После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. держава его распалась, а города, созданные им как опорные пункты, были разрушены.

После нескольких неудач Александр Македонский оставил попытки подчинить себе сакские племена, живущие за Сырдарьей. Хотя номинально они и признавали его власть. Когда к ним бежал поднявший восстание против Македосткого Спитамен, то саки убили его, а голову преподнесли Александру.

В IV веке до н.э. новая грозная сила обрушилась на землю саков. Александр Македонский, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. Подступив со своим войском к Сырдарье, которая служила границей между оседлыми жителями и кочевниками, Александр расставил на ее берегах свои гарнизоны. По его приказу на Сырдарье был построен город, названный Александрия Эсхата (Александрия Крайняя).

Эти события происходили в 519-518 годах до н.э. В результате длительной войны с персами часть саков была покорена ими. Они платили Дарию дань, а также обязаны были посылать своих воинов для участия в персидских войнах.

В V-ом веке до н.э. Персия вела затяжную войну против Греции. Среди воинов персидской армии было немало сакских наемников. И, хотя одна из битв, в которой принимали участие и сакские воины − Марафонская (490 г. до н.э.), происходившая недалеко от Афин, закончилась полным разгромом персов, греческие историки отметили боевую отвагу, смелость, военное мастерство сакских конников.

В целом сакская стратегия ведения военных действий являлась предшественницей тюркской: отступление конных армий с заманиванием противника вглубь территории и совершенно тюркская манера стрельбы из лука – на полном скаку, убегая от противника, стрелять, обернувшись назад. В персидской или греко-македонской истории мы не найдем таких приемов конной стрельбы из лука.

Самые значительные военные события саков можно представить так:

VI век до н.э. − войны с персами;


V век до н.э. − войны на стороне персов против Египта, Греции;

IV век до н.э. − оборонительная борьба против завоевательного похода Александра Македонского.

5. Скифо-сакская культура

Скифы-саки в свое время создали высокую культуру, влияние которой было очевидным на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Гунны многое переняли у скифо-сакской культуры.

Об одежде саков можно судить как по античным источникам, по изображениям (Персеполь, Амударьинский клад) и по археологическим находкам. На них саки изображены в высоких головных уборах, облегающих кафтанах до колен, опоясанных ремнем, в бескаблучной обуви. К ремню справа подвешен кинжал, слева – лук.

В 1969 году близ города Иссык был обнаружен курган − найдено неразграбленное богатейшее погребение, которое ученые датировали V-ым веком до н.э. В кургане высотой более 7 метров, в деревянном срубе обнаружены останки молодого человека, облаченного в великолепный наряд и при полном вооружении. Четыре тысячи золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, архара, птиц и др. покрывали одежду знатного сака. Так был обнаружен и раскопан знаменитый «Золотой человек».

Эта находка дала еще одно подтверждение «звериному» стилю в искусстве скифо-сакской культуры. Саки изображали животных в движении, в состоянии борьбы и делали это из разного материала: дерева, кости, бронзы, золота. Особенно часто встречается образ золотого коня, символизирующий солнце.

Немало интересного было обнаружено при раскопках Берельских курганов в Восточном Казахстане. Там было раскопано парное захоронение. Причём, наряду с людьми в погребении были обнаружены и принесённые в жертву лошади. Благодаря линзовой вечной мерзлоте, образовавшейся на месте погребальных курганов, удалось даже выяснить цвет шкур этих лошадей.

О религиозных верования саков говорят найденные археологами жертвенные столики, светильники и другие предметы ритуального назначения.Из бытовавших верований в эпоху ранних кочевников следует отметить культ предков, огня, коня и солнца. У большинства племен главным божеством было Солнце – Митра.

Литература для дополнительного ознакомления и повторения

1. Осколков В.С. Осколкова И.Л. История Казахстана: справочник. – Алматы: Фолиант, 2008. (Таблица № 2).

2. Осколков В.С. Осколкова И.Л. Проверь себя: знаешь ли ты историю Казахстана? Сборник тестов со справочной информацией. – Алматы: «Sansam», 2008. (тесты № 8-10, 14-16, 24).

Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru