Февральская революция. Падение самодержавия

Тема 2. Россия в годы революции и гражданской войны

Культура России в начале XX в.

Общая характеристика: Характерны: бурный расцвет культуры; народность, гуманизм, революционность, демократизм, интернационализм; глубоко национальный характер русской культуры; традиционализм и новаторство. Мировое значение отечественной культуры: поиск и открытия русских ученых во многом определили основные направления всей мировой культуры, мощный импульс ее развития.

Просвещение: К 1913 г. в России было всего 27% грамотных. Расширены права выпускников реальных училищ, создана сеть коммерческих училищ. Печать: 17 октября 1905 г. была отменена цензура. В 1912 г. в России выходила 1131 газета на 24 языках.Общественные науки: Ковалевский (работы в области права и социологии). История: Ключевский, Милюков, Покровский (выдающиеся работы по истории). Философия: Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский. Технические науки: Циолковский (создатель теории ракетного двигателя, основоположник космонавтики), Павлов (автор идеи об условных рефлексах), Лебедев (физик) и др. Литература и поэзия: Чехов, Бунин, Куприн, Брюсов, Блок и др. Живопись: Врубель, Серов и др. Скульптура: Андреев, Коненков. Театр: новую эру в развитии театрального искусства открыл Московский Художественный театр. Событием мирового масштаба явились русские балетные сезоны в Париже, организованные в 1907-1913 гг. Дягилевым. Музыка: Римский-Корсаков, Скрябин, Стравинский.

Пробуждение национального самосознания, которым отмечено начало XX века в истории народов России, способствовало творчество украинского писателя Франко, белорусского литератора Купалы, литовского художника и музыканта Чюрлениса и др. Несмотря на великодержавную политику царизма, тенденция культурного возрождения была свойственна всем нациям и народностям Российской империи.

Вопросы для повторения:

1. Приведите примеры выдающихся достижений российской науки изучаемого периода.


2. Чем объяснить, что в начале ХХ века существенно повысилась ценность прикладного научного знания?

3. Как взаимосвязаны процессы развития российского общества в различных сферах его жизни и идейные изыскания мастеров художественной культуры?

Характер революции. буржуазно-демократическая.

Цели. свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, сословного строя, неравенства наций, установление демократической республики, обеспечение различных демократических свобод, облегчение положения трудящихся.

Причины революции. крайнее обострение всех противоречий российского общества, усугубленных войной, хозяйственной разрухой и продовольственным кризисом.

Движущие силы. рабочий класс, крестьянство, либеральная буржуазия, демократические слои населения, интеллигенция, студенчество, служащие, представители угнетенных народов, армия.

Ход событий. Февраль: забастовки и демонстрации петроградских рабочих, вызванные недовольством экономическим положением, продовольственными трудностями, войной. 23.02 - стихийный революционный взрыв - начало революции. 24-25.02 - стачки перерастают во всеобщую забастовку. Войска держат себя нейтрально. Приказа стрелять нет. 26.02 - стычки с полицией перерастают в бои с войсками. 27.02 - всеобщая забастовка переходит в вооруженное восстание. Начался переход войск на сторону восставших. Восставшие занимают важнейшие стратегические пункты города и правительственные здания. В этот же день царь прерывает сессию Думы. Восставшие приходят к Таврическому дворцу. Авторитет Думы в народе был высок. Дума оказалась центром революции. Депутаты думы создают временный комитет Государственной Думы, а рабочие и солдаты формируют Петросовет. 28.02 - министры и высшие сановники арестованы. Родзянко соглашается взять власть в руки временного комитета Думы. Вооруженное восстание победило. 2.03 - отречение Николая II от престола 3.03 - великий князь Михаил Александрович отрекается от престола. Фактически в стране устанавливается республиканский строй. Март: революция побеждает по всей стране.

Итоги февральской революции. свержение самодержавия, начало экономического и социально-политического реформирования, формирование двоевластия, обострение проблем в России.

Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru