Источники Римского права.

Роль римского права в мировой истории и основные этапы его развития. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном об­ществе и древнем мире в целом.

На базе римского права, отличавшегося боль­шой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человече­ства на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юрис­пруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

Наиболее общей и удобной для учеб­ных целей представляется следующая периодизация ис­тории римского права.

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще поли­сной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сак­ральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское пра­во постепенно освобождается от остатков патриархальнос­ти и религиозности и превращается в светскую юридичес­кую систему, характеризующуюся высшей ступенью раз­работанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспру­денции, давшей миру образцы глубокого правового анали­за и филигранной юридической техники.

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и го­сударственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономическо­го и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его система­тизацией и постепенным приспособлением к формирую­щимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Визан­тии).

Источники права древнейшего периода. Огромную роль — в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них; коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию! формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами.


Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей.

Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц.

Возможно, что принятие Законов XII таб­лиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между свет­ской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать не­писаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных дос­ках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни республиканского Рима. Зна­ние этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспи­тание (образование) римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не со­хранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI—XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода.

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Тем не менее, несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".


Загрузка.

Другим важным источником квиритского (цивильного права были законы. С предложением о принятии нового закона в народном собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписа­ния, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый на­родным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме,

В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц.

Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны. Окончательному освобождению права от peлигиозной оболочки, подрыву позиций жречества и начал светской юриспруденции способствовало хищение и пре­дание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флави­ем судебного календаря, формы исков и записей и толко­ваний норм и обычаев, которые ранее в строгой секретно­сти хранились в архивах понтификов.

Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необхо­димым фактический отказ в повседневной правовой практи­ке от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом.

На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы:

''преторское право" и "право народов". Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме воз­никла сложная (по сути дела — тройная) система источни­ков права.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировав отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при изданий эдикта) он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" или на "естественный разум". Созданное преторами перегринов "право народов" было не международ­ным, а внутригосударственным, т. е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Фор­мально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в пер вые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоя­тельная законодательная власть императоров. Первоначаль­но императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных со­браний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, со­гласно которому римский народ передал свою законодатель­ную власть императорам. К этому времени законодатель­ство императоров превращается в важнейший источник права.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1) Эдикты — общие положения, основанные на влас­ти "империум", а поэтому юридически обязательные толь­ко при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты — ответы или советы императора от-/цельным лицам или магистратам, запрашивающим консуль­тации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоя­тельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правите­лям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые при­менялись и к перегринам.

Роль римских юристов в развитии права. Исключи­тельно важным и своеобразным источником развития рим­ского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации кото­рого впервые носили публичный и открытый характер. судебной практике.

Юристы республиканской эпохи происходили, как пра­вило, из аристократических кругов — из сенаторской зна­ти, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее извест­ными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сер-вий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто счита­ют основателями римской юридической науки). Они впер­вые предприняли попытку дать обобщение судебной прак­тики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарий преторского пра­ва (Сульпиций).

В эпоху принципата круг юристов становится шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в раз­витии юридической доктрины и практики, были подлинны­ми творцами классического римского права. Важное зна­чение приобретает преподавательская деятельность юрис­тов.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие — для практического использования.

Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, с попытками Дреинтеза, цивильного и преторского права.

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

Но даже самые блестящие и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск, собственность, договор, сервитуты и т. п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение. Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т. е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II — III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т. п.).

Источники права постклассического периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты; практически сохраняются в прежнем виде. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нор­мы, как это уже раньше произошло с преторами.

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права — Ко­декс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя подлинные тексты императорских законов с 196 по 365 г. н.э. а в 438 году осуществлена первая официальная коди­фикация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорс­кое законодательство.

Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528—534 гг. т. е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осу­ществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы ко­миссии явилось составление ряда крупных сборников римс­кого права, подвергшегося, однако, некоторым интерполя­циям — включениям норм более позднего, в частности гре­ческого и восточного права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана.

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге I рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2—8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9 — 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т. д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние — на фрагменты.

Важнейшую часть кодификации императора Юстини­ана, выделявшуюся по богатству использованного право­вого материала, составляют дигесты, или пандекты. Пос­ледний термин позаимствован из греческого языка, что означает "содержащий в себе все".

По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим пра­вовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и прак­тиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ. Составители дигест (позднее они стали называться компи­ляторами) были наделены широкими полномочиями по от­бору и сокращению текстов классических юристов ("древ­них юристов"), по устранению в них противоречий, повто­рений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций.

Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосу­дия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римско­го права, излагается понимание закона и т. д. Сравнитель­но немного места, отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47—50), где говорится о пре­ступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, го­родском управлении, военном пекулии и т. п. Представле­ны здесь и вопросы, относящиеся к сфере международно­го права: ведение войны, прием и отправка посольств, ста­тус иностранцев и т. д,

Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному пра­ву, различным видам договоров.

Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения (из Марциана, Папиниана и Модестина) даны по-гречески. Придав Дигестам силу зако­на, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссыл­ки на старые законы и сочинения юристов.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана явля­ются Институции — элементарный учебник права, обра­щенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. Последние и являются фактическими авторами Институ­ций Юстиниана, поскольку Трибониан в это время был за­нят подготовкой Дигест. Институции были изданы 21 нояб­ря 533 года и .в том же году (одновременно с публикацией Дигест) получили силу императорского закона, стали при­меняться как официальный источник права.

В основу Институций Юстиниана были положены со­чинения Гая (Институции и "Повседневные дела"), а так­же Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана и Пав­ла.

Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состо­ят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов.

В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах.

В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского родства и т. п. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из дликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обя- занности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т.д.).

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представлявши собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru