Альтернативы российским реформам "сверху": общественное движение в россии XIX в

Реферат История.doc

В Петербурге возникло Северное общество, которое возглавил полковник Генерального штаба русской армии Н.М. Муравьёв, составивший проект конституции будущей России. Этот документ предусматривал отмену крепостного права ограничение царской власти двухпалатным парламентом - Народным вечем, ограничение избирательно права граждан пятисотрублёвым имущественным цензом. Некоторые члены Северного общества во главе с К.Ф. Рылеевым были сторонниками установления республики и более решительных действий.

На Украине офицеры российской армии организовали Южное общество, которое возглавил полковник П.И. Пестель. Он был автором программного документа, названным "Русская Правда", провозглашавшим уничтожение самодержавия, установление республики, освобождение крестьян от крепостной зависимости и наделение их землёй.

Поражение декабристов поставило перед Россией вопрос: как жить дальше? Либо сохранить всё по-старому, видя в победе над французами свидетельство преимущества российского общественно- государственного строя, либо, учитывая бесправное положение основной массы населения, взять курс на реформирование всей жизни российского общества. Передовые представители России задумывались и над тем, в каком направлении преобразовывать Россию: по образцу европейскому или развивать самобытные начала русской жизни.

Выступление декабристов положило начало революционному процессу в России, который прошёл несколько этапов в своём развитии. Руководство политическим движением вплоть до крестьянской реформы 1861 г. принадлежало передовой дворянской интеллигенции.

После разгрома восстания декабристов в России наступила тридцатилетняя эпоха царствования Николая I. Несмотря на ужесточение правительственного курса, борьба против царизма и крепостнических порядков в России продолжалась.

Кружки 20-30 гг. Идеи декабристов продолжали жить в умах передовых людей России, они проникали в среду разночинной молодежи, стремившейся критически осмыслить опыт декабристов. Большую роль в зарождении революционной идеологии сыграли студенческие кружки, малочисленные по составу, в которых принимали участие как будущие либералы, так и сторонники революционных идей. Так называемый кружковый период конца 20-30 гг. XIX в. в освободительном движении был связан как с усилением реакции, так и с изменениями самого состава участников. Наиболее известны студенческие кружки Московского университета, который после восстания декабристов становится главным центром общественно-политической жизни страны. С ним были связаны первые выступления Герцена, Огарёва, Белинского.

Император Николай I настороженно следил за Московским университетом. Во время своей коронации в 1826 г. он узнал о распространении крамольной поэмы "Сашка", автором которой оказался студент университета А.И.Полежаев, который по распоряжению царя был отдан в солдаты. Появление поэмы в стенах университета император рассматривал как последствия 14 декабря 1825 г.

Кружок братьев Критских. Продолжатели дела декабристов, группа молодых людей, объединилась вокруг трёх братьев Критских - Петра, Михаила и Василия, - студентов Московского университета. Кружок начал складываться в 1826 г. взяв за основу своей деятельности политическую программу декабристов и поставив своей целью "изыскивать средства для преобразования государства, ввести конституционное правление". Участники кружка говорили о цареубийстве и вооружённом перевороте, но в отличие от декабристов осуществление революционных преобразований они считали возможным только при активном участии народа. В основе их практической деятельности лежала пропаганда как метод борьбы: сначала пропаганда для привлечения новых членов тайной организации, а в дальнейшем - агитация в массах. Особое значение придавалось пропаганде среди солдат Московского гарнизона.

В результате провокации и опрометчивости действий его участников кружок был разгромлен в самом начале своей деятельности. Кроме шести участников этого кружка, к следствию по обвинению в "вольномыслии" было привлечено ещё 13 лиц, знакомых с братьями Критскими. Без суда, по личному распоряжению Николая I все участники кружка были арестованы.

Московский университет всё больше становился идейным центром, к которому устремлялась молодёжь России. Идейная жизнь студенчества проходила под непосредственным влиянием политических событий того времени.

"Литературное общество 11 нумера". Одним из центров идейной жизни московского студенчества стала 11 комната студенческого общежития, где был поселён студент словесного отделения московского университета В. Г. Белинский. Его товарищами по комнате были такие же, как и он (сын лекаря), разночинцы, выходцы из среды сельского духовенства и мелкого служилого люда. Члены кружка переписывали запрещённые стихи А.С.Пушкина, Рылеева, Полежаева и сами сочиняли вольнолюбивые произведения. Его участники увлекались историей, философией и особенно литературой, много спорили на литературные темы. В 1830 г. Белинский написал драму "Дмитрий Калинин", пронизанную протестом против крепостничества, попирающего человеческую личность. В Московском цензурном комитете это произведение было охарактеризовано как "противная религии, нравственности и российским законам". Осенью 1832 г. Белинский был исключён из университета, что явилось актом политической расправы с опасным студентом, бывшим на учёте у начальства за деятельное участие в общественной жизни университета. По делу "Литературного общества 11 нумера" жандармы арестовали 26 человек.

Кружок Н.П. Сунгурова. Весной 1831 г. студенческая молодёжь сгруппировалась вокруг бывшего воспитанника университетского пансиона Н.П. Сунгурова, который возглавил новый студенческий кружок, более многочисленный, чем "Литературное общество 11 нумера". Молодые люди обсуждали планы подготовки вооружённого восстания с участием народа "для возбуждения ненависти к государю и правительству", предполагалось "разослать по всем губерниям прокламации к народу". Предусматривалось завершить восстание рассылкой воззваний в разные города страны для разъяснения его целей с призывом выслать народных представителей в Москву для разработки конституции. Это общество не успело превратиться в тайную организацию, т.к. её деятельность была пресечена жандармами и арестом всех её участников.

Студенческий кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарёва. Имена Герцена и Огарёва неразделимы в истории общественного движения. Поступив в Московский университет, они рассматривали пребывание в нём, прежде всего, с точки зрения своего общественного назначения. Студенческая среда стала для них благоприятной для проведения широкой агитации и организации тайного политического общества. А. Герцен и Н. Огарёв приступили к поиску такой революционной теории, которая указала бы истинный путь решения общественных проблем.

С именами Герцена и Огарёва связано начало социалистической традиции в русском общественном движении. В идее социализма они нашли основу для решения вопроса о путях развития России. Теоретической разработке проблемы социализма были подчинены философские, исторические и литературные интересы участников кружка. Решающее значение придавалось революционной пропаганде, поэтому Герцен вынашивал план создания журнала, сотрудниками которого были бы участники кружка. Однако реализовать этот замысел не удалось, т.к. в 1834 г. кружок был раскрыт жандармами.

Кружок Н.В. Станкевича. Основатель кружка был человеком разносторонних познаний, необычайно одарённый, обладал удивительным умением открывать таланты. Он привлёк к работе в кружке видных общественных деятелей и учёных нового поколения - В.Г.Белинского, М.А.Бакунина, К.С. Аксакова, Т.Н. Грановского, М.Н Каткова и др. Члены кружка изучали произведения философов Ф.Шеллинга, И.Канта, И.Фихте, Гегеля и Фейербаха. Задача кружка заключалась в пропаганде просветительских идей и гуманизма. Н. Станкевич поддерживал связь с кружком Герцена и Огарёва. В 1837 г. после отъезда руководителя за границу для лечения существование кружка прекратилось. Впоследствии члены кружка стали западниками, славянофилами, революционными демократами.

Революционное движение в 40-50 гг. Русский социализм А. И. Герцена. Предпосылки и источники социализма в России возникли в 40-50 гг. XIX в. В это время шёл процесс оформления русского революционного движения, и его идеологии, представителями которой были известные просветители и революционные демократы А. Герцен и Н. Огарёв. Спецификой революционной идеологии было сочетание различных идей славянофильства, западничества и европейского социализма. Главной целью революционной идеологии являлось построение социализма - общества социальной справедливости.

Наиболее последовательным проводником социалистических идей был А.И.Герцен. В 1847 г. он уехал на Запад, который привлёк его своими демократическими традициями (так ему казалось). Но террор по отношению к участникам революционных событий 1848-1849 гг. вызвал в Герцене сомнения в перспективах развития западного общества. В 50-е гг. он разработал главные положения теории "русского социализма", изложенные в его работах "Старый мир и Россия", "Письмо русского к Маццини", "Русский народ и социализм", "О развитии революционных идей в России". Герцен считал, что в России, где буржуазные отношения не получили развития, социалистические идеи смогут быть осуществлены легче, чем в Западной Европе. В общинной собственности на землю он усматривает "зародыш социализма", развитие которого возможно только при условии совершенствования общинного самоуправления и полной свободы человека, то есть при ликвидации крепостного строя. Он надеялся, что Россия может миновать буржуазный путь развития. Социалистический идеал, оставаясь утопическим, становится выражением революционных требований русского крестьянства. По Герцену, "человек будущего в России - мужик".

Находясь в Лондоне, Герцен совместно с Огарёвым организовал Вольную русскую типографию, где печатались альманах "Полярная "Звезда" и газета "Колокол" - первые бесцензурные издания, которые переправлялись в Россию.

Крупным теоретиком революционного направления был В. Г. Белинский. Под влиянием А. Герцена он в 40-х гг. стал сторонником революционных преобразований в России. Взгляды Белинского наиболее полно отразились в его критических статьях, опубликованных в журнале "Современник", который издавал русский поэт Н. А. Некрасов, а также в его "Письме к Н.В.Гоголю" (1847 г.). В письме он подверг резкой критике устои самодержавия и крепостничества, представляющие ужасное зрелище, "где люди торгуют людьми…, где…нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". В.Г. Белинский определилглавные задачи, стоявшие перед Россией: уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний, исполнение тех законов, которые уже есть. Письмо Белинского сыграло заметную роль в формировании мировоззрения значительной части образованной российской молодежи.

В 40-е гг. XIX в. в России появились первые революционные организации, к числу которых следует отнести сложившееся общество в 1845 г. вокруг чиновника министерства иностранных дел М.В. Буташевича-Петрашевского. У него на квартире на общедоступных "пятницах" собирались представители интеллигенции, среди которых были Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, пианист А.Г.Рубинштейн, поэты А.Н.Майков и А.Н.Плещеев и др. Петрашевцы на своих сборах обсуждали в основном теоретические вопросы, а в кружках - вопросы об организации тайного революционного общества, о подготовке крестьянского восстания, о создании подпольной типографии. Они готовили агитационную литературу для народа. Петрашевцы были представителями разных взглядов, и постепенно среди них наметилось два направления - революционное и либеральное.

Таким образом, в 40-е гг. шел процесс оформления революционно-демократической идеологии, которая отражала интересы крестьянских масс. Революционно-демократическое направление русской общественной мысли ещё не отделилось от либерального. В.Г. Белинский и А.И.Герцен выступали вместе с либералами-западниками против славянофильства. Позднее революционные демократы противостояли и западникам, развивали идеи революции и социализма.

В конце 50-х гг. популярность "Колокола" Герцена и Огарёва были очень велики. С целью облегчения распространения этого издания, газету печатали на тонкой бумаге небольшого формата и тайно переправляли в Россию. Сначала Герцен проявлял колебания между демократизмом и либерализмом, но революционер в нём взял верх, и он стал на революционный путь борьбы за освобождение крестьян.

Наряду с заграничным центром революционной агитации в 50-60 гг. сложился и русский революционный центр, который возглавил Н.Г.Чернышевский. Он развивал идеи А.И. Герцена об "общинном социализме", считал крепостное право самым большим злом и призывал к освобождению крестьян с землёй, был сторонником народной революции. Сложившееся в 1850 г. убеждение в необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: "Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда её, хоть я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т.д. - что нужды? "…" мирное, тихое развитие невозможно". Н.Г.Чернышевский подчёркивал важность сохранения - после отмены крепостного права - крестьянской общины как естественной основы "товариществ", считал возможным благодаря общине избежать для России капиталистическую ступень развития. В "Письмах без адреса", написанных после реформы и адресованных фактически императору Александру II, он обвинил самодержавно-бюрократический режим в ограблении крестьян, имеющий такой положительный результат, как рост политического самосознания народа.

Рекомендуем ознакомится: http://stud24.ru