Русская литература XIX века — бессмертное создание творческого гения русского народа, художественная история его жизни, ярчайшее воплощение его свободолюбивых стремлений и чаяний, любви к родине, бесценный вклад в отечественную и мировую культуру. Давая общую характеристику русской литературе XIX века, А. М. Горький писал: «В историческом развитии литератур европейских наша юная литература представляет собой феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта. нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России. Наша литература — наша гордость. В русской литературе нашли себе яркое выражение. великие освободительные идеи, созданные человечеством. Значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой».

Русская классическая литература замечательна своим патриотизмом и гуманизмом, демократическими и социалистическими идеями. Она неразрывно связана с судьбами родного народа, исполнена веры в его светлое будущее. Ей присущи неустанные поиски социальной правды, путей улучшения жизни, она поражает своим глубоким реализмом.

Страданиями человечества и стремлением к свободе волновалась благородная душа Радищева, стоящего в преддверии русской литературы XIX века. Свое право на благодарность народа Пушкин видел в прославлении свободы и в том, что своей лирой он пробуждал в людях «чувства добрые». О своей кровной связи с родиной вдохновенно писал Гоголь: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Так уже родоначальники новой русской литературы подчеркнули ее связь с судьбой народной, сознание ответственности литературы перед родиной, учительское значение писателя. В этих великих традициях развивалась вся прогрессивная русская литература XIX столетия. Народность и патриотизм—характерные черты ее. «Господствующая ось, около которой шла наша жизнь, — писал Герцен, — это — наше отношение к русскому народу, вера в него, любовь к нему. и желание деятельно участвовать в его судьбах». «В России каждый писатель,—і говорил Горький, — был воистину и.резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление — понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». Передовая русская литература принимала живое и деятельное участие в освободительном движении, она обличала самодержавно-крепостнический строй и «барство дикое», державшее народ в рабстве. Горьким смехом она смеялась над «мертвыми душами» помещичьего и чиновничьего общества. «Железным стихом, облитым горечью и злостью», она бичевала «свободы, гения и славы палачей». Она срывала все и всяческие маски с господствующих классов. Она показывала «горькую судьбину» простых людей и смело вступалась за «униженных и оскорбленных». Она говорила о том, «кто виноват» в страданиях народных, учила, каким должен быть передовой человек, «что делать» для достижения свободы и настоящего человеческого счастья. В лице самых передовых своих деятелей она обращала мысли и чувства русских людей к светлому социалистическому будущему.

На этом славном пути в русской литературе XIX века выдвинулась целая плеяда великих писателей, чьи творения принесли ей всемирную известность и определили ее плодотворную роль в художественном развитии всего человечества.

Основные исторические условия и особенности развития русской литературы XIX века.

Развитие русской литературы XIX века отражало особенности борьбы классов в русском обществе в период перехода от феодально-крепостнического порядка к буржуазно-капиталистическому строю, в эпоху развития капитализма и начала борьбы за социализм. В начале XX века Россия становится центром мирового революционного движения, страной, в которой постепенно нарастала буря Великой Октябрьской социалистической революции.

Существенная особенность русского общественного развития в XIX веке состояла в том, что противоречия между господствующими эксплуататорскими классами и народными массами в России, верхами и низами русского общества не получали сколько-нибудь значительного разрешения на протяжении всего XIX столетия. Россия не пережила, как многие страны Запада, успешной буржуазной революции, развитие капитализма в ней сочеталось с политическим господством помещичьего класса, с чудовищным деспотизмом царского самодержавия. Государственная власть в стране на протяжении всего XIX века принадлежала самым реакционным силам. Падение крепостного права принесло народным массам освобождение от прямого рабства. Но и после реформы 1861 года, проведенной руками крепостников, в России, вступившей на путь быстрого капиталистического развития, сохранились многочисленные остатки крепостничества. Развитие капитализма в пореформенной России сопровождалось неслыханным обнищанием народных масс, самыми циничными формами их эксплуатации. Росли противоречия и внутри самих господствующих классов. Все более обострялись отношения между царской Россией и порабощенными ею народами. Сила их гнева и протеста породила могучую обличительную силу русского реализма, равной которой не было во всей мировой литературе. Передовые русские писатели всегда жили ощущением неизбежности и близости исторического возмездия, великих социальных сдвигов, крушения старого мира и торжества социальной справедливости. Это было отражением настроений широких народных масс, постепенно все более проникавшихся сознанием необходимости борьбы за свободу, за человеческую жизнь. Эти настроения порождали в русской литературе протест против гнета и насилий, неустанные поиски правды, богатое развитие демократических и социалистических идей.

Россия XIX века являлась преимущественно крестьянской страной. Многомиллионное крестьянство представляло собой основной эксплуатируемый класс, трудом которого главным образом жили господствующие классы и при крепостном праве и в пореформенной России. Крестьянство не раз проявляло себя как революционная сила в стране, но сила стихийная и неорганизованная. Вместе с тем в крестьянской среде до самого конца XIX века жили и отсталые патриархальные настроения, вера в царя-батюшку, надежды на Бога и т. п.

Крестьянский вопрос имел громадное значение для развития русской общественной мысли и русской литературы XIX века. Ленин указывает, что настроение Белинского, выраженное в знаменитом письме к Гоголю, зависело от настроения крепостных крестьян, что история русской публицистики зависела от возмущения народных масс остатками крепостнического гнета. На крестьянство как передовой класс возлагали надежды революционные демократы 60-х годов и народники-семидесятники. Противоречия в настроениях многомиллионного патриархального крестьянства в пореформенной России отразились во взглядах и творчестве Л. Н. Толстого. С крестьянским вопросом сталкивался всякий честный и мыслящий писатель в России. Глубоко и правильно понять развитие русской литературы от Радищева до Толстого можно только в свете крестьянских и вообще народных настроений на каждом этапе этого развития.

Другой прогрессивной силой русского общественного развития была передовая интеллигенция, в среде которой под влиянием народных настроений и освободительных идей развивалось революционное движение. Его участниками были сначала выходцы из дворянской среды — декабристы и Герцен, а потом — разночинцы-демократы. Что касается буржуазии, то в отличие, скажем, от Англии и Франции XVII—XVIII вв. буржуазия в России никогда не поднималась выше трусливого и соглашательского либерализма и всегда была враждебна революционному движению. Этим, между прочим, объясняется и незначительное ее участие в передовом литературном движении. Передовая русская литература XIX века никогда не страдала буржуазно-мещанской ограниченностью, не удовлетворялась идеалами буржуазного общества. Она всегда была связана с развитием освободительного движения в России. Декабристы, революционно-демократическое движение 40—60 годов, народничество 70-х годов — вот основные узлы русского освободительного движения, а вместе с тем и развития русской литературы до начала революционной борьбы рабочего класса. И характерно, что учителями русской литературы были критики, которые вместе с тем являлись и руководителями передового освободительного движения своего времени: Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Это придало русской демократической критике боевой публицистический характер, обусловило ее громадную роль в общественном и литературном движении. Нигде критика не имела такого влияния на судьбы литературы, как в России, дав гениальные образцы критического анализа литературно-художественных произведений. Нередко писатели были сами участниками революционного движения — Рылеев, Герцен, Чернышевский, поэт Михайлов и другие. Но этим не ограничиваются связи прогрессивной русской литературы с русской революцией. Многие писатели, не будучи непосредственными участниками освободительного движения, являлись его идейными выразителями в своем творчестве, как Пушкин и Грибоедов, Некрасов и Глеб Успенский. Иные писатели, не воплощавшие в своих произведениях революционные идеи, не понимая необходимости революционной борьбы, с сочувствием рисовали облик передовой молодежи, стремились правдиво показать ее чаяния и надежды, как например Тургенев. Многообразны были исторические формы связи прогрессивной русской литературы XIX века с освободительным движением, с жизнью и настроениями народных масс.

В судьбах русской литературы нашла свое отражение и такая особенность русского освободительного движения, как трагическая разобщенность передовой интеллигенции и народных масс, существовавшая почти до конца XIX века. Декабристы были страшно далеки от народа и даже боялись его пугачевских стихийно-революционных настроений. Ближе к народным массам стояли революционеры-демократы, теснее была их связь с народной средой, но и им не удалось поднять народные массы на революционную борьбу с самодержавием и господствующими классами. Революционные настроения не могли не волновать крестьян, но века рабства, гнета и темноты настолько забили и притупили крестьянскую массу, что в пору проведения грабительской реформы 1861 года крестьяне оказались способными только на отдельные разрозненные стихийные выступления. За немногими исключениями, крестьяне не пошли и за агитацией революционных народников 70-х годов. Народники не знали и не понимали как следует крестьянство. С другой стороны, веками копившееся в крестьянской среде недоверие ко всему «господскому» часто проявлялось в недоверии и к разночинцам-интеллигентам во время «хождения в народ».

Исторически сложившаяся разобщенность передовой русской интеллигенции и народных масс, как решающей силы исторического процесса, нередко порождала трагические настроения и переживания в самой передовой среде, пока освободительное движение лучшей части интеллигенции не слилось с сознательным революционным движением самих народных масс во главе с рабочим классом. Эти настроения и переживания находили свое отражение и в русской литературе. В условиях чудовищного деспотизма царского самодержавия русская литература XIX века понесла и немалые жертвы. Погибли Радищев и Рылеев, были убиты Пушкин и Лермонтов, тяжелую духовную драму пережили Гоголь и Достоевский. Преждевременно ушли из жизни Белинский и Добролюбов. Большую часть жизни провел вдали от родины Герцен. Чернышевский и Михайлов попали на каторгу. От горя народного сошел с ума Глеб Успенский. Немало трагических мотивов и в их творчестве. И тем не менее русская литература полна глубоко оптимистической веры в светлое и великое будущее народной России. Эта вера присуща Пушкину и Гоголю, Белинскому и Тургеневу, Некрасову и Салтыкову-Щедрину, Толстому и Чехову. С нею пришел в литературу Горький.

Роль русской литературы в развитии общества.

Русская литература оказала громадное плодотворное влияние на духовное и нравственное развитие русского общества. Как отметил еще Герцен, она была трибуной, с высоты которой раздавался голос протеста против деспотизма и произвола, призыв к свободе, к борьбе за честь и достоинство человека. Русская литература и критика являлись органом общественного самосознания. Русский писатель был учителем и наставником подрастающих поколений. В своем письме к Гоголю Белинский указывал, что русское общество «видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности».

Большинству русских писателей было присуще сознание необходимости не только обличать пошлое, отрицательное в жизни, но и находить, выдвигать высокие нравственные идеалы, к которым должен стремиться человек. Гоголь писал однажды: «Что пользы поразить позорного и порочного, выставляя его на вид всех, если неясен в тебе самом идеал ему противоположного прекрасного человека?» Проблема положительного героя всегда привлекала внимание передовых русских писателей. Образы Чацкого и Рахметова, Инсарова и Базарова, Елены и Марианны вдохновляли передовую молодежь на служение делу свободы.

В русской литературе XIX века отражен опыт многих поколений русского народа, его мудрость, великое богатство мыслей и чувств, имеющих общечеловеческое значение. Великие русские писатели-гуманисты всегда с любовью отмечали человеческое в человеке, воспитывали гуманные чувства в людях, передовые художественные вкусы.

Идея Чернышевского о том, что искусство и литература должны быть учебником жизни, отражала прежде всего опыт развития русской литературы. Нигде теория «чистого искусства» не пользовалась таким малым успехом, как у русских писателей. Со времен Пушкина, русская литература приобретает значение общенационального дела. Художественно осваивая русскую действительность, литература XIX века постепенно расширяла круг своих тем и образов, проникая в самые глухие уголки, освещая их светом передовых идей своего времени, воссоздавая национальный характер русского народа. Произведения русской литературы дают нам такое познание русской жизни, которое не могут заменить никакие исследования. Нельзя хорошо знать историю нашей родины, не зная родной литературы.

Но выдающиеся русские писатели не только художественно воплощали русскую жизнь, они стремились понять закономерности ее социально-исторического развития, заглянуть в будущее своей родины, принимая деятельное участие в решении тех проблем, которые волновали общественную мысль. Приведем один пример, имеющий громадную важность для понимания идейного содержания русской литературы XIX века.

Россия вступила на путь капиталистического развития позже других стран Европы. В ту пору, когда в России еще существовал крепостной порядок, уже полностью обнаружилось, что буржуазно-капиталистический прогресс в странах Западной Европы и США сопровождается чудовищной эксплуатацией трудящихся масс, ростом нищеты, безработицы, разнообразными формами политического обмана народных масс, продажностью парламентариев и печати и т. п. Крепостной России этот путь еще предстоял. И вот перед мыслящими русскими людьми, болевшими судьбами своей родины, возник трагический вопрос: «Неужели и Россия должна пойти этим путем, неужели это и есть подлинный прогресс?» Этот вопрос волновал уже Пушкина и Гоголя.

Первоначально проблема буржуазно-капиталистического развития России возникла перед русской общественной мыслью в форме вопроса о том, пойдет ли Россия по пути Запада или она будет развиваться своим особым путем. Этот вопрос долго был одним из центральных в русском общественном движении. Вокруг него шел спор между Карамзиным и декабристами, западниками и славянофилами.

После реформы 1861 года проблемы русского общественного развития приобрели еще большую остроту. Тогда все старое и знакомое переворотилось, стало укладываться что-то новое, но что именно, какой социальный строй складывался в России, даже передовым людям было неясно. Революционные демократы 60-х годов во главе с Н. Г. Чернышевским подняли знамя революционной борьбы во имя социалистического будущего, но их представления о путях к социализму были утопичны. Народники поставили вопрос о капитализме, но испуганные социальными противоречиями и ужасами западноевропейской капиталистической цивилизации они надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм. Эта иллюзия была одной из причин краха народнического движения. Получает распространение революционная теория, опиравшаяся на научное понимание объективных закономерностей общественного развития; правильно определяются пути борьбы за социализм. Научная революционная теория была буквально выстрадана передовой русской общественной мыслью десятилетиями исканий, заблуждений, проверки на практике, изучений опыта Европы, самоотверженной героической революционной борьбы.

Эти искания, идейная борьба в русском обществе нашли свое отражение и в русской литературе XIX века. Нельзя представлять себе ее развитие как единый поток. Литературное движение в России характеризуют бурные споры, острые столкновения различных эстетических теорий, многообразные художественные искания, своеобразно отражавшие борьбу классов в русском обществе прошлого века. Некоторые даже видные писатели испытывали на себе влияние отсталых и реакционных идей, а в ходе классовой борьбы в русском обществе прошлого столетия занимали ошибочные, порой антинародные позиции.

Передовая русская литература, отличавшаяся высокой идейностью, сыграла громадную роль, правдиво и критически изображая русскую действительность, обличая неприглядный образ жизни господствующих классов собственнического общества. Она несла в массы могучий поток демократических и социалистических идей, тем самым подготавливая грядущее торжество социалистической революции.

Великим художественным завоеванием русской литературы XIX века является реализм, самый трезвый и самый беспощадный во всей мировой литературе. В XIX веке в русской литературе реализм возникает раньше, чем в литературе Западной Европы. Когда в России уже были Грибоедов и Пушкин, в западноевропейской литературе еще господствовал романтизм. Однако дело не только в том, что русская литература опережает западноевропейскую в области развития реализма. Русский критический реализм поражает своей социальной остротой, глубоким проникновением в общественные отношения и внутренний мир человека, мастерским сочетанием анализа и синтеза в изображении жизни, своим художественным новаторством. Русские писатели-реалисты стремятся к воплощению в действительности высоких человеческих идеалов и все им враждебное подвергают обличению и критике. Правда жизни — высший эстетический критерий передовой русской литературы. «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда. » — писал Л. Толстой об одном из своих произведений. Этому герою он оставался верен всю свою литературную деятельность. И не только Толстой. Французский писатель Мериме справедливо говорил, обращаясь к русским писателям: «Для вас. прежде всего правда, а красота приходит как следствие этой правды».

Реализмвысшее художественное достижение русской литературы XIX века.

Глубочайшее проникновение в душу человека, тонкое и художественно совершенное воспроизведение внутренней жизни человека в ее связи с общественно-исторической жизнью — одно из величайших достижений русского реализма. «Какой художник и какой психолог!» — восторженно восклицает Флобер при чтении романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Пытаясь сравнительно исторически определить масштабы и характер русского реализма XIX века, многие иностранные критики сопоставляют его с искусством Шекспира и с античной литературой как вершинами всемирного литературного развития. Известный английский критик Морис Бэринг пишет: «Достоевский создал и понял такие высоты и такие глубины человеческой души, которые лежали далеко за пределами понимания. даже Шекспира». Творчество Толстого, Достоевского, Чехова явилось художественной вершиной во всемирном развитии старого, классического реализма.

Русская литература XIX века в высшей степени способствовала и обогащала развитие русского литературного языка, превратив его в один из самых богатых и совершенных языков мировой литературы.

К началу XIX века на смену старой местной и национальной замкнутости приходят всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература. Изучение русской литературы мы должны проводить не в отрыве от общего мирового литературного процесса, а в связи с ним. Особенно такие проблемы, как возникновение и развитие романтизма, реализма и других литературных направлений в русской литературе, следует рассматривать в плане всей европейской литературы. Но, чтобы не впасть в ошибки буржуазного компаративизма, почти все в русской литературе объяснявшего влиянием соответствующих литератур Западной Европы, следует помнить, что великие явления в развитии литературы всегда имели своим источником социальную и духовную жизнь породившего их народа, нации.

Мировое значение русской литературы.

Это особенно справедливо по отношению к русской литературе. В начале XIX века завершается процесс образования русской национальной литературы, создания русского общенационального литературного языка. И то и другое нашло свое ярчайшее выражение в творчестве Пушкина как родоначальника новой русской литературы. После Пушкина начался ее стремительный рост. О русской литературе до XIX века в Западной Европе почти никто не знал. А к концу XIX века она приобретает всемирное значение. За сто лет русская литература прошла путь, для которого западноевропейской литературе понадобилось почти четыре столетия — от эпохи Возрождения до реализма XIX века. Этот необычайный темп развития русской литературы поражал многих литераторов Запада.

Мицкевич и Мериме восхищались гением Пушкина. Учителем называют Тургенева Жорж Санд, Флобер, Мопассан и другие прославленные французские писатели. А позже в Западную Европу пришли такие гиганты нашей литературы, как Достоевский и Толстой, творчество которого означало шаг вперед в художественном развитии всего человечества. Всемирное значение русской литературы особенно ярко определилось на фоне все возраставшего во второй половине XIX века кризиса западноевропейской буржуазной литературы, постепенно сползавшей к натурализму, декадентству. Именно в эту пору русская литература становится во главе мирового литературного прогресса. Передовые идеи, свободолюбивый, демократический дух, глубокая человечность русской литературы, ее правдолюбие, ее художественное новаторство обусловили ее всемирную славу и влияние.

Русские писатели сыграли большую роль в сближении передовой России и прогрессивной Западной Европы, в ознакомлении народов других стран с русским народом. На это указывают многие деятели западноевропейской культуры. Знаменитый датский критик Георг Брандес писал о Тургеневе: «Он живо изобразил нам народ великой восточной империи. Образованные классы германских и романских стран почти исключительно обязаны этому человеку всем, что известно в наше время о внутренней жизни славянской народности». «Величественные прозрения Достоевского, Толстого и Тургенева приоткрыли нам. русскую душу, ее широкость и мощь», — пишет известный австрийский писатель-гуманист Стефан Цвейг.

Лучшие русские писатели оказывали плодотворное влияние на развитие культуры и литературы славянских народов. Чешский поэт А. Сладкович увлекается Пушкиным, болгарские поэты Л. Каравелов, X. Ботев и многие другие деятели культуры народов славянского мира воспитывались на русской литературе, в частности на произведениях шестидесятников, Чернышевского.

Русская литература развивалась в многонациональной стране, и многие писатели братских народов нашей Родины испытали плодотворное влияние литературы русской: достаточно назвать Тараса Шевченко и Ивана Франко, Илью Чавчавадзе, Абая Кунанбаева, Микаэла Налбандяна, Мирзо Ахундова, Коста Хетагурова, Янку Купала, Яна Райниса.

В своем развитии русская литература XIX века отразила всемирно-историческое значение опыта русского народа в борьбе за свою свободу, за победу идей социализма. Великие идейные и художественные завоевания русской литературы прошлого столетия, созданные ею реалистические традиции во многом подготовили возможность появления в творчестве Горького в начале XX века социалистического реализма как нового этапа в развитии русской и мировой литературы.

В развитии русской литературы XIX века, ее тем, идей, образов, отражавших ход русской жизни, борьбу классов в русском обществе, передовое общественное движение, также отчетливо обозначаются эти три периода, соответствующие трем периодам в развитии русской революции, зеркалом которой была передовая русская литература. Первый период охватывает время с начала века до кануна падения крепостного права. Главными деятелями литературного движения этого периода были также выходцы из дворян, передовыми его идеями были идеи декабристов, Герцена и Белинского, последний явился предшественником нового, разночинско-демократического периода. Второй период охватывает развитие русской литературы примерно с кануна падения крепостного права, когда во главе русского литературного движения стали Чернышевский и Добролюбов. Он доходит до середины 90-х годов, до появления Горького, начавшего своей литературной деятельностью третий, пролетарский период развития русской литературы.

Каждый из трех периодов в истории русской литературы XIX века ознаменовался своеобразными чертами идейного и художественного развития, которые должны быть выделены как основные и ведущие. В первый период завершается процесс формирования русской национальной литературы и русского литературного языка. Это был период успешного развития и торжества реализма. Второй период характеризуется ростом демократических и социалистических идей в русской литературе, дальнейшим сближением ее с народной жизнью, расцветом критического реализма. В конце XIX века появляются, с одной стороны, упадочные декадентские течения, а с другой — все ощутимее становится влияние на русскую литературу рабочего движения, идей марксизма, что обусловило возникновение социалистического реализма в творчестве великого пролетарского писателя Максима Горького.

Следует также иметь в виду, что каждый из трех основных периодов истории русской литературы XIX века делится на отдельные этапы, которые необходимо определять, исходя не только из общественного развития, но и из решающих фактов в развитии самой литературы. Так, в первом периоде, охватывающем литературу крепостной эпохи, прослеживаются такие этапы: от начала XIX века до середины 20-х годов — время сентиментализма и романтизма; второй этап — от середины 20-х до начала 40-х годов — время формирования в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя (в 1842 году появляются «Мертвые души») реализма и третий этап — от начала 40-х до середины 50-х годов, характеризующийся победой «натуральной школы» и началом расцвета критического реализма, ставшего в эту пору столбовой дорогой передовой русской литературы.

Весь ход развития русской литературы XIX века должен быть рассмотрен как отражение классовой борьбы в русском обществе крепостной, а затем пореформенной эпохи, в тесной связи с освободительным движением, с развитием общественной мысли, в свете борьбы двух культур в культуре каждой буржуазной нации. При этом особенное внимание должно быть уделено изучению передового классического наследия, демократическим и социалистическим элементам в развитии русской литературы, составляющим ее идейное и художественное богатство.

Передовая русская литература XIX века не только художественная история русского народа, его еще сравнительно недавнего прошлого. Классическое литературное наследие несет в себе огромное духовное и нравственное общечеловеческое содержание. Писатели-классики являются нашими друзьями и союзниками в той великой борьбе за человечного человека.

Литература: История русской литературы XIX века. Учпедгиз. Москва, 1963

Рекомендуем ознакомится: http://ros.msk.ru