Основные черты Уголовного Кодекса Китайской Народной Республики Цзян Хуэйлинь

Содержание к диссертации

Глава 1. Краткий исторический экскурс в уголовное законодательство КНР 20 века .

1. Уголовное законодательство до образования КНР (1900-1949 гг.)

2. Уголовное законодательство КНР в период 1949-1997г. 16

3. Китайская уголовно-правовая система в мировой системе права.

Глава 2. Преступления по УК КНР 27

1. Понятие преступления по УК КНР. 27

2. Неоконченное и соучастное преступление. 62

3. Категоризация преступлений. 71

Глава 3. Система наказаний по УК КНР. 77

1. Система наказаний по УК КНР. 77

2. Основные наказания по УК КНР. 94

Глава 4. Система и общая характеристика особенной части УК КНР .

1. Система Особенной части УК КНР. 116

2. Общая характеристика особенной части УК КНР. 126

Глава 5. Экономические преступления по УК КНР. 141

Введение к работе

На рубеже 70-80 годов 20 века Китай вступил в один из наиболее

бурных этапов своего развития, характеризующийся кардинальными переменами в экономике и культуре страны, обновлением политической жизни. Процесс реформ сопровождался проведением активной политической политики. Возможности права использовались для разработки и реализации программ социальной и экономической модернизации, относимой прежде всего к промышленности, сельскому хозяйству, научно-техническому прогрессу и обороне.

Именно этими факторами объясняется актуальность данной работы как анализа одного из важнейших документов современного права Китая - уголовного кодекса в новой редакции.

В период с 1980 по 1996 год население страны вырастало ежегодно на 1,4 %, инвестирование в основные фонды - на 21. 2 %, доходы городского населения - на 5,4 %, сельского населения - на 8,8 %, а цены

в розничной торвголе - всего на 0,8 %. Китай по экономическим достижениям передвинулся с тридцатого на десятое место в мире. 1

Очевидно,что коренные структурные преобразования в экономике страны не позволили приступить к кодификации законодательства, регулирующего отношения производства и обмена. Иначе обстояло дело с уголовно-правовыми и процессуальными отношениями, которые, как известно, вне права вообще не существуют, наполнены волевым содержанием и связаны с определенным способом производства только через ряд последущих звеньев.

Такая "отдаленность" волевых отношений, регулируемых уголовным-правом, от способа производства являлась объективной предпосылкой появления в 1979 году Уголовного кодекса КНР. В течение двадцати последующих лет именно этот кодекс регулировал уголовно-правовые отношения в Китайской республике/-'Ст ' 1 Ли Цзиньвэнь. "Экономическая реформа и социальная проблема в Китае // Проблемы Дальнего Востока^, 1998, с. 41.

позволяющая относить многие общеуголовные преступления к контрреволюционным), разрешалось применение закона по аналогии, широко предусматривалось наказание в виде смертной казни и др.

С конца 70-х годов самым примечательным явлением экономической жизни Китая становится реформа экономической системы. Целью ее являлась создание системы социалистической рыночной экономики. Составы же экономических преступлений, предусмотренных в Особенной части УК КНР 1979г. все больше начинали отставать от жизни в связи с появлением новых экономических преступлений, неизвестных ранее и общей активизации экономической жизни страны.

С другой стороны, в социальных отношениях наметилась тенденция к либерализации, к ослаблению тоталитарного режима, значит, появилась потребность и в Уголовном Кодексе более отчетливо отразить принцип гуманизма.

Все вышеуказанные обстоятельства привели к необходимости уголовно-правовой реформы в Китае.

1 октября 1997 года вступил в действие Уголовный Кодекс КНР в новой редакции. УК КНР 1979г. обновился более чем наполовину: было 192 статьи, стало 446. Изменения и дополнения коснулись норм Общей части и более всего Особенной части УК, главным образом в

2Д(ШЯК об экономических преступлениях. Основные направления реформирования можно сформулировать так:

- модернизация с учетом социально-экономических реформ, начатых два десятилетия назад Дэн Сяопином;

более полная и последовательная реализация принципа законности.

Целью данной дисеертации была попытка проанализировать эти основные направления уголовно-правовой реформы применительно к таким важным институтам как преступление и наказание, а также системе Особенной части УК КНР. При этом постоянно проводится сравнительный анализ с уголовно-правовой реформой в России,ознаменовавшейся принятием в 1996г. нового УК РФ.

В УК КНР 1997г. впервые введены нормы о принципах уголовного права. Это принципы законности, равенства перед уголовным законом и соответствия наказания преступлению.

Согласно принципу законности "преступление и наказание определяются только законом; не предусмотренные в законе деяния не признаются преступлениями, и за них не применяется наказание", (ст. 3 К КНР 1997г.) а также категорически запрещено применение закона по аналогиии.

Принцип равенства всех перед законом, закрепленный в Конституции КНР 1982г. в новой ст. 4 УК конкретизируется применительно к уголовно-правовым отношениям: * лица, совершившие преступление, равны перед уголовным законом. Данный принцип реализуется при криминализации деяний и их пенализации, при назначении наказания судами, а также при исполнении наказания. Принцип равенства также послужил основой введения в Кодекс новых статей и изменений прежних. В первую очередь это коснулось ответственности за посягательства на равенство по этническим основаниям.

Принцип соответствия наказания преступлению означает следующее: вид и размер наказания должны в санкциях и реальной наказуемости соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления. В теории и на практике Китая в понятие общественной опасности преступления наряду с объективным вредом деяния включается и субъективное зло. Поэтому тогда, когда речь идет о соответствии наказания преступлению, во внимание берутся обстоятельства, характеризующие личность, например, рецидив, деятельное раскаяние виновного, наличие заслуг и пр. По мнению ученых данный принцип имеет два значения: во-первых, соответствии

санкции, предусмотренной законом, преступлению; во-вторых, индивидуализация наказания при его назначении судом. 1

Следует отметить, что построение уголовно-правовых* норм, разработка важнейших институтов, характер криминализации и пенализации деяний несут на себе отпечаток конкретных потребностей и интересов социально-экономического развития Китая. Во всех расматриваемых проблемах необходимо учитывать китайскую специфику. Уголовное право является важным компонентом самобытной, древнейшей культуры; оно традиционно играет особую, ни с чем не сравнимую роль во всей системе китайской государственности. Именно с таким подходом можно правильно объяснить недостатки нового Уголовно кодекса - такие, как неопределенность и расплывчатость некоторых норм, действие специфических способов назначения наказания, наличие определенных пробелов и противоречий.

В диссертации использовались как труды российских ученых а области уголовного права и криминологии, так и труды китайских ученых-правоведов, а также статьи китайских ученых и практиков ,посвященные тему обсуждению нового уголовного кодекса.

1 См. Чжан Пинчэй,Хо Сван. Основные изменения Уголовного Кодекса и оценка. Гондунской правоведение, 1997.0^3,4 (на кит. яз.)

В диссертации использовались исторический, сравнительно-правоведческий, системный и юридический методы.

Исторический метод предполагает анализ уголовно-правовых явлений и понятий с точки зрения их прошлого, настоящего и будущего, выявление основных тенденций развития и прогнозирование будущих изменений. В диссертации история уголовного законодательства охватывает 20-е столетие. Китайская народная республика существует менее полувека.

Применительно к китайскому правоведению исторический метод уникален и весьма актуален. На протяжении веков в Китае шла борьба двух направлений: конфуцианства и легизма. 1 Обе они имеют прямое отношение к уголовному праву и прежде всего к проблеме законности, уголовного права и морали, наказания и др.

Сравнительно-правоведческий метод заключается в анализе различных правовых систем посредством их сопоставления. Главная цель применения данного метода в диссертации - выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию УК КНР. Акцент при этом делается на сопоставление УК КНР 1979г. с изменениями 1997г. с УК РФ 1996г. Сопоставление с другими кодексами, в частности, французским, испанским, польским и другими, носит

1 См. Общая теория государства и права. Академический курс, т. М. 1998, С. 95-100.

предметно-фрагментарный характер. Более подробное сопоставление
выходит за рамки данной диссертации, посвященной проблемам
именно УК КНР. t

Приоритетность сопоставления УК КНР с российским кодексом очевидна. Китайский кодекс 1979г. и российские кодексы 1926 и 1960гг. близки по своей социально-экономической направленности. Проводимая в последние два десятилетия глубокая экономическая реформа в Китае опередила экономическую реформу в России. Китайское уголовное законодательство постепенно, эволюционно защищает новую экономику от преступных на нее посягательств. В этом отношении опыт китайского уголовного законодательства весьма полезен для России.

Сравнительно-правоведеческий метод имеет большое значение. Он позволяет определить место национальной отрасли права в миоровой системе законодательства.

Системный метод обязывает рассматривать все уголовно-правовые категории как системы.В основе системы лежат элементы, группирующиеся по подсистемам разных объемов и критериев группирования. Системный метод требует выявления соотношения исследуемой системы с метасистемой и более крупной системой, куда данная система входит в качестве составной части.

Этот метод использовался в диссертации прежде и более всего в главах о системе наказаний и системе особенной части УК КНР.

Юридический метод охватывает прежде всего толкование уголовного закона, его оценки с точки зрения юридической техники. В диссертации отмечается, что УК КНР по существу и по законодательной технике нуждается в улучшении.

Социологический метод необходим для расчета эффективности уголовного закона с точки зрения неотвратимости его применения и борьбы с преступностью в целом. Для этого необходима открытая статистика, которая в Китае в целом отсутствует, поэтому можно сделать лишь самые общие замечания. Такие замечания сделаны в диссертации в относительно эффективности применения в Китае смертной казни.

Статистический метод предполагает обработку статистических данных, их количественные характеристики. Данный метод используется в главе о системе наказаний и главе об экономических преступлениях.

Два последних метода по объективным причинам не могли быть, к сожалению, использованы как этого хотелось бы диссертанту. Во время деловых встреч профессора Кузнецовой Н.Ф. с китайскими

коллегами в ноябре 1997г. большого понимания важности статистического метода для уголовного права достичь не удалось.

Основные положения диссертации обсуждались на заеданиях кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ, а также содержатся в статье "Реформа уголовного законодательства Китая", написанной совместно с проф. Н.Ф.Кузнецовой и опубликованной в Вестнике московского Университета (серия 11 ,Право) за 1998г. N#4. а также находящейся в печати статьи диссертанта " Система особенной части УК КНР".

Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность исследования и дается краткий анализ уголовно-правовой реформы Китая в целом. В первой главе предпринимается экскурс в историю развития уголовного права в Китае в 20 веке. Во второй главе рассматриваются понятия преступления по УК КНР, основные его черты а также черты сходства и различия с законодательным определением преступления по УК РФ 1996г. Третья глава посвящена системе наказаний по УК КНР, основным видам наказания, проблеме смертной казни. В четвертой главе дается характеристика структуры Особенной части, а также обшая характеристика глав, ее составляющих. Наконец, в пятой главе речь идет о преступлениях в сфере экономики, предусмотренных УК

КНР в новой редакции на основе сравнительного анализа с экономическими преступлениями по УК РФ. В заключении делаются выводы и подводятся итоги основным направлениям уголовно=правовой реформы Китая, а также даются рекомендации по совершенствованию УК КНР.

Уголовное законодательство до образования КНР (1900-1949 гг.)

К 1949г. в Китае существовали две самостоятельные правовые системы, обладающие собственной нормативной базой, между ними не существовало какой-либо связи. Это объяснялось тем, что в то время в Китае существовало двоевластие: буржуазная власть и власть китайской советской республики в освобожденных районах.

Уголовное законодательство гоминьданского Китая формировалось под сильнейшим воздействием уголовно-правовой науки капиталистических стран, и прежде всего Японии. Возникновение уголовного законодательства гоминьданского уголовного законодательства Китая относится к 1912 г. В 1913г. было утверждено уголовное уложение, состоящее из 411 статей, в которые в 1928 году был внесен ряд изменений. и оно было переименовано в Уголовный Кодекс. Кодекс действовал в редакции 1935 года до 1949 года. Исследователи этого УК давали ему высокую оценку. Так, профессор Камков писал:" Почти целиком заимствованный из японского УК. а частью- из законодательств Франции, Бельгии, Германии УК 1928 года вносит в уголовное право Китая много совершенно новых идей и институтов, которые, проходя через призму мировоззрения китайского народа, созданного тысячелетней культурой приобретают под влиянием этого мировоззрения совершенно особенный своеобразный характер".

В середине 20-х годов в некоторых районах Китая компартия стала формировать опорные территориальные базы революции, которые к началу 30-х годов выросли в стабильные советские районы.

Первым значительным документом уголовного законодательства советских районов явилось " Положение Китайской Народной республики о наказании за контрреволюционные преступления", опубликованное Декретом Центрального Исполнительного комитета Китайской Советской народной республики 8 апреля 1939года2.

Положение включало в себя 41 статью, 14 из которых можно отнести к нормам Общей части уголовного законодательства. Остальные 27 статей устанавливали уголовную ответственность за конкретные преступления.

Статья 2 определяла контрреволюционное преступление укак " любые попытки свергнуть или подорвать советское правительство, а также лишить рабочих и крестьян прав, завоеванных ими в демократической революции, любые попытки поддержать или восстановить классовое господство помещиков м капиталистов, независимо от того, каким способом это осуществляется". В статьях Положения давался развернутый перечень контрреволюционных деяний, таких, как. например, организация вооруженных отрядов и банд для нападения на советские территории и т.д.

Большинство санкций статей положения предусматривали наказание в виде смертной казни. В 17 случаях было возможно назначение тюремного заключения на срок от 1 года до 10 лет.

Положение носило ярко выраженный классовый характер, что проявляется в ст. 34, прямо говорящей о назначении более мягкого наказания рабочим и крестьянам, совершившим преступления, предусмотренные положением, чем помещикам и капиталистам.

Возраст уголовной ответственности установлен с 14 лет, причем несовершеннолетние в возрасте с 14 до 16 лет подлежали более мягкому наказанию.

В годы антияпонской войны народная власть Китая издала ряд уголовных законодательных актов. Они по содержанию не только касаются чрезвычайных уголовных законодательных актов по борьбе с шпионами, бандитами, контрреволюционерами, но и многочисленных законов, предусматривающих уголовное наказание за посягательство на общественный порядок, здоровье, семью, брак и т.д. В целом период антияпонской войны был важным этапом развития уголовного законодательства Китая. Отдельные уголовно-правовые акты значительно улучшились, число их увеличилось. Это не только имело огромное значение для того исторического этапа, нро и оказало глубокое воздействие на правотворческую деятельность Китая после освобождения.

Понятие преступления по УК КНР.

Преступление это социальное и правовое явление и понятие. Определение того, какие из конфликтов между личностью и обществом представляют повышенную опасность и требуют применения мер уголовно—правового реагирования, является одной из основных задач уголовного законодательства. Однако в истории уголовного законодательства норма о понятии преступления появилась лишь в 18 веке. В рабовладельческих и в феодальном государствах существовали нормы о конкретных преступлениях и наказаниях, но законом не было установлено определение преступления.

Исторически первым законодательным актом, давшим социальное понятие преступления, явилась Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Франции. В ее ст. 5 предусматривалось, что "закон вправе запрещает лишь действия, вредные для общества. Нельзя препятствовать тому, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден то, что закон не предписывает". Как видно, в ней раскрывалось материально содержательное свойство любого правонарушения— его вредность для общества. В связи с этим статья 8 данной Декларации четко установила принцип законности: "никто не может быть наказан иначе как в силу закона, установленного и опубликованного до совершения деяния и примененного в законном порядке". Из статей 5 и 8 Декларации можно заключить, что преступлением признаются деяния, вредные для общества, и наказуемые по закону. установленном и опубликованном до совершения деяния. УК 1791 и 1810 гг. Франции не вполне воплотили положение о понятии преступления Декларации прав человека и гражданина. В них не было о понятия преступления, а лишь исходя из юридической дефиниции, давалось деление преступных деяний на три категории

Вслед за французскими аналогичная дефиниция появлялись в других буржуазных УК. Преступление определяется как деяние, запрещенное уголовном законом под угрозой наказания. Некоторые из них уточняли эту формулировку указанием на закон, который действовал во время совершения преступления.

Нельзя игнорировать прогрессивное значение такого понятия исторически. С одной стороны, в нем отражен принцип "законности": "нет преступления, нет наказания без указания о том в законе"; благодаря ему по крайней мере формальное равенство всех правонарушителей перед законом было обеспечено. Однако поскольку данное понятие включало лишь юридический признак преступления- его противоправность, а не раскрывало социальной сущности преступного и наказуемого деяния, поэтому оно не могло ответить на такие вопросы: что лежит на основе преступного, какие основания криминализация деяния. Получался замкнутый круг. преступно то, что по закону наказуемо, наказуемо то, что преступно. Формальное определение преступления подверглось критике прогрессивных ученых Запада в XX в. Однако до сих пор оно все таки принято в УК многих странах.

Общее понятие преступления было четко закреплено в УК КНР 1979 и в редакции 1997 гг. Сохраняя основное содержание понятия преступления УК 1979 г. с учетом изменения социальной и экономической обстановки в стране в ст. 13 УК 1997 г. преступление определено так. "Все деяния, посягающие на государственный суверенитет, территориальную целостность небезопасность, раскалывающие страну, подрывающие систему демократической диктатуры народа и социалистический строй, нарушающие социальный и экономический порядок, посягающие на государственную либо коллективную собственность трудящихся масс, частную собственность гражданин, их личные, демократические и другие права, а также другие наносящие вред обществу деяния, за которые в Кодексе предусмотрено уголовное наказание, являются преступлениями. Однако явно малозначительное, неопасное деяние не признается преступлением". х

Из данного понятия вытекает, что преступление—это прежде всего деяние. а не мысли, психические процессы, убеждения, их выражение вовне, например, в дневниках, высказываниях, сколь негативными они бы ни были. Как писал К. Маркс: "лишь поскольку, поскольку я проявляю себя, поскольку я вступаю в область действительности, — я вступаю в сферу, подвластную законодателю. Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом".1

Преступное деяние, будучи разновидностью человеческих поступков, прежде всего должно обладать всеми признаками последних в психологическом смысле, физиологическую основу поведения составляет телодвижение, чаще система их. Телодвижение может быть активным либо пассивным (торможение активности, воздержание от активных действий при бездействии). Оно вызывает словесную активность (клевету, угрозу, оскорбление), физическую- механическое воздействие на предмет посягательства (убийство, кража) либо сочетание механического и словесного воздействия на объект и предмет преступления (хулиганство, превышение власти).

Психологически всякое человеческое действие или бездействие обладает мотивированностью, т.е. вызывается теми или иными побуждениями либо системой их ( корыстью, ревностью и проч.) и целенаправленностью, предвидением результатов своего поведения. Мотивированность и целенаправленность поведения обеспечивают свободу воли лица, т.е. свободу выбора по крайней мере между двумя вариантами поведения. В преступном поведении лицо выбирает между антисоциальным и правомерным, как минимум непреступным поведением. Поэтому вследствие отсутствия мотивированности и целенаправленности, вследствие отсутствия сознания и воли рефлекторные действия, не имеют уголовно-правового характера равно как и совершенные в бреду, бессознательно либо вследствие воздействия непреодолимой силы, Также отсутствие свободы выбора, а следовательно, поведение под влиянием непреодолимой силы — природные чрезвычайные обстоятельства (землетрясение, разливы рек, лесные пожары) или созданные людьми ( аварии, крушения, лишения свободы)—исключают мотивированность, целенаправленность, свободу волеизъявления лица.

Система наказаний по УК КНР.

Система наказаний - это целостное множество видов уголовных наказаний, структурированных по различным классификационным подсистемам в вертикальной и горизонтальной иерархии. Она имеет более высокий уровень обобщения по сравнению с отдельными видами уголовных наказаний.

Надо сказать, что ни в действующем российской уголовном кодексе, ни в китайском уголовном кодексе с изменениями 1997 года не дается определение системы наказаний. Законодатель приводит только перечень видов наказаний. Это определение формулирует наука уголовного права.

Понятие системы наказаний более глубокое, нежели простой перечень видов наказаний, который приводится в ст.ст. 32-35 УК КНР и в ст. 44 УК РФ.

Под системой наказаний обычно понимается исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим уголовным законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести. В таком .„ определении содержится ряд важных признаков.характеризующих систему наказаний в целом.

Во-первых, система наказаний устанавливается только уголовным законом.

Во-вторых, перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда, то есть суд ни при каких обстоятельствах при рассмотрении конкретного уголовного дела не имеет права отступать от этого перечня, обязан строго руководствоваться им при осуществлении правосудия.

В- третьих, поскольку перечень наказаний, образующих систему, является исчерпывающим, каким-либо дополнениям, сокращениям, изменениям вне закона он не подлежит.

Наконец, система наказаний построена посредством расположения различных видов наказаний в определенном порядке :от более тяжких к менее тяжким или наоборот - от менее тяжких к более тяжким. И в УК РФ 199бг, и в УК КНР наказания расположены по второму принципу: от менее тяжких к более тяжким. Уместно вспомнить, что во всех советских уголовных кодексах система наказаний традиционно строилась по принципу: от более тяжких к менее тяжким видам наказания. И только в новом УК РФ 1997 г. принцип построения системы прямо противоположный (в санкциях статей Особенной части УК также сначала указываются менее -тяжкие виды наказания). Такой подход объясняется тем, что в соответствии с чЛ ст. 60 УК РФ, более строгий вид наказаний, из числа предусмотренных за совершенное преступление, назначается лишь в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Что же касается УК КНР, то и в Кодексе 1979г. и в послереформенном УК система наказаний строится по вышеуказанному принципу: от лл/fee тяжких к с!ол.ео тяжким.

Главным назначением системы наказаний, определяющим ее значение, является установление вида, характера, содержания, объема, размеров и пределов наказуемости общественно-опасных деяний, признанных уголовным законом преступлениями. установление условий, пределов и порядка применения отдельных наказаний. Тем самым обеспечивается единство карательной политики в борьбе с преступно стью.

Система наказаний, включая различные роды и виды уголовных наказаний, позволяет на практике осуществлять принцип индивидуплизации наказаний в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. мотивов содеянного, характеристики личности виновного, характера и размера причиненного вреда и обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность.

В настоящее время в уголовном законодательстве многих стран господствует тенденция по упорядочиванию системы наказаний. Так, например, во Франции законодатель сделал существенный шаг вперед, установив в Уголовном кодексе исчерпывающий перечень различных видов наказаний, назначаемых за преступления, проступки и полицейские нарушения. Несмотря на то, что признаки конкретных нарушений определяются не уголовными законами, а подзаконными актами, виды санкций и их максимальные размеры определены в УК. В США в настоящее времД предпринимаются серьезные попытки упорядочить действующую систему наказаний, что находит свое отражение в УК отдельных североамериканских штатов.

Понятия наказания и его целей УК КНР не дает. В ст. 2 в новой редакции о наказании сказано как о средстве достижения задач Кодекса:" Уголовный кодекс китайской народной Республики имеет задачей, применяя наказание, вести борьбу со всеми преступлениями в целях защиты безопасности государства, защиты демократической диктатуры народа и социалистического строя, охраны государственной и коллективной собственности, защиты личных, демократических и других прав граждан, поддержание общественного порядка, экономической системы в целях успешного осуществления социалистического строительства".

Система Особенной части УК КНР.

Система Особенной части уголовного права, по определению ряда юристов России1, представляет собой научно обоснованное расположение норм, определяющих ответственность за те или иные преступления, по определенным разделам и главам УК в зависимости от общности родового объекта, а также друг относительно друга внутри каждой группы (главы). Ученые Китая определяют систему Особенной части уголовного права как органическую систему, в которой по определенным главам и параграфам располагаются все виды преступлений и каждое преступление внутри одного и того же вида преступления, предусмотренные Особенной частью УК2. Структурирование системы Особенной части имеет не только прикладной, юридико-технический поисковый смысл, подобный алфавитно-предметному указателю статей УК. Оно показывает иерархию охраняемых УК социальных ценностей (благ, объектов), а также осуществляет взаимосвязь разделов, глав, статей внутри системы (либо глав, параграфов, статей) и вне ее с другими системами законодательства.

Первый УК после создания КНР-УК 1979 г. систему Особенной части данного УК построил в зависимости от родового объекта преступлений и степени их общественной опасности1. В ней всего 8 глав, система выглядит так: гл. 1 " Контрреволюционные преступления"; гл. 2 "Преступления против общественной безопасности"; гл. 3 "Преступления против социалистического экономического порядка"; гл. 4 "Преступления против личных, демократических прав граждан"; гл. 5 "Преступления против собственности"; гл.6 "Преступления против общественного порядка и порядка управления"; гл. 7 "Преступления против семьи и брака"; гл.8 "Должностные преступления".

Система Особенной части УК 197л\ была построена в условиях планового хозяйства и в соответствии с представлениями об уголовном праве, господствовавшими в это время. Теория и практика уголовного права -все они подчеркивали политическую функцию уголовного права, преимущество государства и общества перед человеком.2 Поэтому система Особенной части УК 1979 г. неизбежно носила отпечаток времени и ярко выраженный политический характер. Это ясно выражено в следующих основных моментах. Во-первых, преступления против безопасности государства именовались контрреволюционными преступлениями, и открывала систему Особенной части УК глава "Контрреволюционные преступления". Ст. 90 УК определяла контрреволюционные преступления как деяния, совершенные с целью свержения власти диктатуры пролетариата. Именно поэтому весь уголовный кодекс сильно проникнут классовыми идеями. Во—вторых, в соответствии с плановым хозяйством УК 1979 г. был направлен на сохранение и упрочение его юридического положения. Это выражалось, в частности, в том, что существовали нормы, говорящие об ответственности за спекуляцию, редко можно было встретить нормы о экономических преступлениях. Хотя в главе 3 "Преступления против - циалистического экономического порядка" существовали отдельные нормы об ответственности за чисто экономические преступления, например, незаконное использование товарного знака, уклонение от уплаты налогов. Однако в силу ограничений, которые накладывало плановое хозяйство, этих преступлений на практике было меньше. В-третьих, поскольку интересы государства или интересы общества и интересы граждан находились в неравном положении, нормы об обеспечении прав человека были не очень широко представлены.

Реформа экономической системы Китая, начатая с конца 70-годов, оказала глубокое воздействие на социально-экономическую и политическую жизнь страны. В связи с этим ситуация преступности также сильно изменилась. Появился ряд новых деяний, подлежащих осуждению со стороны общества, но не предусмотренных УК КНР 1979г. Тяжесть некоторых преступлениях явно повысилась. Некоторые преступления получили более широкое распространение. Все это остро поставило вопрос об изменении и дополнении УК 1979 г. При этом ставилась задача такого исправления и дополнения уголовного права: чтобы оно в полной мере соответствовало потребности-борї бьі с преступностью в новых условиях. Еще ДО- принятия УК 1997 г. законодатель начал исправлять и дополнять УК 1979 г. с помощью ряда уголовных законов об ответственности за некоторые преступления и норм уголовного права, предусмотренных в иных отраслях права. Таким образом, уголовное законодательства КНР стало состоять из трех частей: УК КНР 1979 г. уголовных законов об ответственности за некоторые преступления и норм уголовного права, предусмотренных в иных отраслях права.

Похожие диссертации на Основные черты Уголовного Кодекса Китайской Народной Республики

Рекомендуем ознакомится: http://www.dslib.net