Развитие Ольвии VII-IV в. до н. э.

Во второй половине VII в. до н. э. первые греческие поселенцы в районе будущего ольвийского полиса обосновались на о. Березань (тогда полуострове).

Позднее, в первой половине VI в. до н. э. на правом берегу Бугского лимана, неподалеку от места его впадения в Днепровский лиман, вблизи нынешнего с. Парутино, в 40 км на юг от современного Николаева, возникла Ольвия. которая со временем стала самым значительным античным центром Северо-Западного Причерноморья.

Ольвию основали выходцы из Ионии, главным образом из Милета. Существует мнение, что в этом процессе принимали участие также переселенцы с островов Родоса, Хиоса, Самоса. «Ольвия» в переводе с греческого означает «счастливая». Ее жителей называли ольвиополитами. В произведениях некоторых античных писателей и ученых город именовался Борисфеном (по греческому названию р. Днепр), а его жители — борисфенитами. Вероятно, это объясняется тем, что Ольвия находилась недалеко от устья Днепра.

Самые ранние слои Ольвии исследованы недостаточно. Однако известно, что не позднее второй половины VI в. до н. э. здесь возник священный участок — теменос, на юг от которого располагалась торгово-административная площадь — агора. Наличие религиозных и торгово-административных центров дает основание говорить о возникновении города, возможно, и полиса уже в VI в. до н. э. К этому раннему этапу формирования государства относится и начало выпуска денег. (Со второй половины VI в. до н. э. в Ольвии начался выпуск собственной бронзовой литой монеты в виде дельфина.

В это время появляется целый ряд небольших поселений на побережье Бугского и Березанского лиманов. Население их занимается преимущественно сельским хозяйством. Материальная культура жителей этих поселений имеет ярко выраженный эллинский характер, что свидетельствует об их греческом происхождении. Исходя из этого можно предполагать, что в условиях проживания на новоосваиваемых землях греки имели и определенные античные формы объединения. Поэтому, вероятнее всего, поселения могли входить в состав ольвийского полиса как его хора. Если это так, то границы ольвийской хоры в то время на западе проходили по Березанскому лиману, на востоке по левому берегу Бугского лимана, а на севере достигали широты Николаева.

С V до последней трети IV в. до н. э. полис постепенно укреплялся, развивалась его экономика. Развернулось городское строительство: полуземляночные жилища второй половины VI — начала V в. до н. э. сменяются наземными жилищами; развиваются сельское хозяйство и разные ремесла — железоделательное, металлообрабатывающее, гончарное, строительное дело. В начале V в. до н. э. Ольвия начала выпускать литые монеты обычной круглой формы — так называемые ассы, на лицевой стороне которых помещалось изображение Афины, Горгоны или Деметры. Следует отметить, что эти монеты появились намного раньше римских ассов и отличались от них весом.

Существует мнение, что в 30-е годы V в. до н. э. во время понтийской экспедиции Перикла, Ольвия вошла в состав Афинского морского союза, что было связано для нее с некоторыми экономическими ограничениями. Однако уже в предпоследнем десятилетии V в. до н. э. Ольвия была вне этого союза, о чем свидетельствует выпуск собственной серии серебряных монет общегреческого образца (по действующим законам членам Афинского морского союза чеканить серебряные монеты запрещалось). B это время экономика полиса еще более укрепилась, на что указывает, в частности, появление на рубеже V и IV вв. до н. э. монет обычного вида, что несомненно свидетельствует о переходе монетного дела под контроль государства. О мерах, направленных на упорядочение денежного обращения, говорят также эпиграфические данные, в частности декрет середины IV в. до н. э. который обязывал производить все торговые расчеты только в ольвийской монете.

Значительное место в экономике Ольвии в этот период занимала торговля с античными городами Средиземноморья и Понта. На протяжении VI—IV вв. до н. э. постепенно происходила определенная переориентация торговых связей. Так, если в VI в. до н. э. основными контрагентами Ольвии были преимущественно средиземноморские центры Хиос, Самос, Родос, Коринф, район Аттики, то с усилением значения в V в. до н. э. Афин основную роль начала играть торговля именно с ними. В IV в. до н. э. после выхода Ольвии из состава Афинского морского союза, получила развитие торговля Ольвии с южнопонтийскими центрами, в частности с Гераклеей и Синопой.

Выгодное географическое положение Ольвии неподалеку от устья Днепра и Южного Буга способствовало установлению при ее посредничестве тесных контактов античных городов с оседлым населением Лесостепи и кочевыми племенами степной зоны Восточной Европы. О до вольно оживленных связях с местными племенами свидетельствует, в частности, рассказ Геродота о скифском царе Скиле, который имел в Ольвии дворец с беломраморными сфинксами и грифонами.

По данным Геродота, с Ольвией соседствовали оседлые племена каллипидов, которых он называет также эллино-скифами; на север от них жили земледельческие племена алазонов и скифов-пахарей. Все они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и были заинтересованы в сбыте своей сельскохозяйственной продукции в обмен на ремесленные изделия. Торговые связи Ольвии на раннем этапе ее существования прослеживаются до Среднего Поднепровья на севере и Приуралья — на востоке.

С IV в. до н. э. ведущее место в торговле с племенами, жившими на север и восток от Азовского моря, начал играть Боспор .

Рекомендуем ознакомится: http://rosistoria.ru