не стоять на месте, но и не обращая внимания на праздные соблазны, - вот к чему призывает учение Конфуция. В человеке прежде всего мудрое и светлое начало берет верх, только надо не задушить его низменными и мелочными желаниями. (Как, кстати, не вспомнить учение Будды о причинах страданий, что кроются в наших желаниях и буддистское высказывание о том, что невыполненное желание разрушает изнутри.) А для этого необходимо пребывать в постоянной работе духа, сознательно проживать жизнь; не плыть по течению бревном, но и не стремиться двигаться против на 180 градусов. Афоризмы Кун-цзы просты и ненавязчивы, они лишены напыщенности, но не дидактики.

"Достаточно, чтобы слова выражали смысл" - в этом коротком высказывании и сконцентрирована соль "Бесед и суждений". Может быть, именно поэтому мы и сегодня обращаемся к трезвым и самодостаточным словам Учителя в поисках. Истинного?

Кун-цзы, Кун-цзы (Кун-фу-цзы, Конфуций, Кун Цю, Кун Чжунни) - китайский философ, основатель конфуцианства. Родился в 551 г. до н.э. умер в 479 г. до н.э. Родился и жил в царстве Лу (современный г.Цюйфу в провинции Шань-дун), в период династии Чжоу. Происхождением из обедневших аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал учить, прославивишись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Кун-цзы преподавались четыре дисциплины и изучались соответственно четыре книги: мораль ("Шицзин"), язык ("Шуцзин"), политика ("Лицзи"), литература ("Юэцзин").В 50 лет Кун-цзы начал свою политическую карьеру, став высоким сановником в Лу. Вскоре после этого ушел со службы вследствие интриг и 13 лет путешествовал по китайским государствам. В 484 году до н.э. вернулся в Лу и вновь занялся преподаванием, а также собиранием, редактированием и распространением книг Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Юэцзин, Лицзи, Чуньцю.Учение Кун-цзы основывалось на естественном стремлении человека к счастью и относилось исключительно к вопросам этики и житейского благополучия, совершенно не касаясь духовной области религии. Исконное верование китайцев в загробную жизнь и поклонение предкам были восприняты Кун-цзы лишь ввиду полезности распространения этих идей для всеобщего благополучия. Всеобщее признание идей Кун-цзы получило лишь при его учениках, в чем важную роль сыграл Мэн-цзы.Кун-цзы похоронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, ближайших учеников и последователей. Дом Кун-цзы превращен в конфуцианский храм и стал местом паломничества.Из числа приписываемых Кун-цзы книг без сомнений принадлежит его перу только Чунь-цю (летопись удела Лу, 722 - 481 год но н.э.). Кун-цзы приписывается авторство приложений к трактату "И цзин" (Книга перемен). Идеи Кун-цзы сыграли огромную роль в истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам он стал объектом поклонения и религиозного культа.Главным источником сведений об учении Кун-цзы является Лунь юй (Беседы и суждения) - записи высказываний и суждений Кун-цзы, сделанных его учениками и последователями.

Достаточно, чтобы слова выражали смысл
Конфуций
Конфуций и его учение

Рекомендуем ознакомится: http://litdao.narod.ru