/ лекции по истории / tema__3

КИЕВСКАЯ РУСЬ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

1. Славянские земли – княжения.

2.Устройство древнерусского государства.

1. В IX – X вв. на территории будущей Киевской Руси существовали мощные союзы восточнославянских племен, которые занимали огромные территории, превышавшие по и площади многие государства Западной Европы, - поляне-русь, древляне, ильменские словене, кривичи, полочане, северяне, вятичи, радимичи, дреговичи, дулебы, бужане, волыняне, тиверцы, уличи. Вместе с тем, на территории Восточноевропейской равнины бок о бок со славянами проживали и многие неславянские племена - балтские, финно-угорские, иранские и др. которые были ассимилированы славянами. Следовательно, Древняя Русь с самого момента своего возникновения изначально формировалась как многоэтничное государство. Каждое племя, каждый народ, который вошел в состав Древнерусского государства, привнес особенности собственной организации общества. При этом на территории Древней Руси встретились и начали взаимодействовать народы, у которых были разные формы организации общины: у славян — территориальная община, а, например, у русов разного этнического происхождения — кровнородственная община.

Разные типы общин определяют и разные пути образования государств. При кровнородственной общине расслоение происходит и внутри родов, и между ними. Внутри родов и между родами устанавливались жесткая иерархия и подчиненность «сверху вниз»: старшие в роде главенствовали над младшими, знатные роды — над незнатными. Поэтому чаще всего у народов с кровнородственной общиной государство возникало как результат установления господства одного рода (или племени) над другими.

На землях территориальной общины, бывшей у славян, государство возникало иным путем. Иерархия государственного управления у славян строилась «снизу вверх», в зависимости от действительных потребностей. Поэтому значительным было влияние выборных должностных лиц. Само управление в территориальной общине связано с хозяйственными задачами, а хозяйственные потребности сельской общины ограничиваются пределами волости. На более обширных территориях в сфере общих интересов находилось лишь поклонение общим богам и «игрища между селами» с целью заключения браков.

Территория славянских княжений складывалась вокруг городов и обычно называлась «Землей». В IX — первой половине X вв. известно несколько таких городов: Киев — у полян-руси, Новгород — у ильменских словен, Смоленск — у кривичей, Искоростень — у древлян, Пересечен — у уличей. Жители городов делились на десятки, сотни и тысячи. Вершиной такой городской и племенной админист­рации был тысяцкий, избираемый на вече. Таким образом, у славян уже в VII — IX вв. складывалась земская власть. Земская власть — это исторически возникшая и наиболее экономически целесообразная форма организации для славян. Поэтому, думается, правы те ученые, кто считает, что государственность на Руси сложилась ранее вокняжения каких-либо династий.


Но земская власть не могла простираться на обширные террито­рии, не могла решить проблему объединения необозримых пространств восточнославянских земель. Соединить земли восточнославянских племенных союзов могла только внешняя сила, внешняя власть. Та­ким племенем-объединителем в IX—Хвв. оказались русы, или, как их называют некоторые древние источники, «род русский», соединившие в себе, как уже говорилось, выходцев из Подонья, Приднепровья, Придунавья и Прибалтики.

2. Процесс складывания Древнерусского государства был непростым и продолжительным по времени. На протяжении всего X в. и в начале XI в. Киевская Русь была далеко неоднородным государственным образованием. Она представляла собой объединение различных княжеств, общим главой которых был киевский князь, выходец из «рода русского». Позднее киевский князь получит титул «великого князя», т.е. главного среди других князей.

В X в. киевский князь, помимо того, что он был главой всей Киевской Руси, владел своим княжеством, собственно тем, где главенствовал «род русский». В то время главными городами киевского княжества была территория племени полян-руси с центром в Киеве. Но киевский князь не был единоличным правителем всей киевской земли. Киевская княжеская власть была весьма ограничена «родом русским» и дружиной, и сам этот «род» имел неодинаковое влияние в землях различных племенных союзов восточных славян.

В свою очередь, каждая славянская земля-княжение объединяла территории (или земли) нескольких славянских племен, во главе таких княжеств стояли свои, местные князья, избираемые на вече. Например, свои князья были у древлян, кривичей, радимичей и др. А вятичи, как говорилось, вообще долгое время не входили в состав Киевской Руси, оставаясь независимыми.

Между киевским князем и местными князьями существовал своеобразный устный договор. Условия этого договора включали, во-первых, право киевского князя собирать дань в землях союзных князей - «полюдье». Обычно на полюдье киевский князь со своей дружиной выезжал осенью и всю зиму проводил за сбором дани. Во-вторых, местные князья должны были поставлять воинское ополчение в том случае, если киевский князь возглавлял общий воинский поход в чужие края. И в-третьих, киевский князь был обязан обеспечивать защиту подвластных ему земель. В этом и заключается в целом положительный результат образования относительно единого государства.

Но взаимоотношения между киевской династией и славянскими землями-княжениями в этот период были довольно сложными. Во многом общественно-политическое устройство Киевской Руси в конце IX — начале XI в. определяли этносоциальные традиции различных народов, образовавших Древнерусское государство. Здесь мы встречаемся с противоречиями между славянскими землями и «родом русским», между различными славянскими землями» а также внутри самого «рода русского», ибо он тоже был многоэтничным конгломератом. Нельзя забывать и о противоречиях между Северной Русью с центром в Новгороде и Южной Русью с центром в Киеве. Тем более что, по оценке историков, в обоих центрах сложились во многом различные общественно-политические традиции, которые сохранялись очень долгое время.

Противоречия между славянскими землями-княжениями и «родом русским» определялись разными традициями организации власти, характерными для славян и русов. Интересно, что славянские союзы племен практически не воевали друг с другом. А Олег и за ним Игорь, укрепившись в Киеве, сразу начали военные действия против древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, чтобы обложить их данью. Таким образом, русы, которые пришли вместе с Олегом и Игорем, привнесли в общественно-политическую жизнь Южной Руси иерархический принцип управления «сверху вниз», основанный на традициях кровнородственной общины. И свои принципы общественно-политического устройства русам пришлось совмещать со славянскими традициями общественного управления. А на «притирку» этих различных принципов организации власти у племен, населяющих Киевскую Русь, потребовалось более двух столетий. Славяне готовы были платить дань «роду русскому», защищавшему их от внешнего врага, но идти в полное подчинение киевским князьям не хотели, а если и шли, то с большим трудом и только по какой-то крайней необходимости. И при первой же возможности выходили из-под власти киевской династии, что неоднократно случалось в X в. Да и позднее мнение местного самоуправления той или иной славянской земли-княжения нередко было сильнее воли киевского князя или его детей и наместников. Недаром жители многих древнерусских городов в X — XII вв. нередко сами решали, какого князя пригласить к себе на княжение.

Даже в Киеве, где «род русский» был особенно силен, традиции были различны. Археологи отмечают на территории Киева IX — X вв. несколько городищ, лишь впоследствии слившихся в единый город (отсюда, видимо, легенда о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве). Эти городища могли представлять разноплановые общины — «русскую» кровнородственную и славянскую территориальную. Впрочем, община славянского типа в Киеве была довольно малочисленна. Во всяком случае, «тысяцких» в Киеве не было не только во времена Владимира, но и в XI столетии, а «сотские» отмечаются единицами.

Традиции кровнородственной общины проявляются в том, что киевские князья в X в. все вопросы решали, советуясь только с дружиной. Дружинники были не просто главными советчиками князей, но и исполнителями их воли, а также силой, с помощью которой князья осуществляли свою власть. Более того, дружинники имели большое влияние на самого князя — именно дружина заставила пойти Игоря в 945 г. в очередной поход за данью на древлян, в котором князь Игорь погиб. А воевода Игоря Свенельд вообще обладал полной самостоятельностью и собственной дружиной.

Серьезное место в жизни Киева занимало и вече. Но, как показывают источники, киевское вече сочетало принципы разных общин. Институт, а может быть и высший орган кровнородственной общины, в которой основная власть принадлежала старшим в роду, — это «старци градские». не раз упоминаемые летописью в конце X в. Владимир Святославич постоянно советуется со «старцами градскими», так же как с дружинниками и с представителями «кыян» — «десятскими» и «сотскими».

Под понятием «кыяне» (т.е. все киевляне), скорее всего, подразумевается как раз славянское общегородское вече, к которому князья в X в. обращаются для обсуждения и решения особо важных вопросов. С «кыянами» советуется княгиня Ольга во время конфликта с древлянами в 945 г. Собрание 968 г. когда в отсутствие князя Святослава «кыяне» собрались по тревоге перед угрозой печенежского нападения, летопись не называет «вечем», хотя именно тогда «кыяне» проявили политическую волю — направили Святославу резкое требование вернуться в Киев и защищать свою землю. Следовательно, на протяжении всего X в. в Киеве были разные формы вечевого самоуправления, присущие традициям народов разного этнического происхождения.

Киевляне («кыяне») как субъект общинного самоуправления появляются в летописи и позднее — в XI — начале XII вв. Так, именно киевское вече поддержало вокняжение Святополка в 1015 г. В 1068 г. киевляне сами выпустили из темницы и возвели на престол Всеслава Полоцкого (даже не киевского князя!), а в 1113 г. киевское вече призвало на княжение в Киев Владимира Мономаха.

Однако у других племен Южной Руси преобладали славянские традиции организации власти. Во всяком случае, об этом свидетельствует описание обычаев древлян, у которых сохранялась традиционная славянская территориальная община, выбиравшая князей и «лучших людей» на общеплеменном вече.

На Севере Руси управление обществом у славян строилось также на традициях территориальной общины» и здесь влияние кровнородственной общины практически не просматривается. Причем в научной литературе неоднократно отмечались факты близости общественно-политической системы Северо-Западной Руси со славянским Южным берегом Балтики. Центральное место в этой системе принадлежало общегородскому вече, основу которого составляли, в свою очередь, «кончанские» вече, т.е. вече разных концов города. Необходимо отметить, что в этом случае перед нами выстраивание чисто славянской системы управления по принципу «снизу вверх» (выборность всех органов управления). А.Г. Кузьмин отмечает, что именно эта система победила по всему Волго-Балтийскому пути, хотя на этом пути были представители и других народов и иных систем. И что удивительно — по всему Волго-Балтийскому пути не видно зримых следов межэтнических конфликтов, а ассимиляция местного населения проходила на жизни нескольких поколений.

На славянских принципах сложилась и властная иерархия Северо-Западной Руси. Но это была иерархия не личностей, а территориальных общин. Так, Псков считался «пригородом» Новгорода (хотя фактически был самостоятелен). Кстати, мощные и глубокие традиции славянского самоуправления, вполне возможно, стали одной из причин, по которой в конце IX в. князю Олегу пришлось уйти из Новгорода. По «Повести временных лет», Олег получил власть в Новгороде в 879 г. а уже через три года, в 882 г. отправился в Киев, который и объявил столицей своего государства. Видимо, «род русский» не смог закрепиться в северо-западных славянских землях и навязать населению этих земель свои традиции управления. И, как известно, единоличная княжеская власть в Новгороде так и не утвердилось.

Таким образом, власть киевских князей из «рода русского» в X в. была еще довольно ограниченна как дружиной и кровнородственной общиной, так и славянским самоуправлением. Не могли в этот период киевские князья и объединить все восточнославянские племена. Первые реальные попытки упорядочить отношения городского и племенного самоуправления с княжескими слугами даже в пределах самого Киева были предприняты лишь в конце X в. при Владимире Святославиче.

В XI в. укрепление Древнерусского государства происходит только при Ярославе Владимировиче, и то во второй период его правления. До этого времени и после смерти Ярослава Киевская Русь постоянно раздиралась княжескими усобицами, а от единого государственного объединения периодически отпадали отдельные земли — Полоцкое княжество, земли вятичей, Тмутараканское княжество. Относительное объединение русских земель вновь складывается в начале XII в. при Владимире Мономахе и Мстиславе Великом, но уже после смерти Мстислава Киевская Русь распадается на отдельные княжества.

Рекомендуем ознакомится: http://www.studfiles.ru