Конфуцианство и культура Китая

Составитель – Торчинов Е.А.

Тема 1.Конфуцианство как феномен китайской культуры – 4 часа.

Название "конфуцианство" и самоназвание "жу цзя". Конфуцианство как философская школа эпохи Борющихся Царств (Чжань го) и как официальная идеология китайской империи. Дискуссия о религиозном характере конфуцианства (позиция иезуитов, полемика в синологии 19 в. современная точка зрения). Характер культа и ритуала в конфуцианстве. Конфуцианство как этико-политическое учение. Категория "вэнь" (культура, изящная словесность, цивилизованность) в конфуцианстве. Экзаменационная система и конфуцианское образование. Конфуцианство и народная культура. Традиция "Ши цзина" и "Юэ фу" в культурной традиции Китая. Конфуцианское чиновничество как основной носитель "большой традиции" китайской культуры, отсутствие оппозиции "бюрократ – творческая личность" в конфуцианской цивилизации. Статус литературы в традиционном Китае. "Ортодоксальные" и "неортодоксальные" науки. Синоцентризм конфуцианства. Исторические этапы развития конфуцианства.

Тема 2.Личность Конфуция и раннее конфуцианство – 4 часа.

Чжоуская цивилизация и ее особенности. Историческая обстановка в Китае 6-5 вв. до н.э. Семья Конфуция. Педагогическая деятельность Конфуция, школа Конфуция. Потомки Конфуция и их привилегии. "Лунь юй" ("Суждения и беседы") о личности Конфуция. Преемники Конфуция (Цзэн-цзы, Цзы-сы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.). Слой "ши" ("ученых") как социальная основа формирования и развития конфуцианской школы. Роль института "клиентов" (кэ) в интеллектуальной истории Китая предымперского периода. Конфуцианство и другие учения (конфуцианство и даосизм, конфуцианство и моизм, конфуцианство и легизм, конфуцианство и даосизм). Преследование конфуцианцев при династии Цинь, указ Цинь Ши Хуан-ди о сожжении конфуцианских текстов. Превращение конфуцианства в государственную доктрину при династии Хань.

Тема 3. Конфуцианский Канон (Пятиканоние и Четверокнижие) и его место в традиционной китайской культуре – 6 часа.

История формирования канонической литературы конфуцианства. Роль неоконфуцианцев в формировании Четверокнижия. Конфуцианские Каноны как базовые тексты китайской культуры. "И цзин" ("Чжоу и") как мантический текст, памятник философской мысли, космологический трактат и основа методологии традиционной китайской науки. "Ши цзин" как литературный памятник и канонический текст. Влияние "Ши цзина" на формирование поэтической традиции в Китае. "Шу цзин" ("Шан шу") и традиционное историописание в Китае. "Чунь-цю" ("Весны и осени") – летопись царства Лу и историософский текст. Традиция "династийных историй". Великие китайские историки - мыслители Сыма Цянь и Бань Гу. Глава "Хун фань" ("Великий образец") и ее место в истории китайской мысли. "Ли цзи" ("Записи о ритуале") и его роль в процессе этического переосмысления архаического мировоззрения. Конфуцианство и мифология. Причины создания "Четверокнижия". "Лунь юй" как текст, характеризующий личность Конфуция и его собственное учение. "Да сюэ" и "Чжун юн" как основа конфуцианской метафизики морали. "Мэн-цзы" – важнейший философский памятник раннеконфуцианской мысли. Канонический корпус "Тринадцатиканония" и тексты ритуалистического цикла ("Чжоу ли", "И ли"). "Канон сыновней почтительности" ("Сяо цзин"). Утраченный "Канон музыки" ("Юэ цзин") и конфуцианское учение о музыке. Влияние канонической литературы конфуцианства на философию, литературу, историографию и традиционную науку в Китае.


Тема 4.Этико-философское учение раннего конфуцианства – 4 часа.

Учение о самосовершенствовании и упорядочении государства как основополагающая доктрина конфуцианства. "Гуманное правление" (жэнь чжэн), патриархальная семья как основа и прообраз государства, приоритет обычного права. Панэтизм конфуцианства, нераздельность морали и права. Доктрина "сыновней почтительности" (сяо). Учение раннего конфуцианства о природе человека. "Пять постоянств" (у чан). Гао-цзы, Мэн-цзы и Сюнь-цзы о природе человека. Тождественность природы человека и природы универсума у Мэн-цзы. Доктрина "тянь жэнь хэ и" ("гармоничное единение человека и универсума"). Этизация космоса. Сюнь-цзы и легизм. Развитие доктрины Мэн-цзы у неоконфуцианцев. Конфуцианская социальная утопия (доктрина главы "Ли юнь" из "Ли цзи" и ее истолкования от древних конфуцианцев до Кан Ювэя – 19 в.). Учение Мэн-цзы о "перемене мандата Неба" (гэ мин) и представление о династическом цикле.

Тема 5.Конфуцианство имперского периода (от династии Хань до формирования неоконфуцианства) – 4 часа.

Идеологическая политика ханьских императоров, конфуцианство и даосизм. Политика императора У-ди. Конфуцианство как официальная идеология. Дун Чжуншу и ханьский синтез. Историософия и космология Дун Чжуншу. Полемика в конфуцианстве, школы новых и старых текстов. "Дискуссия в Зале Белого Тигра". Сюнь Юэ и кризис ханьской модели конфуцианства. Конфуцианство в эпоху распада Китая (3-6 вв.). "Мин цзяо" ("учение об именах") и "сюань сюэ" ("учение о Сокровенном"). Ван Би и Го Сян. Танское конфуцианство. Ван Тун и Ли Ао. Антибуддийские выступления Хань Юя. Хань Юй о преемственности конфуцианской доктрины. Кризис конфуцианства в начале правления династии Сун (11 в.) и предпосылки формирования неоконфуцианства.

Тема 6.Неоконфуцианство и китайская культура – 6 часов.

Буддизм и даосизм и их влияние на китайское общество и китайскую мысль. Метафизическое обоснование принципов конфуцианской этики. Школы и течения в сунском конфуцианстве. Реформы Ван Аньши. Полемика Ван Аньши и Сыма Гуана. Су Сюнь и Су Ши. Школа Ху Хуна. "Пять мудрецов" (у цзы) эпохи Сун и формирование неоконфуцианства. Космология Чжоу Дуньи, натурализм Чжан Цзая, "принципология" Чэн И и Чэн Хао, неоконфуцианский синтез Чжу Си. Нумерология и историософия Шао Юна. Доктрина Великого Предела (тай-цзи). "Ли" ("принцип", "форма") и "ци" ("материя") – основные категории неоконфуцианства. Учение неоконфуцианцев о природе человека. Моральная метафизика неоконфуцианцев. Канонизация неоконфуцианской доктрины в 13-14 вв. чжусианство как официальная доктрина. Философия Лу Цзююаня (Лу Сяншаня). Принцип субъективизма. Ван Янмин (Ван Шоужэнь) и оппозиционно неоконфуцианство школы "синь сюэ". Психологизм и субъективизм школы Ван Янмина. Персоналистические тенденции. Влияние чань-буддизма. Радикальный янминизм и судьба Ли Чжи. Запрет янминизма при маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.). Критика неоконфуцианства в трудах оппозиционных конфуцианцев 18 в. Учение Дай Чжэня. Цинская школа филологической критики. Школа "ханьской науки" ("хань сюэ"). Натуралистическая интерпретация нравственной метафизики. Либерально-реформистское конфуцианство Кан Ювэя. Критика конфуцианства в Китае после Синьхайской революции и свержения монархии.

Тема 7.Конфуцианство и современный Китай – 2 часа.

Традиционализм и модернизм в Китае 20 в. Западническая критика конфуцианства либералами (Ху Ши) и марксистами (Ли Дачжао). Традиционалистически ориентированные мыслители. Консервативно-романтическое конфуцианство Ван Говэя. Фэн Юлань и его "новая принципология" (синь ли сюэ). Лян Шумин и его полемика с Мао Цзэдуном. Сюн Шили и синтез философии Ван Янмина с буддийским учением о "только сознании" (вэй ши). Постконфуцианство (Моу Цзунсань, Чжан Цзюньмай, Чэнь Юнцзе, Тан Цзюньи, Ду Вэймин и др.). Возрождение конфуцианства в современном Китае. Деятельность "Фонда Конфуция". Конфуцианский традиционализм и модернизация Китая. Проблема "Китай – Запад" в современной китайской мысли.

Тема 8.Современное постконфуцианство и культура Запада – 4 часа.

Западная философия у постконфуцианских мыслителей (Платон, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер и феноменологи). Моральная метафизика неоконфуцианцев и категорический императив Канта. Работа Моу Цзунсаня "Феномен и вещь в себе" (1975 г.). Общая оценка западной философии и культуры постконфуцианцами ("Восток и Запад" Лян Шумина, работы Фэн Юланя и Тан Цзюньи). "Манифест китайской культуры людям мира" (1958 г.). Монизм и холизм против аналитики и техницизма. Проблема политического плюрализма и демократии. Критика западнического либерализма. Постконфуцианство и русская религиозная философия "Серебряного века" (к вопросу о типологии культур).

  • Алексеев В.М. Китайская литература. М. 1978.
  • Древнекитайская философия. Собрание текстов. Т. 1-2. М. 1972-1973.
  • Китайская философия. Энциклопедический словарь. М. 1994.
  • Кобзев А.И. "Великое учение" – конфуцианский катехизис // Историко-философский ежегодник. 1986. М. 1986.
  • Кобзев А.И. Ван Янмин и классическая китайская философия. М. 1983.
  • Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М. 1982.
  • Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб. 1994.
  • Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М. 1996.
  • Малявин В.В. Конфуций. М. 1992.
  • От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М. 1998.
  • Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М. 1981.
  • Переломов Л.С. Конфуций: его жизнь, учение и судьба. М. 1993.
  • Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М. 1993.
  • Семененко А.И. Афоризмы Конфуция. М. 1987.
  • Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М. 1994.
  • Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб. 1998.
  • Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 1-2. N.Y. 1957-1962.
  • Creel H.G. Confucius, the Man and the Myth. N.Y. 1949.
  • Fingarette H. Confucius – the Secular as Sacred. N.Y. 1972.
  • Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. Berkley, 1979.

    Рекомендуем ознакомится: http://etor.h1.ru