Политические партии и течения в период от февраля к октябрю 1917г

В 1917 году образовались ряд кружков и объединений, молодежных формирований, среди них: в городе Акмолинске появилась организация «Жас казах»; В Аулие-Ата и Мерке – «Революционный союз казахской молодежи». Активизировали в городах свою деятельность эсеры, с лозунгом «землю надо передать тем, кто ее обрабатывает»; казачьи партии; кадеты, издававшую газету «Свободная речь» и провозглашавшие идею единой и неделимой России. Несоответствие интересов и конечной цели привели к выходу А.Букейханова из состава кадетов.

Национальная интеллигенция вышла на политическую арену с 1905 года: А.Байтурсынов (Семипалатинск), Б.Каратаев (Уральск), М.Тынышпаев (Семиречье). А.Букейханов стал лидером партии Алаш, его поддержали соратники: А.Байтурсынов (за критику царской политики был заключен в Семипалатинскую тюрьму, в 1910-1917 годы находился в ссылке в Оренбурге, был редактором газеты «Казах») и М.Дулатов (видный общественный деятель, публицист, его брошюра «Оян казах», стала путеводной в национальном движении). Его перу принадлежат роман «Несчастная Жамал» (1910 г.), сборник песен «Азамат» (1913 г.), «Терме» (1915 г.), которые имели выраженную политическую направленность. Социальную базу партии составляла интеллигенция, которая выражала идеи национальной свободы, создание суверенного автономного национального государства, курс на капиталистические отношения. Печатным органом движения стала газета «Казах», издававшаяся с 1913 года. В апреле-мае 1917 года прошли областные и уездные съезды партии Алаш, где поднимались наиболее острые проблемы: запрещение переселения, взаимоотношения с Китаем и Россией.

В марте 1917 года оформились легальные социал-демократические организации в крупных городах Казахстана, в партию большевиков вступили А.Асылбеков, Т.Бокин, С.Сейфуллин, А.Майкутов, С.Арганчеев, С.Мендешев и другие. Отсутствие в крае сформированного пролетариата (1,2 % от всего населения), не способствовало активизации большевистских настроений.

Пришедшее к власти Временное правительство провело ряд мер в отношении казахов: 18 марта 1917 года была предоставлена амнистия казахам – участникам восстания 1916 года в Семиречье.

20 марта 1917 года все население было приравнено в правах без различия вероисповедания и национальной принадлежности, а 5 мая 1917 года принято решение о возвращение рабочих дружин с тыловых работ.

Тыловики вернулись членами различных политических партий, в крае появлялись такие организации, как: «Союз чернорабочих», «Русско-мусульманская солдатская организация», «Союз молодых извозчиков».

В 1917 году стали создаваться ряд национальных кружков и объединений, молодежных формирований, среди них: в городе Акмолинске появилась организация «Жас казах»; в Аулие-Ата и Мерке – «Революционный союз казахской молодежи». Активизировали в городах свою деятельность эсеры, кадеты, казачьи партии.

Социал-демократические организации в крае были немногочисленны, в основном объединяли представителей меньшевистко-большевистких организаций. Большинство Советов к лету 1917 года возглавляли эсеры. В апреле - июне 1917 года, все областные и уездные съезды Советов обсудили земельный вопрос и отложили его решение до созыва Учредительного собрания. Особенностью становления новой системы в Казахстане было также возникновение Советов казахских депутатов, которые затем присоединялись к Советам крестьянских и казачьих депутатов. Так произошло в Кустанайском, Усть-Каменогорском, Актюбинском уездах. Взаимодействие созданных главным образом под руководством участников Алаш казахских комитетов как органов национального самоуправления с коалиционными Советами после февральских событий, привело к усилению недоверия и отчужденности в отношениях с входившими в них большевиками.

Многие представители Алаш вошли в состав местных органов Временного правительства и всемерно отстаивали завоевания Февраля, поддерживая демократические реформы новой власти. А. Букейханов являлся комиссаром правительства по Тургайской области, другой видный деятель Алаш - М. Тынышпаев - членом Туркестанского комитета, комиссаром по Семиреченской области.


Загрузка.

В февральско-октябрьский период, газета «Казах», сумела сплотить вокруг себя значительную часть учительства и учащихся. Таким образом, возник центр, объединивший и руководивший тем слоем казахского населения, который был разбужен первой русской революцией. Газета давала руководящие статьи по политической жизни казахов, открывала дискуссии на своих страницах, и была своеобразной копилкой политической мысли.

Движение Алаш зародилось в Казахстане в годы первой российской революции и, возглавленное казахскими интеллигентами, изначально ориентировалось на идеалы конституционной демократии и буржуазного эволюционизма. До середины 1917 года оно поддерживало идейные и организационные связи с партией кадетов, часть его представителей вступила в эту партию. Движение сблизилось также с работавшими в крае, главным образом в учреждениях Переселенческого управления, эсерами, что наложило глубокий отпечаток на позицию Алаш в земельном вопросе. После февральской революции под воздействием роста национально-освободительной борьбы в стране в Алаш произошел сдвиг влево.

Состоявшийся под его руководством I Всеказахский съезд (21 - 28 июля 1917 года) в Оренбурге собрал представителей всех населенных казахами областей, входивших в разные административно-территориальные образования России. В решениях съезда было выдвинуто требование территориально-национальной автономии в рамках Российской демократической федерации. Одновременно произошел разрыв движения Алаш с кадетами. Издававшаяся в Троицке газета «Казах» 24 июня 1917 года, указывала, что ни одна из программ существующих в стране партий «не соответствует целям казахского общества».

Лидер движения Алаш А. Н. Букейханов в июле 1917 года, заявил о выходе из партии кадетов. Одной из причин такого решения он назвал несогласие сохранить частную собственность на землю и унитарное государственное устройство. Кроме того, он выступал за отделение церкви от государства. По его инициативе на первом Всеказахском съезде было заявлено о намерении создать самостоятельную национальную партию. Ее организаторами и руководителями стали самые авторитетные представители казахской интеллигенции - А.Байтурсынов, М.Дулатов, Х.Досумхамедов и другие. В это же время Алаш усиливает связи с эсерами, игравшими ведущую роль в сибирском областничестве. Сблизившись с ними на основе признания федерации, лидеры Алаш вплоть до Октября не исключали возможности вхождения Казахстана в состав автономии Сибири. На первом Областном Сибирском съезде Букейханов заявил: «Самоопределение мы хотим получить вместе с Сибирью».

Сотрудничество Алаш с эсерами складывалось благодаря сходству взглядов на урегулирование аграрных противоречий в крае. При этом А.Букейханов вполне определенно высказался о программе большевиков по этому вопросу, подчеркнув «приемлемость для киргизов (казахов) формулы "вся земля всему трудовому народу", так как в степи никогда не существовало и не существует частной собственности», имея в виду те ее формы, которые были характерны для оседлого земледельческого населения европейской части страны. В то же время он считал, что «наемный труд необходим для киргизского хозяйства и должен оставаться».

В проекте своей программы, опубликованном 21 ноября 1917 года в газете «Казах», по рабочему вопросу алашевцы поддержали меньшевиков, ограничившись указанием на узость слоя рабочих в крае и необходимость подготовки рабочего законодательства. Крайняя малочисленность национального пролетариата отразилась на составе местных Советов рабочих и солдатских депутатов. Казахским населением Советы часто воспринимались как чужеродное явление, ассоциировались с прежними органами царской. Т. Рыскулов в сентябре 1918 года отмечал: «Многотысячное население до сего времени мало понимает, что такое Советская власть. ». Отчужденности национального движения от Советов способствовало и то, что социалистические партии основное внимание уделяли решению социально-политических вопросов, отводя национальным проблемам подчиненное место. Национальные организации большевиков в Казахстане отсутствовали.

Еще задолго до Октябрьской революции 1917 года лидеры казахского национально-демократического движения широко пропагандировали свои программные взгляды на социально-экономическое и политическое развитие Казахстана. Программа партии Алаш состояла из 10 пунктов и включала в себя вопросы государственного устройства, местной свободы, основных прав граждан, религии, суда, науки и просвещения, проблемы выработки земельного закона и т.д. Алашовцы, призывая создать Казахскую автономию, тем самым предполагали восстановить национальную государственность, разрушенную царизмом.

5-13 декабря в Оренбурге прошел второй Общеказахский съезд. Были рассмотрены вопросы об образовании территориально-национальной автономии в рамках 6 областей Казахстана, Букеевской Орды, казахских уездов Самаркандской и Ферганской областей, смежных волостей Закаспийской области и Алтайской губернии. Казах-Киргизскую область назвали Алаш, Конституция должна была утверждаться Всероссийским Учредительным собранием. Предлагалось избрать Временный народный Совет «Алаш-Орда» из 25 человек, из них 10 мест отводилась представителям не коренной национальности.

Правительство Алаш Орды во главе с А.Букейхановым размещалось в Семипалатинске, партия стала представлять серьезную оппозицию большевикам, которые добивались установления диктатуры пролетариата.

После съезда от имени руководства Алаш-Орды Х.Досмухамедов был направлен в Москву для переговоров с Совнаркомом по вопросам взаимоотношений "Алаш-Орды» с советской властью, закончившихся безрезультатно. В условиях начавшейся в крае гражданской войны и установления в Западном Казахстане белоказачьей диктатуры Халел Досмухамедов возглавил Западное отделение Алаш-Орды.

В процессе развернувшейся гражданской войны в большинстве районов Казахстана "Алаш-Орда" заключила союз с Дутовым в Оренбурге, вступила в тесный контакт с Временным сибирским правительством в Омске, с Комитетом Учредительного собрания (Комуч) в Самаре, укрепила связи с уральским, сибирским и семиреченским казачеством с целью совместной борьбы с Советами.

А. Байтурсынов, писал: «Насколько понятна была киргизам Февральская революция, настолько же непонятной показалась им Октябрьская (социальная) революция. То, что вторая революция показалась. непонятной, объясняется просто: у киргизов нет. капитализма, нет характерной для промышленных районов классовой дифференциации».

Между тем, объявивший себя верховным правителем Российской империи 21 ноября 1918 года, А. И. Колчак объявил о роспуске автономных образований и тем самым оттолкнул от себя национальных лидеров.

Таким образом, ни новая, ни оппозиционная власти не желали признать национальную автономию. С приходом к власти большевиков борьба за национальное самоуправление не была снята с повестки дня, она лишь трансформировалась в новые формы. Руководители “Алаш-Орды” пытались установить договорные отношения с Советским правительством, в рамках «Декларации прав народов России». Но шаги в этом направлении не оправдали надежд. Убедившись, что, оставаясь на платформе “Алаш-Орды”, невозможно договориться с Советами, А. Байтурсынов совместно с соратниками в марте 1919 года решается перейти в лагерь своих недавних противников. Этот шаг А. Байтурсынова ускорил переход на сторону Советской власти других алашордынцев.

В мае того же года, А. Байтурсынов вместе с первым казахским коммунистом А. Джангильдиным, поехал в Москву на переговоры с большевистским руководством, надеясь в новом качестве добиться действительной автономии Казахстана. Учитывая огромный авторитет А. Байтурсынова среди казахского народа, Советское российское правительство стремилось его привлечь на свою сторону. Вскоре после создания Кирревкома, 24 июля 1919 года, В. И. Ленин подписал мандат о назначении Ахмета Байтурсынова его членом.

А. Байтурсынов горячо взялся за дело, но продолжал оставаться последовательным в своей позиции. Работая в Казревкоме заместителем председателя Ревкома, заведуя отделами внутренних дел и социального обеспечения, он приложил немало усилий к прекращению в крае гражданской войны, достижению консенсуса в определении российско-казахских территориальных границ, принимал деятельное участие в выработке основополагающих документов о статусе национальной республики. Он выступал против классового подхода в организации выборов в местные и центральные органы власти.

Между тем, февральская революция, пробудившая в национальных окраинах России, в том числе и Туркестане, надежду на освобождение от царского гнета, способствовала рождению различных национальных движений и политических партий, сумевших пусть на очень короткий срок, но все же установить свою власть и организовать свои правительства на территории Туркестана. Провозглашенная в Коканде 10 декабря 1917 года Кокандская автономия просуществовала до 13 февраля 1918 года и наряду с правительством Алаш Орды осталась в истории народа как символ тяги к независимости.

Не имея армии, Автономия не сумела противостоять превосходившим силам большевиков, и после 64-дневного существования была разгромлена. Сторонники Автономии были вынуждены отойти в Ферганскую долину, где свыше 10 лет вели партизанскую войну. В советской историографии этот факт представлен как басмаческое движение. Сторонники Автономии были умышленно приравнены к басмачам, действительно существовавшим в окрестностях Коканда до 1918 года, то есть до образования Автономии.

Мустафа Чокай отверг предложение большевиков войти в состав Туркестанского совета народных комиссаров в качестве его председателя и в 1921 году эмигрировал во Францию, где продолжил процесс борьбы за независимость Туркестана. Главным для него стало разоблачение сути нового режима, фактически продолжившего колониальную политику царизма, но теперь уже под лозунгом диктатуры пролетариата.

В целом, казахская национальная интеллигенция не только дала кадры актива и руководства своей национальной партии Алаш. Она также выделила из своей среды кадры для формирования и деятельности мелкобуржуазной национальной партии «Уш-жуз», создания мусульманских партий как «Шура-ислами» и «Шура Улема».

В Уш-жуз вошла демократически настроенная интеллигенция, городские рабочие, ремесленники, мелкие чиновники, шаруа.(около 1 тысячи человек). Во главе партии Уш-жуз стояли М. Айтпенов и К. Тогусов. В программе партии Уш-жуз говорилось о прекращении войны, заключении мира без аннексий и контрибуций, о включении Казахстана в тюркско-татарскую федерацию народов Поволжья и Туркестана, о наделении землей в первую очередь местного населения. Уш-жузовцы поддержали советскую власть и после распада партии вошли в состав партии большевиков.

Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru