СНО ГОУ ВПО НГМУ Росздрава - EstheticLife.ru

Раздел: История стоматологии

Стоматология древнего Египта

Около 3100 г. до Р.Х. царь Менес объединил царства Верхнего и Нижнего Егип­та. С этого времени начинается отсчет исторического периода, известного как Древнее Царство (3100-2181 гг. до Р.Х.). Около 2600 г. до Р.Х. по приказу фараона Джосера в городе Саккара была построена огромная Ступенчатая пирамида — одно из самых величественных сооружений древних времен. Джосер вообще прославил­ся не только как архитектор, но и как очень разносторонний ученый, хорошо разби­равшийся в астрономии, литературе, искусствах, а также в медицине. Личным дру­гом фараона считался врач Имхотеп, которому египтяне даже поклонялись наравне с богом исцеления, а древние греки впоследствии отождествили со своим богом Асклепием. К Имхотепу тогдашние врачи отсылали безнадежных больных. Джосер на­столько высоко оценивал знания Имхотепа, что даже распорядился похоронить его рядом с местом, отведенным для собственной могилы в некрополе Мемфиса.

Практическая медицина в древнем Египте сформировалась около 4600 лет назад. Примерно в то же время или чуть позже врачи начали специализи­роваться в лечении различных частей тела и внутренних органов человека. Спустя две с половиной тысячи лет, в V веке до Р.Х. греческий историк Геродот так описы­вал специализацию египетских врачей: “Практическая медицина так разделена ме­жду ними, что каждый врач — лекарь одной болезни и не более. Вся страна полна врачами, одни — по глазам, другие — по зубам, еще кто-то лечит болезни живота или внутренние болезни”.

ДРЕВНЕЙШИЙ ЕГИПЕТСКИЙ СТОМАТОЛОГ. чье имя дошло до нас, — ХЕСИ-РЕ, также жил во времена правления Джосера. Вот что начертано о нем на одной иероглифи­ческой таблице: “Величайший из врачей, который лечит зубы”.

Подтверждением того, что стоматологическое лечение, на взгляд древних егип­тян, отличалось от других видов врачебной помощи, можно считать стелу, подарен­ную фараоном Сахурой своему любимому врачу Ни-Анх-Сехмету. В нижней части стелы имеется небольшое изображение человеческой фигурки. Как следует из ие­роглифической надписи, это Мен-Кауре-Анк, “зубной человек”.

Египтяне страдали от множества стоматологических болезней, и даже святость фараонов не спасала тех от таких неприятностей. Видимо, основным способом лече­ния стоматологических недугов было удаление зубов. Древнеегипетские стоматоло­ги практиковали также сверление челюстных костей для уменьшения давления гнойной жидкости, накапливающейся около воспаленного зуба. Подобных черепов с просверленными костями было найдено немало, а один из самых старых, датируе­мый периодом Древнего Царства, хранится сейчас в коллекции музея Гарвардского университета.

Интересная находка подобного плана была обнаружена в районе захоронений вблизи Саккары и относится уже ко времени Нового Царства (1570-1085 гг. до Р.Х.). Это череп мужчины с обширным кариесом первого нижнего моляра. На уров­не верхнего края корня этого зуба имеются два отверстия правильной цилиндричес­кой формы, каждое ровно по пять миллиметров глубиной и по два миллиметра в диаметре. Они проходят через корень, и их происхождение, конечно же, никак нельзя объяснить, например, боевыми ранами или фистулами естественной приро­ды. В настоящее время этот череп хранится в парижском Музее Человека. Очевид­но, египтяне были достаточно искушены в работе со сверлами, о чем свидетельст­вуют и многочисленные росписи в усыпальницах.


Одной из главных причин заболеваний зубов у древних египтян можно считать грубую и убогую диету, равно характерную и для бедняков, и для зажиточных лю­дей, Основным ежедневным блюдом был хлеб, а зерна для его выпечки измельча­лись при помощи каменных жерновов примитивной обработки. Поэтому естествен­но, что в муку попадало большое количество каменной пыли и осколков. Кроме то­го, диета египтян была преимущественно вегетарианской, а почвы — песчаными, что, вкупе с низкой культурой приготовления пищи, также обуславливало большое количество песка в главных блюдах. Все это приводило в результате к серьезному износу окклюзионных поверхностей зубов с последующим обнажением пульпы, воспалительными процессами и образованием опухолей.

Многие черепа тех времен носят на себе следы травм зубов, что обусловлено как общим рискованным образом жизни, так и беспрерывными войнами. Потеря зубов в результате травм не считалась чем-то необычным. Распространенным явлением бы­ло также искривление зубов. Найдено немало черепов фараонов с сильно выступа­ющими вперед верхними передними зубами.

Относительно характера древнеегипетской стоматологии среди специалистов существует много серьезных разногласий. Ряд специалистов считают, что оральная медицина действительно была широко распространена, однако похоже, что опера­ций профилактического характера на зубах не практиковалось. Следов подобного вмешательства не сохранилось даже на мумиях фараонов, хотя повреждения и раз­рушения зубов видны невооруженным глазом.

Нам повезло, что египтяне умели делать бумагу из папируса, а этот материал бла­годаря исключительно сухому климату за прошедшие тысячелетия практически не разрушился. Наиболее полно характер стоматологической помощи описывается в па­пирусах, расшифрованных учеными Херстом, Эдвином Смитом и Георгом Эберсом. Последний документ, хранящийся ныне в библиотеке Лейпцигского университета, вообще является наиболее объемистым и сохранился лучше других. Относится он приблизительно к 1550 г. до Р.Х. и является не оригинальным трудом, а скорее ком­пиляцией многих ранних медицинских текстов, начиная с самых древних времен — вплоть до 3500 г. до Р.Х. В нем содержатся упоминания о многих заболеваниях зубов, включая гингивиты, эрозию, пульпиты, а также приводятся рецепты от зубной боли. Среди других описывается случай, когда “зуб шатается из-за волдыря” — вероятно, имеется в виду вздутие или воспаление десны. Для того, чтобы “лечить зуб, который беспокоит ближайшую плоть”, давалась такая рекомендация: “Изотри в пасту и при­кладывай к зубу одну часть тмина, одну часть фимиама, одну часть лука”.

Заметим, что в папирусе Эберса хирургическое вмешательство для лечения бо­лезней зубов никак не упоминается. А вот папирус Эдвина Смита, относящийся к XVI веку до Р.Х. описывает много способов лечения переломов и вывихов челюст­ных и скуловых костей, рассечений губ и т. д. Поскольку хирургические щипцы очень часто изображались на стелах и настенных росписях, напрашивается вывод, что удаление зубов не было секретом для древних египтян.

Гигиена же полости рта, видимо, совершенно не волновала этот древний народ. Были раскопаны и обнаружены в захоронениях тысячи туалетных и косметических принадлежностей, но ничего похожего на зубную щетку или подобные чистящие приспособления найти не удалось. На многих черепах сохранились следы обшир­ных отложений зубного камня, а также последующих пародонтальных осложнений и разрушиения тканей. Никаких же попыток по предотвращению или удалению этих вредных отложений, скорее всего, не предпринималось.

Немало споров и предположений среди историков стоматологии вызвали еще две находки. Одна из них — два моляра, скрепленные между собой золотой прово­локой и относящиеся к 2500 г. до Р.Х. Похожая находка улыбнулась в 1914г. Гер­ману Юнкеру в погребальной камере в Гизе, там проволока обеспечивала очень плотное соединение зубов. Ряд ученых сделали вывод, что прикрепление было сде­лано при жизни пациента и имело целью усилить периодонтально ослабленный зуб путем соединения его с более сильным соседним. Другие же считают, что утрачен­ный зуб привязывался к соседним уже после смерти, чтобы избежать выпадения его во время бальзамирования и похорон.

Еще более интересная находка была сделана Шафиком Фаридом в 1952 г. три зуба, соединенные вместе золотой проволокой. Несмотря на длительное изучение протеза, ученые так и не пришли к единому выводу относительно характера опера­ции. Одни утверждали, что это пример ранней замены зуба с использованием пра­вого центрального резца в качестве опорного зуба. Но поскольку резец имеет непо­врежденный здоровый корень, трудно представить себе, как можно осуществить по­добную операцию без рассечения десны в области утраченного зуба. Более правдо­подобно звучит объяснение, что и в данном случае замена зуба производилась по­смертно. Египтяне очень щепетильно относились к своим покойникам в плане со­хранения, насколько возможно, прижизненного состояния тела. Они твердо вери­ли, что тело во время странствий души в потустороннем мире должно оставаться неповрежденным. Тем не менее, как уже говорилось, египтяне при необходимости не чурались и сверления зубных тканей.

зав. кафедрой социально-исторических наук НГМУ,

к.и.н. доцентом Николаевой И.И.

Рекомендуем ознакомится: http://estheticlife.ru