Кронштадтский рейд с кораблями вечером. Боголюбов А.П. 1855 год

1807 год. 7 ноября (26 октября ст.ст.) между Россией и Англией началась война. Напряжение отношений двух держав было вызвано заключением Тильзитского мира между Александром I и Наполеоном. Непосредственным поводом к объявлению войны стало нападение Англии на Данию, издавна бывшую союзницей России.

Карта Европы в конце 1807-1810 гг.

Высадка британских войск в ходе Наполеоновских войн. Ч.Грин. Первая половина 19 века

«Англо-русская война 1807-1812 годов, война между Англией и Россией, возникшая в связи с обострением отношений между ними в ходе наполеоновских войн после заключения Россией Тилъзитского мира 1807 года с Францией и присоединения ее к континентальной блокаде 1806-1814 гг. В августе- сентябре английский флот напал на Данию - союзницу России, которая 26 октября (7 ноября) 1807 года объявила войну Англии. Для России обстановка на Балтийском театре осложнилась в связи с войной против Швеции, поддерживаемой Англией. В ноябре 1807 года англичане захватили русский фрегат «Спешный» и транспорт «Вильгельмина» с грузами и деньгами для эскадры в Средиземном море, блокировали иностранные порты, где находились русские корабли, захватывали торговые суда России, совершали набеги на прибрежные районы. Эскадра вице-адмирала Д. Н. Сенявина, блокированная в ноябре 1807 года в Лиссабонском порту, была вынуждена в августе 1808 года перейти в Портсмут, где оставалась до окончания войны. 21 апреля (3 мая) 1808 года в южноафриканском порту Саймонстаун англичане задержали русский шлюп «Диана» под командованием В. М. Головина направлявшийся в Тихий океан для научных работ. С 19(31) августа по 16(28) сентября 1808 года в Балтийском порту (Палдиски) английская эскадра совместно со шведским флотом блокировали русский флот. В начале июня 1809 года английский флот (10 линейных кораблей и 17 других судов) вошел в Финский залив и занял позиции у острова Нарген (Найссаар). После заключения 5(17) сентября мира между Россией и Швецией английские корабли покинули Балтийское море и военные действия здесь практически прекратились. В Баренцевом и Белом морях англичане продолжали действовать и в последующие годы. В ходе войны значительный ущерб был нанесен экономическим связям России. Обе стороны уклонялись от решительных боевых действий. На подходах к Кронштадту, Петербургу и Архангельску была создана достаточно сильная береговая оборона, что вынудило противника отказаться от нападения на российские базы и порты на Балтике и Севере. После вторжения армии Наполеона в Россию 16(28) июля 1812 года в Эребру (Швеция) был заключен англо-русский мирный договор. Обе стороны провозгласили согласие и дружбу, в торговле - принцип взаимного наибольшего благоприятствования».

Цитируется по: Военный Энциклопедический Словарь. М. Военное издательство, 1986.


История в лицах

Из письма Наполеона Александру I:
Эскадра адмирала Сенявина прибыла в Лиссабон. К счастью, мои войска уже должны там теперь находиться. Было бы хорошо, если бы ваше величество уполномочили графа Толстого иметь власть над этой эскадрой и над ее войсками, чтобы в случае необходимости можно было бы пустить их в ход, не ожидая прямых указаний из Петербурга. Я думаю также, что эта непосредственная власть посла вашего величества имела бы хорошее воздействие в том отношении, что положила бы конец недоверию, которое иногда проявляют командиры к чувствам Франции.

Цитируется по: Тарле Е. В. Сочинения. Том 10. Экспедиция адмирала Сенявина в Средиземное море (1805—1807). М. Издательство Академии Наук СССР, 1959. с.331

Мир в это время

    В 1807 году знаменитый французский художник и придворный живописец Жак Луи Давид завершает одно из крупнейших своих полотен - «Коронация императора Наполеона». Работая над этой картиной, он создал около полутораста портретов государственных сановников. Около трех лет писал Ж.Л. Давид это полотно, уникальное по масштабам, числу лиц и исторической точности. Картина была благосклонно принята при дворе, и на художника посыпались новые почести.

Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года. Жак Луи Давид 1805-1807. Париж, Лувр

«Жак Луи Давид (David) (30.8.1748, Париж - 29.12.1825, Брюссель), французский живописец. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-74). Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны («Бой Минервы и Марса», 1771, Лувр, Париж). В 1775-1780 Давид учился в Италии, где открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художественного творчества. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Давид. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры, и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом «Клятве Горациев» (1784, Лувр) - исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Произведения Давида 1780-х гг. («Смерть Сократа», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Ликторы приносят Бруту тело его сына», 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. В портретах 1780-х - начала 1790-х гг. где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке («Врач А. Леруа», 1783, Музей Фабр, Монпелье). Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему («Клятва в зале для игры в мяч», не осуществлена; сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картины «Убитый Лепелетье» (1793, не сохранилась, известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж, и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре; под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х гг. Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии («Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1799, Лувр). В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. С 1804 Давид был «первым художником» Наполеона; в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах («Коронация», 1805-07, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. В 1790-1810-х гг. Давид пишет многочисленные портреты, как парадные («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов; «Мадам Рекамье», 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и многих др.»

Цитируется по: Большая Советская энциклопедия. М. Советская энциклопедия, 1970-1977

Рекомендуем ознакомится: http://www.runivers.ru