Источники права в постклассический период

Источники права в постклассический период.

В постклассический период в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в этот период происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы. В этот период сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права.

В 426 году специальными законами Феодосия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Модестина, Ульпиана и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними – мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана.

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. В восточной части римской империи (Византии) в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права – Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включавшие в себя подлинные тексты императорских законов с 196 по 365 г. н.э а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство.

Неизмеримо большее значение по сравнению с кодификацией Феодосия II имеет кодификационная работа, проведенная в первой половине VI в. при Юстиниане. В это время зарождаются планы воссоединения восточной половины империи с западной, находившейся тогда в руках варваров.

Кроме того, интересы господствующего класса требовали единства права, определенности и ясности его содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы явно устаревшие нормы были отменены и право было обновлено. В соответствии с интересами господствующего класса Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только императорские законы, но и сочинения классиков. Весь собранный материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить все устаревшее.

Руководящими началами, естественно должны были служить укрепление императорской власти и обеспечение эксплуатации рабов. Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени - Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права). Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 г составила уже в 529 г так называемый Кодекс первого издания (не дошедший до нашего времени). В 530 г. была образована комиссия для кодификации сочинений классиков.


В 533 г. был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием «Дигеста» (собранное) или «Пандекта» (все вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг разделенных на титулы и фрагменты.

В том же 533 г. был обнародован элементарный учебник римского права - Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных на титулы, в основу их содержания были положены Институции Гая. Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений» были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса.

В результате этого пересмотра в 534 г. появился кодекс нового издания, состоявший из 12 книг, разделенных на титулы. При составлении Дигест и отчасти кодекса кодификационные комиссии допускали изменения подлинного текста классических произведений и вставки. Такие изменения комиссия по составлению Дигест производила, основываясь на предоставленном ей праве устранять все ненужное и устаревшее. Внесенные комиссией изменения и вставки носят наименование «интерполяции». Например, поскольку в VI в. многие обряды, термины, даже целые институты устарели, кодификаторы заменяли их современными.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей империи. Поэтому Свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права. В 535 – 555 гг. Институции Юстиниана, Дигесты и Кодекс Юстиниана были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права.

Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану.

Рекомендуем ознакомится: http://allrefs.net