Традиции и обычаи кумыков

Кумыки - один из крупных народов Дагестана.
Испокон веку кумыки - равнинные жители. Вернее - жители низменности, причем приморской, традиционно именуемой Кумыкской. Узкой полосой протянулась она вдоль Каспийского моря. Но по культуре и старинным традициям кумыки остаются кавказскими горцами.
От других дагестанских народов, большинство которых говорят на нахско-дагестанских языках, кумыки отличаются тем, что они - тюрки. Кумыки — народ оседлой земледельческой культуры. Традиционными для них являются хлебопашество, садоводство, виноградарство, культивируемые ещё с 8-9 веков. Исторически они занимались и скотоводством.

Мужчины носили тонкие туникообразные рубахи, штаны, черкесску, бешмет и овчинные шубы, а женщины — платья, кожаные башмаки, галоши и носки, причём одежда украшалась серебряными пряжками, пуговицами, поясом. Платья «полша», состоящее из нижнего платья из тонкого однотонного шелка и верхнего платья из плотной ткани с вышивкой, вышитые платки из тонкой шерсти и шелковые платки — «гульмельды» с характерным рисунком. Современная одежда в основном городского типа.

Культура

У кумыков существует система народных правил и установлений повседневной жизни - адатов. "Не придерживающиеся адатов, обществом не признаются" - таково распространенное мнение местных жителей. Для кого-то адат - это в большей степени этикет. Но у кумыков - юридическая норма, которая действовала в повседневной жизни еще и в 1940-е годы, а кое-где и позднее. Печатные сборники адатов в начале ХХ в. служили основой даже для разбирательств уголовных дел. Помимо юридических определений в адрес таких преступлений, как убийство, воровство, не менее важными считались нормы "по оказанию уважения и почета друг другу", нормы в ситуациях, "когда прибыл гость". Целая серия норм посвящена семейным отношениям: жены не вмешиваются в дела мужей; родственников со стороны мужа жена называет почетными именами, не называя настоящим именем; с отцом мужа никогда не говорит.

По кумыкской традиции, отношение к детям - по истине спартанское. Даже мать после рождения ребенка должна прилюдно делает вид, что ничего общего с ним не имеет. А отец вообще многие годы обязан скрывать свою отцовскую привязанность. Только бабушки и дедушки в полной мере могут реализовать свою потребность в ухаживании за малолетними. Причины тому разные. Одна из них - запрет старикам заниматься тяжелым физическим трудом. Пожилым только и остается, что малолетних нянчить. В прошлые времена ухаживать за детьми считалось не трудом, а удовольствием. У кумыков традиция детского обожания сохраняется.

Кумыки строго соблюдали обычаи гостеприимства, свято почитаемые и в наши дни. Гость окружался особым вниманием и заботой. Правом гостя мог воспользоваться даже кровный враг. Отказ в гостеприимстве считался безнравственным поступком и строго осуждался. Спрашивать гостя о цели визита считалось неприличным. Гость, со своей стороны, должен был держаться скромно, умеренно есть и пить. У кумыков было развито куначество – постоянные дружеские отношения между чужими людьми. Кунаки оказывали друг другу всяческую помощь и поддержку. Часто они заменяли детям умерших родителей. В каждом, даже небогатом, доме устраивалась особая кунацкая комната. Ее обставляли лучшей мебелью, украшали коврами и оружием. На протяжении веков соблюдался и обычай кровной мести. Позднее он был заменен уплатой алыма: родственники убийцы должны били уплатить семье погибшего выкуп. Если пострадавшая сторона принимала выкуп, это означало начало примирения. Посредниками в переговорах выступали самые уважаемые жители селения.

Юноши и девушки знакомились во время коллективных работ или на свадьбах. Но решающее слово при выборе невесты или жениха принадлежало родителям. Учитывались происхождение невесты и жениха, их имущественное положение. От невесты требовалось, чтобы она была здорова и трудолюбива. Иногда брак осуществлялся путем побега юноши и девушки или похищения невесты.

Родители жениха сами не могли сватать невесту. Для этого ими выбирался кто-то из уважаемых знакомых. По обычаю, сват посещал дом невесты несколько раз. Иногда сосватывали маленьких детей. Обязательна была уплата калыма (выкупа за невесту). Девушке, кроме того, полагалось приданое, состоявшее из домашней утвари и скота. До свадьбы жених и невеста избегали встреч друг с другом на глазах односельчан, встречаться они могли только тайно.

Свадьба длилась три дня. Угощение готовилось отдельно для мужчин и женщин. Все гости приносили подарки. Невесте дарили необходимое в хозяйстве, жениху – продукты и деньги. Обязательными были танцы и песни. На второй день свадьбы совершался торжественный перевоз невесты в дом жениха. Невесту одевали в присланную женихом новую одежду, закутывали в покрывало. С наступлением сумерек в специальной арбе с плетеным из орешника высоким верхом, покрытым узорным ковром, ее перевозили в дом мужа. Девушку провожали подруги и мужчины – ее соседи, почетные гости.

Спустя месяц после свадьбы невестку вводили в большую комнату дома мужа. По этому поводу устраивалась пышная церемония. Затем она возвращалась в свою комнату, где проходило угощение подруг.

Невестку не сразу допускали к участию в хозяйственной жизни семьи.

Одним из самых радостных событий было рождение детей. Многодетность рассматривалась как признак семейного благополучия. Особенно торжественно отмечалось рождение мальчиков. Через неделю после рождения младенца укладывали в люльку и давали ему имя. На этой церемонии присутствовали только женщины. Обычно младенца нарекали именем умершего родственника или кунака. Первой имя называла бабушка. До определенного возраста детей отцы участия в их воспитании не принимали, не принято было проявлять и свои родительские чувства. Даже мать при посторонних не должна была ласкать детей.

Согласно традиционным древним верованиям, душа умершего постоянно наблюдает за жизнью живых родственников. После того как могилу зарывали, на нее лили воду, чтобы «разбудить» душу для новой загробной жизни. Принято было в течение нескольких часов оставаться у свежей могилы, чтобы охранять ее от злых духов и для того, чтобы, «проснувшись», покойник не испугался своего нового обиталища. Оплакивание умершего длилось пять дней. Родственники покойного должны были всех приходящих угощать мясом и до сорока дней раздавать кусочки мяса с хлебом.

В сельскохозяйственном календаре кумыков, основанном на солнечном цикле, время делилось на четыре сезона. Если весной бывали заморозки, это объяснялось войной зимы и лета. Начало осени связывали с появлением звезды Туршу, которая рождается примерно 20 – 25 августа, выходит из моря в виде горящего полена и со свистом уходит на север. Нельзя было смотреть на Туршу – по поверьям, увидевший эту звезду вскоре умрет. Поэтому в конце августа старались не выходить ночью из дома. Сохранялся и культ огня. Самыми серьезными считались клятвы и проклятия, связанные с огнем домашнего очага. Начало полевых работ отмечали ритуалом «сжигания зимы». Он проводится в двадцатых числах марта. В поле, за селением, зажигали большие костры, вокруг них собиралась молодежь, устраивались игры, танцы, прыжки через огонь.

Обряд «Земире» был посвящен богине дождя. Ее описывали как женщину большого роста и силы. Обряд совершался девушками во время засухи. Неся на руках изображение женщины, нарисованное на деревянной лопате углем или белой глиной, девушки пели песню-моление о дожде. Песня исполнялась у ворот каждого дома. Хозяева домов обильно поливали девушек водой и одаривали продуктами.

Обряд «Гудурбай» первоначально был связан с божеством урожая. Совершался он только осенью, во время уборки хлеба, исключительно юношами. Они подходили к воротам домов и пели ритуальную песню, в которой просили о богатом урожае, благополучии, счастливой жизни. Хозяева дарили участникам обряда сладости. В XIX в. обряд уже не имел магического значения и проводился юношами с целью сбора подарков, которые они подносили девушкам во время коллективных работ по уборке урожая. Первый хлеб из муки нового помола давали младшему ребенку, считая, что, как он его съест, так же будет питаться в течение года и вся семья.

К большим торжествам – свадьбам, религиозным праздникам приурочены конно-спортивные игры. Скачки, джигитовка, а также стрельба из лука – самые популярные виды спорта. В них принимают участие в основном юноши.

С VIII-XII веков среди кумыков получило распространение мусульманство суннитского толка со всеми присущими ему особенностями. Есть сведения о том, что до этого периода определенное распространение получило христианство, а среди верхушки Хазарии - и иудаизм.

Фольклорно-этнографический материал позволяет говорить о поклонении кумыкских племен верховному богу Тенгири, божествам и духам Солнца, Луны, Земли и Воды и другим. Сохранились побывальщины, устные рассказы, обрядовые песни о демонологических существах - Ал-баслы (безобразная женщина), Сув-анасы (Мать Воды, она может утопить купающихся), Темиртёш, Балтатёш, Къылычтёш (у них из груди торчит лезвие топора или сабли), Сюткъатын (очевидно, богиня, дух дождя и плодородия), Басды-рыкъ (во сне может удушить людей), Сулагь (прожорливое существо). Широкое распространение среди кумыков, получила мусульманская мифология, которая частично напластовалась на языческие верования .

В народной памяти кумыков сохранились образцы эпической поэзии: героические, исторические и бытовые песни, песни дидактического содержания (йыр’ы), сказки, пословицы, загадки, а так же лирической поэзии: четверостишная песня («сарын») и «яс» (оплакивание, причитание) или «яс-йыр»). В кумыкском фольклоре самое значительное место занимают эпические песни, сказки, сатирические рассказы и анекдоты, загадки, пословицы и поговорки. Обрядовая поэзия включает свадебные, похоронные, колыбельные, урожайные и ритуальные песни. Кумыкский танец, разновидность лезгинки, имеет более двадцати вариантов. Танцы и песни сопровождаются аккомпанементом на традиционных музыкальных инструментах: органе (гармоника), зурне и сыбызгы (духовые), барабанах и бубнах.

Значительного уровня у кумыков достигло орнаментальное искусство. Так, в домах старого типа большое значение придавалось резному орнаменту, которым украшались деревянные части дома и ворот.

Оригинальностью и высокими художественными качествами отличались кумыкские ворсовые и безворсовые ковры, войлочные ковры, циновки, переметные сумки. Кумыкский народ создал высокохудожественные образцы фольклора. В героический эпос входят “Йыр (песня) о Минкюллю”, восходящий к глубокой древности и в ряде характеристик сходный с “Эпосом о Гильгамеше”, “Йыр о Карт-Кожаке и Максуман”- памятник кумыкского нартского эпоса, “Йыр о Джаватбие”, в котором, как и в огузском эпосе о Деде Коркуте, повествуется о борьбе героя с ангелом смерти Азраилом. Значительное распространение получил и нартский эпос. В “Сказании о битве при Анжи” отражен период арабо-хазарских войн.

Календарно-обрядовая поэзия представлена песнями вызова дождя (Земире, Сюткъатын и др.), осенними песнями (Гюдюрбай, Гьюссемей и другие), песнями встречи весны (Навруз) и другие.

Кумыкский танец, имевший около 20 вариантов, относится к типу лезгинки, он отличается рядом особенностей, характерных развитой хореографии.

АНОНС НОВОСТЕЙ

22 января Британское издание The Daily Telegraph выпустило список из двенадцати городов мира, в которых должен побывать каждый уважающий себя путешественник.

Двенадцать городов – число не случайное - по количеству месяцев в году. Каждый месяц в новом городе - чем не мечта путешественника? Начиная с января, вниманию туристов предлагаются такие мировые жемчужины, как Венеция, Лондон, Севилья, Брюссель, Осло. А вот в июне, следуя рекомендациям, нужно отправиться в Санкт-Петербург. Из всей России выбор пал именно на Северную столицу с ее белыми ночами, разводными мостами, музеями и театрами. Также издание рекомендует посетить места съемок новой экранизации бессмертного романа Льва Толстого «Война и мир» производства ВВС.

После Санкт-Петербурга следует посетить Берлин, Сиену, Бордо, Нью-Йорк и Марракеш. Ну а завершить, путешествие протяженностью в год, можно в Вене.

В текущем году Петербург ожидает бум туризма. Если в 2015 году Северную столицу уже посетило рекордное количество туристов - шесть с половиной миллионов человек, то в 2016 году ожидается увеличение этой цифры на треть.

19 октября стартовал новый фотоконкурс, организованный журналом Russian foto clab совместно с компанией Fujifilm «Чудеса природы». К участию принимаются фотографии, соответствующие теме конкурса: любые фотографии природы и природных явлений. Предпочтение отдается работам, где показаны необычные и удивительные природные явления и природные красоты.

С удовольствием разместим Ваши фотографии и другие материалы о заповедных местах России.

Мы уже получаем материалы от наших читателей и с ними можно ознакомиться здесь:

Рекомендуем ознакомится: http://russiaandyou.com