Материальная и духовная культура скифов

Скифская культура - термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. В более широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Черного моря и Северного Кавказа в VII - III вв. до н. э. [1,с.59]В данную эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним территории были заселены различными по происхождению племенами, говорящими на разных языках. Однако основное занятие их (пастушеское скотоводство, охота, частично земледелие), материальная культура, общественный строй, искусство всех этих племен имели много общего. Для скифской культуры характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Рядом с погребением знатного скифа или их царя клали убитых жен-наложниц, слуг, рабов коней. Сверху насыпан высокий курган. К примеру, курган Ульского аула (VI в. до н. э.), высотой 15 м знаменит тем, что здесь в жертву умершему было принесено более 400 коней. Выразительные элементы скифской культуры - бронзовые котлы, зеркала с петельками и ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве. Весь комплекс этих ярких признаков имел широкое распространение в культурах кочевников степей Евразии, так называемого скифо-сибирского мира. Этим обусловлено и появление термина "скифо- сибирский звериный стиль".

Скифы играли серьезную роль в политической жизни Передней Азии, участвовали в процессе этногенеза многочисленных народов нашей страны, создали поразительное искусство, получившее широкое географическое распространение. Сведения о скифах содержатся у греческих и латинских писателей и в ассирийско-вавилонских клинописных документах. Ценнейшим сведениям о занятиях, обычаях, образе жизни и верованиях скифов мы обязаны Геродоту, который посвятил значительную часть своей "Истории" этому народу. Известно о вытеснении скифами киммерийцев и их военных походах в страны Передней Азии с 70-х гг. VII в. до начала VI в. до н. э. под предводительством Партатуэ, когда они были частично уничтожены мидийцами.[17,c.150] В VI в. до н. э. персидский царь Дарий с огромным войском (700000 человек) вторгается в скифские владения и терпит поражение. IV в. до н. э. - время наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории скифского царства. Основу его экономики составляла торговля зерном, вывозившимся в греческие города Северного Причерноморья. Многие шедевры греческих ювелиров и торевтов, обнаруженные археологами в царских курганах, были получены в обмен на вывозимый хлеб. В середине III в. до н. э. Скифия превращается в безлюдную пустыню в результате нашествия сарматов. Однако ко II в. до н. э. происходит возрождение государства скифов. В 3 в. скифское царство было уничтожено готским нашествием. Скифская культура представляет собой часть обширной историко- культурной общности, охватывающей огромную территорию от Дуная до Монголии. Изучение скифского мира остается оной из насущных проблем отечественной археологии. Одним из первых открытий в области скифоведения явились раскопки Литого кургана, осуществленного в 1763 г. по распоряжению губернатора Новороссийской губернии А. П. Мельгунова, по фамилии которого этот памятник стал известен в науке под именем Мельгуновский курган. Середина XIX в. явилась временем открытий И. Е. Забелина в степях около Никополя, среди них - раскопки Чертомлыцкого кургана, получившего всемирную известность. Вторая половина XIX и начало XX в. - период знаменитых раскопок Н. И. Веселовского на Кубани и Нижнем Днепре, когда были открыты выдающиеся памятники скифской культуры - Келермесские, Костромской, Ульские курганы, а также знаменитый курган Солоха. Большой вклад в изучении проблем скифоведения внесли советские археологи. С 30-х гг. начались раскопки курганов рядового населения Скифии, небывалые по масштабам раскопки курганов развернулись в 60-е гг. Кубанские курганы, когда были открыты выдающиеся скифские памятники, в том числе курганы Толстая могила и Гайманова могила. В работах Б. Н. Гракова, А. И. Тереножкина, Б. А. Рыбакова рассмотрен широкий круг проблем, связанных с культурой и составом населения Скифии. Каждя из поставленных проблем становилась предметом дискуссии, в том числе проблема происхождения скифского звериного стиля, к этой проблеме мы ещё вернёмся позже.

Глава 1. Степень изученности скифской религии

1.1 Актуальность темы исследования

Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Скифская культура одна из наиболее ярких культур степной полосы Евразии. Возрождается интерес к изучению культурного наследия народов, населявшие просторы Причерноморских степей в древности? Чем жили, во что верили, каков был их общественно-политический строй? Вопросов больше, чем ответов. У историков нет твердо сформулированной общей концепции. Это связано с тем, что письменных источников по древней истории Скифии дошло до наших дней ничтожно малое количество.

Археологические исследования последних десятилетий прояснили облик культуры населения степного евразийского пояса, в значительной степени выявили характер и уровень развития его экономики, в ряде случаев позволили установить его генетическую связь с носителями предшествующих культур бронзового века.

Существует, однако, аспект, в котором изучение названных народов делает только первые шаги. Речь идет об исследовании свойственных им религиозно-мифологических представлений. Аспект этот весьма важен, так как на ранних этапах истории человечества в мифологии того или иного народа находит, как известно, специфическое отражение вся сумма свойственных этому народу представлений о природе и обществе, в ней проявляются реальное практическое знание о внешнем мире, суммируется свойственное древнему человеку понимание космического и социального порядка, понимание строения мира и своего места в этом мире.

Без знания истории скифов, их социально-экономического развития, религиозно-культовых представлений невозможно понять древнюю историю обширного региона, называвшегося в древности Скифией.

Изучение религиозных представлений скифов в комплексе с археологическими исследованиями позволяет реконструировать в известных пределах социальную, этническую, культовую историю скифского общества.

1.2 Степень изученности проблемы

Для изучения скифской религии мы не располагаем собственно письменными источниками, т.е. текстами, написанными на скифском языке. Некоторые сведения имеются у античных авторов. Из них наиболее ценные сведения о скифской религии содержатся в IV книге «Истории» Геродота, в отрывках из сочинений Псевдо-Гиппократа «О воздухе, водах и местностях», «Исторических библиотек» Диодора Сицилийского, в некоторых новеллах Лукиана, «Аргонавтике» Валерия Флакка. Немаловажным источником является археологический материал, а в некоторых случаях археология является единственным источником воссоздания истины.

История изучения скифской религии тесно связана с состоянием изученности одной из кардинальных проблем скифологии – происхождения скифской культуры. Долгое время в науке господствовала теория об иранском элементе в скифской культуре. Наиболее полно эта точка зрения отражена в трудах М.И. Ростовцева. М.И. Ростовцев на обширном археологическом и сравнительном историческом материале впервые объяснил важнейшие памятники культового искусства Северного Причерноморья. М.И. Ростовцев скифскую религию определяет как иранскую, а атрибутику заимствованной у восточно-греческого искусства Малой Азии. Согласно теории М.И. Ростовцева собственно скифской была культура верхушки общества, пришлой кочевнической ираноязычной знати, господствовавшей и над покоренным земледельческим населением с совершенно иным культурным укладом. В последние годы эта точка зрения не разделяется большинством археологов. Их версия сводится к мысли, что начиная с VII в. до н.э. Скифия предстает в основном единой в культурном отношении, по крайней мере в тех проявлениях культуры, которые могут быть прослежены археологически. Различия скифских рядовых и царских погребений – это различия социального плана.

Далее М.И. Ростовцев отождествлял отдельные моменты скифской религии, в частности ее богов с синкретическими божествами персов эпохи элинизма.

В настоящее время в скифологии наибольшее признание получили две теории происхождения скифской культуры. Одна из них условно именуется «автохтонной» - имеет наибольшее число сторонников, исходит из непрерывного развития скифской культуры в Северном Причерноморье. Вторая - «центрально-азиатская» - доказывает появление основных элементов скифской культуры в Северно Причерноморье извне, с востока, из «глубин Азии». Наиболее активно эту теорию отстаивал А.И. Треножкин. Обе эти теории не исключают друг друга, т.к. ни одна из них не отрицает как привнесенных черт (оружие, конский убор, звериный стиль в искусстве), так и местных.

После возвращения из передней Азии скифы какое-то время обитали на Северном Кавказе и в Прикубанье, а затем утвердили свое господство в степях Северного Причерноморья. Местное население, покоренное скифами в большинстве своем также было ираноязычным, что способствовало быстрой двусторонней ассимиляции в материальной культуре и идеологии. Общественный строй Скифии можно характеризовать тенденцией, в которой четко выделились основные сословия.Новые перспективы в изучении скифской идеологии появились в связи с появлением трудов французского исследователя Ж. Дюмезиля и его последователей. Согласно Ж. Дюмезилю, божества, принадлежавшие древнейшему слою ряда индоевропейских мифологических систем, воплощали три функции:магико-юридическую( мистическую и административную), физической силы (военная функция), плодородия (в широком смысле этого слова). В основе такого деления в религиозной и магической сферах лежало разделение древнего индоевропейского общества на три основных слоя: жрецов, воинов, скотоводов-земледельцев. Каждый из этих слоев был представлен в мире и эпосе определенными богами или героями. Ж. Дюмезиль, исходя из «скифской» версии Геродота, считает, что скифское общество представляло собой трехчастную структуру. Основные положения концепции Ж. Дюмезиля применительно к скифскому материалу были развиты Э.А. Граньтовским и Д.С. Раевским. По мнению Э.А. Грантовского трехчастные структуры были наиболее характерны для скифской идеологии: космогонии, общественного строя, политической и жреческой организации, цветовой символики. Не все положения, выдвинутые Э.А. Грантовским, были приняты учеными. Критике подвергся тезис о существовании в Скифии времен Геродота и Лукиана замкнутых сословных кастовых групп. Впервые попытку реконструкции скифской мифологии как системы и части идеологии иранского мира предпринял Д.С. Раевский. На основе изучения изобразительных памятников и фрагментов скифского фольклора, сохраненных античными авторами, в книге исследуются представления о мироздании, присущие скифским племенам Северного Причерноморья I тысячелетия до н.э. В результате мировосприятие скифов реконструируется как целостная система.Однако, как указывает и сам автор монографии, предложенная реконструкция далеко не исчерпывает скифской мифологической модели во всем многообразии образующих ее структур и во всем богатстве их реализации.Появление монографии Бессоновой С.С. явилось как бы дополнением и уточнением тех положений, которые выдвинул Д.С. Раевский. Работа посвящена исследованию религиозных представлений населения Степной Скифии V-III вв. до н.э. Скифская религия рассматривается в комплексе, включая мифологию, пантеон, конкретные формы религии, семантику культово-мифологических изображений [1,с 96]..

Глава 2. Религиозные верования скифов

2.1 Боги, почитаемые скифами, обряд жертвоприношения

Религия скифов была тесно связана с индоиранскими религиозными воззрениями. Скифская мифология, насколько можно судить по имеющимся сведениям античных авторов, археологическим данным и этнографическим параллелям, близка к мифологии ираноязычных народов, в первую очередь осетин. Этим вопросам посвящены крупные исследования В.И. Абаева, Ж. Дюмезиля, Д.С. Раевского и других ученых.

Одним из основных и наиболее ценных источников для изучения скифской религии является Геродот, его незаменимая «История». В ней после описания наиболее значительных рек этой страны идет довольно подробный рассказ о пантеоне скифских богов, жертвенных обрядах и различных верованиях.

Каких же богов почитали скифы? Вот что пишет об этом Геродот: «Богов они умилостивляют только таких: больше всего Гестию, кроме того, Зевса и Гею, полагая, что Гея – жена Зевса, после них Аполлона и Афродиту Уранию и еще Геракла и Ареса. Этих богов почитают все скифы. Скифы же, которых называют царскими, приносят жертвы также Посейдону. Гестия у скифов называется Табити, Зевс вполне правильно, зовется Папай, Гея – Апи, Аполлон – Гойтосир, Афродита Урания – Аргимпаса, Посейдон – Тагимасад. У них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса. Ему же они воздвигают» .

Скифы больше всего почитали Гестию – Табити. Почитание многих божеств, из которых одно было главным, т.е. политеистическая религия, характерно для доклассовых и раннеклассовых обществ. Главенствующее положение Гестии – это почитание огня как священной стихии, которое свойственно всем индоевропейским народам, в первую очередь индоиранским. Отголоски такого отношения к огню сохранились и доныне.

А тот факт, что огонь олицетворялся в женском образе, говорит о связи с архаическими представлениями о богине очага как подательнице плодородия.

Зевс – папай считался прародителем скифов. Согласно легенде о происхождении скифов, Зевс и дочь реки Борисфена были родителями первого скифа – Таргитая. Важно отметить, что царь Идантирс в ответе Дарию во время скифо-персидской войны подчеркнул: «Владыками же своими я считаю только Зевса, моего предка, и Гестия, царицу скифов» .

Гея – Апи, т.е. Земля, олицетворяет землю и воду как одно из основных порождающих начал. А брачные узы Зевса и Геи – это союз неба и земли.Эта триада – Табити, Папай, Апи – возглавляла пантеон высших скифских божеств.В Аполлоне – Гойтосире исследователи видят охранителя скота, победителя чудовищ, лучника, волшебника.Афродиту Уранию, т.е. Небесную – Аргимпасу, считают владычицей умерших, великим божеством жизни и смерти.Скифский Геракл – это победитель мифических чудовищ, прославленный герой, аналогичный греческому Гераклу. Его образ был особенно популярен в изобразительном искусстве. Во время археологических раскопок часто встречаются различные ювелирные изделия, украшения, скульптуры с изображением этого божества.Арес – как известно, бог войны. Кровавый культ этого божества играл особенно важную роль в жизни скифов, соответственно тому, как велика была роль войны и военного сословия в скифском обществе. Об этом наглядно свидетельствует хотя бы тот факт, что скифы воздвигали святилища из всех божеств только одному – именно Аресу[6,с. 129].Как же выглядели эти святилища? И как происходили там кровавые жертвоприношения? Об этом нам довольно подробно и красочно рассказывает Геродот: «У всех у них по округам их областей устраиваются святилища Ареса вот таким способом: нагромождают связки хвороста, приблизительно три стадия в длину и в ширину, в высоту же меньше. Наверху сделана ровная четырехугольная площадка, три ее стороны обрывистые, с одной же стороны она имеет доступ. Каждый год они наваливают сто пятьдесят повозок хвороста: ведь кучи хвороста всегда оседают от непогоды. Поверх этой кучи во всех округах водружен древний железный акинак; он и является изображением Ареса.

Этому акинаку ежегодно приносят в жертву мелкий скот и лошадей; и вообще ему в отличие от других богов приносят сверх того еще и такие жертвы.

Сколько бы они ни захватили в плен врагов, одного мужа из каждой сотни они приносят в жертву, но не как скот, а иначе. Полив головы пленных вином, они закалывают людей над сосудом и затем, подняв его вверх на кучу хвороста, выливают кровь на акинак.Кровь они несут наверх, а внизу у святилища делают следующее. Отрубая у всех убитых людей правое плечо вместе с рукой, бросают их в воздух, и затем, совершив остальные жертвоприношения, они удаляются. Рука лежит в том месте, куда упадет, а труп отдельно» [4,c. 62].

Святилища Ареса были весьма внушительных размеров. Но обнаружить эти святилища сейчас практически невозможно, так как они почти не оставили следов. Их возводили в каждом округе, который, как сообщают античные авторы, назывался номом (в переводе с древнегреческого ном – пастбище, выгон), а начальник округа - номархом.

Изображение бога войны считался акинак – короткий скифский меч. Таким же образом и древние греки почитали эллинского Ареса еще в гомеровскую эпоху. [14,c.112]Если же проводить сопоставление с другими народами, то можно вспомнить, что в древности монголы совершали жертвоприношения своему богу войны на вершине холма: труп убитого врага натыкали на копье, которое, подобно скифскому акинаку, представляло собой божество.

Человеческие жертвоприношения скифы совершали только Аресу. Другим богам жертвовали различных животных. Этим и ограничивались. Крови людей требовало лишь кровожадное божество войны. Как же проходили другие жертвоприношения? Геродот собрал об этом такие сведения: «Жертвенный обряд для всех богов установлен у них один и тот же при всех жертвоприношениях, и совершается он следующим образом: само жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Тот, кто совершает жертвоприношение, став позади животного и дернув за конец веревки, валит его наземь. Когда же жертвенное животное падает, он взывает к богу, которому приносит жертву, и затем набрасывает на шею петлю и, вставив в нее палку, закручивает ее и душит животное. Огня он не возжигает и не совершает ни предварительных обрядов, ни возлияний, а задушив жертву и содрав с нее шкуру, он приступает к варке мяса» .[12,c 96]И далее «отец истории» приводит интересные данные о том, как именно варят мясо жертвенного животного: «Так как скифская земля совершенно безлесна, то для варки мяса придумано у них следующее: как только они сдерут шкуру с жертвенного животного, они очищают кости от мяса и затем кладут мясо в котлы (если они у них окажутся) местной выделки, похожие более всего на лесбосские кратеры, разве только много больших размеров. Бросая в них мясо, варят его, поджигая снизу кости жертвенных животных. Если же у них под рукой нет котла, они кладут мясо в желудки жертвенных животных и, подлив воды, поджигают кости. Кости горят прекрасно, а желудки легко вмещают мясо, очищенное от костей. И таким образом бык варит сам себя, и остальные жертвенные животные – каждое варит само себя. Как только мясо сварилось, совершивший жертвоприношение, отрезав начатки мяса и внутренностей, бросает их на землю перед собой. В жертву они приносят всяких домашних животных и особенно лошадей» .

Рекомендуем ознакомится: http://stud24.ru