На картах античности земли будущей России зачастую выступают каким-то белым пятном. Или вовсе не попадают в поле зрения картографов. В чем причина.

Здесь сделаем вставку, которая отражает представления современной этногенетик ( отчасти она представлена в наших публикациях в Академии Тринитаризма). Сегодня большинство генетиков придерживаются теории африканского происхождения прапредка большинства человечества, включая и россиян. Будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-Востоке Африки (в округе верховий Нила) около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете (рис. 1).

Рис. 1. Карта наиболее возможного расселения Homo sapiens sapiens 100 – 20 тыс. лет назад. Надо возвращать и возвращать сознание россиян к осмыслению этого.

Явно земли юга России (у Ра, - так в древности называлась Волга) играли около 40 тыс. лет назад очень важную роль в распространении людей современного типа в Европе, Северной Азии и Америке. И выполняют подобную роль десятки тысячелетий, вплоть до сих пор. На счету этих пращуров-земляков россиян многие тысячи технологический и лингвистических достижений, славных дат и имен от эпохи Homo sapiens .

И здесь явно наука против тезиса ряда ученых, что территория России традиционно находится на мировой инновационной периферии. Античные споры «скифов и египтян» не принимают и положение, что «огромная, холодная континентальная равнина, где время, отпущенное для эволюции, до предела сжато в рамках годовых циклов, многократно затрудняет процессы эволюции формирующих ее территориальных систем».

Возможно, в палеолите и мезолите волны социальных инноваций прорывались сквозь южные горы на эти Русскую равнину (в округу священных гор Рип) и вновь как бы откатывались, не выдержав давления экстремальных свойств периферии. Но взаимодействие природных и социальных инноваций уже в Ашеле (около 100 тыс. лет назад) все же заложили не вечный цивилизационный протораскол между Восточной и Западной Европой. Различия не только нарастали, но и уменьшались. К моменту пространственной структуризации предков славян (не только восточных славян), выбранная волею судеб историческая площадка для развития их собственной социо-культурной территориальной системы не только консервировала эти различия (участие славян в истории Византии и других стран – яркий пример их инновационной силы). Гипертрофия периферийности и одновременно открытости для сброса остаточных инноваций из основных креативных центров цивилизаций – это не столько основное свойство пространств России, сколько результат целенаправленной имперской политики (Египта и Ассирии, Великой Персии и Рима, элиты Византии и Халифата).

Если человек вышел десятки тысяч лет назад из Африки, то дальние африканские прародители россиян как бы похожи на современных жителей этого континента. Но некоторые исследователи считают, что первые люди, даже появившиеся из Африки, были ближе к монголоидам. Эта рассовая группа имеет и наиболее глубокую эпическую память, где счет человеческой истории идет именно на многие миллионы лет.

Ряд архаичных черт монголоидов (включая китайцев, корейцев, японцев, народы Сибири), в частности, в строении зубов, происходят от неандертальцев и Homo erectus (Человека прямоходящего) сотни тысяч лет назад. Популяции азиатов-россиян (монголоидов) обладают высокой приспособляемостью к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных влажных лесов. Это существенный и достойный уважения полиэтнос единой России.


У детей собственно африканской расы в высоких широтах (например, ближе к Крайнему Северу) при недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит и т.п. Хотя захоронения около 30 тыс. лет назад древнего африканца в округе Дона выявлено археологами. Если бы первые люди были все подобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешно осуществить миграции по всей планете. особенно в полярные зоны. Правда, эта точка зрения пока оспаривается большинством антропологов, но не всегда большинство – критерий истины.

Неандертальцы развивались в Европе из Homo erectus в Европе, но десятки тысяч лет назад стали вымирать – они не могли соперничать с более изобретательными Homo sapiens. То есть более образованными – людьми «высшей школы» того времени. Так почему хотя бы период возникновения «хомо спиенс» не обозначать началом истории не только экономики, но всемирного и отечественного образования и педагогики. По сути, при суммировании всех историко-педагогических исследований такой вывод неотвратим, но постоянно игнорируется учебниками и большинством экономических и педагогических публикаций.

Причиной вымирания могла быть и слишком высокая специализация ранних европейцев – неандертальцы за сотни тысячелетий привыкли к жизни лишь в условиях ледниковой Европы.

Могло ли происходить скрещивание между неандертальцами и Homo sapiens в период их сосуществования в последние десятки тысячелетий. Если скрещивание было. то современные европейцы имеют некоторые гены неандертальцев. Первый ответ был получен генетиком Сванте Пэбо при изучении ДНК из египетских мумий и ДНК останков неандертальца, возрастом несколько десятков тысяч лет. ДНК древних была сильно фрагментирована, но удалось с помощью самого современного метода анализа ДНК – метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) – установить нуклеотидную последовательность небольшого участка митохондриальной ДНК.

Соблюдались условия высочайшей стерильности – ученые работали в костюмах, напоминающих скафандры. И полученные данные печалят - вымершие неандертальцы составляли отдельный, хотя и родственный человеку вид. Скорее всего, скрещивание этих двух видов было невозможно – слишком велики генетические различия между ними. Следовательно, в генофонде человека почти или вовсе нет генов, полученных от неандертальцев. Кроме животных созвучий (криков от боли и т.п.; люди и обезьяны способны передразнивать друг друга ), вероятно, не было между видами и сходства в речи.

По последовательности ДНК было оценено время расхождения ветвей неандертальца и современного человека, которое составило 550–690 тыс. лет. А непосредственные предки современного человека – почти и любого россиянина, появились всего до 200 тыс. лет назад. Кто из прорюриковцев об этом помнит.

Многотысячелетняя история человека записана в наших генах и в наших способах действий. Профессор Стэнфордского универститета (США) Лука Кавалли-Сфорца составил карты распределения частот нескольких сотен генов в европейских популяциях (он назвал эти карты “генетическими ландшафтами”) и по генетическим дистанциям между популяциями вычислил даты их разделения. Отметим последние, цивилизационные, волны миграций. Первая, оставившая наиболее заметный генетический след (частота встречаемости комплекса из 95 генов плавно понижается от районов Среднего Востока к месту обитания басков, см. рис. 2), соответствует экспансии неолитических земледельческих народов из мест зарождения земледелия (район Месопотамии) на север и запад Европы. Ее датировка на основе генетических дистанций совпадает с археологическими датировками (6–9 тыс. лет назад).

Рис. 2. Распространение земледельческой цивилизации 9 – 6 тыс. лет назад

Наши пращуры-земляки у низовий Дона и Волги около 8 тыс. лет назад генетически тяготели к древнейшим земледельцам, жившим до 10 тыс. лет назад. Имели сходную экономику и типы поселений. Получали соответствующее воспитание и образование. И они близки им по языкам, эпосу и другим характеристикам, чего многие маститые историки, включая и историков экономики и педагогики, знать и учитывать не хотят.

Язык – основа любого информационного процесса, особенно экономического или педагогического. Формирование современных языков от сравнительно близкого языка всех групп первых «хомо сапиенс» около 25 – 45 тыс. лет назад ныне доказывается все более строго и четко. Конечно, имеют право на жизнь и другие версии. Но сравнительная близость строения человеческой гортани и понятность палеолитических знаков для всех людей той поры больше работают на версию о едином праязыке. Геноглоттохронология – наука о развитии языка с учетом данных геноэтнологии.

Разность археологических культур – зачастую не свидетельство существенных языковых различий. Венгры, финны и эстонцы по материальности заметно отличаются от ряда финно-угорских народов России, но это не доказывает их корневое отличие. Если античные авторы доказывали существование Великой Скифии за 2800 лет до основания самого Рима, то законное внимание к этим сообщениям в отечественной истории должно быть.

Далее демонстративно объединим противопоставляемые друг другу археологические карты, чтобы подчеркнуть археологическую реальность Великой Скифии, подчеркнутую почти 4 тысячи лет назад распространением на несколько тысяч километров от Дуная до Байкала сейминско-турбинской культуры (Интернет).

Частота встречаемости другого комплекса генов наиболее высока на юге России (здесь эпицентр и архаика индоевропейства, туранства, финно-угорства, кавказства) и снижается как в направлении к северу, так и к югу от этой области. След оставили прежде всего миграции скотоводов-кочевников 4–6 тыс. лет назад (рис. 3).

Именно об этом полиэтносе античные римские историки (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий и другие) еще 20 – 16 веков назад говорили, что скифы – первый цивилизованный народ на земле, даже древнее египтян. И они – эти самые ранние скифы, - достигли господства в Европе и Азии за 2800 лет до образования Рима. Примерно в 3553 году до нашей эры. Так что в 2002 году незаметно прошло 5555-летие отечественной государственности с ее экономикой и педагогикой – доказанной археологически, антропологически, генетически, общеисторически… Если реально господствовали, то доказывали и своим уровнем экономики, воспитания и образования.

Сами себя скифы еще во времена Геродота называли «сколоты» (по этой линии иногда ведут происхождение через византийское «склавины» и арабское «сакалибы» самоназвания «славян», при неизбежном выпадении «к»). Оно подозрительно созвучно индоевропейскому «скола» (школа, скул и т.п.). Образованность скифов в античное время признавалась многими авторами. Из Великой Скифии даже в греческих городах появлялись педа-гоги – «детей вожди».

Одним из доказательств особого развития народов на землях России в первое послеледниковое время (уже после достижений Каповой пещеры) стали на Урале древности времен Шиширского идола. (uran.ru/gazetanu/2003/09/nu20/wvmnu…092003.htm ).

Крайне редко бывает, чтобы сюжеты об одном экспонате нестоличного музея показали сразу по всем центральным телеканалам страны, да еще в «прайм-тайм».Правда, один раз. С Большим Шигирским идолом, выставленном недавно в Свердловском областном краеведческом музее после длительного перерыва, произошло именно так. И он того достоин. Как сказал авторитетный эксперт, доктор исторических наук, старший научный сотрудник московского Института археологии РАН Михаил Геннадиевич Жилин, археологической коллекции, подобной Шигирской из Екатеринбурга, в стране нет. А такого идола пятиметрового роста, календарный возраст которого — девять с половиной тысяч лет, нет нигде в мире.

Правда, некоторые коллеги, как всегда, поторопились, объявив о беспрецедентном научном открытии. Строго, и даже не очень строго говоря, для научной общественности идол этот — давно не сенсация. Нашли его еще в конце 19 века на золотом прииске близ Шигирского озера неподалеку от современного среднеуральского города Кировограда. Подлинная же степень древности уникальной уральской находки установлена в 1997 году двумя независимыми экспертизами. Самый точный на сегодня радиоуглеродный анализ по датировке проводился в Институте истории материальной культуры (Санкт-Петербург) под руководством Галины Ивановны Зайцевой и в Институте геологии РАН (Москва) в лаборатории Леопольда Дмитриевича Сулержицкого. Оба результата совпали (разница в несколько сотен лет при таких измерениях несущественна…), изумив археологическую общественность. Но все это было оперативными новостями вчера. А вот то, что идол, и вместе с ним значительная часть всей Шигирской сокровищницы, столь высоко оцениваемой профессионалами, наконец, подняты из хранилища и выставлены на всеобщее обозрение — действительно событие. И есть хороший повод напомнить ее историю. Ведь это ностратический Урал.

Началась она приблизительно в середине XIX века, когда на Шигирском торфянике, на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга открыли месторождение рассыпного золота.

Большой Шигирский Идол. 9,5 тыс. лет. Лиственница

Большой Шигирский идол – самый известный экспонат Шигирской археологической коллекции, собранной при золотодобыче в конце XIX – начале XX века на одноименном торфянике (окрестности современного г. Кировграда Свердловской области). Идол был обнаружен 24 января (5 февраля) 1890 г. на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине четырех метров и по распоряжению владельца территории графа А. А. Стенбок-Фермора передан в дар музею Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), ныне — Свердловский областной краеведческий музей. Он был изготовлен из цельного бревна лиственницы, перевернутого вниз вершиной, что предохраняло дерево от гниения. Еще в древности идол распался на отдельные фрагменты.

Первая его реконструкция была выполнена хранителем музея Д. И. Лобановым. Для этого автор использовал только часть фрагментов идола, соединив их достаточно произвольно, в результате чего получилась фигура высотой 2,8 метра с руками и скрещенными ногами.В 1914 г. археолог В. Я. Толмачев, обратив внимание на отсутствие связи между отдельными фрагментами идола, осуществил его новую научную реконструкцию. По реконструкции В. Я. Толмачева идол представлял собой фигуру высотой более 5,3 метра с объемной головой и туловом в виде доски. Нижний конец фигуры – затесанное на конус бревно с выемкой в основании. Небольшие размеры конуса свидетельствуют о том, что идол не вкапывался в землю, как считалось ранее, а, вероятно, крепился к дереву или столбу.

Впоследствии нижняя половина тулова идола длиной 195 см по неизвестным причинам была утрачена. К настоящему времени сохранились верхняя половина тулова, увенчанная объемной головой, и нижний фрагмент, затесанный на конус. Об утерянной части идола мы можем судить лишь по рисунку В. Я. Толмачева.Большой Шигирский идол – свидетельство сложного духовного мира древних уральцев. Его тулово со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны лица – личины. На рисунке В.Я. Толмачева таких личин пять: три на лицевой стороне и две – на оборотной.

Во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 г. на оборотной плоскости тулова идола была выявлена еще одна личина, не отмеченная В.Я. Толмачевым. В отличие от остальных личин, имеющих носы прямоугольной формы, для моделировки носа этой личины был использован сучок дерева, в результате чего нос оказался короче, чем у других личин, конической формы и более выступающим, что придает личине определенное сходство с мордой зверя.

Если рассматривать структурную композицию идола в целом, то видно, что каждая личина венчает отдельную фигуру. Всего на идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными (человекоподобными) изображениями, выполненными в «скелетном» или рентгеновском стиле, когда у фигуры обозначаются отдельные элементы скелета.

Среди изображений исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подводным или подземным) мирами, фигуры, воплощающие женское и мужское начало, мир растений и мир животных.

Персонажи идола не поддаются однозначной трактовке. Если это изображения духов, населявших, по представлениям древнего человека, окружающий его мир, то вертикальная постановка фигур, может говорить об определенной иерархии (соподчиненности) представленных образов. Размещение изображений на передней и задней плоскостях идола, возможно, указывает на их принадлежность к разным мирам. Если же здесь запечатлены мифы о происхождении людей и окружающего мира, то вертикальное расположение образов может отражать последовательность событий.

Узкие боковые стороны идола покрыты геометрическим орнаментом, состоящим из простых элементов. Это вертикальные волнистые линии и зигзаги, поперечные прямые и наклонные линии. По данным этнографии, прямая линия могла обозначать землю, сушу или горизонт – границу между землей и небом, водой и небом, границу между мирами. Волнистая линия и зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу (существа нижнего мира), определяли некую границу. Кроме того, зигзаг сигнализировал об опасности, обозначал щуку. Крест, ромб, квадрат, круг изображали огонь или солнце и т.д. Комбинации простых элементов имели более сложное значение.

Этнографические материалы показывают лишь некоторые возможности подхода к объяснению смысла древних изображениях Большого Шигирского идола, но не раскрывают его полностью. В образах, представленных на идоле, нашли отображение сложные мифологические представления древнего населения Урала.

В 1997 г. в лаборатории Института истории материальной культуры в Санкт–Петербурге и лаборатории Геологического института РАН в Москве были проведены независимые экспертизы по радиоуглеродному определению возраста Большого Шигирского идола, оказавшегося равным, приблизительно, 9,5 тысячам лет. Идол был изготовлен в эпоху среднего каменного века (мезолита) и, как подтвердили трасологи (специалисты по изучению технологий древних производств), сделан каменными орудиями.На сегодняшний день Большой Шигирский идол – самая древняя деревянная культовая скульптура, известная в мировой истории.

Рабочие продолжали копать и начали находить необычные предметы из рога, кости, дерева, камня, глины: наконечники для стрел и гарпунов, кинжалы с лезвиями из тонких кремниевых пластинок, лук, весла, ковшики с красивым орнаментом. Все они прекрасно сохранились благодаря тому, что попали в торф — замечательный консервант древностей. Дело в том, что в глинистых, песчаных почвах предметы из органических материалов за сотни лет исчезают бесследно, в торфе же могут пролежать тысячелетия. К тому времени археологи знали этот эффект — в швейцарских торфяниках, например, уже нашли так называемые свайные поселения. Для России же подобного рода открытие было первым и сразу привлекло внимание ученых.

В XIX — начале XX века Шигирский торфяник исследовали специалисты из Москвы и Петербурга, Казани и Парижа. Они доподлинно установили, что это — «следы доисторического селища». В 1887 году Шигирские древности были в центре внимания Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки (см. «Науку Урала», № 16 с.г.). Некоторые из них попали в Эрмитаж, музей при кабинете географии и этнографии Казанского университета, московский Государственный исторический музей. Французский барон Ж.О. Де Бай увез найденное им на Урале в Парижский музей естественной истории. Основная же часть находок осталась в Екатеринбурге, составив знаменитую Шигирскую коллекцию музея Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), наследником которого стал Свердловский областной краеведческий музей. В ней около трех тысяч экспонатов, хранящихся в фондах больше ста лет. Среди них множество предметов удивительной красоты, свидетельствующих о высоком мастерстве предков: деревянная ложка с ручкой в виде головы утки, скульптурное изображение головы лося из рога, миниатюрная деревянная голова медведя, роговое навершие жезла, изображающее какого-то хищника, и многое еще.

Свердловский областной краеведческий музей. Шигирская кладовая.

Наконечники острог и гарпунов. VII - IV тыс. до н.э. Кость

Через сто лет после второго рождения представление о Шигирском идоле вновь кардинально изменилось. Ученые долго спорили, из какой он эпохи. Поскольку нашли его случайно, сведения об условиях находки скудны и противоречивы (как, впрочем, и у большинства первых экспонатов Шигирской коллекции), мнения были самые разные: от неолита (V — VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тыс. до н.э.) и даже раннего железного века (I тыс. до н.э.). Определить истину помогла очередная неприятность: в 1997 году идол начал разрушаться, понадобилась срочная консервация. Но перед тем как ее осуществить, решили провести упомянутый выше радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоев древесины. Московские и петербургские специалисты, несмотря на дефицит средств, отнеслись к делу с энтузиазмом. Их вывод превзошел самые смелые гипотезы: мезолит, средний каменный век. Идол изготовлен еще каменными орудиями, он гораздо старше египетских пирамид и Ноева ковчега. То есть речь идет о самой древней и самой большой деревянной скульптуре, известной человечеству!

Разумеется, держать такой уникум в хранилище, взаперти — не совсем справедливо. С другой стороны, чтобы демонстрировать подобный экспонат всем желающим, оставляя его в целости, нужны особые условия: специальный свет, кондиционер для поддержания температурного режима, качественная витрина. Ясно, что обычные скудные музейные средства выполнить их не позволили бы. По словам старшего научного сотрудника музея, хранителя коллекции сотрудника Института Светланы Савченко, организовать большую экспозицию «Шигирская кладовая» музею удалось благодаря совместной с Институтом истории и археологии УрО РАН программе «Древности Шигирского торфяника», поддерживаемой министерством культуры Свердловской области. Кроме того, помогли спонсоры, а выставочное оборудование в рамках конверсии изготовили в НПО «Автоматика» — первый такого рода опыт инженеров некогда сверхсекретного предприятия, в СССР специализировавшегося на системах наведения ракет морского базирования. Больше всего хлопот, похоже, доставила им витрина для идола: ее гигантский размер и необычные параметры потребовали нестандартных решений.

реконструкция
Шигирского идола:
В. Я. Толмачева — стоящая; высотой более 5 метров

Такие вот в нашей истории фигуры умолчания. И в Интернете подробностей бездна. Правда, не в учебниках Отечества (истории) для школ и вузов. Где обилие ненужных подробностей 18 – 20 веков в ущерб пропорциональному изложению прошлого Отчизны реальных и ярчайших античных времен.

(процитированы карты Интернета, которые легко находятся с использованием их названий). Напомним начало данной статьи. В чем же причина. В ослепительной яркости нашей реальной древней истории.

Рекомендуем ознакомится: http://www.trinitas.ru