Социальная структура Египта, ее государственное регулирование

О общество Египта поры Раннего Царства мало что известно то время в стране существовало Великое многоотраслевое царское хозяйство и, возможно, хозяйства вельмож, но кто работал у них и на каких ум языках - об этом источники молчатьь.

Достаточно туманное представление имеют египтологи и по социальной структуры Египта в эпоху Древнего Царства Ясно лишь одно: она отмечалась поразительной своеобразием и, как считают египтологи, не была ни рабо овласницькою, ни крепостническою.

Тогдашнее египетское общество было социально стратифицированным Социальная элита состояла из фараона, царедворцев, которые почти поголовно вербовались из царских родственников, номовой знати, жреческой верхушки, которая занимала особое место в социальной иерархии купечества в Египте не существовало Фараона принадлежали обширные владения, намного больше, чем те, которые имели месопотамские обладатели Он раздавал значительное время тину их своим вельможам в служебное пользование, причем вместе с крестьянами этих имений, обязанными работать на вельмож Нередко вельможи дополнительно обзаводились собственным хозяйством, которым они могл и распоряжаться свободно, чем служебным недвижимостьмістю.

Трудовой люд в хозяйствах фараона, храмов и вельмож официально назывался сроком Мерет Это были земледельцы, ремесленники, рыбаки, пивовары, птицеловы т.д. Исполнители полевых работ объединялись в рабочие чи отряды и работали под надзором чиновников им задавали уроки - нормы выработки, за невыполнение которых угощали бамбуковыми палками Собственных хозяйств Мерет не имели, а жили на полном содержании своих Обладателииків.

Какой-то процент египетских крестьян был освобожден от принудительных работ на вельмож Однако полностью свободными и не были, поскольку платили налог за пользование землей и водой для ее орошения, а также выполняли общегосударственные работы: строили царские гробницы, храмы, ирригационные сооружения тощо.

В египтологичний литературе тех крестьян и ремесленников, работавших на царя и вельмож, иногда называют крепостными Однако подобное определение необоснованно, ведь в египетском обществе трудовую повиннис во выполняли также воины, мелкие чиновники (кроме писцов) и жрецы Такая организация производственного процесса была вызвана тем, что в условиях пользования тогдашним примитивными орудиями труда трудоемкие полевые работы можно было выполнять только коллективными усилиями, всем миром Принудительные работы на царя и вельмож следует квалифицировать как общегосударственную повинность, выполнение общественного обя ку, а не форму социального эксплуатацияску.

Уже в эпоху Древнего Царства в Египте были рабочие, которых называли бака их труд использовался, очевидно, исключительно в домашнем хозяйстве Отдельные египтологи считают бака рабами, остальные - зависимым нерабським населением Баку это был совершенно бесправным, \"живым инвентарем\" Он мог жениться на свободной египтянке, свидетельствовать в суде против своего господина, пользоваться и свободно распоряжаться имуществом, в том числе землей Количество баке не могла быть значительной, ведь на протяжении III тыс. до н.э египтяне военнопленных еще убивали вбивали.

Активизация военной политики фараонов в эпоху Среднего Царства способствовала имущественному и социальному расслоению общества Военная добыча распределялась неравномерно, львиная доля ее доставалась знати простым египтянам почти ничего не перепадало К тому же участие в военных походах, военные тяготы приводили к обнищанию многих тружеников Тогдашние тексты называли обнищавших египтян неджес, т.е. \"маленькими людьми\", противопоставляли им уру, т.е. \"сильных людей\" - представителей разбогатевшей верхушки, из которой рекрутировались мелкие чиновники, писцы, жрецырці.

Материальный достаток в Египте суток Среднего Царства создавался трудом преимущественно \"царских хемуу\" (в современной социально-экономической терминологии соответствия для термина хему нет) В состав \"царс ских хемуу \"входило почти все трудовое население страны, представители всех существующих в ней профессий Работали они на царя, храмы и вельмож, причем полевые работы выполняли мужчины, руками женщин ве лося домашнее хозяйство \"Царский хему\" не мог выбрать себе профессию по собственному вкусу, это делали за него специальные чиновники Условия труда для \"царских хемуу\" были одинаковы практически во всех го сподарствах, поэтому этим рабочим было безразлично, где выполнять принудительные работы \"Царские хемуу\". как и предоставленные вельможам имения, считались служебным имуществом и закреплялись затеей или иной должности в госу вному аппарате Наследование родительской должности и закрепленного за ней имущества, включая \"царских хемуу\". могло происходить только с разрешения фараонараона.

Общественный статус \"царских хемуу\" дискутируется в египтологии Кое-кто считает их рабами, другие с этим не согласны, утверждая, что срок хему называли в Египте всех, кто находился в реальной социальной ьно-экономической зависимостиі.

Существовали в Египте суток Среднего Царства и бака, однако их труд, по-прежнему играла скромную роль в общественном производстве Баку не подлежал государственной практике учета и распределения рабочей силы Его можно было приобрести на рынке, получить в подарок от фараона, что, по мнению некоторых египтологов, создавало условия для зарождения в Египте работорговлилі.

Фараоны пригонилы в Египет немало военнопленных, которые по своему социальному статусу занимали промежуточное место между бака и \"царскими хемуу\" Да, для них также составляли наряд на работу, однако использ товувалы их труд не в поле, а в домашнем хозяйстві.

Трудовая повинность на государство в эпоху Среднего Царства сохранилась Это были строительные и земляные работы, включая ирригационные, каторжный труд в каменоломнях, гребле на судах и т.д. \"Царские хемуу\" \"отбывали эту повинность независимо от того, в каком хозяйстве они работали Если возникала насущная необходимость (в основном во время сева или жатвы), то часть рабочих, привлеченных к выполнению\" царь ских работ \", временно перебрасывали в хозяйства вельмож Египтяне шарахались\" царских работ \", ибо условия жизни в трудовых лагерях, очевидно, были невыносимымирпні.

Итак, система общественного производства в эпоху Среднего Царства осталась традиционной Однако в ней имели место и определенные изменения Так, если в сутки Строителей пирамид крестьяне коллективно отвечали за уплату в государстве зернового налога, то теперь каждый земледелец нес за это индивидуальную ответственность Весь хлеб, собранный из крестьянских наделов, шел в государственные закрома, крестьянину же потом выделялась определенная пайка сельскохозяйственной продукцииії,

В эпоху Нового Царства штатных работников царско-храмового хозяйства почему-то называли уже другим термином - ихути (ихутиу) Реальное положение их не изменилось: тот же принудительный характер труда, та же у урочная система, и сама порция киев за невыполнение нормы выработки прежнему, какая-то часть крестьян - их называли \"великими людьми поселение\" - не принадлежала к ихутиу Очевидно, это были частные земельные и владельцы, хотя прямых доказательств существования в Древнем Египте частного и общинного землевладения Нетумає.

Остро дискутируется на материалах Нового Царства проблема египетского рабовладения Опираясь на мем финский надпись фараона Аменхотепа II, в котором упоминается прибытия в Египет обилия в военнопленных, некоторые египтологи утверждают, что якобы \"рабовладение достигло в Новом Царстве распространение, ранее небывалого\", и \"рабовладельческие отношения проникли почти во все слои егип ТСК общества \"Другие же египтологи убеждены, что массовый пригонки военнопленных еще не означал, что египтяне обращали их в рабов, к тому же достоверность фактов, приведенных в Мемфисской надписи Аменхотепа II, по мнению этих исследователей, весьма сомнительна Французский египтолог К Жак, его испанский коллега X А Ливрага и другие исследователи убеждены в том, что следует говорить не о специфике рабов ласництва в древнеегипетском обществе, а о его полное отсутствие иність там.

Многочисленным и пестрым был в Новом Царстве ремесленный люд: каменщики, штукатуры, маляры, ткачи, металлурги и т.п. В царско-храмовом хозяйстве ремесленники объединялись в рабочие отряды, работавшие под на аглядом мастеров, несли коллективную ответственность за выполнение каждым декадной, месячной или годовой нормы выработки Начальники царских мастерских имели ежедекадно выходной, жили в достатке, некоторые из них даже строили для себя гробницы Простые ремесленники работали без выходных и терпели материальные затруднения, некоторые из них даже жаловались фараону на свою судьбу Впрочем, официально они отдыхали в праздничные д нет (таких в Древнем Египте насчитывалось более полутора сотен в год) Случалось, что ремесленники прогуливали и в рабочие дни, подыскивая для этого десятки различных приводеводів.

Например, один из ремесленников объяснял свой невыход на работу тем, что \"варил дома пиво\", у другого нашлась еще серьезнее причина \"бился с женщиной\" А то в течение четырех дней не вышла на работу целая бригада в составе 120 мастеров, их женщин и детей, то есть где-то полтысячи человек Все они были в запое, причем клялись и божились, что пили за здоровье фараонна.

Отдельным социальным слоем в Новом Царстве были воины, в то время - уже профессионалы Основная масса их вооружалась из царского арсенала, однако самые из них покупали себе боевые колесницы Коман ндиры и владельцы колесниц жили безбедно, получая за службу приличную зарплату и свою долю из военной добычи Рядовым воинам жилось значительно хуже уже потому, что в мирное время их использовали в ка торжних работах в каменоломнях В египетском войске царила жестокая палочная дисциплина В эпоху Нового Царства оно в значительной мере пополнялось иностранными наемниками (преимущественно ливийцами и шердена мы), которым предоставлялось египетское гражданствнство.

Французский египтолог П Монте так описывает жизнь египетского воина: \"Будущего пехотного командира назначали с колыбели Когда он достигал роста двух локтей, Его направляли в казарму Там Его обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь А когда останавливался наконец пригодным для походов, жизнь его превращалось в сплошной кошмар Писцы считали воинов ниже себя, все же их юные ученики, завороженные блеском военной карьеры, время меняли щеточку и папирус на меч и лук, а скорее на колесницу с резвых лошадяхи кіньми".

Элитный слой в Новом Царстве еще выше поднялся над простым людом, благодаря наплыву военной добычи он буквально купался в роскоши Материальное благосостояние знати зависел также от царских щедрот всего обогащалась жреческая верхушка (настоятели храмов и их заместители), особенно жрецы фиванского храма Амона и мемфисского храма Птицаха.

В Новом Царстве достигла апогея бюрократизация египетского общества Страна стала по сути единственным государственным хозяйственным комплексом, в ней даже храмовые хозяйства контролировались царской адми истрациею и были особой формой государственного имущества Государство регулировало количественный состав и социальную структуру общественных служб и учреждений, причем делала это по-прежнему, с помощью системы нарядов и регулярных переписей населения и имущества Во время этих переписей чиновники устанавливали размер налога для каждого хозяйства и определяли профессию каждого египтянина (одних записывали в \"государственные с емлеробы \", других - воинами, пастухами, рыбаками и т.д.) Институт гражданства, таким образом, в Египте отсутствовал Переписи населения и имущества играли в жизни египетского общества такую. важную р оль, служившие точкой отсчета лет для Египтаиптян.

Древнеегипетская семья

Если египтологи говорят об удивительной самобытность древнеегипетского общества, то это более всего касается его основного звена - семьи.

Семья в Древнем Египте еще в значительной степени находилась в плену матриархата К Жак даже считает, что египтянка имела большие права в семье и обществе, чем современная женщина Возможно, французский ученый несколько преувеличивает, однако факт остается фактом: египтянки могли заниматься научной деятельностью (первой в мире женщиной-врачом была еще в III тыс. до н.э египтянка Песечет), торговлей, спортом (в том ч исли его интеллектуальным видом - игрой в кости на 30-клитинковий доске) Семейное имущество в Египте принадлежало женщине и переходило по наследству по женской линии, от матери к дочери или зятя (в царской семье, как об этом уже упоминалось, по женской линии, скорее, передавалась и царская коронакорона).

Египетская молодежь имела редкую, в свете традиций Востока, возможность жениться без родительского вмешательства, причем инициативу в создании семьи брал на себя юноша, который пытался завоевать девичье с сердце испытанным методом - щедрыми приношениями (дарил ей цветы, колоски, виноградные гроздья, косметику) Браки были ранними: девушки выходили замуж в 10-12-летнем возрасте, поэтому в 23-24 годы уже становилось и бабушками, а в 35-36 лет (если доживали до такого \"пожилого\" возраста) - прабабушками Браки не всегда освящались религиозной церемонией или регистрировались административными органами; допускалось жизни на веру, ведь слово, данное при свидетелях, приравнивалось к письменному договорру.

Развод в Египте допускалось, причем по инициативе как мужчины, так и женщины, однако если семья распадалась по вине мужчины, он возвращал женщине ее приданое и давал часть совместно нажитого имущества, если же по вине женщины - она. могла забрать себе лишь часть приданого Поэтому развод по-древнеегипетских было делом непростым, для многих вообще недоступной, и семьи в Египте оставались, как правило, прочная ими.

Женская неверность считалась в Египте тяжким преступлением и жестоко наказывалась Мужчинам же разрешалось держать гарем, в котором, кстати, верховодил не евнух, а основная женщина Относительно фараонов, то они брали в своего гарема с династической целью даже своих матерей, дочерей, сестер Характерно, что, по свидетельству Диодора, ребенок наложницы или рабыни считалась в Египте законнорожденных, приравнивалась к детям \"за Конни \"женини.

Общественное мнение в Древнем Египте, как ни странно, мало уважала женщину и, по словам П Монте, изображала ее \"вместилищем всех пороков, мешком всевозможных уловок, легкомысленной, капризной, нездат тною хранить тайну, лживой, мстительной и, разумеется, неверной".

Подавляющее большинство семей в Египте были многодетными, чему способствовали теплый климат и чрезвычайно высокая смертность Страбон утверждал, что египтяне пытались вырастить всех своих детей В те время сел это не было для них слишком обременительно, ведь детям в Египте почти не нужны были одежда и обувь, и питались они преимущественно стеблями и корнями папируссу.

Не обошлось в древнеегипетском обществе и без проституции - бытовой и сакральной Этому способствуют египтяне, кажется, относились без предубеждений мере, сохранились легенды, что фараоны время при имушувалы заниматься древнейшей профессией даже родных к чемуок.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Рекомендуем ознакомится: http://uchebnikionline.com