История даосизма

Навигатор. История даосизма


Даосизм – одно из ведущих (наряду с доктриной императорской власти, конфуцианством и буддизмом) идеологических учений старого Китая, оформившееся в первых веках новой эры в целостную религиозную систему и игравшее важную роль в создании, ретрансляции и сохранении уникальной культуры этой страны.

За последние десятилетия в изучении даосизма достигнут несомненный прогресс. Историко-религиоведческий анализ теории и практики даосизма, отражающий состояние современной даологии, подробно представлен в итоговых работах Е.А. Торчинова, в исследованиях Кубо Норитада, Цин Си-тая, а также в обзорно-аналитической статье Х.Уэлча. Большая исследовательская работа в этом направлении ведется и современными даосами КНР. Тем не менее, уровень наших познаний в области даосизма несопоставим с масштабом непознанного. Некоторые пласты даосской культуры не только не подвергались научной реконструкции, но даже ещё не выделены. Не введено в научный оборот и большинство первоисточников – сочинений из систематического даосского книжного собрания (Даосского Канона или "Дао цзана").

Несмотря на широкое распространение даосских традиций в народной культуре Китая, даосизм в аксиологическом и социальном отношениях отнюдь не являлся маргинальной сферой китайской духовной цивилизации. В настоящее время специалисты склоняются к мысли, что даосизм в наибольшей мере отразил этнопсихологические особенности китайского народа. Конфуцианство, занимаясь политической и нравственной проблематикой, в основном было связано с бюрократической элитой и внешними формами проявления стереотипов поведения, в то время как духовная жизнь преобладающей части китайского общества – крестьян, ремесленников и торговцев – находилась всецело в сфере влияния даосизма. Идеи такого рода, впервые выдвинутые на уровне гипотезы ещё в 20-е годы двадцатого столетия, объясняют значимость и актуальность даологических изысканий – без знания даосизма мы вряд ли сможем правильно понимать историческую динамику и содержание китайской культуры, адекватно оценивать и реагировать на действия современных носителей этой традиции, а также устанавливать межцивилизационные контакты на должном для наших великих народов уровне.

Соответственно, изучение даосизма и анализ текстов, отражающих его динамику и специфику, продолжает оставаться актуальной и перспективной задачей, сложность которой лишь раскрывается со всей очевидностью по мере расширения наших знаний.

Настоящая статья посвящена ранней истории даосской религии. Автор, понимая всю сложность заявленной проблемы, не претендует, разумеется, на освещения всех связанных с ней вопросов и ставит перед собой ограниченную задачу – на материале китайских источников библиографического характера уточнить и конкретизировать концепцию генезиса и динамики даосизма до эпохи Тан (7-10 вв.), разработанную современной даологией.

Hазывая даосизм идеологическим учением, мы подразумеваем, что он, во-первых, является определённым методом социального познания, предполагающим наличие некоторой системы ценностно-смысловых представлений, которые опосредуют отношение человека к окружающему его культурному и природному пространствам таким образом, что обеспечивают нравственно комфортное оправдание определённого образа мыслей и действий; во-вторых, он с точки зрения определённых групповых интересов решает разного рода политические, этические и метафизические проблемы; в-третьих, выполняет функцию высшей легитимации всего того, с чем он имеет дело в содержательном плане. Характерной чертой именно этого идеологического учения является религиозная форма его функционирования – даосизм является национальной религией китайского народа1.


Проблемы определения даосизма, происхождения и периодизации динамики этого явления, соотношения религиозного и философского аспектов в его содержании ввиду различных причин решались исследователями неоднозначно, вызывая зачастую острую полемику, что отражено в работах таких известных учёных, как Е.А. Торчинов, В.В. Малявин, Ли Ян-чжэн, М. Стрикмэн, Кимура Эйити, Кобаяси Масаёси, Сакай Тадао и Фукуй Фумимаса.

Основная причина различных точек зрения на историю даосского учения связана, как представляется, с широкой семантикой понятия "даосизм", т.е. с тем разбросом смыслов, которые вкладывают в этот термин различные исследователи. Дело в том, что в китайской культуре с европейским понятием "даосизм" соотносится целый комплекс явлений духовной жизни, которые имеют различные диахронные и даже синхронные номинации.

Рекомендуем ознакомится: http://www.sunhome.ru