Рост городов

О культуре племен и народностей, населявших территорию Казахстана в период раннего средневековья (VI – XII вв.), сообщают письменные, археологические и эпиграфические (надписи на надгробных камнях) источники.

Культура племен и народностей VI – XII вв. преемственно связана с культурой племен и народностей предшествующей эпохи и, в зависимости от природных, экономических и политических условий, развивалась неодинаково. Развитию культуры способствовали торговые связи населения Казахстана с Китаем, Средней Азией, Волжской Булгарией, Киевской Русью, которые осуществлялись по Великому шелковому пути. В культуре этого времени характерным является рост городов, подъем городской жизни.

В X – XII веках в Казахстане шел процесс быстрого роста городов, значительное оживление городской жизни. На карте Казахстана появился ряд новых городов – Карачук, Карнак, Каялык, Еки-Огуз, Ашнас и др. Только в Илийской долине кроме 10 городов предшествующего периода, возникло еще 56 городов. Десятки городских поселений образовались в Чуйской и Таласской долинах, а также на Сырдарье.

С развитием феодальных отношений средневековые города меняли свою планировочную структуру. Вместо древних городов-крепостей появились укрепленные цитадели, окруженные кольцом оборонительных стен. Цитадели Средней Азии назывались шахристаном, где находились культовые здания, базары, жилые дома знати. При дальнейшем росте экономического значения городов в низ стали возникать предместья – рабады, заселенные беднотой.

Крупнейшим из казахстанских городов был Отрар. По сравнению с VI – IX вв. площадь его увеличилась в несколько раз, вместе с рабадами он занимал около 200 гектаров. Стены окружали не только шахристан, но и рабад.

В одном дневном переходе от Отрара находился округ Шавгар. Это территория современного Туркестана. В XI веке Шавгар пришел в упадок, и столица округа была перенесена в город Ясы, где в конце XII века был построен мавзолей Ходжа Ахмета Ясауи. С тех пор город стал религиозным центром.

В числе крупных городов юга Казахстана были Испиджаб, Сыгнак. Развалины Испиджаба находятся сейчас недалеко от Шимкента. В X – XII вв Испиджаб был известен как центр транзитной торговли. Сыгнак являлся центром кыпчакского объединения, на его месте сейчас находится городище Сунак-ата.


Крупнейшим центром политической, экономической и культурной жизни Семиречья был Тараз. В округе Тараз, вдоль рек Талас, Аса и других тянулись цепи городов и поселений – Кулан (Луговое), Мерке, Аспара, Баласагун и др. кулан был крупным центром VII века. В Чуйчкой долине наиболее известным городом была Аспара. В долине реки Или находились города Каялык, Тальхиз, Еки-Огуз и др.

Таким образом, как письменные, так и археологические материалы, а также памятники архитектуры свидетельствуют о развитии городской культуры.

Развитие материальной культуры

Развитие материальной культуры нашло свое выражение в изготовлении орудий труда. В VI – VIII веках основные виды орудий труда преимущественно изготавливались из железа. Развитие древней металлургии явилось важным стимулом для роста кузнечного дела. В рассматриваемый период, т.е. VI – XII вв., в городах кузнечное дело достигло высокого уровня. Производство орудий, металлической утвари и украшений имело в этот период уже ремесленный характер.

Развитие материальной культуры происходило в жилище и предметах домашнего обихода. В VI – XII вв. летние жилища были двух типов: юрта, покрытая войлоком, и подвижное жилище на колесах. Они конструктивно отличались друг от друга. Юрта имела круглую форму, состояла из основания - кереге и сферического свода. Подвижное жилище на колесах делалось обычно богато, обтягивалось шелком и узорчатым войлоком. Подвижные жилища принадлежали богатым людям. Зимние жилища строили из глины, дерна, камыша, а в лесных районах – из рубленого дерева.

Предметами домашнего обихода племен средневекового Казахстана считались: деревянная кровать (тосагаш), сундуки, стеганые одеяла, большой круглый стол, колыбель.

Развитие феодальных отношений вело к постепенной ломке натурального хозяйства сельских общин. Увеличивался спрос на ремесленную продукцию гончаров, стеклодувов, ювелиров, оружейников, кузнецов, резчиков по дереву, кости, камню. Все шире стала распространяться поливная керамика, которая обжигалась в гончарных печах.

При раскопках города в слое X – XII веков был обнаружен инструментарий ювелира. Интересная коллекция украшений найдена в Отраре. Это бронзовый браслет с восьмигранными головками на концах, налобная тесьма с нашивными бронзовыми шариками, образующими сложный узор, бусы из полосчатого стекла и голубой пасты, поясная бляшка с арабской надписью.

Широко использовались в качестве материала кость и рог. Из кости изготавливались амулеты, рукоятки для ножей, игральные кости, заколки, булавки, пуговицы.

Высокохудожественные изделия из металла, драгоценных камней, бусы из перламутра, кораллов и лазурита, изделия из нефрита и зеркала являлись предметами транзитной торговли между странами.

Развитие духовной культуры

К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия.

Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-X вв., ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базе кангарского языка начинает складываться кыпчакский (древне-казахский) язык, а булгарский распадается на два диалекта - камских и азовских булгар.В VI-VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки.

Письменная литература развивалась преимущественно в городах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным. В XI-XII вв. появляются уже крупные литературные произведения. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана. Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости).Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулеймен Бакыргани, известный так же как Хаким Ата. Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием «Дивани Хикмет», называется «3амму назир китабы» (Книга о конце света). Основная мысль произведения - все на Земле и хорошее и плохое, создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все грешные и святые, ангелы и черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновь создаст мир, и все возвратится к жизни.

Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых - уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби. Аль-фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он разделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля). Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двух знаменитых ученых того времени. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре, занимался астрономией и математикой, вместе с Аль Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью.Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу Насыра. Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимаки, родившийся на берегах Ертиса. Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал- Кашгари, автору «Диуани лугат ат-тюрк».