Внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы (кратко)

Северный Кавказ является самой многонациональной территорией Российского государства. Подобный фактор обуславливает опасность территориальной целостности страны при возникновении межнациональных, религиозных и этнических конфликтов. Это не могло не найти отражение, когда формировалась внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы 21 столетия.

Национальный состав Северного Кавказа

Северный Кавказ занимает одно из лидирующих мест по количеству проживающего на его территории населения. Анализируя демографическую статистику, можно прийти к выводу, что количество жителей Кавказа увеличивается в геометрической прогрессии. Так, в 2002 году здесь проживало порядка 6 миллионов человек. Проводимая в 2010 году перепись населения засвидетельствовала колоссальный скачок возрастания данного показателя до 14,8 млн человек.

Национальный состав Северного Кавказа многообразен. Это обусловлено тем, что в его состав включены 7 крупных регионов: Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Ставропольский край, Карачаево-Черкесия. При этом население Дагестана составляет около 3 000000 человек, Чечни — более 1 000000 жителей.

На столь компактной территории сосредоточенно более 150 наций, этнических групп и коренных народов. Очень часто среди жителей региона возникают крупные конфронтации, которые перерастают в непримиримые конфликты. Кроме того, после распада СССР возникла тенденция противостояния мусульманского мира и православного, что обусловило отток русских жителей с территории Кавказа. Таким образом, внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы причины имела объективные, которые требовали молниеносного разрешения.

Причины нарастания конфронтации на территории Северного Кавказа

После распада СССР Северный Кавказ имел большой спектр нерешенных вопросов. Иными словами, демократические процессы, которые затронули всю территорию России, встретились с многочисленными проблемами, тормозящими развитие региона.

Во-первых, внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы не была полностью продумана. Несмотря на то что жители региона обладали всеми правами наравне с русским населением, у власти существовало непоколебимое мнение о том, что представители данных народов не могут осуществлять грамотную политику на территории субъекта. Иными словами, федеральные власти полностью не доверяли местным чиновникам, проживающим исконно на Северном Кавказе. Единственный способ разрешения сложившейся ситуации был найден в виде управления республиками чиновниками из Москвы.

Кроме того, не следует забывать о том, что непродуманная внутренняя политика на Северном Кавказе стала камнем преткновения в экономическом развитии субъекта. Развитие промышленного комплекса происходило по остаточному принципу. Кроме того, население стало обладателем полуразрушенной экологической системы, разграбленных природных ресурсов. Не выделялась и социальная инфраструктура региона. Большинство небольших поселков и сел не имели школ и больниц, что накладывало отпечаток на благополучие жизни населения. Все это стало последствием того, что внутренняя политика на Северном Кавказе была полностью не проработана федеральными властями.

Во-вторых, на территории указанного региона существовали неразрешенные проблемы, связанные с репрессированными гражданами во времена ВОВ. Ни федеральные, ни местные власти, присланные из Москвы, не старались разрешить подобный казус, что нагнетало и без того конфронтационную обстановку.

В-третьих, экономическая отсталость региона существенным образом сказалась на благополучии населения. Невыплата заработных плат, безработица стали детерминантами развития пьянства, правонарушений, наркомании и других социальных проблем.

В-четвертых, стали обостряться территориальные проблемы. Многочисленные народы начали претендовать на соседние территории, на спорные земли. Все больше притязаний стали оказывать разделенные народы, к которым относят осетин, лезгин, ногайцев и др.

В-пятых, рост безработицы, что вызвало рост преступности и терроризма. Это стало проблемой как на местном, так и на федеральном уровне. Усилилась тенденция к появлению религиозно-национальных группировок, которые стали оказывать прямое влияние на чиновников, лоббируя свои интересы.

Все эти факты требовали того, чтобы изменилась внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины не исчерпываются перечисленным списком, так как напряженность возрастала с каждым годом.

Черная страница в истории Чечни

Внутренняя политика России на Северном Кавказе не представляется полноценной без анализа событий, которые развернулись в 90-е годы в Чечне. Усложнение отношений в регионе произошло в период правления Дудаева, когда проводилась политика геноцида русского, еврейского и армянского населения, проживающего на этой территории. Так как ущемление прав народов является прямым и грубым нарушением норм международного и российского права, политика притеснения не выводилась на официальный уровень, но и не подавлялась существующими властями и правоохранительными органами.

Чистка русскоязычного населения была всеобъемлющей в столице региона — городе Грозном. Семьи подвергались грабежам, нападениям. Обыденным делом стали убийства. Это стало основой для утечки образованного населения, которое составляло костяк для экономического, научного и культурного развития субъекта. Таким образом, период правления Дудаева можно считать черной страницей в истории Северного Кавказа.

Революция в Чечне, или Первые шаги к разрешению конфликта на Северном Кавказе

Радикальная политика Дудаева не могла остаться без откликов оппозиционных сил, которые наращивали свое влияние. Весной оппозиция была готова провести референдум обо всех насущных вопросах, которые касались дальнейшей жизни Чечни. Однако Дудаев решил перейти к насильственным методам борьбы с несогласными, что вызвало многочисленные жертвы среди населения.

Мощная техника Дудаева была направлена на здание милиции, в котором хранилась документация для будущего референдума. Танки уничтожили здание. Служащие милиции были убиты. Это стало финальной точкой, которая подтверждала окончание мирного процесса на территории региона.

Внутренняя политика России на Северном Кавказе перешла в более агрессивное русло. Оппозиция заручилась поддержкой Кремля. Первые единицы российской военной техники прибыли в регион, замышлялся поход на столицу Чечни. Однако он был полностью провален. Дудаев был полностью готов к отражению военной мощи оппозиции. Оппозиционные силы потерпели колоссальные технические и людские потери. Дух армии был подавлен.

Первая Чеченская война

После провала операции в Чечне была изменена внутренняя политика России на Северном Кавказе, причины, участники которой постоянно менялись. Первостепенную роль на новой ветке конфликта стали играть российские войска, которые должны были вступить на территорию Грозного как миротворческие силы. Но этого не случилось.

Генералы и офицеры преследовали свои интересы. Российские военные силы получили как своих сторонников, так и жестких противников. Среди армии укрепился лозунг «русские против чеченцев», что было главным заблуждением простых солдат. Со временем оппозиция, которая поддерживала Россию, перешла на сторону Дудаева. Но, несмотря на это, численная и военная мощь российских сил была в несколько раз сильнее.

Многочисленные удары по Грозному, зачистки сделали возможным провозглашение военной администрации на территории Чечни, к которой перешло управление. Подобная развязка была невыгодна Кремлю, так как существовал риск усиления мощи военной хунты. Внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы, кратко говоря, повернула в другое русло. Начались наступления сил Басаева, что вызвало проигрыш российских войск и, как следствие, заключение Хасавюртовских соглашений.

Итоги первой Чеченской войны

Безусловно, Чеченская война не прошла бесследно. Трансформация оказалась очень внушительна. Во-первых, произошла перестановка политических сил в регионе. Демократические силы полностью утратили поддержку в Чечне. Все деятели оппозиции либо были убиты во время вооруженных конфликтов, либо бежали в Москву. Кроме того, пала сама идея демократических преобразований в консервативной республике, где заправляли религиозные группировки.

Во-вторых, не было единства и среди националистических исламистских группировок. Это связано с тем, что большое распространение получила радикальная направленность ислама — ваххабизм. Его представители провозгласили на территории Чечни политику джихада. Самым ярым сторонником стал Басаев, за которым потянулась радикально настроенная молодежь.

Таким образом, можно констатировать, что внутренняя политика России на Северном Кавказе 1990-2011 годов привнесла существенные изменения в жизнь региона.

В преддверии новой войны в Чечне

К началу XXI столетия обстановка в Чечне ухудшилась. Все больший авторитет стала набирать группировка Басаева. Грозный стал рассадником террористов. Угроза обрела всеобъемлющий характер. Таким образом, внутренняя политика России на Северном Кавказе, кратко говоря, должна была отвечать новым вызовам и угрозам.

Последней каплей, которая сыграла решающую роль, стало вторжение в Дагестан. Активизировались консервативные силы региона, которые возглавлял Кадыров. Они смогли переосмыслить идею национального государства Чечня, навязывание ложной идеологии ваххабизма и политики джихада.

Вторая Чеченская война

Консервативные силы Чечни, несмотря на собственные взгляды, смогли переосмыслить союз с Россией. Сильная армия, разработанные военные тактики стали прекрасным подспорьем в борьбе с радикалами. Сторонники Кадырова безропотно отдавали свои территории российским военным, тем самым оказывая всестороннюю помощь в вооруженном конфликте. Со временем ЧРИ перешла под контроль российских военных. Масхадов — лидер республики - перешел на сторону ваххабитов, уйдя в подполье. В 2005 году он был ликвидирован.

Итоги Чеченской войны

В результате войны в Чечне к власти пришел Ахмад Кадыров. В 2003 году, по результатам демократических выборов, лидер был провозглашен президентом Чеченской республики. Тесное сотрудничество с Россией дало свои преимущества. Началось восстановление инфраструктуры региона. Мирное население получило возможность получать социальные услуги в полном объеме. Кроме того, произошла консолидация власти. Демократические, консервативные группировки пришли к единому знаменателю, что гарантировало политическую стабильность в Чечне.

Негативные последствия Чеченской войны

На территории Чечни отмечаются зачатки формирования авторитарного государства. Личность лидера республики возводится в культ. Не истреблены и бандитские группировки. Северный Кавказ до сих пор считается «котлом» терроризма. Подрывные акты смертников вызывают многочисленные жертвы среди мирных жителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутренняя политика РФ на территории Северного Кавказа существенно трансформировалась. Однако проблемы существуют и на сегодняшний день. Только всестороннее внимание к этому субъекту позволит стабилизировать обстановку в многонациональном регионе России.

Рекомендуем ознакомится: http://fb.ru