ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Необходимость использования в процессе преподавания литературы разнообразных средств наглядности является очевидной, и традиционный фонд наглядных пособий уже несколько десятилетий входят серии диапозитивов и диафильмов, комплекты кинофрагментов, кинофильмы, фильмы-экскурсии по литературным местам, фонохрестоматии, содержащие фрагменты произведений в исполнении мастеров художественного слова. К настоящему времени это фонд дополнился цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), которые можно найти в одном из предметных разделов Единой коллекции.

В состав раздела входят (смотрите на странице меню справа):
Наборы цифровых ресурсов к учебникам:

  • «Литература. Начальный курс», 5 класс (Снежневская М.А. Хренова О.М.);
  • «Литература. Начальный курс», 6 класс (Снежневская М.А. Хренова О.М.);
  • «Литература. Начальный курс», 7 класс (Беленький Г.И.);
  • «Литература. Начальный курс», 8 класс (Беленький Г.И.);
  • «Литература. Русская классика», 9 класс (Беленький Г.И.);

Инновационные учебные материалы

  • «XIX век Отечественная история, литература и искусство»;
  • «Литература»;
  • «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»;
  • Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;
  • Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков;
  • Зарубежная художественная литература;
  • Звезды русской оперной сцены рубежа XIX-ХХ вв.;
  • Из фонда редкой книги Отдела книжного фонда Государственного исторического музея 4
  • Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки ;
  • Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам ;
  • Контрольные работы по основным разделам учебных дисциплин. Раздел «Литература»;
  • Культурное наследие. XVIII век;
  • Литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей»;
  • Материалы Государственного исторического музея;
  • Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и исторические реалии в западноевропейском искусстве;
  • Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея;
  • Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи;
  • Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника;
  • Произведения искусства из собрания Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева;
  • Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа;
  • Произведения русской литературы XVIII - начала XX в.;
  • Русская классическая музыка;
  • Серебряный век русской культуры.


ЦОРы по литературе содержатся и на других базовых Федеральных образовательных порталах [ссылка: http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm].
В ходе работы мастер-класса вы познакомитесь с разными типами ЦОР по литературе, научитесь проектировать дистанционные уроки, включая в них как готовые ЦОР, так и собственные разработки, составите собственное мнение о степени эффективности применения этих средств на разных этапах дистанционного учебного процесса.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ

Цифровой образовательный ресурс представляет собой разновидность электронного учебного пособия, поддерживающего изучение локальной темы. Отличительными характеристиками таких пособий являются небольшой объем, повышенная наглядность, интерактивность, самодостаточность, что позволяет составлять из них наборы не только для коллективной работы в классе с использованием интерактивной доски или проекционного оборудования, но и применять их в системе самостоятельных работ и домашних заданий, а также при организации дистанционного обучения.


При изучении литературы главным является текст художественного произведения, и работа над словом писателя занимает центральное место в школьном курсе литературы. Средства внешней наглядности призваны помочь ученику в более глубоком восприятии и понимании ёмкого словесного образа, дать представление о своеобразии личности, творческой манеры писателя. В связи с этим в комплекты ЦОР по литературе включают не только оцифрованные тексты литературных произведений, но и их звучащие варианты, а также различный иллюстративно-справочный материал, обеспечивающий для каждого изучаемого текста необходимый мультимедийный контекст.

Специфика литературы как учебной дисциплины заключается в ее многообразных связях с другими видами искусства – театром, кинематографом, изобразительным искусством, музыкой. Такой путь изучения литературного произведения помогает углубить его восприятие и анализ, и реализовать данный подход к изучению литературного произведения помогают электронные средства обучения. В целом учителю литературы доступны сегодня не только тематические коллекции ЦОР, но и различные литературно-художественные сайты, в том числе образовательные.

Таким образом, среди ЦОР по литературе имеются текстовые материалы в цифровом формате (художественные, критические, биографические и справочные), аудиотексты, видеофильмы, цифровые иллюстрации и фотографии, интерактивные задания, мультимедийные биографии, флеш-задания, электронные контрольные работ и тесты, видеоуроки, видеоинтервью, методические комментарии и многое другое. Перечисленные электронные средства обучения могут быть с успехом использованы учителем во всех формах организации учебного процесса, в том числе в дистанционной.

Каждый вид электронных средств обучения литературе обладает определенным, только ему присущим набором функций, реализация которых помогает в решении тех или иных образовательных и воспитательных задач, и ориентирован на разные организационные формы работы.

Использование ЦОР при преподавании литературы целесообразно еще и в связи с изменением роли ученика в учебном процессе, усилением личностного компонента образования. В традиционной методике использования наглядных средств обучения роль учителя литературы была главенствующей: именно он производил отбор материалов для демонстрации, демонстрировал, комментировал, предлагал вопросы и задания, направленные на выявление восприятия и понимания источников. При всей эффективности такой работы, она могла быть реализована только самим учителем с помощью специального школьного оборудования в специально отведённом для этого месте – в классе.

Сегодня арсенал технических средств демократизировался, и с помощью компьютера ученик получает самостоятельный доступ к пособиям для самостоятельной работы, альбомам изобразительного материала, электронным книгам, разноуровневым заданиям и тестам, диафильмам и видеофильмам. Иными словами, ученик обязан овладеть утвержденным «минимумом» учебного материала, дальнейшее же «вхождение в мир литературы» может осуществляться по выбранному им самим пути с использованием новых информационных источников. И роль учителя в организации учебных действий ученика, в управлении ими становится еще более весомой.

В целом, цифровые образовательные ресурсы по литературе представляют собой учебные пособия, которые, с одной стороны, дополняют традиционную систему средств обучения, расширяют инструментальную основу обучения и возможности учителя, позволяют варьировать классические модели уроков, внося разнообразие в учебный процесс, а с другой, – дают возможность организовать такие виды учебной работы, которые без их применения не могли бы найти своей реализации, в том числе организацию различных видов проектной деятельности и дистанционное обучение предмету.


Дистанционное обучение литературе с использованием ЦОР


Выше уже говорилось, что дистанционное обучение учащихся, по каким-либо причинам не посещающим школу, может строиться на наборах ЦОР, организованных в целостные уроки. Целесообразно включать в структуру таких уроков этапы объяснения, закрепления, тренировки и контроля, группируя в соответствии с ними ЦОР. Организующей основой дистанционного обучения являются программа, учебник (печатный или электронный), поурочные методические рекомендации и подробные инструкции учителя.

В дистанционном уроке на этапе презентации могут использоваться:

  • текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),
  • таблицы,
  • аудиотексты,
  • художественные и учебные видеофильмы,
  • цифровые иллюстрации и фотографии,
  • видеоуроки,
  • видеоинтервью и видеоэкскурсии,
  • методические комментарии и др.


На этапе закрепления – интерактивные задания в окружении иллюстративных, демонстрационных и справочных материалов, на этапе контроля – электронные контрольные работы и тесты.
Многообразие электронных материалов и их разная функциональная нагрузка выдвигают проблему структуризации дистанционного урока, составления ясных и четких инструкций по общей работе и по работе с каждым отдельным ресурсом, постоянного контакта с уделенным учеником.
Результаты самостоятельной деятельности ученика по освоению изучаемой темы передаются учителю для анализа, оценки и корректировке на этой основе дельнейшего обучения.
Рассмотрим некоторые разновидности ЦОР с точки зрения задач дистанционного обучения.

Художественный текст Литературная критика


Текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, литературоведческие, биографические, справочные) поддерживают этапы презентации, закрепления и контроля, служат источником для организации самостоятельного чтения, творческой и/или аналитической деятельности детей, дискуссий и обсуждений в форуме, для подготовки и написания эссе, изложений и сочинений.
В идеальном случае (в случае доступности всех необходимых компонентов) в основе дистанционного обучения оказывается художественный текст в сопровождении биографии писателя, критических статей, иллюстраций, хронологических таблиц, аудио- и видеоматериалов.

Аудиотекст – это озвученный профессиональным актером (диктором) текст литературного произведения.
Основная функция таких учебных материалов – презентационная и опорная, они используются на этапах презентации и закрепления нового материала.
ЦОР этого типа можно использовать как отдельно, так и в тематических группах (по одной или смежным темам), а также группировать с другими объектами для поддержки объяснения нового материала, организации домашней работы или дискуссии в форуме. Аудиотексты могут также использоваться в качестве домашнего задания для обучения детей выразительному чтению.

Иллюстрации и видеофильмы

Иллюстрации представляют собой рисунки, репродукции картин или фотографии.

Основная функция таких учебных материалов – иллюстративная, они используются на этапе презентации нового материала. Каждый объект включает текст-комментарий, который в определенной степени организует работу с ним, что чрезвычайно важно для дистанционного обучения ребёнка.
ЦОР этого типа можно использовать как отдельно, так и в тематических группах (по одной или смежным темам), а также группировать с другими объектами.


Художественный фильм Учебный фильм

Художественные и учебные фильмы могут обеспечить этап презентации и углубленного знакомства с текстом литературного произведения, послужить материалом для самостоятельного исследования, расширения кругозора учащихся, стимулом для написания текста сочинения.

Электронные задания и тесты


Электронные задания ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.

Рекомендуем ознакомится: http://www.openclass.ru