Конспект НОД «Путешествие капельки»

Людмила Покидько
Конспект НОД «Путешествие капельки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие капельки».

1. Формировать представление о круговороте воды в природе.

2. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи.

3. Познакомить с тем, в каком виде существует в природе вода, с различными явлениями (дождь, снег, иней, лёд, пар.) и состоянием воды в окружающей среде.

4. Формировать пантомическую и речевую выразительность.

5. Развивать воображение и память детей.

6. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, учить понимать необходимость бережного отношения к воде как к природному ресурсу.

Пособия и оборудование:

различные формы стеклянной посуды;

посуда стеклянная разной формы;

аудиозапись «Музыка дождя»;

плакат «Круговорот воды в природе»;

стакан с молоком;

1. Звучит аудиозапись журчания ручья.

- Послушайте и определите, что это за звуки. Действительно, это журчит ручеёк. К нам в гости пришла Капелька. Она вместе с нами отправится в путешествие в царство воды. Эта капелька много путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

- Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

-Что же такое вода?

Опыт N1: “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя.

Посмотрите, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт N2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему? ”. Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт N3: “Вода прозрачная”

Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Воспитатель предлагает детям опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем предлагает ребенку опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да) .

Вывод: вода прозрачная.

Опыт N4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. У каждого ребенка стаканы с водой и соком. Воспитатель предлагает детям попробовать сок на вкус. Какой он? (сладкий). Затем предлагает попробовать воду. Какая вода? (безвкусная)

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт N5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха. Давайте ещё раз вспомним, что вы узнали о воде:

Вода не имеет запаха

2. Мы сегодня отправимся в необычное путешествие. Для этого я прочитаю волшебное заклинание и полью на вас из волшебной лейки и вы превратитесь в капельки. Закройте глаза.

Ну-ка, лейка, лей, лей

Для ребяток не жалей.

В капельку пусть превратятся

От души повеселятся.

3. Расскажите о своей капельке.

-Какая вы капелька?

-Какой формы, цвета, прозрачности?

-Вы капелька дождя, росы, тумана или дождевого облака?

-А где капелька может быть сладкой?

(если она осталась от компота, чая)

4. Найдите сестричек- капелек.

-Давайте пройдём по группе и покажем те места в группе, где есть вода.

Рассаживайтесь капельки, кто куда. Дождь кончился, а капельки лежат не высыхают, ведь уже наступила ночь, солнышка нет. Капельки так устали, что закрыли глазки и заснули. Спят капельки и снится им весёлый ручеёк, бурлящая река, большое тёплое море и огромный океан. Все они там собрались, им весело вместе. Но вот появился первый лучик солнца. Капельки открыли глазки и проснулись. Утром холодно «Брр-р». Капельки потянулись, зевнули, замёрзли и задрожали от холода. Подул ветер, подхватил их, закружил. Но вот наконец-то земля!

Выглянуло долгожданное солнышко. Капельки протянули к нему свои ручки, погрелись, Погрели один бочок, потом второй, потом личико. Солнце греет всё сильнее, совсем стало жарко! Капельки стали понемногу испаряться и собрались в небе в большое, белое пушистое облако. Как интересно смотреть сверху вниз! Гонит ветер облака.

5. Логоритмическое упражнение «Облака»

(дети собираются в кружок)

«Облака» (с движениями)

Облака, как паруса (изображают треугольник указательными пальцами)

Мчит их ветер гонит (резко выдвигают верёд одну руку, другую)

Если много облаков- (руки выставляют перед собой, все пальцы раздвигают)

Будет точно дождик. (ритмично щёлкают пальцами сверху)

Ну а если облака (правую руку поднимают вверх, пальцы раздвигают)

Как перо жар-птицы,

Будет солнышко с утра (обе руки поднимают вверх, скрещивают, пальцы

раздвигают, разводят руки в стороны)

Защебечут птицы (изображают руками взмах крыльями)

А столкнётся лоб об лоб (стучат кулаком о кулак)

В тучу превратятся (изображают в воздухе большой шар)

И тогда грохочет гром (хлопают в ладоши)

Это тучи злятся (принимают боксёрскую мимику) .

6. Совсем разозлились тучи, пошёл сильный дождь-

Звучит шум дождя.

Массаж спины «Дождик»

(дети встают «паровозиком»)

Дождик бегает по крыше -Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше -Бом, бом, бом! Похлопывание ладонями по спине

Дома, дома посидите -Бом, бом, бом! Никуда не выходите -Бом, бом, бом! Постукивание пальцами

Почитайте, поиграйте -Бом, бом, бом! А уйду - тогда гуляйте. Бом, бом, бом! Поколачивание кулачками

Дождик бегает по крыше -Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше -Бом, бом, бом! Поглаживание ладонями

Что осталось на земле после дождя? (лужи)

7. Опыт: Возьмём кусочек стекла, капнем на него немного воды. Что получилось? (лужа) А теперь наклоним стекло… Ручеёк потёк. А если сильно наклонить? Теперь быстро потёк.

Из луж капельки собрались в весёлый озорной ручеёк. Побежали: «Буль-буль-буль»-поёт ручеёк. Бежит между камешками, деревьями, мимо дорожки. Руки не расцепляйте, а то ручеёк оборвётся. А впереди река! Какая большая широкая. Покажите, как плавно перекатываются волны, какая река

широкая. Встаньте в линейку, это начало реки. А теперь поплыли вперёд, взявшись за руки. На пути повороты, огромные валуны, водопады (показ картинки водопада)

-Куда же впадает река?

9. Работа с таблицей «Круговорот поды в природе».

-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, то содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко Крошечные капельки поднимаются в воздух, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается и там соединяются. Образуется облако, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой - снега Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.

- Найдите на картине, где вода?

Каким цветом обозначена вода?

А что обозначает на глобусе белый цвет?

Скажите, а что такое лёд? Пар?

Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в 3-х состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

Кажется, что воды на земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе Для умывания приготовления пищи необходима только очищенная вода. Сколько людей должно потрудиться, чтобы очистить воду. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран. А чтобы вы об этом помнили, вот этот знак мы повесим в умывальной комнате.

12. Работа со знаками Расскажите, как беречь воду.

Посмотрите на этот экологический знак:

Давайте повесим этот знак в умывальной комнате, чтобы мы не забывали закрывать кран.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Вдруг в небо взовьется,

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

все дети хором ВОДА!

13. Родниковая вода самая чистая, полезная, она бьёт глубоко из земли.

14. А сейчас сюрприз от капельки. попробуйте родниковую воду.

Это самая полезная вода.

Рекомендуем ознакомится: http://www.maam.ru