Социальная структура греческого общества на примере Афин

Экономика, сложившаяся в Афинах в 5–4 вв. до н.э. определила характер социальной структуры древнегреческого общества.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество которых в греческом обществе непрерывно возрастало. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства. Сформировалась такая система социальных отношений, которая может быть определена как классическое рабство.

Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социального строя торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии Древней Греции 5-4 вв. до н.э.

Афинское общество классической эпохи делилось на три класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.

Характеристика классического рабства.

Для торгово-ремесленных полисных 5-4 вв. до н.э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. В Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения.

Основной контингент греческих рабов 5-4 вв. до н.э. состоял из людей негреческого происхождения.

Основными источниками пополнения рабов в это время были:

1) военнопленные и захваченные в плен мирные жители;

2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники.

3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов (Рожденные рабынями дети считались собственностью хозяина).

Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина.

Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход. Одной из форм повышения эксплуатации и производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Господин предоставлял рабу небольшие средства, помещение. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить оброк в пользу своего господина.

Правда, рабов на оброке было немного, так как они по-прежнему находились в полной власти господина.

В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов. Раб рассматривается как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек.

Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о своем скоте. В основе этих отношений лежал прямой интерес: ведь накормленный и здоровый работник приносил большую прибыль. В Афинах законом запрещалось беспричинное убийство рабов, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам.

Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы сельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Рабы не имели возможностей к объединению и поэтому напряженность в отношениях не могла реализоваться в более зрелых формах протеста типа вооруженных восстаний.

Господствующий класс в Афинах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов.

Состояния даже богатых граждан были относительно скромными, группы магнатов располагавших огромными средствами, не сложилось.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп (а по реформе Солона всякий, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду – пентакосиомедимнов). Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии. Они слабо заинтересованы в быстром развитии товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полиса.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса – собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, заинтересованные в быстром экономическом развитии, внедрении демократических институтов. Внутри этой прослойки существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, но имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Н. С. и избирались на должности.

Существование различных групп внутри господствующего класса со своими интересами и даже политическими программами создавало основу для открытых столкновений между ними, что не могло не осложнять общую социальную обстановку в Афинах 5-4 вв. до н.э.

Положение свободных мелких производителей.

Афинское общество состояло не только из рабов и их владельцев. Рядом жили и трудились мелкие свободные производители – земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, городской люд. Это был самый многочисленный класс. В Афинах 5-4 вв. до н.э. в состав этого класса следует включить представителей третьей (зевгиты) и четвертой (феты) социально-имущественных групп по классификации Солона (также сюда входило большинство метеков).

Рабский труд у мелких производителей использовался только в качестве дополнительной рабочей силы.

Социальная группа мелких свободных землевладельцев является одной из важнейших. От ее экономического благосостояния, политической активности зависели крепость полисных институтов. Мелких землевладельцев обычно называют крестьянами. Земледелец был лично свободным, т.е. независимым от других лиц или государства, собственником земельного участка, обеспечивающего его прожиточный минимум. Земледелец не платил налогов с земли. Он был тесно связан с рынком.

По законам Афин собственником земли мог быть только член полисного коллектива, полноправный гражданин. Мелкие землевладельцы были такими полноправными гражданами, участниками народных собраний, могли избираться на различные должности, служили в гражданском ополчении.

В состав свободных мелких производителей входили также городские жители, живущие трудом собственных рук, как граждане, так и метеки. Граждане – ремесленники и торговцы – принимали активное участие в политической жизни города. Их имущественное положение, было весьма неустойчивым, и государство принимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки граждан. В Афинах, прежде всего, предусматривалось выведение потерявших связь с землей и живущих на городские заработки граждан в колонии, где каждому колонисту предоставляли земельный участок.

Важной мерой по поддержанию имущественного благосостояния беднейших граждан было обеспечение их работой.

Положение ремесленников и торговцев-метеков было более тяжелым, чем ремесленников граждан. Они были исключены из политической жизни полиса, о них государство заботилось мало. Вместе с тем они платили налог с человека, который в Афинах назывался метейкион и, достигал 12 драхм в год. Большая часть свободных жителей, не имеющих гражданских прав, принадлежала именно к этой категории мелких производителей, после рабов самой приниженной социальной группе (Афинах общее число метеков достигало 15-20% от общего числа населения).

Прослойка деклассированных элементов.

Распространение рабского труда, внедрение его во многие сферы производства и жизни, увеличение численности рабов влияли на положение свободных ремесленников, с трудом сводящих концы с концами. Труд ремесленника или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в 4 в. до н.э. как удел рабов, как дело недостойное свободного человека. Начинает создаваться новый социальный строй, ранее неизвестный, слой городского беднейшего гражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместе с тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвующих в деятельности народных собраний, обсуждении государственных дел. Так, в Афинах была введена плата в 2 обола за простое посещение заседаний Н. С.

В целом социальная структура афинских полисов 5-4 вв. до н.э. была довольно сложной и расчлененной: противоречия между основными классами осложнялись острыми внутриклассовыми столкновениями. Общественные взаимоотношения афинском государстве представляли собой клубок противоречий разного порядка, причем в отдельные исторические периоды, в зависимости от конкретных условий, выходила на первый план то одна, то другая группа противоречий: волнения или массовые побеги рабов, столкновения между земельной аристократией и торгово-ремесленной знатью, между умеренными и радикальными кругами внутри демократической группировки.

Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru