Внутренняя политика самодержавия в XIX в.

3. От либерализма к консерватизму в пореформенной России

1. Либеральный курс АлександраI

АлександрIи его либеральный курс первого десятилетия правления. Негласный комитет. Учреждение министерств.Реформы образования и печати.

В результате дворцового переворота 11 марта 1801 г. и убийства Павла I Александр I в возрасте 24 лет стал российским императором. В изданном наутро после переворота манифесте он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки свей - Екатерины Великой». Новый император полагал, что необходимо проведение коренных реформ с целью обновления страны.

Для осуществления задуманных реформ молодому императору нужна была поддержка единомышленников. Сподвижниками-реформаторами стали сверстники Александра I, с которыми он некогда воспитывался и учился. Среди них были: князь А.А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, князь Н.Н. Новосильцев и граф В.П. Кочубей. Вместе с Александром они составили так называемый «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

При участии «Негласного комитета» были осуществлены первые шаги нового царствования: объявлена амнистия 12 тыс. человек, пострадавшим при Павле; были вновь открыты границы; разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары. При царе был создан совещательный Непременный совет из 12 человек из числа высших сановников для рассмотрения важнейших законопроектов и обсуждения наиболее сложных государственных дел.

Заседания «Негласного комитета» начались с июня 1801 г. и регулярно проводились до мая 1802 г. главным результатом его деятельности должно было стать ограничение самодержавия. С этим, казалось бы, был согласен и сам Александр. Но вначале решено было провести реформы в области управления страной.


Еще 2 апреля 1801 г. Александр издал пять важных указов. Один из них восстанавливал в полном объеме «Жалованную грамоту дворянству»; дворянству вернули все привилегии, в том числе свободу от телесных наказаний. Другой - «Жалованную грамоту городам». Третий и четвертый касались свободы пропуска российских произведений за границу и улучшения содержания заключенных. Последний передавал рассмотрение всех судебных дел в Сенат. Также ликвидировались павловские ограничения по части одежды и распорядка дня российского населения. В армии были возвращены старые названия полков и русская военная форма.

Указом 12 февраля 1801 г. получили разрешение покупать незаселенные свободные земли купцы, мещане, государственные крестьяне, отпущенные на волю крепостные. Кроме того были прекращены пожалования дворянам государственных крестьян; таким образом было прекращено закрепощение казенных крестьян. 20 февраля 1803 г. был издан указ «о вольных хлебопашцах», согласно которому помещики могли вступать в соглашение со своими и крестьянами и за выкуп отпускать их на волю семьями или целыми селениями вместе с землей. Тем не менее этот закон имел больше идеологическое, чем практическое значение. За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тыс. крестьян мужского пола смогли таким образом получить свободу: большинство помещиков не собиралось раздавать свою «собственность».

В 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике. Там были четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра, реформы в Прибалтике должны были в будущем служить примером для всей России.

Таким образом, уже в первые годы правления нового императора проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.

В Негласном комитете было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми в то время осуществлялась в России в неприкрытых, циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. На Макарьевской ярмарке их продавали наряду с прочим товаром, разлучая семьи. Иногда русский крестьянин, купленный на ярмарке, отправлялся в далекие восточные страны, где до конца своих дней жил на положении раба-чужестранца. Александр I хотел пресечь подобные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил. Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей в правительственных изданиях.

В 1802 г. были учреждены министерства, заменившие петровские коллегии. Первые восемь министерств (военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции) строились на началах единоличной ответственности и власти министров. Все члены «Негласного комитета» вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, а Строганов - его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Новосильцев, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем). Для совместного обсуждения дел учреждался Кабинет министров. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства делились на департаменты во главе с директорами, департаменты -- на отделения во главе с начальниками, а отделения -- на столы во главе со столоначальниками.

Министерская реформа была завершена в 1811 г. К этому времени число министерств увеличилось до 12. Было упразднено Министерство коммерции, а из новых появились: Министерство полиции, Государственное казначейство, Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения. Министры были введены в состав Сената. Были строго разграничены функции каждого министерства, установлены единые принципы организации и общий порядок делопроизводства. С небольшими изменениями эта система просуществовала до 1917 г. За это время к ней прибавились: Министерство императорского двора, Министерство государственных имуществ, Министерство уделов, Министерство почт и телеграфов, Главное управление коннозаводства, Главное управление торгового мореплавания и портов, Министерство торговли и промышленности.

Создание министерств было призвано укрепить единоначалие в государственном управлении, постепенно вытесняя коллегиальность. Прежние коллегии подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр был подотчетен Сенату. Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Эта мера, конечно, укрепила центральное управление. Но решительной победы борьбе с безответственностью, казнокрадством и взяточничеством достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки.

В 1803 году было учреждено Министерства народного просвещения, призванное руководить реформацией в области образования, а также в области печати. В этом же году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней - одноклассными приходскими, уездными училищами, губернскими гимназиями, университетами. Помимо существовавшего с 1755 года Московского университета в 1802-1804 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский университеты. В 1804 году в Петербурге основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в университет. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. К 1812 г. в стране числилось 47 гимназий, 210 уездных и 671 приходское училище. Во главе системы образования стояло Главное управление училищ. Россия была разделена на шесть учебных округов, возглавлявшихся попечителями. Они осуществляли общий надзор, а всеми делами в округе ведал ученый совет университета.

По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможность самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы.

В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру «Устав о цензуре». Он рекомендовал цензорам быть снисходительными по отношению к сочинителям, толковать двусмысленные места «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать». Это дало толчок развитию отечественной журналистики, издавались журналы разных направлений: «Вестник Европы», «Журнал Российской словесности», «Северный Вестник».

«… все намерения Александра клонятся к общему благу. Гнушаясь бессмысленным правилом удержать умы в невежестве, чтобы властвовать тем спокойнее, он употребил миллионы для основания университетов, гимназий, школ… К сожалению, видим более убытка для казны, нежели выгод для Отечества…» Н.М. Карамзин «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях»

Создание Государственного совета. М.М. Сперанский.

Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита Тильзимтский мир был заключён в 1807 между Александром I и Наполеоном после войны 1806. Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам «Негласного комитета» возникла потребность в новых лицах, которые должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал Михаил Михайлович Сперанский.

М.М. Сперанский (1772-1839 гг.) происходил из семьи бедного сельского священника. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем секретарем у князя А.Б. Куракина. Когда князь был назначен генерал-прокурором Сената, Сперанский стал работать чиновником в сенате при Куракине. Он зарекомендовал себя поистине незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов. Члены «Негласного комитета» привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать составление проектов по заданным ими темам. В 1803-1807 гг. Сперанский уже имел пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел. Он был наиболее близок к В.П. Кочубею - всесильному министру внутренних дел. В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру, что Сперанский - тот человек, который ему нужен. Кроме того, в отличие от ближайшего окружения императора Сперанский не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя в душе законам, установленным во Франции Наполеоном. Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он - статс-секретарь императора, а с 1808 г. - заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

По поручению Александра I Сперанский к октябрю 1809 г. подготовил проект плана государственного преобразования «Введение к уложению государственных законов». Смыслом намечаемых преобразований являлись строгое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; введение в государственную жизнь гражданских и политических прав, прежде всего, незыблемости частной собственности; выборное начало в органах государственной власти, некоторое ограничение самодержавной власти царя. Предполагалось, что законодатели будут организованы в волостную, окружную (или уездную), губернскую думы и в высшую - Государственную думу. На четыре ступени разделялась судебная власть: суды волостной, окружной, губернский и верховный, или Судебный сенат. Исполнительная власть также делилась на управления: волостное, окружное, губернское и государственное (министерское). Государственный совет должен был венчать это конституционное здание. Сперанский также предлагал создать Кабинет, куда стекались бы для анализа и совершенствования наиболее важные дела, и Правительствующий сенат, заменивший Кабинет министров. Проект Сперанского предполагал введение в стране широкого избирательного права. Участие в выборах крепостных крестьян и работных людей не планировалось, но и они оказывались под защитой закона, который гласил, что никто не может быть наказан без следствия и суда.

В целом Александр одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого император решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформ.

Указом 1 января 1810 г. был обнародован манифест об упразднении Непременного Совета и создании Государственного совета, и в тот же день состоялось его открытие. Его главной задачей была централизация законодательного дела в стране. Все проекты законов теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет не оценивал не только их содержимое, но и необходимость их принятия. В его задачи также входило разъяснение смысла законов, принятие мер к их исполнению кроме того члены совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов. Последнее слово оставалось за императором. Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти. Проведенные преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н.М. Карамзин - один из идеологов консерватизма.

Александр I прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мг сдерживать волу критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем - в Пермь.

Несмотря на то, что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Внутренняя политика АлександраIпосле войны 1812 г. А.А. Аракчеев и организация военных поселений.

Победа в войне с Наполеоном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западно-европйским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.

Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западно-европейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом. С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях «Негласного комитета» И Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной секретности.

В 1815 г. Царству Польскому была дарована конституция. Она гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Польская конституция стала первым пробным документом на территории Российской империи. Она сняла на время напряженность в отношениях между властью и польским населением. Однако ненадолго. Если поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, то император Александр считал, что и так сделал для Польши слишком много. Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование. Наряду с принятыми ранее законами для Финляндии (в Великом княжестве Финляндском были образованы сейм (выборная представительная власть) и Государственный совет (власть законодательная), а также подтверждалось право частной собственности для всех граждан края), он рассматривал «польский эксперимент» как начало пути всей России к общей для нее конституции.

К 1820 г. по поручению Александра князем Н.Н. Новосильцевым был подготовлен проект конституции России. Он назывался «Уставная грамота Российской империи». Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента (Государственной думы), без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, печати, вероисповеданий, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Александр I одобрил документ. Казалось Россия вот-вот перейдет к конституционному устройству. Но царь побоялся противников реформ и проект был похоронен в недрах его канцелярии.

Характерной чертой послевоенной жизни России стали так называемые военные поселения, организовать которые было поручено графу А.А. Аракчееву.

Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834 гг.) родился в семье небогатого помещика. После окончания Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса служил при дворе Павла I в Гатчине. В 1808-1810 гг. Аракчеев занимал пост военного министра и много сделал для укрепления русской армии, особенно артиллерии. С 1815 г. фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Аракчеев отличался безупречной честностью: огромные суммы, проходившие через его руки не «прилипали» к ним. Это был исполнительный чиновник, написавший на своем гербе: «Без лести предан». Правда, будучи человеком, падким на лесть и комплименты, он вскоре заслужил при дворе иной лозунг: «Бес лести предан». Преданность Александру I со всеми внешними ее проявлениями переходила всякие границы. Как говорили его современники, при такой преданности даже интересы Отечества казались ему пустяком в сравнении с минутным капризом императора. Также отмечали, что страсть к порядку, строгость в обхождении, требовательность к себе и к подчиненным доходили у него до тиранства. Эти черты вызывали негативное отношение к нему окружающих.

В условиях экономического кризиса было решено сократить расходы на содержание армии. Аракчеев разработал проект особой организации вооруженных сил. В короткий срок в северо-западных, центральных и некоторых южных губерниях России появились поселения государственных крестьян и казаков, которые по-прежнему занимались хозяйством, но одновременно несли службу, поддерживая свою боевую готовность. И все это без каких бы то ни было затрат со стороны государства.

В районе военных поселений были возведены поселки с жилыми домами для поселян, между ними протянулись шоссе, вдоль дорог расположились пункты связи, здания штабов, школы, гауптвахты, дома для офицеров, церкви, были сооружены госпитали. Аракчеев превратил военные поселения в прибыльные хозяйства. К концу царствования Александра I их капитал, находящийся в созданном Аракчеевым поселенческом Кредитном банке, составлял 26 млн руб. Размещение военных поселений происходило лишь на государственных землях, что вызывало многочисленные восстания крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн руб.

К концу царствования Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян по печальному опыту своего отца он понимал, чем ему это может грозить. Испытывая с одной стороны давление дворян, а с другой - страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы. Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешавшие помещикам ссылать крестьян в Сибирь, крепостным запретили подавать жалобы на своих господ; все более строгими стали цензурные требования и правила выезда за границу. Непосредственно конец конституционным мечтам положили события 1820 г. - революции в Италии и восстание гвардейского Семеновского полка. Убежденный что восстание семеновцев было спровоцировано тайным обществом. Александр I в 1821 г. ввел в армии тайную полицию, а в 1822 г. издал указ запретивший деятельность всех тайных организаций и масонских лож и начал преследование их членов. Реорганизованное Министерство духовных дел и народного просвещения все решительней и масштабней внедряло в преподавание богословские начала для искоренения вольнодумства и безбожия. В некоторых учебных округах взяли верх сторонники выдвижения на первый план в университетском образовании религиозных предметов. Все чаще Собственная Его Величества Канцелярия, выполняя волю монарха, подминала под себя различные министерства и ведомства. Все это наряду с существованием военных поселений позволяло говорить об усилении реакционных черт в последние годы правления Александра I.

Таким образом, во внутренней политике России противоречиво уживались конституционные, антикрепостнические начала, обращенные к регионам Прибалтики, Финляндии, Польши и наоборот - реакционные, самодержавные, крепостнические тенденции, милые сердцу дворянства, бюрократии и духовенства и направленные на сохранение существующего режима на всей остальной территории страны. Россия продолжала безнадежно топтаться на месте, все более отставая от цивилизованного мира. Именно это впоследствии и привело к мощному революционному взрыву, в центре которого оказалась не стихийная ярость казаков и крестьян, а организованное сопротивление просвещенной, молодой, решительной части дворянского сословия, прежде всего офицерства.

Осенью 1825 г. во время поездки по стране Александр I внезапно заболел и 19 ноября умер в городе Таганроге. У императора не было сыновей, наследником престола считался его брат Константин. Но в 1822 г. Константин отказался от своих прав на престол. По закону права наследования переходили к следующему брату царя - Николаю, о чем был издан специальный манифест, но этот документ опубликован не был, о нем знали лишь несколько человек. Поэтому когда 27 ноября весть о смерти императора достигла Петербурга, столица и вся страна стали присягать Константину, который находился в Варшаве, будучи наместником в Польше. Узнав о смерти Александра, Константин подтвердил отречение от престола. Переприсяга была назначена на 14 декабря. Возникшей заминкой собрались воспользоваться члены тайного общества декабристов. Они собирались не допустить присяги солдат новому царю. Под предлогом требования воцарения Константина они планировали вывести полки, которыми командовали к Сенату, где в это время должна была происходить присяга членов Госсовета и сенаторов. С помощью оружия они хотели принудить Сенат и Госсовет обнародовать написанный декабристами «Манифест об отмене крепостного права и изменении системы управления страной». Одновременно планировался арест и заключение в Петропавловскую крепость членов царской семьи. Однако все вышло иначе. Николай знал о готовящемся восстании и провел присягу ночью. Утром восстание началось. После неудачной попытки разрешения конфликта мирным путем мятеж был подавлен с помощью оружия. 13 июля пять декабристов из числа предводителей казнили, более ста человек были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же отправили весь Черниговский полк

2. НиколайIи укрепление самодержавной власти в России

россия реформа самодержавная власть

Император Николай Павлович был третьим сыном Павла I. в роли самодержавного правителя его никто себе не представлял, так как при двух старших братьях его вступление на престол было маловероятным. Николая Павловича готовили к военной службе. Хотя Николай и не числился изначально наследником, Александр с ранней юности приобщал своего младшего брата к государственным делам.

Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса Николая I. Необходимым условием упрочения существующего строя император считал усиление личного контроля монарха за работой государственного аппарата. Николаевское царствование - время предельной централизации управления империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную государственную машину, находились в руках монарха. Резко возросло в этой связи значение царского секретариата - Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой.

Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать “безопасность престола и спокойствие в государстве” стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.

Возглавлял III отделение граф А.Х. Бенкендорф (1783-1844 гг.). Он происходил из семьи прибалтийских немцев-дворян, перешедших на русскую службу при Петре I, после включения в состав России восточных районов Балтийского побережья. Его отец, генерал Х.И. Бенкендорф являлся военным губернатором города Риги. Получив обычное для своего времени светское образование, А. Бенкендорф в 1798 г. поступил на военную службу, участвовал в различных военных кампаниях во время войны с Наполеоном. В 1819 г. получил свой первый заметный пост - стал начальником штаба Гвардейского корпуса. Стремительный взлет карьеры Бенкендорфа начался при императоре Николае I. С первого дня его воцарения Бенкендорф оказался рядом, деятельно помогал Николаю Павловичу в подавлении мятежа 14 декабря 1825 г. неизменным условием для благополучия и процветания Российской империи Бенкендорф видел установление порядка и спокойствия в огромной стране. Почти 20 лет граф являлся ревностным хранителем общественного порядка.

Дела, связанные с политическими преступлениями, составляли лишь часть повседневных занятий чиновников Третьего отделения. Ежегодно сюда поступали тысячи прошений, каждое из которых подлежало рассмотрению. Около 10% всех касалось вопросов жестокого обращения помещиков со своими крепостными. Кроме того, ежегодно массовыми были дела, связанные с выдачей пенсий, пособий, предоставления наград и т.д. Деятельность ведомства, возглавляемого А.Х. Бенкендорфа, с самого начала вызывала недовольство в различных кругах русского общества. Больше всего роптали те, кто занимал заметные должности в государственном аппарате, поскольку главнейшей функцией Третьего отделения было выявление и пресечение служебных злоупотреблений. Высшему чиновничеству не мог понравиться такой контроль. Бесконтрольность в деятельности чиновников и вызываемые ею злоупотребления теперь не оставались незамеченными. Служба Бенкендорфа, это «недремлющее око государя», всегда была начеку, и любой подданный мог передать туда информацию о неблаговидных поступках должностных лиц. И передавали. Граф, которого Николай I искренне уважал и высоко ценил, немедленно доводил подобные сведения до монарха. Следовали различные кары - от выговора до увольнения с должности, лишения положения и пенсий. Петербургское высшее общество, где как раз и задавали тон верхи чиновничества, не могло понять и принять новые правила жизни и службы. Бенкендорф стал объектом критики и поношения. В глаза всесильному начальнику ничего не говорили, «могущественного временщика» боялись, но в своем ругу обвиняли последнего чуть ли не во всех смертных грехах. Наушничество и доносительство, возведенные на уровень государственной политики, нельзя не считать злом. И все же безопасность государства надежно охранялась. За годы правления Николая I возник лишь один значительный заговор, который властям удалось быстро раскрыть. Это была деятельность кружка, организатором которого стал М.В. Петрашевский (1821-1866 гг.). члены тайного общества вынашивали планы свержения монархии и установления республики.

В николаевскую эпоху в системе высших государственных учреждений принципиально ничего не изменилось. Осуществлялись лишь некоторые дополнения и преобразования. Возникли новые министерства: Императорского двора (1826 г.), государственных имуществ (1837 г.).

В самом начале своего правления Николай I заявил, что желает, чтобы жизнь в стране регулировалась законно. В России к тому времени существовало огромное количество распоряжений, указов и других законодательных актов, изданных в былые времена. Было решено навести порядок в этом важном деле, проведя кодификацию (систематизацию) законодательства. К этой важной работе император привлек возвращенного из ссылки М.М. Сперанского, который возглавил созданное в январе 1826 г. II отделение Собственной его императорского величества канцелярии.

В объемных 45 томах было собрано около 30 тыс. законов, появившихся в России со времен Соборного Уложения царя Алексея Михайловича. Этот труд получил название «Полное собрание законов Российской империи» и был опубликован в 1832 г. такова была первая часть работы. Вторая же, не менее важная состояла в том, чтобы из общей массы юридических актов отобрать те, которые не потеряли свою силу и действовали на территории империи к началу 1830-х гг.

В 1833 г. и второе собрание законов было готово. Оно насчитывало 15 томов и получило название «Свод законов Российской империи». Его отпечатали большим тиражом и разослали во все концы империи. Царь принял решение, что отныне все новые законы должны немедленно публиковаться как продолжение «Свода законов…».

Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась "революционная зараза". В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название "чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия, вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г. царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.

Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию официальной народности, Николай I решительно боролся с любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры принимались против старообрядцев, у которых отбирались молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети "раскольников" насильственно зачислялись в школы кантонистов В России с 1805 так назывались солдатские сыновья, числившиеся со дня рождения за военным ведомством. Для подготовки солдатских детей к военной службе ещё в 1721 были созданы гарнизонные школы, переименованные в 1798 в военно-сиротские отделения, воспитанники которых с 1805 называют кантонистами. В 1824 были подчинены ведомству военных поселений. Категория кантонистов упразднена в 1856. Такая "защита" интересов официального православия не шла, однако, последнему на пользу. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился "ведомством православного исповедания", управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви.

В годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором. Позиция самого Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой. "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло. - заявил царь однажды, - но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным" Орлов А. С. Георгиев В. А. Георгаева Н.Г. Сивохяна Т. А. История России. Учебник.- М.:«ПРОСПЕКТ», 1998.-544 с. стр 268. В этих условиях практические результаты работы упомянутых комитетов оказались ничтожными. Ни на какие меры, сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных, Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа управления государственными крестьянами. Призванная улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее просвещенных и способных сановников николаевского царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства. Бюрократический аппарат действовал сам по себе и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными интересами. В конечном счете, поэтому на реформу П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных волнений.

Тем не менее отдельные шаги в этом направлении он предпринял: была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалась также «розничная» продажа членов одной семьи. В 1842г. был принят указ об «обязанных» крестьянах. По нему помещик могли освобождать крестьян при заключении с ними договора о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение. За это крестьяне обязаны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев. Однако этим своим правом помещики почти нигде так и не воспользовались. Тогда же помещикам было разрешено освобождать крепостных без земли. В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Наконец, в 1847-1848 гг. в западных губерниях, где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными - православные, были введены инвентарные правила. Они строго определяли размеры крестьянских наделов и их повинности в пользу помещиков, что улучшало положение крестьян. Однако, несмотря на эти нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться.

В своей экономической политике Николай I в известной степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих на предприятиях вынудили самодержавие в 30 - 40-е годы XIX в, издать законы, регулировавшие трудовые отношения в промышленности и несколько ограничивавшие произвол работодателей.

Охранительные начала в правительственной политике резко усилились в последние годы царствования Николая I. Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги Российской империи. Начались гонения на печать и школу. Для усиления действующей цензуры были образованы специальные комитеты (под руководством А.С.Меншикова - для наблюдения за журналами и Д.П.Бутурлина - для надзора за "духом и направлением всех произведений. книгопечатания"). На литераторов, чьи произведения вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из лидеров славянофильства Ю.Ф.Самарин был заключен в Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких знакомых автора. За свои произведения поплатились ссылками М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев. В высших учебных заведениях свертывалось преподавание философии, ограничивался прием в университеты, которые Николай I вообще был не прочь закрыть. Резко усилился надзор над профессорами и студентами. Борьба с "революционной заразой" активизировалась. Сильное впечатление на общество произвел разгром кружка петрашевцев.

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853-1856 гг. показавшая, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны требованиям времени. Николаевская система обанкротилась.

Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование государственной машины. Обладавший неограниченной властью монарх не мог справиться с коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху, несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого эффекта. "Взгляните на годовые отчеты, - писал в 1855 г. курляндский губернатор П.А.Валуев, - везде сделано все возможное, везде приобретены успехи. Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки. и редко, где окажется прочная плодотворная польза. Сверху блеск, внизу гниль" Ерошкин Н.П. Российское самодержавие. М. РГГУ, 2006. 495 с. В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.

3. От либерализма к консерватизму в пореформенной России

19 февраля 1855 г. на российский престол вступил новый император, сын императора Николая I - Александр II. Он вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сложившимся человеком, хорошо знакомым с государственной деятельностью. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознававший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.

Главной целью внутренней политики правительства императора Александра II во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства. Царствование Александра II ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь.

Громадные расходы на только что завершившуюся Крымскую и продолжавшуюся Кавказскую войны серьезно подрывали экономику страны. Рекрутские наборы в армию, изъятие фуража и скота, рост повинностей разоряли население. Крестьяне роптали. Во многих губерниях крестьяне целыми деревнями отказывались выходить на барщину, платить оброк и государственные повинности. Помещики просили прислать в сои имения воинские отряды, но часто встречали отказ со стороны властей, поскольку просьб было очень много, а видимых поводов как будто бы и не было. Массовые выступления крестьян произвели сильное впечатление на помещиков и правящие круги. Перед ними возник образ новой «пугачевщины».

Однако не столько внутренние, сколько внешние обстоятельства - поражение России - заставили Александра II решительно заняться проблемой отмены крепостного права. Через 40 лет после блестящих побед в войне 1812 г. над объединенной армией почти всех крупных европейский держав страна потерпела поражение в Крымской войне. Война выявила экономическую отсталость России, а вместе с ней реально вырисовывалась опасность скатывания страны в разряд второстепенных держав.

Первые годы правления Александра II напоминали начало правления Александра I: в обществе царила та же атмосфера всеобщего ожидания. Александр II издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим. 26 августа 1856 г. по случаю коронации он объявил амнистию политическим заключенным: декабриста, участникам польского восстания, петрашевцам; приостановил на 3 года рекрутские набора, списал недоимки. В 1857 г. царь принял решение о ликвидации военных поселений. В это же время была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, ослаблена цензура. Стали издаваться новые журналы - «Русский вестник», «Сельское благоустройство», «Русская беседа» и др. Особой популярностью пользовались печатавшиеся А.И. Герценом в Лондоне «Полярная звезда», «Голоса из России», «Колокол».

Самой важной проблемой, настойчиво поднимавшейся в изданиях Вольной русской типографии, была необходимость отмены крепостного права. Считая, что со времен Петра I развитие России в значительной мере определялось действиями правительства, А.И. Герцен обращался к новому императору: «Государь, дайте свободу русскому слову… Дайте нам вольную речь… Нам есть что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит; смойте с России позорное пятно крепостного состояния…». Подобные мысли в более скрытой форме высказывали и многие отечественные издания. Царь внимательно следил за такими публикациями.

Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна се. Однако это было очень непросты делом, поскольку затрагивало интересы всех слоев общества. При этом главная опора власти - дворянство оставалось в своем большинстве противником подобной реформы. Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, должен был подчеркнуть, что будет гораздо лучше, если ликвидация крепостного права произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу.

Программа правительства была изложена в рескрипте Рескрипт - письмо монарха к подданному. императора Александра II 20 ноября (2 декабря) 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В течение 1858 г. похожие рескрипты были даны и остальным губернаторам. В 46 губерниях были учреждены губернские №комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян». Окончательным шагом в обнародовании планов подготовки реформы стало переименование в феврале 1858г. Секретного комитета в Главный комитет, председателем которого стал великий князь Константин Николаевич.

В марте 1859 г. в качестве «рабочего органа» при Главном комитете были учреждены так называемые Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. председателем комиссий был назначен Я.И. Ростовцев. Он привлек к к работе комиссий последовательных сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков, которых современники стали называть «красными», так как они выступали за освобождение крестьян с землей за выкуп и превращение их в мелких собственников, при сохранении помещичьего землевладения. Эти идеи коренным образом отличались от большинства предложений. После смерти Ростовцева на его место Александр II назначил министра юстиции графа В.Н. Панина, известного как консерватора. Министру было приказано ничего не менять в проекте, подготовленном при Ростовцеве. 10 октября 1860 г. Редакционные комиссии были закрыты. Работа по доведению реформы до конца была перенесена в Главный комитет. Затем проект реформы был утвержден в Государственном совете.

19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости. «Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего, была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). «Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.

Следить за осуществлением реформы на местах должны были особые мировые посредники, а также губернское по крестьянским делам присутствие в составе губернатора, министерского чиновника, губернского предводителя дворянства, прокурора, двух избранных членов от дворян и двух представителей помещиков, назначенных правительством.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных. Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели. Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.

Рекомендуем ознакомится: http://knowledge.allbest.ru