Культура античных городов, государств Северного Причерноморья

1. Античные города Северного Причерноморья

2. Культура Ольвии

1. Античные города Северного Причерноморья

Города, возникшие в ходе греческой колонизации на северном берегу Чёрного моря в 6--5 вв. до н. э. В конце 7 в. до н. э. на северных берегах Чёрного моря возникли греческие торговые пункты -- эмпории. В 6 и 5 вв. до н. э. Северное Причерноморье входило в сферу колонизации движения греков которых привлекали сюда плодородные земли, обилие рыбы в устьях рек, возможность вести широкую торговлю с племенами северочерноморских степей -- скифами синдами, меотами и др.

В 6 в. до н. э. на северном берегу Чёрного моря возникли греческие города, основанные переселенцами из Ионии, М. Азии и с островов Эгейского моря: Тира Ольвия Феодосия, Пантикапей, Нимфей, Киммерик, Тиритака, Мирмекий,Фанагория, Гермонасса, Кепы и др. В 422 до н. э. возник Херсонес, в 3 в. до н. э.- Танаис.

А. г. Северного Причерноморья жили самостоятельной жизнью, сохраняя со своими метрополиями торговые и культурные связи.

Большую роль в их экономической жизни играла торговля с городами Греции и М. Азии и с племенами северочерноморских степей. Города ввозили из бассейна Эгейского моря вино, оливковое масло, металлические изделия, мрамор, керамику, дорогие ткани и пр. и вывозили хлеб, скот, кожи, солёную рыбу, рабов.


Важную роль в их хозяйстве играли промыслы, ремесло, земледелие и скотоводство. По социальному и политическому устройству все Античные города Северного Причерноморья - первоначально были рабовладельческими полисами. Некоторые города, расположенные вокруг Керченского пролива, уже в 480 до н. э. объединились вокруг Пантикапея в единое Боспорское государство. (А. г. С. П.) достигли расцвета в 4 в. до н. э. когда они являлись важнейшими поставщиками хлеба и других продуктов потребления для многих городов Греции и М. Азии. А. г. С. П. (особенно боспорские и Ольвия) имели тесный контакт с местными племенами. Они оказывали экономическое и культурное влияние на местные племена, способствовали разложению у них родового строя, развитию имущественной дифференциации и вызреванию классовых отношений.

Искусству (А. г. С. П.) присущи многие черты, характерные для всей художественной культуры античного мира. Города имели регулярную планировку (т. н. система Гипподама), в культовых и обществ, постройках применялся Ордер, был распространён тип жилого дома с перистилем. Из Греции в (А. г. С. П.) широко ввозились разнообразные художественные изделия -- скульптура, мелкая пластика, геммы, украшенные росписью вазы.

В то же время искусство, создававшееся в (А. г. С. П.), отмечено признаками местного своеобразия. В нём нашли отражение жизнь окружающих народов (скифов, синдов, меотов и др.), их религиозные представления и ритуалы (золотой гребень из кургана Солоха, 4 в. до н. э. с рельефом, изображающим скифов в бою; электровый сосуд из Куль-Обы, 4 в. дон. э. с рельефами на темы скифского быта).

В (А. г. С. П.) сложились самобытные разновидности погребального сооружения (перекрытый уступчатыми сводами подкурганный каменный склеп с коридором - «дромосом»), декоративной стенной росписи, скульптурные надгробия-стелы, расписной керамики (ольвийские и боспорские вазы со стилизованными растительными мотивами, боспорские «акварельные» пелики). Своеобразны ольвийские бронз, зеркала со стилизованными изображениями на рукоятках (6-5 вв. до н. э.). Самобытные устремления художественной культуры (А. г. С. П.) полнее всего проявились в искусстве Боспорского государства.

Это сказалось и в религиозном представлениях обитателей (А. г. С. П.); у них наряду с чисто греческими божествами (Аполлон, Деметра и др.) получили распространение и культуры негреческих божеств, например, таврской богини Девы и др.

А. г. Северного Причерноморья сыграли большую роль в истории народов Восточной Европы как проводники наиболее передовых для их времени рабовладельческих социально-экономических отношений и культуры, как посредники между этими народами и центрами античного рабовладельческого мира Средиземноморья.

2. Культура Ольвии

Культура Ольвии - это часть культуры всего Северного Причерноморья. И хотя ольвийские произведения искусства обладают целым рядом местных, неповторимых особенностей, их нельзя рассматривать в отрыве от всего культурного процесса данного региона.

Культура государств Северного Причерноморья имеет своеобразные черты, которые обуславливаются некоторыми особенностями развития этого периферийного района античного мира, где собственно античная культура развивалась в тесном взаимодействии с культурой местных народов. В древнейший период VII-VI вв. до н.э. вместе с формами политической и общественной жизни в города Северного Причерноморья были перенесены все культурные достижения метрополии.

Расцвет античной культуры государств Северного Причерноморья совпадает со временем их экономического расцвета. В Ольвии он падает на V-IV вв. до н.э.

Скульптура была широко распространена в греческих колониях Северного Причерноморья. Но большинство дошедших до нас памятников скульптуры колоний Северного Причерноморья известны лишь по определённым фрагментам.

Целые статуи, представляющие большую ценность, пока единичны. Это можно объяснить тем, что произведения скульптуры в древности подвергались порче во время войн.

Дион Хрисостом, греческий философ и ритор, живший в I в. н.э. говоря о разорении Ольвии гетами, отмечает, что в ольвийских храмах не осталось ни одной целой статуи, все они изуродованы, равно как и изображения на надгробных рельефах.

Основными материалами скульптурных произведений, найденных в Северном Причерноморье, были мрамор и известняк. Из мрамора главным образом изготовлены привозные образцы, известняк служил материалом для местных скульптур и рельефов.

В редких случаях имеются указания на изготовление статуй из бронзы и дерева. Из памятников этого стиля следует отметить полихромную мраморную стелу, на двух сторонах которой имеются изображения. На одной из сторон рельефа изображён нагой юноша, на другой - фигура амазонки или скифа-воина. Этот памятник интересен как редкий тип стелы, украшенной рельефами с двух сторон. Отдельные элементы моделировки тела нарушают строгость фронтального построения и свидетельствуют о натуралистическом мастерстве художника. Удлинённые пропорции тела, расплывчатый контур и мягкая поверхность тела и лица, лёгкая улыбка на губах указывают на ионийскую школу.

Среди скульптур, происходящих из Северного Причерноморья, имеются памятники, свидетельствующие о культурных связях этого района с рядом скульптурных школ эпохи эллинизма, с аттической, александрийской и пергамской школами. Лучшие образцы эллинистической скульптуры привозились из метрополии. К ним следует отнести фрагменты колоссальной статуи льва, отличающиеся смелой моделировкой и большой выразительностью.

культура ольвия античный город

Широкое распространение в Северном Причерноморье имели терракотовые статуэтки, изготовлявшиеся в местных мастерских. Техника коропластики была принесена сюда при основании городов наряду с другими ремёслами.

Древнейшие статуэтки VI - I пол. V в. до н.э. в основном представляли собой изображения божеств. Они служили приношениями богам, как в домашних культах, так и в святилищах и храмах, их помещали также в могилы, особенно женщин и детей, изредка их находили и в тризнах. Небольшие размеры статуэток (7-12 см высотой) и применение форм при их изготовлении обеспечивали возможность быстрого распространения терракот среди античных городов Средиземноморья и Причерноморья.

Со II половины V в. до н.э. и в течение IV в. до н.э. (период расцвета классического искусства) создаются новые типы терракот, связанные с культом Деметры и Коры, а также Афродиты и Диониса. Старые типы сидящей и стоящей богини трактуются по-новому: в более свободном движении с правдивой передачей облегающей тело одежды. Появляются типы, отражающие реальную жизнь (женщина с ребёнком на руках, юноша).

В более позднее время в Ольвии преобладает аттический тип терракот. Изображение Деметры трактуется по-новому.

Для него характерно отсутствие моделировки фигуры, как бы завёрнутой в плащ, волосы мелкими зубчиками обрамляют лицо. Трон, с закруглёнными выступами по бокам спинки, значительно шире фигуры сидящей богини(12). В это же время получает распространение новый тип богини Кибелы. Изображение Кибелы редко встречается в архаическое время; только с конца V в. до н.э. складывается определённый тип сидящей богини с львёнком на коленях, держащей в руках чашу или тимпан.

1. Античные города Северного Причерноморья (Очерки истории и культуры) I, - изд-во Академии наук СССР. - М, Л, 1955.

2. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. - М: Наука, 1984.

3. Блаватский В.Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. - М, изд-во гос. музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 1947.

4. Ветштейн Р.И. Раскопки на римской цитадели в Ольвии. - КСИА АН УССР, 1957.

Бюст боспорской царицы Динамии. 1 в. до н. э.

Золотая височная подвеска с изображением головы богини Афины из кургана Куль-Оба. 4 в. до н. э.

Оборонительная стена Херсонеса с воротами. Восходит к 4 в. до н. э.

Полихромный фигурный сосуд «Сфинкс» из Фанагории. Аттическая работа кон. 5 в. до н. э.

Посвятительный рельеф Трифона из Танаиса. 2 в. н. э.

Монументальная гранитная резьба камня.

Размещено на Allbest.ru

Рекомендуем ознакомится: http://knowledge.allbest.ru