Мой Дагестан

Личные блоги

+10 factor (Hamzat) / ПРАВДА ЛИ ТО, ЧТО ДАГЕСТАНСКИЕ КОВРЫ ЦЕНЯТСЯ ВЫШЕ ПЕРСИДСКИХ?

ДАГЕСТАНСКИЕ КОВРЫ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа:

Глупо думать, что ковры изначально были придуманы как предмет роскоши. Вначале они имели очень узкий функциональный характер. Подумайте сами, на Востоке в древности проживали, в основном, кочевники. А что самое главное для кочевника? Первое – большая мобильность, второе – быстрое обустройство жилища, третье – защита от климатических факторов, то есть, чтоб было тепло и сухо. Именно ковры в полной мере отвечали всем требования, которые были необходимы для жизнедеятельности кочевников. Понятно, что те ковры очень сильно отличались от того, что мы сегодня видим. Но, это так было положено начало ковроделию.

Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.


Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия? Я где-то читал, что раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!

ПОЧЕМУ НАСТОЯЩИЕ ТАБАСАРАНСКИЕ КОВРЫ ЦЕНЯТСЯ ВЫШЕ ПЕРСИДСКИХ?

Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Да, подчеркиваю, что все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.

В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как нам известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает. Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.

Помню, в Дербенте еще в школьные годы я обучал соседку (табасаранка) чтению Корана. Женщина была в годах и единственным ее занятием, кроме чтения Корана, было ковроделие. Этому ремеслу отводилась целая комната, в которой стоял просто огромный станок.

Я тогда не понимал, как она может целыми часами, сгорбившись, заниматься этим, как мне тогда казалось, «нудным и неинтересным» занятием. По ее словам, на изготовление одного ковра она тратила порядка 2-3 месяцев интенсивной работы. Это при том, что ей помогала ее дочь. Но, знал ли я тогда, что передо мной разворачивается настоящее народное творчество, задумывался ли я этим? Нет, конечно же, нет. Хотя, не скрою того, что я сам пытался несколько раз помочь ей в ее нелегком, поверьте моим словам, труде.

Мне тогда казались диковинными все инструменты, которые они использовали. Я не понимал, для чего они держат рядом какие-то чертежи и рисунки. Кстати, чертежи готовила сама женщина, которая имела 6 классов образования. Мне, десятикласснику, они казались очень сложными, да и сейчас кажутся, что уж лукавить. А теперь подумайте, каким мастерством, какой усидчивостью и терпением должна обладать женщина, чтоб на протяжении нескольких месяцев изо дня в день работать над созданием шедевра. Ниже вы согласитесь с тем, что, действительно, эти люди творят настоящие произведения искусства.

Я как-то поинтересовался у нее, стоит «оно» того, чтоб вот так трудиться. Тогда она повела меня в другую комнату и показала ковер, который подарила ей мать (а матери подарил прабабушка). Возраст ковра составлял 170 лет! Я был шокирован тем, как сохранился ковер. Такое ощущение, что ковродельщица только час назад закончила работу над ним. И тогда я понял, что таким образом сохраняются преемственность поколений и народные традиции. Тогда же я узнал, что раньше ковроделие было основным источником дохода семьи. Джамал в своей статье привел очень интересный пример: один ковер средних размеров стоил примерно столько же, сколько и две лошади. Также он отмечает, что каждая дагестанская девушка в своем приданном должна была иметь ковер ручной работы, а табасаранские невесты обязаны были сами себе ткать ковровые изделия. Такие вот традиции!

Подводя итог этой главы, думаю, может и не стоило сравнивать дагестанские ковры с работами персидских умельцев. Возможно, это кого-то и заденет. Знаете, я уже не удивляюсь. После статьи «Причастны ли лезгины к появлению лезгинки» столько грязи было «вылито на меня», что теперь задумываюсь, нужно ли вообще писать о культуре народов Кавказа. Понятно, что и перскидские, и дагестанские умельцы в каждом ковре зашифровывали определенный смысл. Ведь, не зря есть люди, которые ищут ковровые изделия именно с каким-то определенным орнаментом или расположением узоров. Я не ошибусь, если предположу, что в каждом ковре можно прочитать легенду, былину или наставление владельцу.

РАЗНОВИДНОСТИ ДАГЕСТАНСКИХ КОВРОВ

Бурному развитию ковроделия на юге Дагестана способствовало три фактора: первый фактор — близость Ирана (то есть Персии), второй – то, что здесь проходил Великий шелковый пут, третий – широкое распространение Ислама. Ну, влияние близости Персии мы уже рассмотрели. На протяжении нескольких веков центром торговли на Кавказе был город Дербент, которые служил форпостом между Западом и Востоком. Город был входил в маршрут Великого шелкового пути. Несомненно, что это придало толчок развитию всех ремесел, особенно, ковроделию. К тому же, многие торговцы знали, что именно в Дербенте можно было найти шерстяные нитки самых разных цветов и окрасок (местные ремесленники научились получать естественные красители из кустарников и трав).

Влияние распространения Ислама на Северном Кавказе тоже можно «разложить по полочкам». Понятно, что персидские торговцы и ремесленники охотнее делились своими секретами и чаще покупали товары у мусульманского населения. К тому же, до сегодняшнего дня принято молиться (совершать намаз) на ковриках, которые получили название «намазлыки».

Все это не могло не сказаться на развитии ремесла у народов Северного Кавказа. Но, было бы удивительно утверждать, что только табасаранцы имеют традиции ковроделья. Я подчеркиваю то, что это является их национальным ремеслом. Но, все народы Дагестана были заняты ковроткачеством. Например, лезгины в селениях Ахты, Курах, Касумкент с большим успехом ткали ковровые изделия. Аварцы из Хунзаха, селения Цада (родина Расула Гамзатов ), Гергебиль славились производили безворсовые ковры. Даргинцы из селения Леваша ткали шерстяные паласы. Кумыки, проживающие в селениях Буглен, Каякент, Дургели изготавливали войлочные ковры и узорчатые шерстяные паласы. Таким образом, можно перечислить каждый народ, который вложил большие усилия в развитие ковроделия в Дагестане.

Рекомендуем ознакомится: http://www.moidagestan.ru