С 1940-х начинает исследование богатого музыкального наследия Хакасии. В 1942 году открывается первая семилетняя ДМШ, в 1944 организуется Хак. научно-иссл. ин­ститут языка, л-ры и истории, в фондах которого на­считывается большое кол-во рукописей и изданий, посвященных изучению музыкального наследия хакасов. В театре поставлена драма М.С. Кокова «Акын», что позволило зрителям услышать хакасскую музыку в исполнении симфонического оркестра. Музыка к спектаклям была написана Л.Л. Кенелем одним из первых профессиональных музыкантов, изучавших хакасскую музыку. Его имя носит ДМШ № 1 г. Абакана, а также республиканские конкурсы. Композитором осуществлен синтез национального и интернационального в различных музыкальных жанрах (опера, со­ната, песня, инструментальная миниатюра и пр.), Позже Д. Куц создаст композиции, в которых тра­диционная музыка сплетена с джазом.
С конца 1950-х начался процесс становления композиторской школы Хакасии (А. Кенель, Г. Челбораков, П. Катаева, А. Стоянов и др., а также композиторы «любители» Г. Колмаков, Н. Косовненко, А. Файт. М. Морозов, позже Н. Ковалев. В. Мартынов, М. Першин). Этот период отмечен стремительным ростом профессионального музыкального образования (открытие классов баяна, домры и балалайки, духовых инструментов, скрипки на базе ДМШ № 1 г. Абакана.
В 1960 открыто Абаканское музыкальное училище первым директором которого стал Л.Г. Ревич, а с 1971 — Л.А. Спивак. Они заложили прочные традиции педагогики, исполнительства, просветительства, науч.-иссл. базы. Создавались классы хакасских народных инструментов. В 1960-е открыты классы чатхана на базе областной национальной школы (ныне Хак. нац. респ. гимназии им. Н.Ф. Катанова, рук. А.А. Кенель и А.В. Янгулов), с 1977 в Абаканском муз. уч-ще (руково­дитель Г.И. Челбораков). Активная подготовка проф. муз. кадров благоприятствовала росту инструментального исполнительства, созданию творческих коллективов: симфонический оркестр музыкального колледжа (руководители Б. Нухов, А. Пронин, А. Цаца), духовой оркестр (руководитель Г. Жульмин).
Настоящий прорыв в развитии музыкальной культуры Хакасии произошел в конце 1980 х, с открытием Хакасской Республиканской государственной филармонии...
Ярким событием в музыкальной жизни Хакасии явилось создание симфонического оркестра Республиканской филармонии (руко­водитель В. Инкижеков), муниципального духово­го оркестра г. Абакана (руководитель А. Штарк), инструментального квартета «Аллегро», фоль­клорного ансамбля «Звоны», инструментального ансамбля «Виола».
В вокальном искусстве широкое признание получила деятельность К. Сунчугашевой, В. Чаптыкова, В. Терешкова, Е. Кыштымовой, Л. Третьякова, мо­лодых исполнителей Е. Монисовой, В. Владими­ровой, Д. Тарасова. Исполнит, мастерство демон­стрировали В. Глаголев, Н. Кондратова, Г. Куц, М. Усольцева, Т. Подстрелова, А. и И. Никифоровы, Ю. Трошкина, Е. Чалкина (ф-но), А. Глухов (клар­нет), Т. Павленко, Е. Кулигина, Л. Вайнер (виолон­чель), А. Кноблох, В. Фомченкова, Е. Адьянова, Н. Ситникова, Е. Павловская (скрипка) и др.
В 1990-е изменения в культурной жизни Хакасии прослеживаются и на образовательном уровне. Отделение хакасских народных инструментов было от­крыто в ДМШ № 1 г. Абакана (руководитель Ю.Е. Киштеев), в Хакасской республиканской национальной гимназии им. Н.Ф. Катанова, в Детской школе искусств № 2 и в др. учебных учреждениях. В эти же годы в Абаканском музыкальном колледже открывается отделение хакасских народных инструментов. Сегодня студенты продолжают обучение в Хакасском государственном университе им. Н.Ф. Катанова на кафедре народно-художественного творчества (зав. кафедрой Н.Т. Ултургашева, П.М. Ким, Л.В. Кирбижекова).
В 2000-е в музыкальных школах Абакана и школах искусств значительно возросло кол-во школьников, обу­чающихся игре на народных инструментах. Номинация «Хакасские народные инструменты» включена в городские и республиканские конкурсы. В 1995 в Хак. гос. ун-те им. Н.Ф. Катанова открыта кафедра музыки и музыкального об­разования Института искусств (зав. кафедрой В.В. Гла­голев, Н.П. Шишлянникова). Выпускники данно­го вуза успешно работают в общеобразовательных школах, ДМШ, домах творчества, в муз. учрежде­ниях ср. и высшего звена РХ и др. регионов.
Совершенствуется профессиональная композиторская школа. В 1996 организовывается Союз композиторов РХ (пред. Н.В. Катаева, с 2007 — О. Алахтаева). Современная. хакасская музыка представлена творчеством многих компо­зиторов. Развитие получила оперная музыка (А. Кенель, А. Токмашов, Г. Челбораков), симфоническая музы­ка (А. Стоянов Г. Челбораков, А. Кенель), балет (Г. Челбораков), камерно-инструментальная музыка (А. Стоянов, П. Ким), вокально-инструментальная музыка (Г. Челбораков, А. Стоянов и др.). Ведущими жан­рами в музыкальной культуре хакасов являются: 1) жанр песни (вокальное творчество А. Кенеля, Г. Челборакова, П. Боргоякова, О. Токоякова, А. Токмашова, Н. Катаевой, И. Боргоякова, О. Алахтаевой, А. Аршановой, Т. Маганаковой, Г. Танбаева) и пере­ложения сочинений для хора; 2) инструмен­тальная миниатюра, представленная в музыке Ю. Киштеева, В. Галочкина, А. Токмашова, П. Кима, Т. Шалгиновой, О. Алахтаевой, И. Карамчаков; А. Попова.
Развитие получает эстрадная музык; Для молодых исполнителей композиторами РХ создано большое количество песен и романсов (И. Боргоякова, Г. Танбаева, Н. Барановой, А. Ерахтина И. Шашкина, С. Волошанина, В. Раздобурдина др.). Одним из образцов сплетения хакасской культуры с традициями мирового музыкального письма можно назвать «Саянский реквием». Это музыкально - поэтическая поэма, в которой А. Михайлов свой авторский текст с образами из истории хакасского народа переложил на музыку А. Шнитке, включив наигрыши на чатхане.
Разрабатываются и утверждаются программы, авторские методические разработки, издаются репертуарные сборники композиторов Хакасии. За последние 5 лет при поддержке методического центра РХ вышли в печать нотные издания В. Галочкина, Т. Шалгиновой, П. Ким и др. В Хакасии стало традицией проведение международного симпозиума «Чатхан: история и современность», научных конференций посвященных проблемам муз. педагогики и исполнительства, сохранения фольклора. Мн. преподаватели имеют достижения в научной деятельности, удостоены звания кандидата, доктора наук.
В целом состояние современной музыкальной культуры Хакасии может быть определено как выбор путей развития. С одной стороны, наблюдаются инновации во всех ведущих направлениях современной музыкальной культуры. С другой — возрождается традиционное вокальное и инструментальное интонирование с характерными мелодическими оборотам, умение импровизировать. Музыканты смогли сохранить традиции муз. письма, исполнительства, обогатив их новыми приёмами, что позволило создать фольклорные ансамбли, сформировать в республике проф. композиторскую школу, открыть лирику нар. инструментов на всех уровнях образовательной системы.