Учебник для 8 класса

История России
XIX век

§ 40. Русская православная церковь. К. П. Победоносцев и Иоанн Кронштадтский

Церковь во второй половине XIX в. По данным на 1886 год, в России при населении примерно в 120 млн человек имелось более 40 тыс. церквей, около 700 соборов, 491 мужской монастырь и 194 женских. Церковнослужителей разного звания насчитывалось около 60 тыс. человек, а также около 10 тыс. монахов и более 20 тыс. монахинь.

Церковь издавна занималась благотворительностью, опекой больных, старых и малолетних, просветительской деятельностью. В середине 1880-х годов при монастырях имелось около 200 различных училищ, где обучались тысячи детей; Церковь содержала десятки больниц и богаделен. Кроме того, при церквах и монастырях существовало более 18 тыс. библиотек.

Много внимания уделялось строительству церковно-приходских школ и храмов. За годы правления Александра III было открыто более 25 тыс. церковно-приходских школ и построено около 5 тыс. церквей и часовен. Однако к концу XIX века Церковь все больше теряла свои нравственные ориентиры. Среди церковников на всех уровнях развивалось стяжательство, карьеризм, пренебрежение реальными интересами прихожан. В народе постоянно нарастало недовольство церковными порядками.

К. П. Победоносцев

К. П. Победоносцев. Главой Священного Синода, руководящего всеми церковными делами страны, — обер-прокурором с 1880 по 1905 год являлся Константин Петрович Победоносцев (1827—1907). Он много лет занимался вопросами российского законодательства, ему принадлежит ряд научных трудов. В 1860 году К. П. Победоносцев возглавил кафедру гражданского права Московского университета, а в 1872 году был назначен членом Государственного совета. К. П. Победоносцев на долгие годы стал олицетворением консервативных начал в общественной и государственной жизни.

Освящение народной школы в присутствии цесаревича Александра Александровича

Александр III разделял многие убеждения Победоносцева, который считал, что развитие демократических институтов пагубно отразится на стабильном развитии Русского государства. Ни парламент, ни свобода слова, ни демократические выборы ничего не дают для духовно-нравственного развития людей, считал он. Наоборот, эти учения, по глубокому убеждению К. П. Победоносцева, являются великой ложью нашего времени, поскольку уводят человека с пути постижения истинного смысла жизни, который открывается лишь в Священном Писании, в вере Христовой. Поэтому, считал Победоносцев, для улучшения условий жизни народа надо не новые государственные учреждения создавать, не западные приемы жизни перенимать, а содействовать его духовному обогащению. Победоносцев горячо поддерживал идею развития церковно-приходских школ, где обучение и церковно-нравственное воспитание существовали нераздельно.

Он решительно выступал против введения в России любых форм народного представительства. Не парламенты и не писаные свободы нужны России, считал Победоносцев, а сильная, честная власть и глубоко верующие люди на всех постах государственного управления. И образованные священники, умеющие разъяснять народу сложные явления жизни, наставлять на путь праведный и отвращать от греховных соблазнов.

Храм Христа спасителя. Во время коронации Александра III, в мае 1883 года, в Москве был освящен (открыт для молений) храм Христа Спасителя, задуманный как памятник русскому воинству в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Указ о его строительстве был подписан 25 декабря 1812 года еще Александром I. Первоначально храм предполагалось воздвигнуть на Воробьевых горах по проекту архитектора A. Л. Витберга. Храм заложили, но работы вскоре прекратились: необходимых средств для строительства огромного сооружения не нашлось.

Москва. Храм Христа Спасителя

Возведение храма продолжилось при Николае I. Было решено строить его в центре города, на берегу Москвы-реки, по проекту архитектора К. А. Тона. К 1859 году здание было построено. Отделочные работы продолжались более 20 лет. Над украшением храма трудились лучшие скульпторы и художники России — П. К. Клодт, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. В. Верещагин, Г. И. Семирадский и др. Внутри, на мраморных досках, были помещены все манифесты, изданные в годы Отечественной войны, а также описания всех сражений. Это колоссальное сооружение одновременно могло вместить до 10 тыс. человек. В 1931 г. храм был взорван по приказу советских властей. Воссоздан он был лишь в 90-е годы XX века.

Внутренний вид храма Христа Спасителя

Иоанн Кронштадтский. Русская православная церковь никогда не оскудевала пламенными по-борниками веры, искренними подвижниками любви к человеку и Человечеству. Одним из самых известных наших соотечественников в XIX — начале XX века был церковный проповедник, духовный писатель Иоанн Кронштадтский (1829—1908).

Иоанн Ильич Сергеев родился в Архангельской губернии, в семье сельского священника. Окончил духовную академию в Петербурге. В 1855 году был возведен в сан священника и получил назначение в Андреевский собор в городе Кронштадте. Все последующие десятилетия жизнь Иоанна была неразрывно связана с этим храмом.

Иоанн Кронштадтский.
Фотография. 1899 г.

Он родился и вырос в бедной семье, видел много людского горя, однако это не ожесточило его сердце. В городе было много рабочих и грузчиков порта, среди которых процветали пьянство и воровство, постоянно случались кровавые драки. Вот на этих опустившихся людей и обратил свое внимание молодой священник. Немалое число их благодаря проповедям отца Иоанна возвратилось к нормальной жизни, они стали примерными семьянинами и честными тружениками.

За свою жизнь Иоанн произнес тысячи проповедей.

Он оказался врачевателем многих человеческих душ. На его проповеди стекались толпы народа, тысячи людей писали ему, прося совета, наставления, утешения. Никого Иоанн не отвергал, на все человеческие горести откликался.

Он много ездил по России, выступал перед верующими и в храмах, и на площадях. Каждая его проповедь становилась событием, а число собиравшихся поражало современников. 20 июля 1890 года на его службе в Харькове присутствовало более 60 тыс. человек. Иоанн Кронштадтский учил: «Любите своих близких, любите Россию, окружающий мир — творение Божие, и жизнь улучшится. Чем больше будет любви и веры, тем красочнее и легче будет жизнь, тем радостней, светлее станет на земле».

Иоанновский женский монастырь на реке Карповка.
Основан Иоанном Кронштадтским

Отец Иоанн понимал, что не все ладно в государстве, что многое подлежит исправлению, но либеральные и социалистические учения не принимал, считал их ложными и видел в них угрозу существованию России.

Вместе с письмами и телеграммами к отцу Иоанну текли огромные суммы на благотворительность. На эти средства отец Иоанн распорядился помогать нищим, построить в Кронштадте Дом трудолюбия со школой, церковью, мастерскими и приютом. В его родном селе были возведены женский монастырь и большой каменный храм. В Петербурге усилиями отца Иоанна был построен женский монастырь. В этой обители и погребен отец Иоанн.

В 1990 году Поместный собор Русской православной церкви причислил праведника Иоанна Кронштадтского к лику святых.

Вопросы и задания
  1. Расскажите о роли Русской православной церкви в жизни народа.
  2. Охарактеризуйте взгляды К. П. Победоносцева. Можно ли назвать его видным представителем русского консерватизма?
  3. Объясните, что объединяло взгляды Александра III и К. П. Победоносцева.
  4. Что вы знаете о возведении храма Христа Спасителя и его дальнейшей судьбе?
  5. Охарактеризуйте взгляды Иоанна Кронштадтского.
  6. Как вы думаете, чем привлекала современников личность Иоанна Кронштадтского? Чем интересна она нам?
  7. Как вы полагаете, какую роль в истории России сыграли такие подвижники, как Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский?

Из проповеди Иоанна Кронштадтского:

Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России? Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу и вам, и России. Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, если Россия не очистится от множества плевел, она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и беззакония.
  1. Как о. Иоанн относился к революционером и революциям?
  2. В чем он видел главную опасность для России?

Рекомендуем ознакомится: http://tepka.ru