1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

В политически организованных странах действуют две взаимно противоположные тенденции. С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.

Действует и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение культур, религий (в частности — экуменистическое движение), вытеснение старых традиций сглаживают различия, которые в прошлом разделяли людей. Самосознание человеческого "я" приводит к тому, что личность воспринимает окружающее все больше через призму собственных оценок, личной морали. Человек становится не столько единицей общества, сколько личностью, способной самостоятельно определять свои интересы и принимать собственные решения. Это снижает роль национальных и прочих факторов, определяющих поведение человека и консолидирующих людей в общности, разделенные территориальными границами. Высокий уровень жизни, развитие средств коммуникации, просвещения подвигают народы к единению на больших пространствах.

Кроме того, в мире периодически появляются сильные политики и талантливые полководцы; происходят войны и ведется межгосударственная дипломатическая игра; возникают сепаратистские или объединительные идеологические течения; монархи и их наследники вступают в браки. Эти обстоятельства существенно, иногда решающим образом влияют на объединение территорий либо способствуют их разобщению.

Взаимодействие этих тенденций более или менее точно выражается в форме государственного устройства. Необходимо, однако, иметь в виду, что форма государственного устройства описывает лишь внешнюю сторону территориальной организации. От нее в известной мере зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно.

Какова самостоятельность Гамбии, входившей с 1982 по сентябрь 1989 г. в конфедерацию Сенегамбия, если конфедерация была образована в результате вооруженных действий Сенегала? А ведь внешне конфедерация — наиболее свободная форма политического союза. Действительная мера самостоятельности коммун в Швеции и других скандинавских государствах едва ли ниже, чем у субъектов латиноамериканских федераций. Штаты в федеративной Венесуэле менее самостоятельны, чем автономные административно-территориальные единицы в Коста-Рике, хотя бы по той причине, что губернаторы штатов назначаются президентом Венесуэлы, а в Коста-Рике местные органы управления выборные.

В форме государственного устройства выражены юридические особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать прежде всего по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими критериями являются:

— состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. Правовой статус территорий;

— право сецессии, то есть выхода из территориально-политического образования;

— статус территориальных органов. Являются ли эти учреждения высшими органами государственной власти;

— статус нормативных актов, издаваемых органами территорий. Являются ли эти акты законами либо имеют подзаконное значение;

— юридическое определение статуса личности в ее взаимоотношениях с территорией. Иными словами, имеет ли территория свое гражданство, оформляющее ее правоотношения с жителями;

— система распределения полномочий между территориями и территориально-политическим образованием, в которое они входят;

— система привлечения финансовых средств в бюджет государства, государственного объединения.

Форму государственного устройства можно обозначить кик характеристику государственного строя, определяющую политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти.

По форме государственного устройства государства различаются на:

1. Федерации и унитарные государства.

2. Государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них. Причем встречаются два вида политических объединений — союзы государств (конфедерация, монархическая уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств, в свою очередь, могут быть равноправными и неравноправными; одни из них основаны на договоре, а другие объединены под властью общего монарха.

3. Государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.

Рекомендуем ознакомится: http://www.pravo.vuzlib.su