Одной из самых известных цариц Египта была женщина-фараон Хатшепсут, чье правление было наиболее успешным и стало временем настоящего процветания страны, однако она была не единственной полноправной самодержицей в Древнем Египте. Кто они – эти уникальные правительницы древности? Давайте вспомним и поговорим о них.

При написании любой египтологической заметки, необходимо сразу предупредить читателя, что вся подаваемая в ней информация не может быть на 100% установленной. Почти каждый абзац можно предварить словами «вероятно», «возможно», «скорее всего», «принято считать» и т.д. К сожалению, данные даже современной египтологии делают установленными не все факты.

Так же и о женщинах-фараонах известно не так много, и многие предположения до сих пор остаются спорными, хотя тоже самое будет справедливо сказать о фараонах-мужчинах… Ученые расходятся во мнениях относительно их количества, относительно законности их прав на престол, и даже их точных имен (ведь все древнеегипетские имена читаются и произносятся сейчас условно). Даже большинство дат в древнеегипетской истории остаются условными; расхождения фиксируются от нескольких лет, десятилетий, столетий, а иногда и тысячелетий (когда, например, спор идет о времени создания гигантской статуи Сфинкса в Гизе).

Надо еще отметить, что при установлении какого-либо факта, данные собираются из различных древних источников, они анализируются и выбираются кажущиеся наиболее правдивыми (совпадающие у разных передатчиков и подкрепленные результатами археологических исследований).

Тем не менее, можно с допустимой достоверностью назвать 7 имен женщин, почитавшихся на уровне фараонов. Под женщиной-фараоном понимается царица, когда она не просто выступает властвующей вдовой фараона, регентшей-воспитательницей наследника царского трона, а когда она самостоятельно и осознанно выполняет все царские государственные функции, которые обычно предписано выполнять фараону-мужчине. Когда женщина-фараон получает все титулы (или почти все) абсолютного правителя, самодержца.

Итак, первая женщина-фараон Мерит-Нейт («любимица богини Нейт») предположительно правила во времена I династии (примерно 3000лет до н.э.), чуть позже объединения Верхнего и Нижнего Египта. Найдены 2 ее гробницы и другие малочисленные памятники. О ней, кроме того, что почиталась фараоном, больше пока доподлинно ничего не известно, ее изображение не сохранилось.

Вторая – царица Нейтикерт («Нейт превосходная»; более известная нам под греческим вариантом ее имени - Нитокрис) правила приблизительно в 2200г.до н.э. VI дин.). Она описана как красивая белокожая женщина, но все же египтянка, прославившаяся своей отчаянной храбростью. У Геродота сохранилась драматическая легенда о ее судьбе, которая, кстати, иногда приписывается и другим историческим личностям. Достоверно только известно, что ее правление, к сожалению, закончилось неблагополучно и для Египта: началось время смуты и беспорядка, длившееся довольно долго.

Третья – Нефрусебек, что значит «красота бога Себека» (бог в образе крокодила - как это ни парадоксально!). Она была последней правительницей XII династии. Уместно здесь же отметить, что примерно в этот период женщины царского дома получают дополнительные лестные титулы; имена цариц и царевен стали вписываться в картуши, их титулатура отчасти подобна божественной (получают царские атрибуты богинь и божеств). Нефрусебек правила всего несколько лет, и хотя выполняла скорее функции царицы, нежели фараона, почиталась в государстве именно фараоном. Ее правление было последним мирным временем эпохи Среднего царства.


Также необходимо сказать, что в целом положение женщин «среднего класса» в Египте с древности было относительно выровнено к положению мужчин. Женщины из бедных сословий вели - как и во все времена – трудную жизнь, но, в общем, явное уважение к женщине, ее природным функциям и положению было более заметно, чем, скажем, в современном арабском обществе (имеются в виду, конечно, прежде всего, аравийские, ближневосточные и некоторые африканские государства, именующиеся исламскими, исключая, пожалуй, Египет, где женщинам предоставлен в определенной степени широкий спектр прав, но они по арабской традиции сами мало ими пользуются).

Четвертая – Хатшепсут ( XVIII дин.), царица, полностью самовластно наделившая себя функциями фараона. О ней мы уже говорили в одном из прошлых выпусков рубрики. Известна своим сильным характером, т.к. при реальном наследнике египетского трона мужского пола, смогла взять всю власть в свои руки. Она иногда изображалась женщиной, иногда мужчиной, но при этом учитывался ее природный пол. Ее правление было мирным, известен ее поход в страну Пунт, откуда было привезено множество ценных товаров. Также знаменита своим террасовым заупокойным храмом, возведением обелисков.

И вообще, заметим, что царственные женщины XVIII династии по своей деятельности мало чем уступали царственным особам мужского пола: иные из них вели войска в бой, управляли страной, имели решающее влияние на своих мужей-фараонов. Напомним такие имена: Тетишери, Яххотеп, Яхмес-Нефертари, Мутемуйа, Тейе (Тии), Нефертити, Анхесенамон (некоторые из них были обожествлены).

Пятая – царица той же династии – Кейэ (Киа, Кии) – вопрос о ее царствовании вообще остается спорным, можно сказать, это – «царица-фараон под вопросом». Если ее личность удастся идентифицировать с предполагаемым фараоном, то она будет, несомненно, являться женщиной-фараоном. При этом ее правление можно считать скорее соправительством с Эхнатоном; возможно, оно было чисто номинальным.

Шестая – Таусерт – последний фараон XIX династии. Ее судьба в некоторых моментах сходна с судьбой Хатшепсут, однако ее правление заканчивается неблагоприятно как для нее самой, так и для Египта того периода.

Седьмая – Клеопатра ( I век до н.э.). Несмотря на ее знаменитость, Клеопатра была царицей уже эллинизированного Египта, и была хоть и единовластной правительницей, но не фараоном в строгом или ритуальном смысле слова. Тем не менее, мы выделим и ее, хотя бы потому, что на ней завершается история управления Египтом женщинами-царями.

В труде древнеегипетского жреца Манефона, составившего списки фараонов, указана еще одна царица, которая могла бы претендовать на звание фараона, это Акенхерес ( XVIII дин.), но другие документальные свидетельства о ней пока не найдены.

Так получилось, что в истории Египта больший след и память о себе оставили не женщины-фараоны (за исключением разве что Хатшепсут), а окруженные любовью царицы, их имена известны многим: Нефертити, Нефертари, Тейе, Хетепхерес. Но имена женщин-фараонов, имеющих свои уникальные судьбы, часто незаслуженно остаются в тени, о них и хотелось вспомнить.

Фоты из Интернета:

Хатшепсут в облике фараона

Рекомендуем ознакомится: http://monefon.narod.ru