Интересные факты о Крыме:

Дача Горбачева «Заря», в которой он находился под арестом в ночь переворота, расположена около Фороса. Неподалеку от единственной дороги на «Зарю» до сих пор находятся развалины построенного за одну ночь контрольно-пропускного пункта.

На правах рекламы:

• Модульные диваны mobel zeit mz55.ru.

Главная страница » Библиотека » В.П. Бабенчиков, Е.В. Веймарн. «Дорогой тысячелетий. Экскурсии по средневековому Крыму»

Садоводство и сбор дикорастущих плодов

Природные условия Крыма способствовали развитию садоводства и огородничества. Сады тянулись вдоль горных речек и ручьев. Плодовые деревья и овощи регулярно поливали при помощи целой системы канав.


Везде, где водоносные слои находились близко от поверхности, рыли колодцы. В горные селения вода доставлялась по водопроводам из керамических труб или каменных плит. Интересен водопровод из гончарных, хорошо обожженных труб с перепадным колодцем в с. Предущельном (б. Кош-Дегермен) Бахчисарайского района. Его трубы залегали на глубине 0,5 м от поверхности. Длина такой трубы — 0,45 м, наименьший диаметр — 8 см. Стыки их скреплялись известковым раствором, смешанным с толченым кирпичом. Для ответвления водопроводов и очистки воды служили высеченные из камня резервуары. Иногда их делали из каменных плит, щели между которыми промазывали таким же раствором.

Средневековые водопроводы обнаружены в Биюк-Сюйрене, Юрт-луке, Нижней Фоти-Сала, в поселении к северу от Каламиты, в Майруме и многих других местах Крыма.

Террасирование горных склонов получило в период средневековья большое распространение. Подпорные стены террас не только создавали более благоприятные условия для обработки почвы, но и удерживали ее от сползания и смыва.

Многие плодовые деревья росли в чаирах — на больших лесных вырубках, используемых под поля и огороды. Нередко чаиры представляли собой своеобразные сады, привитые на дикорастущих подвоях. Здесь же иногда пасли и скот. Остатки больших чаиров и следы поселений археологи находят в ныне заросших лесом верховьях рек Качи, Бельбека, Черной и других.

Сады и поля огораживали каменными заборами, сложенными из бута насухо или колючими живыми изгородями из терновника и ажины. В горном Крыму были распространены разнообразные сорта груш, яблок и слив. В садах росли также вишня, айва, персик, абрикос, миндаль, желтая и красная черешня, крупноплодная рябина, кизил, шелковица белого и черного сортов, грецкий орех, культурный орешник-фундук. Немало было мушмулы, ее прививали на айвовых деревьях, чтобы получать более крупные плоды. Повсюду в лесах горного Крыма можно встретить одичалое потомство этих некогда культурных растений. Эти деревья служат верным признаком того, что где-то рядом есть остатки средневековых поселений.

В хозяйстве средневекового Крыма виноградарство и виноделие.

унаследованные от античности, играли огромную роль. Их следы мы находим в долинах всех крымских рек, на побережье и южных склонах гор, обращенных к морю.

Закладку виноградника производили следующим образом. Плугом проводили глубокие борозды. В них делали углубления кольями из очень крепкого дерева или железными ломами. В углубления сажали чубуки с пятью-шестью глазками, оставляя над землей два глазка, засыпали их хорошей землей и заливали водой. Смотря по погоде, черенки поливались каждые три-четыре недели с осени, пока они не приживались. На следующий год землю на винограднике перекапывали и проводили канавки для полива. Разводили виноград и при помощи отводков.

В виноградарстве широко применялась прививка — она позволяла быстро размножать лучшие сорта и улучшать плохие.

После сбора винограда большая часть урожая поступала в давильни — тарапаны. В горах многие давильни вырубались в материковой скале или в больших камнях, отделившихся от скального массива. Как правило, такая давильня состояла из четырехугольной площадки для раздавливания ягод и резервуара для слива сока. Виноградный сок выдавливали сначала ногами, а затем под прессом — при помощи рычага с грузом. Возможно, что эти же давильни применялись и для получения фруктовых соков.

На вино шел не весь виноград. Часть его вялили на солнце и сушили в печах. Кроме того, из виноградного сока варили сироп, подобный античному «дефрутуму».

Виноградное сусло сливали в пифосы или вырубленные в скале ямы, обмазанные цемянковой штукатуркой. Выжимки помещали бродить в хорошо закрытые сосуды или в обмазанные глиной ямы. Вино бродило, а иногда и хранилось в пифосах, затем разливалось в просмоленные амфоры. Для домашнего хранения вина и его перевозки применяли двуручные круглодонные амфоры; для более мелкого разлива служили одноручные плоскодонные кувшины. Обломки тех и других в изобилии встречаются на всех средневековых поселениях Крыма. Подобные кувшины, как и амфоры, часто изнутри покрывали смолой — прием, находящий многочисленные аналогии в античном виноделии.

Тарапаны во многих случаях имели явно промышленные масштабы, что говорит о большом экономическом значении виноградарства и виноделия в жизни средневекового Крыма. В настоящее время в юго-западном предгорье известно 13 местонахождений тарапанов.

Живыми памятниками средневекового садоводства являются тысячелетние ореховые деревья у с. Улу-Узень (ныне с Генеральское), вековые деревья на Басмане и в других местах. Они хранят следы неоднократных прививок на стволах и ветвях. Кроме того, в лесах Крыма найдены и виноградные лозы, возраст которых насчитывает столетия. На тех местах, где они произрастают, археологи, как правило, обнаруживают развалины раннесредневековых поселений и следы виноделия.

Из огородных культур в средневековом Крыму выращивались огурцы, капуста, лук, чеснок, различная зелень. «Устав Кафы» сообщает их перечень.

Пчеловодство зародилось в Крыму еще в античное время и продолжалось в средние века. Известно, что венецианские купцы в 1237 г. выменивали на различные товары воск. «Устав Кафы» тоже свидетельствует, что население средневекового Крыма занималось пчеловодством. Крымский воск высоко ценили генуэзцы, вывозившие его в Италию.

Роль примитивных ульев играли выдолбленные изнутри обрубки древесных стволов и конусовидные корзины, сплетенные из тонких прутьев и обмазанные глиной. Для того чтобы взять мед, пчел окуривали дымом, и они погибали. Подобное «пчеловодство» немногим отличалось от бортничества — грабежа диких пчел, гнездившихся в дуплах деревьев или в естественных отверстиях скал.

Наряду с чаирным садоводством и бортничеством в средневековой деревне процветали и другие лесные промыслы: сбор дикорастущего хмеля, плодов шиповника, барбариса, ежевики, клубники, кизила, черешни, терна, дикой груши, яблони-кислицы, крупноплодной рябины. Отвар кизила считался наилучшим средством от всех болезней. Лечебное свойство приписывалось и рябине. Из диких плодов варили густой фруктовый сироп и делали различные напитки.

Основную массу плодов, как диких, так и культурных, вялили под специальными навесами или на скалах и кровлях жилищ. Груши и сливы подвергали копчению, для этого в чаирах или просто на лесных полянах устраивали специальные печи — коптильни. На Бойке сохранились развалины подобных печей, прямо на них выросли деревья, насчитывающие не одну сотню лет. Неподалеку имеются остатки средневековых полуземлянок с культурным слоем. По-видимому, население окрестных деревень в сезон созревания плодов временно переселялось в чаиры — к местам их сбора и сенокосов. О том же свидетельствуют и генуэзские документы. По находкам средневековой посуды эти временные поселения датируются XII—XV вв.

Рекомендуем ознакомится: http://www.krimoved-library.ru