Особенности государства и права античного мира. Роль частной собственности. Зарождение полисной системы. Особенности природно-географических условий. Высокая роль закона. Отсутствие религиозных элементов в праве. Роль римского права.

Древняя Греция . Образование Афинского государства. Реформы Тесея . Архонты и ареопаг . Реформы Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.). Афины — полис (город-государство). Демократическая республика в Афинах в V в. до н.э. Основные черты и принципы афинской демократии. Система государственных органов Афинской республики: народное собрание . гелиэя . Совет Пятисот . коллегии архонтов, стратегов . ареопаг.

Основные черты права.

Особенности возникновения и развития государства в Спарте . Влияние внешнего фактора. Общественный строй. Правовой статус спартиатов . илотов . периэков . Государственный строй.

Особенности государства в античном мире

Античная (греко-римская цивилизация) является более высокой ступенью развития человеческого общества. Апогей развития — 1 тыс. до н.э.—1 тыс. н.э. Цивилизация сложилась на юге Европы в бассейне Средиземного моря . на Балканском полуострове (южная часть Пелопоннеса . Эгейское море — о. Крит ).

Первые протогосударства возникли в 3-2 тыс. до н.э. причем не без влияния восточного мира. Взаимодействие двух цивилизаций было тесным и глубоким. Греческие города в Малой Азии — Милет . Эфес . Через них осуществлялись торговые, культурные и иные связи с Востоком.

Крито-микенская цивилизация (Микены — город на Балканах ) (3-2 тыс. до н.э.). Были созданы первые протогосударства, а затем и более крупные государственные образования на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря . Это было результатом завоевания греками-ахейцами населения этого региона (пеласги, минойцы). Характер власти — монархический, государственно-храмовое хозяйство, общинная собственность на землю (сходство с восточными монархиями).


«Темные века» (XII—первая половина VIII вв. до н.э.). В связи со вторжением в XII в. до н.э. племен дорийцев культура пришла в упадок, и письменность была забыта.

Архаический период (VIII—VII вв. до н.э.). У эллинов вновь формируются протогосударства (божество — Эллин . а греками их прозвали римляне).

Особенности становления государства.

Сочетание внешних и внутренних факторов.

Природно-географический фактор (горная страна, неплодородные почвы), поэтому были развиты металлообработка (ремесло), обменные, а затем и торговые отношения, особенно морская торговля. Это привело к становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Естественные барьеры стали причиной отсутствия централизации государственной власти, политического объединения, образования изолированных друг от друга городов-государств — полисов, которые заменили у греков распавшиеся под влиянием частной собственности общины. Полис — это город с прилегающими к нему сельскими территориями.

Эволюция от монархии к полисной системе с республиканским строем, а затем к империи. Спарта и Афины . как наиболее крупные полисы, становятся добычей Македонской империи. В Древнем Риме на смену полисной республиканской системе пришла Римская империя. Причины. В Древней Греции — внутренняя слабость полисной системы, заранее заданные территориальные и политические параметры, не было простора для политического маневра и дальнейшей поступательной эволюции. В Древнем Риме — восстания рабов к I в. до н.э.; невозможность обеспечить внутреннее гражданское единство.

Раннее зарождение и высокая роль частной собственности, а не государственной, как на Востоке. В дальнейшем экономически богатая верхушка теснит у власти родовую знать.

Экономически богатая верхушка живет за счет эксплуатации своих соплеменников — общинников, а не рабов, как на Востоке.

Особенности права в античном мире

Право в эпоху античности не сразу достигло зрелости и совершенства. На ранних этапах (сходство с правовыми системами стран Востока) право имело религиозно-мифологическую окраску в форме обычаев. С развитием полисной системы на смену неписанным обычаям приходит закон, имеющий светский характер и выраженный в письменной форме, без религиозной окраски. В архаическую эпоху появляются кодификации правовых обычаев (в Афинах в VII в. до н.э. — «Законы Драконта» . в Риме — «Законы XII таблиц») . В VII в. до н.э. реформы Солона и Клисфена заложили процедуру принятия законов народным собранием.

В античных полисах следование закону становится для граждан делом чести и юридической обязанностью.

Классическое римское право является вершиной в истории права античности и древнего мира в целом. Вместе с римским правом в историю человечества вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность, на базе которой зародилась юридическая профессия и специальное правовое образование (в основе лежали частная собственность и рыночное хозяйство).

Государства в Древней Греции

Территорию Аттики в конце 2 тыс. до н.э. населяли четыре племени, во главе у каждого стояли вожди — базилевсы . народное собрание — экклесия . совет старейшин .

С развитием производящей экономики происходят изменения в родоплеменной общине. Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы Тесея (легендарного героя) в VIII в. до н.э. В результате племена Аттики объединились в единый афинский народ с единым Советом для управления (синойкизм ). Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Складывается социальная структура:

эвпатриды — благородные (верхушка);

геоморы — земледельцы;

демиурги — ремесленники;

феты — зависимое население, рабы.

Ухудшается положение мелких землевладельцев — они закладывают за долги землю. Широкое развитие получает долговая кабала — должник может быть продан в рабство за границу.

Постепенно эвпатриды ограничивают власть базилевса . Его функции переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. С VII в. до н.э. избирается коллегия из 9 архонтов для руководства всей страной. В VIII в. до н.э. появляется новый орган публичного управления — ареопаг . заменивший совет старейшин . Ареопаг избирал и контролировал архонтов, народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть, в него входили все бывшие и действующие архонты.

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений приводит к социальному расслоению. В 594 г. до н.э. были проведены реформы архонта Солона . Их цель — смягчить противоречия. Реформы Солона явились важным этапом в образовании, политической революцией. Солон провел сисахфию — долговую реформу, т.е. отменил долговое рабство. Цензовая реформа была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, закрепил деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку. Из 1 разряда могли избираться архонты и ареопаг. 1—3 разряды могли занимать другие общественные должности. 4 разряд мог участвовать в заседаниях народного собрания. Был создан новый судебный орган (гелиэя ), в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения.

Но противоречия не были решены, что привело к установлению тирании Писистрата (560—527 гг. до н.э.) и его сыновей, затем он был свергнут. Тиран — это незаконный правитель, устанавливающий жестокий режим.

Следующим шагом в установлении и укреплении государственно-правовых институтов стали реформы Клисфена в 509 г. до н.э. С помощью этих реформ в Афинах ликвидированы последние остатки родового строя. Аттика была разделена на 10 территориальных фил . которые делились на демы . Новый орган управления — Совет Пятисот — сформировался из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью страны между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Появился новый орган управления (коллегия 10 стратегов ), в нее избирали по 1 представителю от каждой филы.

При Клисфене в практику народных собраний был введен остракизм (остракон — глиняный черепок). Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики на 10 лет.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

В V—IV вв. до н.э. Афины являлись одним из ведущих государств древнего мира, встали во главе союза греческих государств (архэ ), собирали налоги с союзников по Делосскому морскому союзу.

В период расцвета афинской рабовладельческой демократии отменена цензовая реформа, государственные должности имели право занимать все полноправные граждане. Патриархальное рабство ушло в прошлое. Рабы, основная производительная сила, становятся государственными, появляется классическое античное рабство. Ареопаг был почти полностью лишен политической власти, но сохранили функции народное собрание, Совет Пятисот и гелиэя .

По форме правления Афины были рабовладельческой демократической республикой с V в. до н.э. до 30-х гг. IV в. до н.э. По сути это была политическая форма совместного господства свободных над рабами и рабовладельцев над неимущими гражданами.

Основные органы Афинской республики. Верховным органом было народное собрание, собиравшееся до 40 раз в год. В его работе участвовали только полноправные афинские граждане с 20 лет. Женщины и метеки не допускались. Функции: принимало законы, избирало должностных лиц, проводило проверку их деятельности и т.д. Проекты, принятые на народном собрании, становились законами только в том случае, если их не отвергала гелиэя.

В Совет Пятисот (булэ) входили по 50 человек от 10 фил . Члены совета, булевты . избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Они решали вопросы управления финансами, арсеналом, устанавливали дипломатические связи с другими государствами. Важнейшая функция — предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания. Булэ было разделено на десять комиссий.

Должностные лица выбирались ежегодно или открытым голосованием на народном собрании, или по жребию. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды, или две должности одновременно.

Главными должностными лицами были стратеги архонты. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Полномочия: распоряжались средствами, выделяемыми для армии и флота, собирали военные налоги, заключали перемирие, принимали капитуляцию.

С ростом полномочий стратегов падало политическое влияние архонтов . Девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных филами. Архонты осуществляли только судебные функции.

Гелиэя (высший судебный орган) состоял из 5000 основных судей и 1000 запасных, по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Они избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя делилась на десять комиссий, была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях, о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренными другими судами. Гелиэя могла отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Судебная система Афин. Высшим судебным органом являлась гелиэя. Ареопаг сохранил некоторые судебные функции, рассматривал дела об умышленном убийстве или по поручению народного собрания — дела о государственных преступлениях.

Суд эффетов рассматривал дела о неумышленных убийствах. Коллегия одиннадцати — дела о разбое, кражах и других имущественных преступлениях, третейский суд диэтетов — крупные гражданско-правовые споры об имуществе, коллегия сока — мелкие имущественные споры. Народное собрание рассматривало дела о наиболее тяжких преступлениях. Существовали также территориальные суды по демам.

К концу V в. до н.э. начинается кризис афинской демократии. Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое возрастало. Усиливались противоречия между богатыми и бедными, между афинскими гражданами и метеками. В 431 г. до н.э. началась Пелопонесская война между Афинами и Афинским морским союзом, с одной стороны, и Спартой и Пелопонесским союзом, с другой стороны. В 404 г. до н.э. Афины были завоеваны и в 336 г. до н.э. вместе со всей Грецией включены в состав империи Александра Македонского . Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов, Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской империи.

По форме правления Спарта была государством военной рабовладельческой демократии.

Государство возникло в VIII—VII вв. до н.э. в Лаконике и Мессении . Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление государства насильственного фактора. Спарта образована дорийцами на юге Пелопоннеса . в долине Эврота. Спартиаты поработили соседние народы. Спарта была окружена горными хребтами, что препятствовало развитию торговли и товарно-денежных отношений. Необходимо было установить господство спартиатов, которых было в 20 раз меньше, над порабощенными народами.

Для Спарты была характерна совместная собственность спартиатов на землю, только они являлись полноправными гражданами. Спартиату в пользование давался земельный надел (клер ) вместе с рабами (илотами ). Клер нельзя было продавать, дарить или завещать, всего было 9000 клеров.

Город спартиатов напоминал военный лагерь. Главной обязанностью была военная служба. Дети в возрасте с 7 до 20 лет находились на государственном воспитании, мужчины в возрасте с 20 до 60 лет несли военную службу. Спартиаты были обязаны участвовать в общественных трапезах — сисситиях.

Спартиаты . Из этой категории выделились гипомейоны — опустившиеся спартиаты без земли.

Периэки — жители периферийных горных неплодородных районов Спарты . они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, несли военную обязанность, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц — гармостов .

Илоты — порабощенные жители, рабы. Самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, отдавали около половины урожая, обрабатывали землю спартиатов, участвовали в войнах в качестве легковооруженных воинов.

Государственный строй. В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя. Во главе государства стояли два архагета, главы двух племен — дорийского и ахейского. Архагеты обладали наследственной властью, входили в совет старейшин, осуществляли судебные полномочия по некоторым делам. Однако в дальнейшем их полномочия были существенно ограничены, особенно военные.

В Совет старейшин — герусию — входили 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 лет. Геронты вели переговоры с другими государствами, рассматривали уголовные дела, дела о государственных преступлениях, вели судебные процессы против архагетов.

В народном собрании (апелла ) участвовали все мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание созывалось раз в месяц, принимало законы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира и т.д. К IV в. до н.э. роль народного собрания становится пассивной.

Коллегия из пяти эфоров — представителей аристократии — избиралась на один год. Постепенно с VI в. до н.э. ее роль возросла, эфоры поставили под свой контроль архагетов, осуществляли рассмотрение дел по имущественным спорам, получили право созывать герусию и народное собрание, стали руководить их деятельностью. Они стали фактическими руководителями государства.

Социальное и политическое устройство Спарты было скреплено договором — ретрой Ликурга . «Ликургов строй» существовал в конце VII—начале VI вв. до н.э. строился на единстве спартиатов с помощью искусственного сдерживания имущественного расслоения и совместного господства над завоеванными землями и племенами.

В III в. до н.э. происходит кризис политической системы Спарты. В середине II в. до н.э. Спарта подпадает под власть Рима .

Основные черты афинского права

Афинское право представляло собой довольно развитую правовую систему.

Законодательная деятельность верховных органов власти:

Законы Драконта (621 г. до н.э.) вводили жестокие наказания (смертной казнью карались кража овощей, праздный образ жизни), запрещалась кровная месть;

Законы Солона (594 г. до н.э.) затрагивали широкий круг вопросов: организация государственной власти и регулирование новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и д.);

псефизмы — постановления народных собраний .

Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой.

Право собственности и обязательства. В афинском праве различалось владение как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности, как абсолютного права лица, еще не существовало. Со времен Солона утвердилось понятие частной собственности.

Формы собственности — государственная и частная. Обязательства были из договоров и деликтов (причинение вреда). Договор — это соглашение сторон, заключался без особых формальностей, наиболее важные договора составлялись в письменной форме. Гарантии исполнения: задаток, поручительство третьих лиц, залог . Залог земли назывался ипотекой . Виды договоров: купли-продажи, займа, имущественного найма движимого и недвижимого имущества, личного найма, товарищества и др.

Брак и семья. Безбрачие в Афинах являлось аморальным, многоженство же допускалось. Брак заключался посредством договора между женихом и семьей невесты. После замужества женщина находилась под властью и мужа, и отца. Развод для мужчины был свободен, для женщины — затруднен. Дети находились под властью отца. Отец мог лишить сына наследства, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

Преступления и наказания. Различались преступления против государства, личности, имущества.

Характер наказания зависел, прежде всего, от тяжести содеянного. За наиболее тяжкие преступления — измену, безбожие, умышленное убийство — следовала смертная казнь. За преступления против личности — возмещение вреда. Вор-рецидивист обращался в рабство. Имущественные провинности карались штрафом, конфискацией имущества. Телесные наказания применялись только к рабам. Как вид наказания существовала атимия — лишение осужденного политических прав.

Судебный процесс. Судебный процесс носил обвинительный характер. Обязанность доказательства вины лежала на участниках процесса. Виды доказательств: свидетельские показания, клятва, показания под пыткой или под текстом закона, письменное свидетельство. Адвокатов не было, граждане осуществляли защиту сами, но были помощники в написании речей — логографы и так называемые помогающие ораторы, выступавшие вместо сторон. Свидетелей-рабов могли допрашивать с помощью пыток. Голосование судей по делу было тайным.

Рекомендуем ознакомится: http://www.e-college.ru