§ 15. Русь и Литва: эволюция взаимоотношений

Давайте вспомним
    Когда и при каких обстоятельствах западные и юго-западные районы Древней Руси оказались в составе соседних стран
Попробуйте
    Составить генеалогическую таблицу литовских князей. Проследите в ней их родовые связи с русскими князьями

Русь Литовская

Одним из следствий монгольского нашествия и установления ордынского владычества стало включение западных земель Древней Руси в состав Литовского княжества, получившего позже название Великого княжества Литовского и Русского.

Причиной этого во многом стала внешнеполитическая угроза. Помимо установления ордынского ига, северо-западные земли Руси в XIII в. подверглись натиску немецких духовнорыцарских орденов (Тевтонский орден, Орден меченосцев; потерпев ряд поражений от русских и литовских войск, меченосцы влились в состав Тевтонского ордена, восточная часть которого получила название Ливонского ордена). Только объединёнными усилиями можно было противостоять грозным врагам.

В 1262 г. заключив союзный договор с Александром Невским, русско-литовские войска разбили крестоносцев Тевтонского ордена. Литовский князь Миндовг нанёс также два поражения отрядам ордынцев при их попытке проникнуть в пределы Литвы. В последующем, выступая с идеей борьбы с Ордой и нанеся ей ряд ощутимых поражений, великие литовские князья добились значительных успехов в своей объединительной политике.

Великое княжество Литовское и Русское строилось как своеобразная федерация. Отношения между литовскими князьями и русскими землями строились на договорных принципах. В XV—XVI вв. права русских князей — вассалов великого князя Литовского закреплялись специальными документами — привилегиями. Любопытная правовая ситуация сложилась после заключения в 1386 г. унии между Великим княжеством Литовским и Польшей. С одной стороны, литовские и русские земли подпадали под юрисдикцию польского права, с другой стороны, здесь по-прежнему действовали юридические нормы Древней Руси, закреплённые в Русской Правде (они входили в состав так называемых Литовских статутов).

Сама история Великого княжества Литовского, как экономическая, так и политическая, способствовала сохранению и даже консервации ряда древнерусских демократических, общинных порядков. Наиболее ярко общинная демократия проявилась в сфере управления. Как и в предыдущие периоды, верховным органом правления в городах Полоцкой, Смоленской, Витебской и других земель являлось вече. Оно обладало широкими полномочиями. За вечем сохранилось право «призвания» и изгнания князей. Например, в 1380 г. князь Ягайло выделил Полоцк своему брату, но полочане отказались принять его. В 1410 г. жители Смоленска призвали на княжение своего князя Юрия Святославича, а посланного к ним Витовтом князя Романа Брянского убили. Более того, эта традиция распространялась и на власть наместников, воевод, что было закреплено юридически в особых грамотах, дававшихся городам.

Вече могло налагать на население подати, платы на городские нужды, решало таможенные проблемы. Вече главного города издавало уставы для всей земли, решало вопросы о городской земельной собственности, обсуждало проблемы внешней политики. Вече в малых городах и волостях совершало «разруб» повинностей, налагавшихся на волость, избирало волостных старцев — общинную власть. Всякое покушение на это старинное право волости вызывало бурю протестов со стороны населения.

Помимо веча, в западнорусских землях долгое время сохранялись и другие черты, присущие древнерусской общинной демократии: кончанско-сотенная система, народные ополчения, избрание высших церковных иерархов и волостных священников и контроль над ними.

Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство

Альтернатива объединению русских земель во главе с Московским княжеством была связана с Великим княжеством Литовским и Русским, в состав которого входили многие крупные политические и экономические центры Древнерусского государства.

Очень скоро после вхождения обширных русских земель в состав Литвы начался процесс обрусения литовской знати, многие члены правящей династии принимали православие. Так, сын первого литовского князя Миндовга (1230—1263) Войшелк (1264—1267) стал православным. Язык восточнославянского населения стал официальным (фактически государственным) языком Литовского княжества. Стремление литовских князей расширить свои владения объективно отвечало реальному стремлению восточнославянских земель к объединению. Поэтому в данном регионе литовские князья взяли на себя функцию, в других частях Руси выполняемую Рюриковичами.

Осуществление этой объединительной программы в широких масштабах связано с именем великого князя Гедимина (1316—1341), который раздвинул далеко на юг и восток границы своей державы. В тот период московские и тверские князья, оспаривая в Орде великое княжение Владимирское, ещё не помышляли о решительной схватке с ней. Великое княжество Литовское и Русское стало при Гедимине центром антиордын- ской борьбы. В 30-е гг. XIV в. договор с Гедимином заключил смоленский князь Иван Александрович, признавший себя «младшим братом», т.е. вассалом, литовского государя. Разгневанный этим союзом хан Узбек в 1339 г. послал на Смоленск свою рать. Участвовал в этом походе и московский князь Иван Калита. Встретив мужественное сопротивление смолян, поддержанных литовцами, Орда была вынуждена смириться с отказом Смоленска платить дань. Помимо Смоленска, Гедимин оказывал влияние на политику Пскова, Киева.

Однако в геополитическом положении Литовского государства было заложено опасное противоречие. Уже первый литовский князь Миндовг был вынужден балансировать между восточным и западным христианством. Он одобрил крещение своего сына Войшелка в православие, понимая, что этот шаг укрепит его позиции в русских землях. В то же время, надеясь остановить натиск рыцарских орденов, Миндовг установил контакты с Римом, согласился принять католичество и основать в Литве епископство. В 1252 (или 1253) г. он получил от папы королевскую корону. Но союз с Римом не оправдал ожиданий Миндовга, и в 1261 г. он вернулся к язычеству.

О своём намерении почитать папу как духовного отца объявил в 1323 г. Гедимин. Однако это не помогло ему в противостоянии с крестоносцами, и князь стал искать союза с Польшей, подчинившей тогда часть земель Га- лицко-Волынской Руси. В начале 1325 г. был заключён союз между Польшей и Литвой, скреплённый браком дочери Гедимина Анны и наследника польского престола Казимира. Этот союз открывал путь к соединению двух государств. Тем не менее Гедимин оставался язычником, а пять из семи его сыновей приняли православие. Почти вся семья литовского князя Ольгерда принадлежала к православной церкви, сам он перед смертью также принял крещение.

Натиск Великого княжества Литовского на восток привёл к конфликтам с Московским княжеством. Между наследниками Ивана Калиты и Гедимина началась открытая борьба за обладание «всею Русью». В ней Литвой была сделана ставка на союз с Тверским княжеством. В 1320 г. Гедимин заключил союз с Тверью, скрепив его браком дочери Марии с великим князем тверским Дмитрием Михайловичем. В 1368 г. литовский князь Ольгерд (1345—1377) совершил первый крупный поход на Москву, сопровождавшийся погромами, которые в летописи называют более страшными, чем были при набегах ордынцев. Однако и этот поход, и два последующих (1370, 1372) не принесли успеха Литве.

В своей борьбе с Москвой Ольгерд решил использовать и православную церковь. Он отправил константинопольскому патриарху жалобу, в которой упрекал митрополита Алексея в пренебрежении своей паствой в Великом княжестве Литовском. Патриарх назначил для литовской части Руси митрополита Киприана, который после смерти Алексея намеривался объединить обе части митрополии.

После смерти Ольгерда литовский престол занял его сын Ягайло (1377—1392). В условиях укрепления Московского княжества происходит переориентация литовской политики на востоке от конфронтации к сближению с Ордой. Лишь сутки перехода отделяли войско Ягайлы, шедшее на помощь Мамаю, от Куликова поля, когда там состоялась знаменитая битва.

Рекомендуем ознакомится: http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai