2. ДРЕВНИЙ МИР. ОБРАЗОВАНИЕ ПРОТОГОСУДАРСТВ

Более 2 млн лет в истории человечества занимает период первобытного общества, характеризующегося
отсутствием государства, права, но в ходе своего бытия создающего предпосылки к их возникновению. Разделению эпохи первобытности способствует так называемая неолитическая революция — VIII—III тысячелетия до н.э. ставшая границей между периодами присваивающего хозяйства и производящего.
Бродячий образ жизни, простейшие каменные орудия, предназначенные для охоты и рыболовства, объединение в небольшие группы под руководством вожаков — вот признаки первого периода. Все добытое делилось поровну.
Установление ограничений привело к возникновению соииально-культурных стереотипов в системе общественных связей, которым уступили первобытные природные инстинкты. Переломным стало введение табу — запрещение кровных браков. Переход к производящей экономике привел к тому, что семейно-клановая община стала оседлой. Теперь распределялась добыча по принципу пола, возраста, фигура вождя выделялась более ярко, играла решающую роль в распределении. Руководитель такой общины был выборным. Традиции, обряды определяли нормы по-ведения, которые должны были выполняться всеми членами родовой общины. После совершения проступка следовало избиение, изгнание или даже смерть.
Для VII—V тысячелетий до н.э. характерен демографический взрыв. При этом резко возросла численность и плотность населения. Постепенно общины, занимавшиеся земледелием, образованные в небольшой от-далённости друг от друга, объединялись в поселения, немного напоминавшие города. Расширение поселений, налаживание производственных отношений привело к появлению излишков, постепенно превращавшихся в товар, накоплению богатств теми, кто имел функцию их распределения, т.е. общинно-родовой верхушки.
Развитие семейно-клановых общин привело к их объединению и образованию племен, в которых складываются примитивные органы самоуправления. Племя характеризовалось своеобразным языком, обрядами. Племенной вождь — старейшина помимо других функций урегулировал межклановые конфликты. Постепенно управляющая часть родовой общины на основе своего авторитета и создания религиозных ограничений стремилась обособить свою власть от остального населения, сделать управление племенем своеобразной профессией. На этот так называемый управленческий аппарат опирается вождь, делая свою власть практически неограниченной. Развитию родовой общины и возникновению протогосударств сопутствовало развитие военных организаций. Необходимость их возникла в период, когда междоусобицы племен достигли серьезных масштабов. В сильнейшем племени, после победы над слабым племенем, авторитет военной организации возрастал и возникала военная демократия. Присоединение побежденного племени к племени победителя приводило к росту протогосударств, однако признаки цивилизации на данном этапе отсутствуют, отсутствует и классовое разделение общества.

Похожие документы: "2. ДРЕВНИЙ МИР. ОБРАЗОВАНИЕ ПРОТОГОСУДАРСТВ"
  1. 2.3. Экономическое развитие античных государств
    мировались позже — в конце II в. до н. э. хотя территории Древней Греции и Древнего Рима были заселены уже в эпоху палеолита. Экономика Древней Греции и Древнего Рима основывалась на труде рабов, являвшихся главными производителями материальных
  2. Тема 2. Политические и правовые учения в Древнем Мире
    Становление и развитие политико-правовой идеологии как специфической формы общественного сознания. Ее особенности в классово-сословных обществах. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока, в Древней Индии и в Древнем Ки тае. Политические и правовые учения в Древней Греции. Софисты о государстве и праве. Сократ о государстве и праве. Политическое и правовое учение Платона.
  3. Вопросы для самопроверки
    Каковы причины появления первых государств на Востоке? Какие виды собственности характерны для государства на Востоке и почему? Что такое «азиатский способ производства», каковы его отличительные черты? Какие основные варианты экономических моделей характерны для Древней Греции? Каковы причины Великой колонизации, предпринятой греками? Каковы особенности развития ремесла и торговли в Древнем
  4. И.Н. ФАЛАЛЕЕВА. Политико-правовая система Древней Руси ІХ—ХІ вв. 2003
    Монография дает представление о современном состоянии отечественной и зарубежной науки в изучении становления государственности России (до конца XI в.). Работа основана на критическом переосмыслении как широко, так и малоизвестных источников и представляет собой комплексное, системное исследование государственно-правовой истории Древней Руси. Предназначено для студентов гуманитарных факультетов
  5. Теория гидравлического происхождения государства.
    мирание. Данная теория вполне может быть признана научной, поскольку исторический опыт свидетельствует о том, что решающую роль в возникновении государств и правовых систем в названных странах сыграла обозначенная выше потребность. Понятно, что ее нельзя рассматривать в качестве единственной, но то, что она была ведущей —
  6. 1. Политическая и правовая мысль в государствах Древнего Востока
    1. Политическая и правовая мысль в государствах Древнего
  7. Вопросы для повторения
    Каковы причины появления первых государств на Востоке? Что такое ирригационное земледелие? Какие виды собственности характерны для государств Востока? Назовите основные отличительные черты восточной модели хозяйственного развития. Какие основные варианты экономических моделей характерны для Древней Греции? Что такое эргастерия? Каковы причины Великой колонизации, предпринятой греками? Что
  8. 7. Роль государства в экономике стран древнего востока
    миру первые писаные законы, регламентирующие экономические отношения. Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом - стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие
  9. Статья 26
    мира. 3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних
  10. Глава 13
    древнейших вре мен. Еще в Древнем Риме купцы рекламировали свой товар, а ювелиры ставили на свои изделия отличительный знак, хотя только в конце XIX в. методы освоения рынка, которые на начальном этапе сводились к воздейст вию на покупателя, стали анализировать на научной основе, и в высшей школе была организована подготовка
  11. § 4. Заключение
    древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества. История Древнего Востока предоставляет в этом отношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга, и процесс зарождения
  12. Литература по теме
    древнейших времен до конца XVIII века. — М. 1989. Чичерин Б.Н. Избраные труды. — СПб.
  13. ЛИТЕРАТУРА
    мир.
  14. ЛИТЕРАТУРА:
    мир. Под ред. B.C. Нерсесянца. -М, 1985. И.А. Ильин. Общее учение о праве и государстве. О сущности пра восознания // И.А. Ильин, Собрание сочинений. Т. 4, - М. 1994. Е.Н. Трубецкой. Энциклопедия права. - СПб.
  15. Тема 1. История ораторского искусства и определение понятий судебного красноречия
    древнейших ви-дов ораторского искусства. Место рождения судебного красноречия - Древняя Греция. Основные виды ораторского искусства в Сицилии: политическое и судебное и их практическое применение. Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах и основные черты ораторской речи. Знаменитый греческий оратор Демосфен и предмет его деятельности. Расцвет судебного красноречия
  16. От автора
    древние философы утверждали: «История — учитель жизни». Экономическое развитие составляет основу развития человечества, а экономическая история — основу всей его истории. Поэтому задача каждого будущего экономиста заключается в изучении исторического опыта хозяйственного развития человечества. Изучение истории экономики расширяет кругозор, формирует логику экономического мышления, закладывает
  17. Литература
    мировой экономики. - М. Дело и сервис, 1998. Бродель Ф. Динамика капитализма. - М. 1993. Валишевский К. Петр Великий. - М. 1990. Геродот. История в 9 т./ Под общей ред. С.Л. Утченко. - Л. 1972. Зомбарт В. Буржуа. - М. 1995. История мировой экономики /Под ред. А.Н. Марковой, - М. Юнити, 1995. История Древней Греции /Под ред. В.И. Кузищина. - М. Высшая школа, 1996. История Древнего
  18. 1.1. Становление экономической теории как науки: меркантилизм, учение физиократов, классическая экономическая школа, маржинализм
    древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н. э.), подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги). Эти проблемы исследовались также учеными Древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука, т. е. систематизированные знания о сущности экономики, экономическая теория развивалась на протяжении трех
  19. Примечания
    древнерусской государственности в X веке) // Восточная Европа в древности и Среднвековье (далее — ВЕДС): язычество, христианство, церковь. М. 1995. С. 26. См. Пастухов В.Б. От государственности к государству // Политические исследования (далее — Полис). 1994. № 2. С. 5—12; Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность (далее — ОНС). 1996. № 4. С. 45—54; Он
  20. Примечания
    древнерусского права // Советское государство и право. 1985. № 2. С. 83; Горский А.А. Об эволюции титулатуры верховного правителя в Древней Руси // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика: IX Международный семинар исторических исследований: От Рима к III Риму. Москва, 29—31 мая 1989 г. М. 1995. С. 97—99. Рапов О.М. Указ. соч.; Рогов В.А. К вопросу о

Рекомендуем ознакомится: http://geum.ru