После окончания второй мировой войны, которая стоила человечеству огромных жертв (было уничтожено от 50 до 100 млн. человек) и вошла в историю, как самая кровавая и разрушительная, был остро поставлен вопрос о политическом, культурном и экономическом устройстве мира. Суммарные военные расходы составили 962 млрд. долларов. Она уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд долл. Эта война получила маневренный характер и стала войной моторов, что связано с огромными расходами на углеводородное топливо. Появились первые ракеты.

Победоносное окончание войны изменило международное положение Советского Союза. Он не только вышел из международной изоляции, но стал признанной всеми великой державой, играющей одну из ключевых ролей в международных делах. В Совете Безопасности ООН Советский Союз стал одним из пяти постоянных членов наряду с США, Англией, Францией и Китаем (также официальными членами ООН были признаны две советские республики Украина и Белоруссия).

Развязывая Вторую мировые войны, Германия исходила из того, что сумеет избежать борьбы на два фронта. Этого, однако, не случилось и ей пришлось воевать против коалиции государств (главные участники: Советский Союз, США и Великобритания), военно-экономический потенциал которой значительно превосходил возможности Германии (и ее главных союзниц - Италии и Японии). Английский и американский флот заблокировали Германию, а экономика страны к исходу войны была истощена. Истощенной оказалась и экономика Японии, которая захватила значительные стратегические ресурсы в Юго-Восточной Азии и Океании, но не смогла эффективно использовать их из-за недостатка транспортных средств. Хозяйственные потери победителей были велики. Англия оказалась не в состоянии ни производить нужное количество военной техники, ни оплачивать ее импорт, и США вынуждены были поставлять ей вооружение и материалы взаймы. Английский внешний долг возрос в 8 раз.

Вторая мировая война способствовала росту экономического могущества США. Были введены в действие военные предприятия общей стоимостью 25 млрд. долл.; промышленная прибыль возросла пятикратно. После войны американское государство выдвинуло метод эффективной помощи восстановлению экономики Западной Европы (план Маршалла). Государственные заказы на мирную продукцию для восстановления Европы помогли стране быстро решить такую сложную проблему как конверсия промышленности. Социально-экономическая роль американского государства повысилась в годы войны неимоверно.

Однако главными социально-экономическими последствиями Второй мировой войны стали изменения в Восточной Европе. Государственный суверенитет освобожденных стран был насильственно ограничен (в 40-50-х гг. сложилась мировая социалистическая система, куда вошли зависимые от СССР страны Восточной Европы: ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария), Азии (КНДР, Вьетнам), Америки (Куба)). Несмотря на старания создать внутрисоциалистический рынок, силы сцепления этой системы носили внеэкономический характер. Когда они ослабли, мировая социалистическая система и рынок распались, затем распалась сама социалистическая метрополия Советский Союз. Противостояние в итоге второй мировой войны мировых экономических систем - капиталистической и социалистической определило социально-экономическое содержание истории второй половины XX в.

Послевоенному восстановлению народного хозяйства развитых европейских стран, занявшему 5-6 лет, весьма способствовала американская экономическая помощь. По "плану Маршела" в 1948-1951 гг. 17 странам Европы были поставлены на сумму около 17 млрд. долларов. Частично под займы, частично как дотации (американское продовольствие, одежда, топливо, сырье, промышленное оборудование, запчасти и др. товары). Местная валюта, вырученная от продажи на внутренних рынках потребительских американских товаров, укрепляла денежное обращение европейских стран, способствовала снижению инфляции, превращалась в инвестиции для отечественной тяжелой индустрии. План Маршалла оказал благотворное воздействие на европейскую и американскую экономику.

За 1947-1950 гг. объем продукции основных отраслей в Западной Европе увеличился более чем наполовину, а по таким видам как минеральные удобрения, сталь, цемент, транспортные средства, нефтепродукты (от 65 до 200%), что означало быстрое развитие земледелия, строительства, путей сообщения. Оживилась внешняя торговля: за 1948-1952 гг. экспорт из Западной Европы возрос наполовину, а из США и Канады - еще более.

Подавляющая часть американской помощи адресовалась главным европейским странам - Англии, Франции; ФРГ (Западной Германии), Италии. Здесь восстановительный процесс проходил особенно быстро. Уже через 5 лет после окончания войны, производство угля, стали, электроэнергии превысило уровень довоенного. Особенно большой скачок сделала энергетика. Уже в первые годы после войны, на Западе, выросло производство всех товаров, находящих спрос на рынке. Повышенным спросом, естественно, пользовались товары, рожденные научно-технической революцией, - электроника, реактивный транспорт, современные автомобили, оборудованное новейшей техникой жилье и т.д.


За 1950-1980 гг. энергетика, а с ней весь хозяйственный комплекс Запада, сделали новый взлет: производство электричества увеличилось. Произошла технологическая модернизация Франции, Англии, Японии.

Тем не менее во второй половине нашего столетия неравномерность экономического развития государств Запада сохранилась, хотя производство в европейских странах и Японии существенно приблизилось к американскому уровню. В настоящее время неравномерность экономического развития не грозит мировыми войнами, периодически возникающие межгосударственные конкурентные бескровные войны (автомобильные, текстильные, обувные и др.) – заканчиваются компромиссами.

Предсказания, сделанные в начале XX в., что вследствие неравномерности экономического развития стран империалистические войны являются неизбежными, не подтвердилось.

Не подтвердилось и предсказание о полной монополизации экономики и ликвидации свободной конкуренции. Наряду с крупнейшими, в том числе наднациональными корпорациями в народном хозяйстве Запада с успехом функционируют сотни тысяч средних и мелких фирм и предприятий. Существует мнение о том, что нынешний этап экономического развития можно считать постиндустриализацией, при которой решающая хозяйственная роль переходит от производства к сферам услуг, образования, науки; управление экономикой (от бизнесменов - к ученым и профессионалам). Технико-экономическое развитие и размещение современного хозяйства является предметом таких дисциплин как экономическая география и мировая экономика.

Послевоенный период связан с изменениями методов регулирования рыночного хозяйства. Рынок оказался уже не в состоянии играть роль единственного автоматического регулятора экономики. В послевоенное время главным средством экономической политики на Западе стала национализация.

В 1940-1960 гг. собственностью британского государства стала угольная, металлургическая, энергетическая, в значительной степени электротехническая и автомобильная промышленность, а также банковская система. Еще более решительно проходила национализация во Франции, отказавшейся после войны от политики международного ростовщичества.

В конце 1950-х гг. государству принадлежали почти полностью угольная, газовая, авиационная и автомобильная отрасли, частично нефтяная, оборонная, железнодорожный транспорт, банки и пр. Государство владело около 40% национального богатства и производило на своих предприятиях 13% ВВП.

Создание обширного госсектора экономики не могло не повлечь за собой применение государственного средне- и долгосрочного народнохозяйственного планирования. Пальма первенства принадлежала Франции, осуществившей в 1947-1980 гг. семь народнохозяйственных планов. Если госсектор этих государств (как в СССР) получал прямые плановые задания, то планирование частного сектора потребовало косвенных мер (фиксирование цен, предоставление сырья и кредитов, нормирование иностранной валюты, а также разнообразные меры финансового контроля). Вот как, например, осуществлялись инвестиции в экономику Франции согласно планам 1960-х гг.: государство инвестировало электроэнергетику (примерно наполовину), сельское хозяйство (около 1/5), транспорт (на четверть), сферу образования и быта (на треть). Остальные инвестиции представляли собой среднесрочные банковские кредиты, средства различных фондов, ценные бумаги и пр. В отличие от директивного социалистического планирования, данный вид экономических программ носил индикативный, необязательный, взаимовыгодный характер и являлся формой государственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути. При помощи индикативного планирования страны Западной Европы восстановили и существенно модернизировали экономику после Второй мировой войны.

В Америке планово-регулирующая роль государства состояла как в государственном предпринимательстве – перманентном создании и столь же перманентной приватизации госсектора (его доля в ВВП 1950-1960 гг. превышала 20%), так и в государственных заказах и закупках промышленной и сельскохозяйственной продукции на сотни миллиардов долларов (особенно большое значение принадлежит государственной платной консервации фермерского хозяйства страны в случае перепроизводства.)

Огосударствление хозяйства стран Запада положительно сказалось на их социально-экономическом развитии в первом послевоенном двадцатипятилетии. Но понижение темпов экономического роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали, что данное направление экономической политики подлежит замене. Смены курса требовала и развернувшаяся научно-техническая революция, создавшая условия для кардинального изменения технологической базы. Повышение эффективности хозяйства подразумевало новый подход к управлению производством, в первую очередь, серьезное сокращение государственного регулирования. Для этого главные капиталистические страны в 1970-1980 гг. провели широкую приватизацию - передачу права собственности на капитал государственного предприятия частным лицам или акционерным обществам. Особая сложность приватизации состоит в том, что ее проведение требует определенного времени, поскольку необходим капитал и решение проблемы занятости на тот период, когда частные собственники смогут выйти на рынок со своей конкурентоспособной продукцией. Функции государства сосредоточиваются главным образом в сфере регулирования финансов и кредита, налоговой системы. В результате приватизации укрепляется малый и средний бизнес (в ФРГ в конце 1980 гг. в малом и среднем бизнесе было занято 2/3 работающих). Можно утверждать, что процесс приватизации явился "палочкой-выручалочкой", выведшей мир из тупика, в который его привела национализация. Поэтому приватизация быстро охватила не только развитые страны, но и государства "третьего мира". К концу 1980 гг. ее осуществили в более чем 80 странах всех частей света. В большинстве случаев либерализация экономики, возвращение к частной собственности привели к экономическому росту и повышению благосостояния людей.

В странах, проигравших войну - Германии, Японии - послевоенная модернизация экономики происходила под началом американской военной оккупации. Здесь было либерализировано народное хозяйство, находившееся в тисках тоталитарного управления немецкого нацистского и японского императорского государств. Поэтому главное условие господства свободного предпринимательства состояло в демократизации государства и социальной жизни. Гарантируемая оккупационными властями демократизация обеспечила не только гигантский скачок (экономическое чудо) Германии и Японии из военной разрухи на самый верх мировой экономики, но и определенные сдвиги в психологии особенно новых поколений немцев и японцев, которые представляют собой не рабов своих военных империй, а свободных доброжелательных людей.