Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому он рассматривается не просто как поездка или отдых, а как отдельная, динамично развивающаяся отрасль. Понятие туризма намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии и обуславливает значимость темы данной курсовой работы. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных компаний. Но ведущая роль по организации путешествий отводится туристическим агентствам, которые выполняют функции посредника между производителем и потребителем туристских услуг. В данной курсовой работе мы попытаемся выяснить какие технологии используют туристические агентства при организации транспортных услуг.

Также необходимо отметить, что туристские перевозки являются важнейшим составным элементом туристской индустрии и неотъемлемой частью туристского продукта. При этом транспортные услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта. Перевозки туристов, осуществляются различными видами транспорта - воздушным, наземным и водным. У каждого вида транспорта есть свои преимущества и недостатки, но именно автобусные туры являются наиболее распространенными как внутри нашей страны, так и за рубежом.

За последнее время в России сформировалась точка зрения, которая стала практически официальной, что из трех основных видов туризма, выездного, въездного и внутреннего, последний вид является экономически нерентабельным, что сказывается на его развитии. Поэтому необходима всесторонняя объективная оценка внутреннего туризма. В данном случае, мы рассматриваем автобусные туры в пределах Российской Федерации. Основной проблемой является технологическая сложность разработки и реализации автобусного туристического маршрута.

Актуальность темы связана с тем, что автобусные туристические маршруты - это один и самых интересных видов туризма. За время одной поездки открывается уникальная возможность пересечь границы нескольких областей. За одну поездку можно осмотреть большое количество туристско-рекреационных объектов, сравнить их, оценить каждый по достоинству и вернуться сюда еще раз. Вместе с тем, автобусные туры требуют от организатора специальных знаний и возможностей. Таким образом, актуальность выбранной темы определяется спецификой организации автобусных маршрутов.

Целью данной курсовой работы является анализ разработки и организации автобусных туристических маршрутов.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

ѕ изучить теоретические аспекты организации автобусных туристических маршрутов;

ѕ дать анализ организации автобусных туристических маршрутов туристической фирмы "Лидия Тур";

ѕ предложить рекомендации по совершенствованию организации автобусных туристических маршрутов.

Объект исследования - туристическая фирма "Лидия Тур".

Предмет исследования - автобусные туристические маршруты.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

ѕ сравнительный метод;

ѕ изучение нормативно-правовой базы;

ѕ изучение монографических публикаций и статей;

ѕ аналитический метод;

ѕ сравнительный анализ.

1. Теоретические аспекты организации автобусных туристических маршрутов

1.1 Понятие, сущность и роль автобусного туризма

К концу 60-х годов XX века постепенно сложился рынок международного автобусного туризма, причем появился большой спрос на автобусные инклюзив - туры, для которых характерно включение в цену тура стоимости перевозки. Позднее наметился некоторый спад спроса на автобусный туризм, что было вызвано развитием дешевых перевозок конкурирующими видами транспорта, прежде всего самолетами и собственными автомобилями.

Однако к середине 70-х годов в связи с повышением цен на топливо, падением курса ведущих валют и другими экономическими трудностями автобусные турпоездки вновь приобретают популярность. Это объясняется также появлением автобусов высокого класса, приближающихся по комфортности к железнодорожным вагонам, легковым автомобилям и самолетам, а по ряду качеств превосходящих их. Автобусные поездки дают туристам возможность непосредственно с места обозревать достопримечательности, мимо которых они движутся. Наличие современных скоростных магистралей позволяет быстро проезжать отрезки маршрута, не представляющие особого интереса для туристов, и, наоборот, при необходимости ехать медленно или с частыми остановками для осмотра и отдыха[1].

Автобусные туры - путешествия групп туристов на собственных или арендованных автобусах. Они могут проводиться повсеместно и практически без ограничений. Благодаря своей мобильности и относительной независимости от транспортных коммуникаций и расписаний, автобусные путешествия позволяют проводить маршруты по интересным местам в наиболее удобные для туристов сроки. При этом маршруты автобусных путешествий подразделяются на городские, пригородные и междугородние.

Традиционным видом международного автобусного туризма являются маршрутные поездки, сущность которых состоит в том, что программы для них составляются с учетом максимального использования автобусов в течение всей поездки. В последнее время получил развитие комбинированный автобусный туризм - маршрутный туризм и отдых, привлекающий туристов сочетанием познавательного путешествия и оздоровительного отдыха.

Автобусные туры популярны как летом, так и зимой. С момента появления автобусные туры всегда пользуются у россиян достаточно стабильным спросом. Популярность автобусных туров никогда не снижалась. Безусловно, успех автобусных туров во многом обусловлен их доступной ценой. В равной степени клиентов привлекают обширные познавательные возможности, которые дают автобусные туры. Ошибочное мнение, что клиенты автобусных фирм - люди малообеспеченные, не имеющие возможности путешествовать более комфортно. Автобусные туры по насыщенности впечатлений, их яркости и глубине не идут ни в какое сравнение с традиционным туром "самолет - одна страна".

В автобусных турах много плюсов. Это и относительно низкая стоимость, и возможность за один автобусный тур посмотреть множество государств[15].

История популярности автобусного туризма началась еще в семидесятых. Считается, что родоначальниками автобусного туризма стали молодые британцы, оценившие возможность за одну поездку в динамичном режиме посмотреть сразу несколько стран континентальной Европы, притом за небольшие деньги. Российские туристы начали активно пользоваться этим видом услуг на двадцать лет позже. Основными преимуществами автобусных туров на тот момент были дешевизна, быстрота, а еще возможность купить за границей дефицитные товары в больших количествах: ведь автобус не самолет, платить за перевес не нужно, да и перевозить багаж из страны в страну куда как проще. Сегодня туры за покупками имеют резко снижающуюся динамику, хотя, преимущества использования автобусов в этом бизнесе по-прежнему актуальны.

На протяжении последних десяти лет динамика спроса на автобусный туризм почти не меняется, резких падений и взлетов не происходит. Пик потребительской активности традиционно попадает на начало мая, затем продажи держатся на стабильно высоком уровне с июня по сентябрь (самый "жаркий" месяц - август), а потом оживляются во время ноябрьских школьных каникул и новогодних праздников.

Преимущества автобусных туров заключаются в их относительной дешевизне: автобусное путешествие стоит примерно в 1,5-2 раза дешевле, чем обычный тур с авиаперелетом и в том, что цена на автобусные туры не меняется в течение всего сезона, независимо от спроса [5].

При этом можно запросто посетить и посмотреть до 8 стран (поездка в Европу), а в каждом посещаемом городе проводятся разнообразные экскурсии. Более того, появляется уникальная возможность организовывать маршруты по интересным местам в удобные для туристов сроки, так как автобусные путешествия мобильны и относительно не зависят от транспортных коммуникаций и расписаний.

Как правило, автобусный тур включает в себя проезд на комфортабельном автобусе, проживание в отеле в двухместном номере с завтраком (отели, обычно, 2-3-х звезд) и медицинскую страховку. Стоимость виз в путевку не входит.

Положительной стороной автобусного туризма является следующее. Во-первых, это возможность увидеть сразу несколько стран, столиц и городов за одну поездку. Во-вторых, автобусные туры стоят намного меньше, чем другие туры. Это достигается, в том числе и из-за экономии на стоимости авиабилетов. В-третьих, неоспоримое преимущество автобусных туров - это "доставка от двери до двери": путешественникам приходится немного передвигаться: автобус привезет и на экскурсию, и в торговый центр, и заберет прямо от дверей отеля. Идеальный транспорт для тех, кто боится авиаперелетов[3].

Но есть и отрицательная сторона в автобусном туризме. Автобусный экскурсионный туризм в два раза опасней железнодорожного и в четыре раза - авиационного. В дороге могут случаться неожиданности. Например, поломка автобуса. Иногда возникают организационные неточности. Например, недочет мест в гостинице. Но это случается не чаще, чем в обычных турах. Как правило, в стоимость путешествия из питания входят только завтраки в гостиницах - обедать и ужинать приходится в попутных кафе и ресторанах. В любом случае, стоит понимать, что, выбирая автобусный тур, вы получаете детальный и идеально прописанный маршрут, где вас в любой момент будет сопровождать гид, к которому можно обратиться с любыми интересующими вас вопросами. А благодаря насыщенности экскурсии, автобусный тур станет источником множества новых впечатлений.

Автобусный экскурсионный туризм считают наиболее сложным по части организации поездки. Ведь турфирме необходимо не только выбрать интересные места и проложить между ними маршрут, но и обеспечить путешественников жильем, питанием, транспортом и экскурсиями на всех участках пути[13].

Несомненным преимуществом автобусного туризма является достаточно высокий уровень комфорта при относительно низкой цене по сравнению, к примеру, с авиаперелетами. Таким образом, спрос на автобусный туризм в целом остается не только стабильным, но и имеет тенденцию к увеличению.

О стабильности этого вида бизнеса говорит тот факт, что, когда автобусные операторы перевели цены в евро, объем продаж практически не изменился, хотя любое увеличение тарифов зачастую ведет к уменьшению спроса. Как отметили тогда специалисты, туристический поток даже увеличился. Эксперты считают, что этому способствовало расширение российского туристического рынка в целом и рынка автобусного туризма в частности.

Существующая система использования автобусного парка ведущими турфирмами отличается некоторым консерватизмом. Во-первых, господствующей формой использования остается аренда автобусов. Не имеют собственного парка практически все фирмы, работающие на внешних рынках. Техника в этом случае арендуется, как правило, у фирм, наиболее близко расположенных к месту пересечения границы.

У российского турбизнеса есть своя специфика, связанная в основном с категориями клиентов и структурой спроса на автобусные туры. В конечном итоге все это отражается на состоянии автопарка туристических компаний.

Операторов российского автобусного туризма можно разделить на три категории. Первая группа работает преимущественно на заграничном направлении. По информации туристических фирм, к самым популярным европейским направлениям относятся Франция, Германия, Испания, Италия, Австрия, Швейцария и Голландия; высок спрос на Скандинавские страны, все большую популярность приобретает Великобритания. Клиенты этой группы компаний граждане РФ. Предпочтения россиян объясняются в основном ценовым фактором, а также уровнем сервиса[2].

Вторая группа турфирм работает в основном на локальном рынке. Клиентами являются как россияне, так и граждане других стран. Наиболее прибыльным сегментом являются иностранцы. Стремясь не потерять этот сегмент потребителей, для их перевозки российские компании используют преимущественно технику иностранного производства. Однако стоит отметить, что если некоторое время назад интерес иностранных граждан к России постоянно увеличивался, то сейчас наблюдается обратная тенденция. Специалисты туриндустрии связывают это прежде всего с ухудшением криминогенной обстановки в стране, а именно, с терроризмом, а также с общим ростом цен.

У третьей группы фирм нет четкой специализации только локальный рынок или только зарубежье. В портфеле этих операторов имеются заказы как российских, так и зарубежных клиентов. Соответственно, в парке также нет жесткой приверженности к иностранным либо отечественным маркам[8].

1.2 Основы разработки и организации автобусных туристических маршрутов

Разработка конкретного туристского маршрута -- сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута и технологической карты маршрута (Приложение А). Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка маршрута включает в себя 4 основных этапа:

Рисунок 1 - Этапы разработки автобусного туристского маршрута

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договоры с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством[10].

При организации автобусных туров турфирмам приходится сталкиваться рядом проблем. Запланированные продолжительные и протяжённые транспортные туры выполняются скоростными автобусами туристского класса, которые находятся в собственности турфирмы или специализированной пассажирской организации. При отсутствии у турфирмы собственных автобусов туристского класса необходимы арендные отношения с транспортными организациями или индивидуальными предпринимателями. Однако даже при наличии собственных автобусов турфирмам в высокий сезон приходится обращаться к автотранспортным предприятиям для аренды транспортных средств.

Аренда автобусов может оформляться либо с российскими транспортными организациями, либо с зарубежными владельцами транспорта по программам выездных туров. В первом случае пункт сбора участников автобусного тура и посадка их в автобус происходят на территории РФ. Причиной отправки из пункта сбора группы туристов на территории РФ в расположенный за рубежом начальный пункт автобусного тура другим видом транспорта могут служить стремление сократить время на переезд без оказания туристского обслуживания, предоставление более комфортных технических средств, находящихся в распоряжении зарубежных транспортных предприятий и др.

В случаях аренды автобуса у российских или зарубежных владельцев транспортных средств турфирма ориентируется на референции, оформленные в виде справки об объёме и качестве обслуживания [14].

Турфирма исходит из того, что в автобусном туре техническое средство является передвижным средством среды обитания. И для него важно, чтобы референции владельцев автобусов описывали:

наличие права (лицензий) на внутренние и международные перевозки и сертификатов соответствия;

наличие у транспортного средства контрольного документа поездки (комплекта листов с номером) для выполнения нерегулярных международных автобусных пассажирских перевозок;

вместимость транспортного средства, год изготовления, пробег с начала его эксплуатации;

уровень комфорта и степень удобства размещения пассажиров в салоне автобуса (ширина кресел и регулирование их положения, подставки для ног, общее и индивидуальное освещение);

тип и размеры окон в салонах автобуса (обычные, широкие, панорамные, тонированные и др.);

системы поддержания микроклимата в салоне (вид вентиляции, кондиционирование и возможности регулировки);

системы аудио - и видеотрансляции, оповещения находящихся в салоне туристов;

наличие бытовых приборов (для охлаждения и подогрева), биотуалета;

-- вместимость багажного отделения[7].

Для планирования однодневных экскурсионных поездок туристов на небольшие расстояния турфирме также потребуются референции.

Референции туристского или экскурсионного маршрута, выполняемого сторонней организацией, должны описывать:

тип выполняемого маршрута (линейный, радиальный, кольцевой);

карты-схемы маршрутов с привязкой к населённым пунктам или сети улиц;

график движения по маршруту;

карту скоростей с указанием потенциально опасных участков на трассе;

места остановок или ночёвок;

дислокацию пунктов технической помощи, АЗС, питания, медицинской помощи, расположение постов ГИБДД, дорожно-эксплуатационных служб;

продолжительность тура в часах или в календарных днях;

состояние дорожного покрытия и другие сведения. Договором на обслуживание экскурсии должно предусматриваться:

своевременная подача заказанных транспортных средств (микроавтобусов, автобусов, легковых автомобилей) к месту высадки туристов из автобуса, прибывшего после ночного переезда, или к отелю, в котором на ночной отдых размещались туристы, их доставку к местам осмотра (показа, пребывания) и возврат туристов в конце экскурсии к ПТС или в другое оговоренное заранее место;

безопасность перевозки;

необходимое удобство и качество обслуживания в салоне по пути следования.

В договоре время аренды автобуса исчисляется от момента выхода его из гаража и до момента возвращения в гараж за вычетом времени отдыха водителя, что должно оговариваться при оформлении заказа.

Общее время, оплачиваемое турфирмой за пользование автобусом по отдельному заказу, при расчете с заказчиком округляется с точностью до 0,5 час (время менее получаса считается за полчаса, а более получаса -- за целый час).

Время на пробег автобуса из гаража до пункта подачи и время пробега от места окончания обслуживания туристов в гараж определяется из расчета среднетехнической скорости 20 км/час[4].

Договор на обслуживание тура может быть разовым или долгосрочным и заключается он с тем предприятием, которое имеет лицензии (и сертификаты) на перевозку пассажиров к местам экскурсий, а водители имеют документальные подтверждения их профессиональных качеств. В договоре и приложениях к нему должны отражаться и требования к:

1) оборудованию салона аудиосредствами (микрофоном, радиотрансляцией) и, возможно, видеосредствами и средствами связи;

2) санитарному состоянию салона автобуса;

3) ограничению (запрещению) движения автобуса в ночное время суток;

4) наличию в салоне:

а) средств первой медицинской помощи (аптечки);

б) работоспособных устройств отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;

в) запаса питьевой воды, чистых чехлов, подголовников, занавесок.

В договоре перечисляются требования к микроклимату в салоне, на основе положений стандартов и санитарно-гигиенических условий, в частности:

микроклимат во всех интервалах наружных температур должен находиться в пределах +22 - + 24 градусов при воздухообмене 0,15 м3;

уровень шума во всех частях салона не должен превышать 72 дБ, а в районе силового агрегата -- 74 дБ;

уровень инфразвука в любой точке салона допускается не более 96дБ.

Турфирма от обслуживающей организации должна получить сведения:

о типе маршрута движения к месту экскурсии (горный, равнинный);

расположение на маршруте пунктов жизнеобеспечения (пунктов скорой помощи, постов ГИБДД, дорожно-эксплуатационных служб и др.);

-- продолжительности переезда по маршруту (в часах);

-- состояние дорожного покрытия в целом и на момент перевозки туристов и др.

-- эскизное построение модели или карта маршрута перевозки туристов;

-- карта скоростей на маршруте;

-- схема обеспечения мер безопасности на маршруте и её согласование с соответствующими службами предприятия, района и ГИБДД.

Однако для обеспечения безопасного перемещения туристов по каждому участку маршрута сотрудникам туроператора следует самим ознакомиться с условиями дорожного движения и выработать рекомендации для руководителя туристской группы.

В промежуточном пункте маршрута автобусного тура туристам предоставляется свободное время, которое они могут использовать для самостоятельного осмотра или ознакомления с местными достопримечательностями или для поездки в его окрестности. В дестинациях туристы пользуются местным автотранспортом. В этом случае достаточными референциями будут схема транспортного сообщения и расписания движения местного транспорта [11].

1.3 Правовые основы регулирования автобусных перевозок

В сфере автомобильных перевозок действует целый ряд документов правового характера, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте во внутреннем и в международном сообщениях.

Под международными перевозками понимаются перевозки, во время которых транспортное средство пересекает территории двух и более государств. В основе международных пассажирских автомобильных перевозок лежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенные между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне.

Одним из важнейших многосторонних договоров в этой области является "Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа" (КАПП), которая была разработана Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в 1973 г. В октябре 1997 г. в Бишкеке была принятии "Конвенция о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа" государств - участников СНГ (КМАПП). Приложение к Конвенции "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств - участников СНГ" регламентирует процессы перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном сообщениях.

К международным документам, регулирующим инфраструктуру в области автомобильных перевозок, относится "Европейское Соглашение о международных магистралях" (от 15.11.1975 г.) и "Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах". Среди наиболее важных международных документов, посвященных дорожному движению, следует выделить "Конвенцию о дорожном движении" (от 08.11.1968 г.); "Конвенцию о дорожных знаках и сигналах" (от 08.11.1968 г.); "Протокол о разметке дорог к Европейскому Соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах" (от 01.03.1973 г.).

В области условии работы на автотранспортных средствах действует международное "Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки" (от 01.07.1970 г.).

Под регулярной перевозкой понимается перевозка, которая осуществляется с определенной частотой по обозначенному маршруту, а посадка и высадка пассажиров могут происходить только на заранее определенных местах остановок[11].

Нерегулярная перевозка - это перевозка с закрытыми дверями, осуществляющаяся одним транспортным средством, перевозящим одну и ту же группу пассажиров на протяжении всей поездки, начинающейся и заканчивающейся в месте отправления или заканчивающейся в месте назначения, если транспортное средство возвращается обратно порожним. С целью либерализации пассажирских перевозок автомобильным транспортом страны ЕС в 1982 г. заключили в Дублине "Соглашение о международной нерегулярной перевозке пассажиров автобусами" (АСОР). Впоследствии аналогичное соглашение (Ин-тербус), предназначенное для присоединения к АСОР, было разработано Комитетом внутреннего транспорта Европейской Комиссии ООН. В настоящее время положение о нерегулярных перевозках распространяется на большинство стран Западной и Восточной Европы и Турцию.

Следует иметь в виду, что помимо регулярных и нерегулярных перевозок выделяют еще так называемые челночные перевозки - повторяющиеся перевозки предварительно сформированных групп пассажиров из пункта отправления в пункт назначения и обратно. При осуществлении нерегулярных и челночных перевозок на борту транспортного средства должны быть списки пассажиров, заверенные печатью и подписями перевозчика и водителя. Если автобус едет за пассажирами пустым, то список пассажиров может быть составлен в момент их посадки[4].

Принадлежность международных автомобильных перевозок к тому или иному виду (регулярные, нерегулярные, челночные) определяет необходимость получения разрешений на въезд на территорию одной из договаривающихся сторон или на транзит через третьи страны. В основном разрешения требуются при реализации регулярных и челночных перевозок. Для выполнения нерегулярных перевозок, связанных с обслуживанием организованных групп туристов, такие разрешения в большинстве случаев не требуются. Разрешительная система оговаривается государствами при заключении двусторонних и многосторонних договоров на международные автомобильные перевозки.

Российская Федерация, как правило, осуществляет автомобильное сообщение на основании двусторонних соглашений. В соответствии с этими соглашениями компетентными органами договаривающихся сторон заблаговременно передаются друг другу предложения по организации регулярных перевозок.

При выполнении нерегулярных перевозок разрешение не требуется в случае, если группа пассажиров в одном и том же составе перевозится на одном и том же автобусе в течение всей поездки и при этом:

1) поездка начинается и заканчивается на территории государства той договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус;

2) поездка начинается на территории той договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус, и заканчивается на территории другой договаривающейся стороны при условии, что автобус покидает эту территорию порожним или если автобус въезжает пустым в целях обратной перевозки тем же перевозчиком группы пассажиров с территории государства другой договаривающейся стороны, на которую эта группа была доставлена.

Помимо этого, существует ряд документов, касающихся аспектов налогового обложения и таможенного режима при автоперевозках. Эти документы разработаны с учетом "Международной Конвенции о таможенных льготах для туристов" (1959) и действующего внутреннего законодательства стран, на территории или через территорию которых осуществляется автоперевозка.

Содержание всех перечисленных выше соглашений и конвенций должно учитываться при реализации поездок в зарубежные страны. В России учреждена организация -- Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), которая, являясь членом Международного Союза автомобильного транспорта, оказывает помощь в практических вопросах, связанных с организацией автоперевозок за рубеж[12].

С целью усиления требований к безопасности движения Правительством РФ 03.08.1996 г. было принято постановление "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом". Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено введение сборов за проезд по автодорогам России в случае введения иностранными государствами сборов за проезд по их территории. Величина сборов определена постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 г. "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации", которая зависит от вида транспортного средства и продолжительности пребывания его на территории России.

При осуществлении перевозок автомобильным транспортом во внутреннем сообщении также существует целый ряд документов, регламентирующих условия пассажирских и грузовых перевозок. Основным нормативным актом здесь является Устав автомобильного транспорта РСФСР (от 08.01.1969 г. с последующими изменениями в редакции постановлений Совета Министров РСФСР 1969, 1974, 1980, 1988 и 1991 гг.). Постановлением Верховного Совета РФ № 4604-1 от 03.03.1993 г. этот документ считается действующим в настоящее время на территории Российской Федерации[9].

Одним из важных правовых документов, касающихся внутренних автоперевозок, является Закон РФ "О безопасности дорожного движения". Закон преследует цель защиты жизни, здоровья и имущества граждан, интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий или снижения тяжести последствий, возникающих в их результате. Законом введено обязательное лицензирование деятельности организаций, связанных с обеспечением автоперевозок.

Единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации введен "Правилами дорожного движения" (от 23.10.1993 г.), утвержденными Правительством РФ. Этим актом на территории России узаконено правостороннее движение. В целях повышения безопасности автомобильных перевозок 08.01.1997 г. был издан приказ Министерства транспорта "Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами".

Для регулирования автомобильных перевозок на автомобильном транспорте взамен устаревших правил, действовавших в РСФСР, в 1997 г. приказом Министерства транспорта были утверждены "Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации"[6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, автобусные туры являются одними из самых доступных туров для туристов. Преимуществами автобусных туров были определены относительно низкая стоимость, возможность увидеть сразу несколько стран, столиц и городов за одну поездку, "доставка от двери до двери". Разработка автобусного туристического маршрута осуществляется в 4 этапа, что позволяет туроператору в краткие сроки разработать полноценный автобусный тур. Также в данной главе были рассмотрены правовые основы регулирования автобусных маршрутов. Анализ документации необходимой для автобусных туристских перевозок, позволил сделать вывод о том, что единственным емким и тяжелым пунктов в этапах организации автобусных маршрутов является определение основной документации тура.

2. Анализ организации автобусных маршрутов на примере туристической фирмы "Лидия Тур"

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика туристической фирмы "Лидия Тур"

Физический адрес: 460018, г. Оренбург, ул. Мало-Мельничная, д. 36

Телефон: (3532)31-4398 , (3532) 31-4449.

"Лидия Тур" является Индивидуальным Предприятием (ИП). Число участников такого общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах. Фирма занимается туроператорской деятельностью, разрабатывает разнообразные туристские маршруты.

"Лидия Тур" - туроператор-организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставлении услуг, подготавливает рекламно-информационное издание по своим турам, рассчитывает цены на туры, передаёт турагентам для их последующей реализации туристам.

Туристический оператор "Лидия Тур" формирует и реализует туры по разным направлениям. В основном турфирма занимается организацией и реализацией туров по Оренбургской области и туров в Республику Башкирия. Так же туристам предлагаются туры в Турцию, Египет, Испанию, Марокко, Таиланд, Доминикану и т.д. В ассортимент услуг, предоставляемых туристической фирмой, также входит организация и проведение корпоративных вечеров.

Документы турфирмы "Лидия Тур" на туристическую деятельность:

ѕ Свидетельство "О внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров" (реестровый номер ВНТ 007296);

ѕ Собственный Устав;

ѕ Лицензия на осуществление "Перевозки пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более восьми человек" № АСС-56-005412.;

ѕ Удостоверение допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок пассажиров (регистрационный номер МКП-56-000108).

Действующая линейно-функциональная структура турфирмы реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решений производятся коллективно (коллегиально), а принятие решения и ответственность за его выполнение возложены на первого руководителя. Такая структура объединяет лучшие свойства линейной (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной (разделение труда, квалифицированная подготовка решений) структур.

Рисунок 2 - Организационная структура туристической фирмы "Лидия Тур"

К каждой группе клиентов предусмотрены специальный подход и соответствующее обслуживание как групповое, так и индивидуальное. В силу этой специфики все клиенты турфирмы систематизированы в три группы:

а) туристы, путешествующие на внутриобластных маршрутах;

б) туристы, путешествующие на российских маршрутах;

в) туристы, отправляющиеся за рубеж.

Рисунок 3 - Структура турпотока туристической фирмы "Лидия Тур", (тыс. человек)

На рисунке 3 видно, что реализуемые турфирмой направления деятельности дают разные показатели по объемам турпотока. В течение года наблюдалась различная активность туристов: объемы потока до 1000 чел. оказались в большей степени свойственны маршрутам по российским территориям (65 %), от 1000 до 3000 чел. российским и областным маршрутам (34 % и 54 %), от 4000 до 6000 чел. областным и зарубежным маршрутам (41 % и 21 %, соответственно), свыше 6000 чел. только зарубежным турам (70 %). Персонал туристической компании "Лидия Тур" отвечает следующим требованиям:

а) Знание основных документов Российского законодательства в сфере туризма и потребителях туристских услуг Федеральный закон от 24 ноября 1996г.

б) Знание Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в закон о защите прав потребителей"

в) Знание Международных договоров в Российской Федерации в сфере туризма.

г) Знание Международных документов сферы туризма, системы международных стандартов.

д) Знание нормативных документов, определяемые требования к безопасности туристских маршрутов ГОСТ Р 50644-94, ГОСТ Р 50681-94, ГОСТ Р 60690-94.

е) Знание иностранных языков в объеме, соответствием выполняемой работе.

ж) Знание методов управления, основ педагогической деятельности и психологи личности.

з) Умение дать четкие, точные ответы на поставленные посетителем вопросы.

и) Владение информацией, необходимой для потребителя.

к) Повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, ездить в рекламно-информационные туры.

л) Знание должностных обязанностей.

Для каждого отдела турфирмы были прописаны свои должностные обязанности. Такого рода документ был разработан и для менеджеров. Должностные обязанности старшего менеджера заключаются в следующем:

ѕ подчиняться директору фирмы и несет ответственность за работу отдела туризма;

ѕ осуществляет общее руководство работы менеджеров. Распределяет нагрузку среди менеджеров;

ѕ координирует и контролирует работу менеджеров в выборе туроператоров по направлениям;

ѕ изучает предложения туроператоров и особенности турпродукта по всем направлениям.

Туристический оператор "Лидия Тур" ведет активную коммуникационную политику со внешним окружением (клиенты, посредники, конкуренты, контактные аудитории, партнеры).

Таблица 1 - Партнеры туристического оператора "Лидия Тур"

Название фирмы

Основные сферы деятельности

 

Туристический оператор "Tez Tour"

Выездной туризм (Австрия, Болгария, Бразилия, Греция, Доминикана, Египет, Испания, Италия, Китай, Куба, Мальдивы, ОАЭ, Таиланд, Турция, Шри-Ланка).

 

Туристический оператор "Pegas Touristik"

Выездной туризм (Турция, Египет, Греция, Кипр, Тайланд, Вьетнам, Китай, Индия, Индонезия, Андорра,

Иордания,Черногория,Марокко, Маврикий).

 

Туристический оператор "OrenAir"

Туроператор "OrenAir"- уникальная для российского рынка модель туристического холдинга, объединяющая авиакомпанию, туристического оператора и розничную сеть продаж туристических услуг и авиабилетов. Туроператор реализует туры как зарубеж, так и по территории России.

 

Туристический оператор "Дельфин"

Внутренний туризм (Краснодарский край, Крым, Сочи, Абхазия, Карелия, Казань и др.).

 

Туристический оператор "Интерс"

Выездной туризм и автобусные туры в Европу.

 

Туритический оператор "Библио-Глобус"

Выездной туризм (Сейшелы, Филиппины, США, Чехия, Сингапур, Тунис и др.).

 

Туристический оператор "Natalie Tours"

Выездной туризм и морские круизы.

 

Туристическая фирма "Верса"

Организация еженедельных туров в Санкт-Петербург.

 

 

2.2 Специфика организации транспортного обслуживания

Туристический оператор "Лидия Тур" предлагает выезды по городам России, Ближнего и Дальнего Зарубежья на комфортабельных автобусах производства Японии и Кореи, оборудованные кондиционерами, теле-видео-аудио системами. Автопарк "Лидии Тур" состоит из автобусов большой (41-51 мест), средней (до 40 мест) и малой (21-26 мест) вместимости. Автопарк представлен такими автобусами как ZONDA A7, Daewoo BS 106, Daewoo BH-116, Daewoo BH 090, KIA Grandbird, MMC Fuso, Higer KLQ 6720 BL и т.д.

В своей деятельности турфирма "Лидия Тур" использует следующие правила туристско-экскурсионного обслуживания на автобусных турах:

— разработка надлежащей документации туристско-экскурсионного маршрута, его согласование и сертификация;

— подача автобусов для туристско-экскурсионных поездок в установленное время, в технически исправном состоянии, с соблюдением санитарных норм;

— движение автобусов строго по утвержденному маршруту следования с соблюдением установленного графика;

— безопасность движения и перевозок туристов и экскурсантов;

— соблюдение надлежащего порядка, обеспечивающего нормальные условия для работы водителя автобуса, чистоту и сохранность оборудования автобуса, приятный отдых во время поездки;

— проведение туристско-экскурсионной поездки в соответствии с утвержденной программой обслуживания туристов и графиком движения автобусов;

— принятие необходимых мер для доставки туристов в место назначения в случаях возникновения в пути следования чрезвычайных обстоятельств.

Организация автобусных туристических маршрутов осуществляется туроператором "Лидия Тур" в соответствии с алгоритмом технологии организации автобусных туров, который представлен на рисунке 3.

Рисунок 4 - алгоритм технологии организации автобусного туристического маршрута

Турфирма организует автобусные туры по Оренбургской области (таблица 1), в Самару (аквапарк), Башкирию (озеро Нугуш, Мурадымовское ущелье), Санкт-Питербург, Казань, Анапу (Витязево, Пионерский проспект, Центр), Геленджик (Кабардинка, Дивноморское, Архипо-Осиповское), Сочи (Адлер, Лазаревское, Хоста) и Туапсе.

Таблица 2 - Автобусные туры по Оренбургской области, предлагаемые туристической фирмой "Лидия Тур"

Название тура

Экскурсии и другие услуги, оказываемые во время тура

Стоимость тура

 

"Оренбург - город мастеров"

Экскурсия в ж/д техникум и на детскую железную дорогу;

Посещение фабрики пуховых платков;

Посещение ипподрома и катание на лошадях.

720 рублей

 

"Андреевские чудеса",

(п. Андреевка)

Посещение Андреевской перепелиной фермы, Свято-Андреевского монастыря и святого источника.

400 рублей

 

"Русские страусы" (30 км. от города Оренбург)

Экскурсия по страусиной ферме.

250 рублей

 

"Обитель милосердия"

(п. Саракташ)

Посещение Свято-Троицкой обители милосердия и туристического комплекса "Красная гора", месте съемок фильма "Русский бунт".

370 рублей

 

"Малый иерусалим",

(с. Октябрьское)

Посещение церкви Михаила Архангела.

300 рублей

 

 

Автобусные туры, отраженные в таблице 2, туристическая фирма "Лидия Тур" осуществляет на основе лицензии на осуществление "Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек" № АСС-56-005412. В стоимость экскурсий также входят услуги по перевозке туристов, а также услуги, осуществляемые руководителем туристической группы непосредственно во время перевозки туристов (информация и легенды о крае, в который направляются туристы).

Помимо автобусных туров, перечисленных в таблице 1, "Лидия Тур" предлагает своим клиентам разработку индивидуальных экскурсионно-познавательных туров по г. Оренбург и Оренбургской области.

Выскоким спросом пользуются автобусные туры по Башкирии, в Санкт-Питербург и Казань, которые представлены в таблице 2.

Таблица 3 - Автобусные туры по России, предлагаемые туристической фирмой "Лидия Тур"

Название тура

Экскурсии и другие услуги, оказываемые во время тура

Стоимость и продолжительность тура

 

"Выходные на озере Нугуш"

(Республика Башкоторстан, Нугушское водохранилище)

Проживание в палаточном городке на территории охраняемой базы отдыха;

Питание (завтрак, обед, ужин);

Празднование дня Нептуна;

Ночная дискотека.

2100 рублей

2 дня/1 ночь

 

"Мурадымовское ущелье"

(Республика Башкортостан)

Питание;

Экскурсия о ущелью;

Дискотека;

Проживание в палаточном городке.

1 день - 1300 рублей;

2 дня/1 ночь - 1600 рублей.

 

"Санкт-Петербург"

(г. Санкт-Петербург"

Проживание в гостинице;

Питание (завтрак, обед, ужин);

Экскурсии по городу.

7 дней/6 ночей - 14500 рублей

 

"Удиви меня Казань"

(г. Казань)

Автобусная обзорная экскурсия по городу;

Питание ( 2 завтрака, 2 обеда, ужин);

Пешеходная экскурсия в Кремль;

Автобусная экскурсия в Раифу (мужской монастырь);

Посещение аквапарка "Ривьера";

Посещение магазинов IKEA и Мега.

2 дня/ 1 ночь - 5200 рублей

 

 

Автобусные туры, перечисленные в таблице 3 туристической оператор "Лидия Тур" осуществляет на основе удостоверения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок пассажиров (регистрационный номер МКП-56-000108). Большинство автобусных туров, перечисленных в таблице 2, по продолжительности составляют 2 дней/ 1 ночь, т.е. являются турами выходного дня (кроме автобусного тура "Санкт-Питербург"). В пути следования предусмотрены остановки, которые предполагают отдых туристов и удовлетворения физиологических потребностей.

На основе данных таблицы 3 построена диаграмма распределения международных автобусных туристических маршрутов, предлагаемых туристической фирмой "Лидия Тур" по количеству рейсов за 2012 год (рисунок 4).

Рисунок 5 - Диаграмма распределения международных автобусных туристических маршрутов

Туристический оператор "Лидия Тур", имея собственный автопарк, может предоставлять автобусные туры разной продолжительности. Таким образом, опираясь на данные таблиц 2 и 3 можно сделать вывод, о том что, фирма "Лидия Тур" делает акцент на внутреннем туризме (автобусные туры по Оренбургской области), что оказывает заметное влияние на рост такой сферы туризма, как внутренний. Однако так же стоит отметить, что туристический оператор почти не предоставляет автобусных туров за рубеж (Европа), исключение лишь составляют индивидуальные туры, разработку которых предлагает фирма, что сказывается на развитии выездного туризма, который приносит туристическим оператором гораздо больше прибыли, нежели внутренний туризм.

Как показывают данные таблицы 3, туроператор "Лидия Тур" предоставляет 2 автобусных тура (Санкт-Петербург, Казань), в которых предусмотрено размещение туристов в гостинице. Для успешной реализации данных туров турфирме необходимо иметь договора с принимающими туристов гостиницами. Такие договора заключены фирмой с отелем "Дом Бенуа" (Санкт-Петербург) и с отелем "Спутник" (Казань). Продолжительность тура в Санкт-Петербург составляет 7 дней/6 ночей, именно поэтому сотрудничество именно с данным отелем является наиболее выгодным, поскольку стоимость 2-местного номера составляет 1350 рублей в сутки. Отель "Спутник" в городе Казань является отелем эконом-класса. Туристы проживают в 4-местных номерах, стоимость места в номере составляет 500 рублей.

2.3 Проблемы и перспективы организации автобусных маршрутов и сопутствующих услуг

Непосредственно к проблемам организации автобусных туристских маршрутов, которые предлагаются туристической фирмой "Лидия тур", можно отнести следующее:

ѕ отсутствие комплексного подхода к развитию как внутреннего, так и выездного автобусного туризма;

ѕ отсутствие разнообразия предложений и базы маршрутов по всей территории Приволжского федерального округа (автобусные туры в Екатеринбург, Йошкар-Олу, Нижний Новгород и др.);

ѕ отсутствие автобусных туров в Республику Казахстан, которая обладает богатейшим туристским потенциалом;

ѕ отсутствие разнообразия предложений и базы маршрутов по Европе;

ѕ слабая подготовка руководителей туристских групп;

ѕ недостаточное количество услуг, предоставляемых непосредственно во время движения автобусного состава (легенды, истории о местном крае, развлекательные игры и прочее).

ѕ отсутствие автобусов класса "люкс" для автобусных туров дальнего следования.

Самой обширной проблемой, влияющей на формирование и увеличение турпотока в турфирму "Лидия Тур" является недостаточное количество внутренних маршрутов, связывающих значимые туристские центры. Так, например, нет автобусного туристического маршрута из города Оренбург в г. Йошкар-Олу, Екатеринбург, Нижний Новгород. На формирование и увеличение турпотока также влияет недостаточная база международных автобусных туристических маршрутов. Например, автобусные маршруты в Республику Казахстан, которая обладает богатейшим туристским потенциалом, который, несомненно, будет привлекательным для туристов Оренбургской области. Юго-Западная граница с Казахстаном располагает 2 контрольно-пропускными пунктами по трассам Оренбург-Уральск и Оренбург-Актюбинск. Города Республики Казахстан, такие как Уральск, Актюбинск, Актау, обладают богатой историей и архитектурными памятниками республиканского значения. Туристические маршруты по этим направлениям будут пользоваться большим спросом, поскольку большое количество казахов проживают на территории Оренбургской области, и, именно, они будут являться основным сегментом по этим направлениям. Это объясняется тем, что многие переселенцы с Казахстана будут рады навестить родственников или просто полюбоваться красотами своей родины.

Отсутствие выездного туристского предложения связано с небольшим количеством полноценных комфортабельных автобусов и отсутствием целевых программ кредитования или лизинга для туроператоров на приобретение транспортных средств туристского класса. Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, отсутствие скоростных автомагистралей - все это также оказывает влияние на развитие автобусного туризма не только в нашем регионе, но и стране.

Слабая подготовка руководителей туристских групп также оказывает влияние на увеличение турпотока в туристическую фирму "Лидия тур". Поскольку недовольство туристов руководством сопровождающих подталкивает их обращаться за услугами в другие туристические фирмы. Руководители туристских групп проводят работу с туристами не на достаточно высоком уровне. Услуги, оказываемые ими на маршруте, носят поверхностный характер. Недостаточное количество развлекательных услуг представлено руководителями групп во время движения автобуса. Туристы вынуждены развлекать себя самостоятельно, что, опять же, формирует у них негативное впечатление о еще даже не начавшемся туре.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: туристическая фирма "Лидия Тур", во владении которой находится собственный автопарк, предоставляет автобусные туристские маршруты, как по Оренбургской области, так и международные автобусные туры. Однако стоит заметить, что база предлагаемых международных автобусных маршрутов слишком однообразна. Туристическая фирма практически не реализует туры по Европе и в Республику Казахстан.

Также были выявление проблемы организации автобусных туристических маршрутов и сопутствующих услуг. Одной из самых важных проблем является слабая подготовка руководителей туристских групп, в связи, с чем туристическая фирма теряет большое количество клиентов, поскольку они не довольны качеством обслуживания.

Учитывая вышеперечисленные проблемы, были разработаны рекомендации по совершенствованию организации автобусных туристских маршрутов, которые представлены ниже.

3. Рекомендации по совершенствованию организации автобусных туристических маршрутов

3.1 Мероприятия по совершенствованию организации автобусных маршрутов

Для создания благоприятной обстановки, направленной на увеличение туристского потока в туристическую фирму "Лидия Тур" необходимо реализовать мероприятия по следующим направлениям:

ѕ совершенствование базы автобусных туристических маршрутов (как внутренних, так и международных автобусных туристических маршрутов);

ѕ закуп развлекательных игр (шахматы, шашки, нарды), фильмов и телесериалов;

ѕ печать путеводителей с указанием основных остановок на маршруте, краткого содержания экскурсионных услуг.

Совершенствование базы автобусных туристических маршрутов предполагает разработку туристической фирмой новых автобусных туристских маршрутов. При чем акцент должен быть на разработке международных автобусных туров, поскольку база данных маршрутов насчитывает всего 4 автобусных тура (Санкт-Петербург, Казань, Башкирия (Мурадымовское ущелье, озеро Нугуш). Разработка автобусных туров по Оренбургской области должна быть направлена на улучшение качества и количества предоставляемых услуг на маршрутах.

Туристической фирме "Лидия Тур" стоит закупить развлекательные игры (шахматы, шашки, нарды), фильмы и телесериалы. Поскольку значительное время туристы проводят в автобусе (туры таблицы 3). Показ фильмов, телесериалов и наличие развлекательных игр позволят туристам скоротать время. А это в свою очередь улучшит их настроение и позволит сосредоточиться на программе маршрута.

Также фирме "Лидия Тур" стоит разработать путеводители для туристов с указанием основных остановок на маршруте и краткого содержания экскурсионных услуг. Реализация данного мероприятия позволит руководителю туристской группы несколько раз не рассказывать туристам о маршруте и сосредоточить свое внимание на других обязанностях (подтверждение брони в гостинице, устранение проблем, возникающих во время тура).

Также для увеличения туристского потока в турфирму следует реализовать такие перспективные направления как:

ѕ разработка автобусных туристических маршрутов в близлежащие города республики Казахстан;

ѕ повышение квалификации руководителей туристских групп;

ѕ увеличение разнообразия услуг, предоставляемых непосредственно во время движения автобусного состава (легенды, истории о местном крае, развлекательные игры и прочее).

ѕ печать памяток для туристов (особенно для международных автобусных туров);

ѕ распространение рекламных буклетов, с указанием имеющихся автобусных туров;

ѕ запуск рекламного ролика на местном телеканале.

Достижение поставленных целей позволит туристической фирме "Лидия тур" привлечь большое число новых туристов и соответственно повысить доходы от реализации предлагаемых услуг. И таким образом получить возможность приобретения собственных, либо на условиях аренды туристических автобусов класса "люкс" для туров дальнего следования (Санкт-Петербург, Казань, Адлер, Башкирия и т.д.).

Учитывая данные пункта 2.3 (проблемы и перспективы организации автобусных маршрутов и сопутствующих услуг), была предложена разработка нового автобусного туристического маршрута в Республику Казахстан (таблица 4). Поскольку международные автобусные туристические маршруты представлены турфирмой "Лидия Тур" не в полной мере. При разработке данного маршрута были учтены все рекомендации по совершенствованию организации автобусных туристических маршрутов.

Таблица 4 - Содержание туристско-экскурсионного маршрута

Название маршрута:

"Город на белом холме"

 

Основные населенные пункты

г. Актобе:

 

Цель маршрута:

Ознакомление туристов с культурой республики Казахстан, покупка товаров, которых нет на территории Российской Федерации.

 

Ночлег:

Гостиница "Актобе".

 

Продолжительность маршрута:

3 дня/ 2 ночи.

 

Сезонность:

Март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.

 

Число туристов в одной группе:

20-25 человек.

 

Идея тура:

Предлагаем провести выходные с интересом и пользой в городе Актобе, расположенного в 270 км. от города Оренбург. Вас ждет ознакомление с культурой уникальной республики, где мирно проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. А для любителей шоп-туров данных тур идеальный вариант. Вы сможете не только познакомится с обычаями и традициями данной страны, но и купить товары по небольшой цене.

 

 

Программа тура по маршруту "Город на белом холме" рассчитана на 3 дня, т.е. является туром выходного дня. Туристам, планирующим приобрести данный тур, не нужно будет задумываться о высвобождении своего времени, так как данный автобусный туристический маршрут будет осуществляется в выходные дни (пятница, суббота, воскресенье). Программа тура представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Программа маршрута "Город на белом холме"

День

Время

Программа дня

 

Первый день

08.00-15.00

15.00-18.00

18.00-19.00

19.00-21.00

21.00-22.00

Трансфер из Оренбурга. Прибытие в Актобе.

Размещение в гостинице.

Ужин

Вечерняя прогулка по городу ("Октябрьский бульвар").

Ознакомление туристов с расписанием следующего дня. Отдых.

 

Второй день

09.00-10.00

10.00-13.00

13.00-14.00

14.00-17.00

17.00-18.00

18.00-19.00

19.00-22.00

Завтрак.

Автобусная экскурсия по городу ("Водно-зеленый бульвар").

Обед в одном из кафе города.

Посещение развлекательного центра "Мега-Актобе".

Возвращение в гостиницу.

Ужин.

Ознакомление туристов с расписанием следующего дня. Отдых.

 

Третий день

09.00-10.00

10.00-12.00

12.00-13.00

14.00-17.00

17.00-00.30

Завтрак в гостинице. Выселение.

Экскурсия в Актюбинский областной краеведческий музей.

Обед в одном из кафе города.

Посещение вещевого рынка "Мега-Шыгыс".

Встреча у входа на рынок. Трансфер в город Оренбург.

 

 

Туристов сопровождают 2 гида (работники турагентства), которые владеют знаниями о городе Актобе и культуре казахского народа.

В городе Актобе туристы ночуют в гостинице "Актобе" (адрес: проспект Абулхаир-Хана , дом 44, телефон: +7 (7132) 56-2829).

Ужин и завтрак включены в стоимость проживания в гостинице. Обедают туристы в кафе "Taksim" города Актобе.

Варианты отдыха, развлечения и услуги во время тура:

ѕ беспроводной интернет в гостинице;

ѕ сауна в гостинице;

ѕ услуги фотографа ("Водно-зеленый бульвар").

Менеджер в турфирме должен проинформировать туристов о продолжительности трансфера (6 часов в пути) и посоветовать взять с собой сухой паек и воду. Организация транспортного обслуживания заключается в том, что на время тура туристической фирмой должен быть выделен комфортабельный автобус со всеми необходимыми техническими средствами (ремни безопасности, откидные сидения, теле-аудио система, по возможности биотуалет).

Непосредственно перед посадкой туристов в автобус в городе Оренбург руководитель группы должен проверить наличие документов у туристов (паспорта, доверенности на детей), посчитать количество туристов, собрать документы, для внесения в список. Перед прохождением таможенного контроля рассказать туристам о правилах заполнения миграционных карт, а затем проверить правильность их заполнения. Учитывая данные рекомендации была разработана памятка руководителей туристских групп (Приложение Б).

Так же на время тура должен быть выделен квалифицированный водитель, который должен позаботиться о том, что бы на автобус обязательно была страховка и свидетельство о регистрации. Во время прохождения таможенного контроля водитель должен проверить, все ли туристы внесены в список.

3.2 Социальная и экономическая эффективность предлагаемых мероприятий

Социальная эффективность предложенных мероприятий заключается в том, что от реализации этих мероприятий увеличится туристский поток оператора "Лидия Тур", что отразится на прибыли туроператора. В первую очередь фирме стоит приступить совершенствованию базы автобусных маршрутов (как внутренних, так и международных автобусных туристических маршрутов). Разработка новых автобусных маршрутов по территории Приволжского федерального округа позволит фирме значительно увеличить прибыли от продаж туристских пакетов, поскольку таковых станет гораздо больше. Разработка автобусных туристических маршрутов в близлежащие города Казахстана позволит не только увеличить прибыль фирмы, но и повлияет на улучшение отношений связей с Казахстаном и позволит "Лидии Тур" найти новых партнеров на территории руспублики.

Особое внимание руководителям фирмы стоит уделить увеличению разнообразия услуг, предоставляемых во время движения автобусного состава (закуп развлекательных игр (шахматы, шашки, нарды), фильмов и телесериалов). Печать путеводителей с указанием основных остановок на маршруте, краткого содержания экскурсионных услуг значительно упростит и без того загруженную деятельность руководителей туристских групп, поскольку им больше не придется отвечать на нескончаемые вопросы туристов. А освободившееся время руководитель сможет уделить другим аспектам процесса обслуживания туристов.

Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию организации автобусных туристских маршрутов:

Проживают туристы в гостинице "Актобе" в 2-местных номерах. В этом случае полная стоимость проживания одного туриста при 2-местном проживании определяется по формуле:

Rпр. = R + Дт. + Дмб.,

где R -- стоимость проживания в 2-местном номере без дополнительных удобств; Дт. -- доплата за телевизор; Дмб. -- доплата за мини-бар.

Таким образом, стоимость проживания туриста составит:

Rпр. = 700 + 50 + 100 = 850 рублей.

В составе тургруппы могут быть туристы, которые выберут вариант размещения с ребенком или с третьим взрослым в номере. В этом случае, при наличии скидок (сезонных, на ребенка, при размещении третьего взрослого в номере и т.д.) полная стоимость проживания с учетом скидки будет определяться по формуле:

где Rпр. -- полная стоимость проживания; Сск. - величина скидки в процентах.

Стоимость проживания за весь тур находится путем умножения стоимости проживания за одни сутки на количество ночевок:

где Rпр.с.-- стоимость проживания в сутки; Nноч. -- количество ночевок в гостинице.

В стоимость проживания туристов входит стоимость питания (завтрак + ужин). Обедают туристы в кафе города Актобе "Taksim". Оплата за обед осуществляется туристами самостоятельно.

Так как автобусы принадлежат туристической фирме "Лидия Тур" стоимость перевозки 1 туриста определяется по формуле:

где Rпер.п. - стоимость перевозки (полная); Nтур. - количество туристов в группе.

В стоимость перевозки включена стоимость трансфера по городу Актобе.

В стоимость тура включена стоимость экскурсии в Актюбинский областной краеведческий музей. Стоимость экскурсии в расчете на одного туриста определяется по формуле:

где Rэкс.-- стоимость экскурсии (полная); Nтур.-- количество туристов в группе.

В полную стоимость тура входят комиссионные турагентам в виде процента к общей стоимости тура, а также затраты на руководителя тургруппы. В этом случае затраты на руководителя группы будут состоять из стоимости размещения, стоимости питания, стоимости командировочных, стоимости страховки. Расходы на руководителя группы в расчете на одного туриста определяются по формуле:

где Rпр.р.г.-- затраты на проживание руководителя группы; Rпит.р.г.-- затраты на питание руководителя группы; Rком.р.г.-- затраты на оплату командировочных руководителя группы; Rстр.р.г.-- затраты на оплату его страховки; Nтур.-- количество туристов в группе.

Себестоимость тура (рассчитывается без учета накладных расходов) в расчете на одного туриста определяется как сумма всех стоимостей, отнесенных на одного туриста:

Определение цены турпродукта и доходов от его реализации:

Окончательное решение по установлению цены на конкретный тур принимает руководство фирмы. В этом случае цена туристской путевки для конкретного покупателя данного тура будет определяться по формуле:

где Ц -- цена турпутевки для конкретного покупателя; Sогр. -- себестоимость (ограниченная) данной турпутевки для фирмы; Крент. -- установленный коэффициент рентабельности.

Зная цену тура и его себестоимость, можно рассчитать маржинальный доход туристской фирмы. Маржинальный доход от продажи одной путевки находится по формуле:

Маржинальный доход фирмы от продажи всего тура определяется как сумма маржинальных доходов проданных турпутевок по данному туру (638 ? 25 = 15950 рублей).

Для расчета годового маржинального дохода фирмы от данного тура необходимо спрогнозировать общее количество туров, которое может организовать турфирма в течение года. Годовой маржинальный доход определяется по формуле:

где Мтур.- маржинальный доход одного тура; Nтур.-- общее количество туров за год.

Для упрощения расчетов принимают, что фирма часть маржинального дохода от каждого тура направляет на оплату своих постоянных издержек и что эта часть составляет 30%. Величина постоянных издержек, приходящихся на данный тур, и валовая прибыль тура в этом случае определяется по формуле:

где Rп.тур. -- постоянные издержки, приходящиеся на данный тур; Мтур.-- маржинальный доход тура.

Зная постоянные издержки, приходящиеся на данные тур, можно рассчитать валовую прибыль тура, которая рассчитывается по формуле:

где Пв.тур. - валовая прибыль данного тура, Мтур. - маржинальный доход данного тура, Rп.тур. - постоянные издержки фирмы, приходящиеся на данный тур.

Для более наглядного отображения все вышеизложенные данные занесены в таблицу 6 - Калькуляция себестоимости туристкой путевки.

Таблица 6 - Калькуляция себестоимости туристкой путевки (в расчете на 1 туриста) По маршруту Оренбург - Актобе ("Город на белом холме")

Наименование калькуляционных статей

Показатели

 

Проживание

1700 рублей

 

Транспорт

700 рублей

 

Питание

Включено в стоимость проживания

 

Экскурсионное обслуживание

40 рублей

 

Расходы на руководителя группы

106 рублей

 

Себестоимость тура

2550 рублей

 

Цена туристской путевки

3188 рублей

 

Маржинальный доход от продажи одной путевки

638 рублей

 

Маржинальный доход фирмы от продажи всего тура

15950 рублей

 

Годовой маржинальный доход фирмы

319000 рублей

 

Постоянные издержки, приходящиеся на данный тур

4785 рублей

 

Валовая прибыль данного тура

11165 рублей

 

 

Подсчитав все затраты выявили, что стоимость одного турпакета по маршруту "Город на белом холме" составила 3188 рублей. Валовая прибыль одного тура составляет 11165 рублей. Учитывая, что предположительно туристическая фирма сможет организовать 20 туров за год, становится ясно, что прибыль от реализации данного тура довольно быстро восполнит издержки фирмы.

Заключение

Для многих стран мира туризм стал основой экономической специализации. Кроме прямых финансовых доходов туризм несет в себе много положительного -- он способствует оздоровлению человека, помогает сохранить памятники историко-культурного наследия, благодаря нему устанавливаются контакты между гражданами разных стран. Многим людям туризм дает возможность работать и, таким образом, достойно жить.

В результате проведенного исследования к проблемам организации автобусных туристских маршрутов, которые предлагаются туристической фирмой "Лидия тур", можно отнести следующее:

ѕ отсутствие комплексного подхода к развитию как внутреннего, так и выездного автобусного туризма;

ѕ отсутствие разнообразия предложений и базы маршрутов по всей территории Приволжского федерального округа (автобусные туры в Екатеринбург, Йошкар-Олу, Нижний Новгород и др.);

ѕ отсутствие автобусных туров в Республику Казахстан, которая обладает богатейшим туристским потенциалом;

ѕ отсутствие разнообразия предложений и базы маршрутов по Европе;

ѕ слабая подготовка руководителей туристских групп;

ѕ недостаточное количество услуг, предоставляемых непосредственно во время движения автобусного состава (легенды, истории о местном крае, развлекательные игры и прочее).

ѕ отсутствие автобусов класса "люкс" для автобусных туров дальнего следования.

Основываясь на данных анализа организации автобусных маршрутов туристической фирмы "Лидия Тур", в ходе данной курсовой работы, были предложены следующие мероприятия по совершенствованию организации автобусных туристских маршрутов:

ѕ совершенствование базы автобусных туристических маршрутов (как внутренних, так и международных автобусных туристических маршрутов);

ѕ разработка новых автобусных маршрутов по территории Приволжского федерального округа;

ѕ разработка автобусных туристических маршрутов в близлежащие города республики Казахстан;

ѕ повышение квалификации руководителей туристских групп;

ѕ увеличение разнообразия услуг, предоставляемых непосредственно во время движения автобусного состава (легенды, истории о местном крае, развлекательные игры и прочее).

ѕ закуп развлекательных игр (шахматы,шашки, нарды), фильмов и телесериалов;

ѕ печать путеводителей с указанием основных остановок на маршруте, краткого содержания экскурсионных услуг;

ѕ печать памяток для туристов (особенно для международных автобусных туров);

ѕ распространение рекламных буклетов, с указанием имеющихся автобусных туров;

ѕ запуск рекламного ролика на местном телеканале.

В условиях наличия необъятных просторов девственной природы перспективным для нашей страны может стать развитие очень популярного сегодня в мире международного автобусного туризма. Что касается государственного воздействия на развитие автобусного туризма, можно сказать, что основными направлениями деятельности стала деятельность по реализации Федеральных программ развития туризма в РФ, деятельность, направленная на осуществление сотрудничества российских туристских агентств, а также на стимулирование туристской деятельности путем некоммерческой рекламы. Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой.

При проведении анализа деятельности туристической фирмы "Лидия тур" по организации автобусных туристических маршрутов стало ясно, что база автобусных туристических маршрутов, в частности международных, слишком скудна. В результате чего был разработан автобусный туристический маршрут "Город на белом холме".

Список использованных источников

1 Александрова, А. Ю. География туризма: учеб. для вузов / А. Ю. Александрова. -- М. : КноРус, 2009. - 592 с.

2 Боголюбов, В. С. Экономика туризма: учеб. пособие для вузов / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. -- М. : Академия, 2008. 192 с.

3 Дурович, А.П. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М. Сергеева. -- М.: Новое знание, 2009. -- 632 с.

4 Здоров, А.Б. Экономика туризма: учебник / А.Б. Здоров. -- М.: Финансы и статистика, 2008. -- 272с.

5 Зорин, И. В. Туризм как вид деятельности: учеб. для вузов / И. В. Зорин -- М. : Финансы и статистика, 2009. - 288 с.

6 Ильина, Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учеб. для вузов туристского профиля / Е. Н. Ильина. -- М. : Финансы и статистика, 2008. - 240 с.

7 Козырев, В. М. Экономика туризма: учеб. для вузов / В. М. Козырев. -- М.: Финансы и статистика, 2010. - 320 с.

8 Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для вузов / А. Б. Косолапов. -- М.: КноРус, 2010. - 270 с.

9 Мышлявцева, С.Э. Туристское районирование для целей активного туризма в регионах Урала // География и туризм: Сб. науч. тр. Перм. ун-т. Пермь, 2006. Вып. 4. С.178 - 187.

10 Осипова, О.Я. Транспортное обслуживание туристов / О.Я.Осипова. -- М.: Академия, 2006. - 384 с.

11 Попчиковский, В.Ю. Организация и проведение туристических маршрутов / В.Ю Попчиковский. -- М.: Профиздат, 2008.- 223с.

12 Самойленко, А. А. География туризма: учеб. пособие для вузов / А. А. Самойленко. -- Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 368 с.

13 Усков, А.Б. Практика туристских путешествий: учебное пособие / А.Б. Усков. - М., 274 с.

14 Черных, Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов / Н.Б.Черных. -- М.: Финансы и статистика, 2010. 321с.

15 Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма: учеб. пособие для вузов / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. -- М. : КноРус, 2008. - 440 с.

Приложение А

(справочное)

Технологическая карта туристского маршрута

Наименование маршрута__________________________

Вид маршрута___________________________________

Протяженность маршрута (км)__________________

в т.ч. на транспорте (указать вид перевозки)(км)___________

Продолжительность путешествия (суток)_______________

Число туристов в группе и число групп__________________

Всего туристов по маршруту __________________

Всего человеко-дней обслуживания __________

Начало обслуживания на маршруте _______________

Конец обслуживания на маршруте______________________

Стоимость путевки (руб)________________

График заезда туристских групп по периодам (месяцам, дням)_____________

Адрес туроператора______________________

Место подписи, печатей руководителей предприятий, обслуживающих туристов на маршруте:

Передача групп производится в пункте:________________________________

"____"___________20_____г.

Руководитель туристского предприятия ___________________

Подпись

Приложение Б

(справочное)

Памятка руководителя туристской группы

Название маршрута: "Город на белом холме"

Основные пункты: г. Актобе

Перед началом поездки руководитель группы обязан:

- убедиться, что автобус по своему техническому, санитарному состоянию и оборудованию отвечает требованиям "Типовых правил транспортного и туристско-экскурсионного обслуживания туристов и экскурсантов";

- проверить наличие необходимых документов и списка туристов и убедиться в соответствии числа туристов и экскурсантов количеству мест для сидения в автобусе;

- проверить наличие у туристов, экскурсантов путевки и документа, удостоверяющего личность (у групп учащихся школ, училищ - заверенного списка, участников путешествия, экскурсии). Лица, не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, не должны включаться в группу туристов, экскурсантов;

- дать разрешение водителю на начало посадки туристов, экскурсантов в автобус;

- представиться туристам, представить водителей и познакомиться со старостой группы, а в сборной группе назначить (выбрать) старосту и разъяснить ему его задачи на маршруте путешествия;

- ознакомить туристов с маршрутом следования, программой и содержанием поездки, правилами пользования автобусом и поведения в пути следования;

- предупредить туристов, что руководитель группы и водитель не несут ответственности за сохранность их личных вещей;

- разъяснить водителю путь следования по городу до выезда и дать распоряжение на начало движения.

В пути следования руководитель группы:

- ведет экскурсию (информация о республике Казахстан и городе, в который направляются туристы) в соответствии с методическими указаниями;

- обеспечивает соблюдение туристами правил пользования автобусом, чистоты и сохранности его оборудования, не допускает отвлечение ими водителя во время работы и другие нарушения, мешающие отдыху туристов и экскурсантов (употребление спиртных напитков в салоне автобуса, курить, ходить по салону во время движения автобуса и т.д);

- удовлетворяет запросы и пожелания туристов и экскурсантов, если они не изменяют маршрут следования и график движения и не выходят за пределы допустимых на маршруте действий;

- назначает в особых случаях дополнительные остановки в интересах туристов, преклонного возраста или заболевших;

- своевременно указывает водителю места и стоянки автобуса и информирует его о расположении заправочных станций и пунктов технической помощи.

Руководитель туристской группы информирует туристов:

-- об обычаях местного населения;

-- о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной;

-- о состоянии окружающей природной среды;

-- о санитарно-эпидемиологической обстановке;

-- об условиях обеспечения личной безопасности, соблюдения потребительских прав и сохранности имущества туристов;

-- об условиях получения неотложной медицинской помощи.

Также руководитель группы осуществляет контроль и координацию качества обслуживания туристов принимающей стороной.

В случае ненадлежащего выполнения принимающей стороной условий обслуживания немедленно информирует руководство агентства об отклонениях от программы.

В случае заболевания туриста совместно с представителем принимающей стороны и страховой компании принимает срочные меры по оказанию медицинской помощи.

В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, военных действий, забастовок и т.д.) связывается с российским консульством (посольством), специальными органами, созданными в связи с чрезвычайными ситуациями, собирает группу и проводит инструктаж по обеспечению безопасности здоровья и жизни туристов.

Информирует туристов о возможности возникновения факторов риска на каждом конкретном маршруте.

Принимает меры по разрешению конфликтных ситуаций с местным населением, представителями правоохранительных и иных органов.

Оформляет в установленном порядке документы на размещение, питание, экскурсионное обслуживание (экскурсии в музеях) и другие услуги.

Осуществляет хранение документов, переданных туристами для организации обслуживания.

Организует возвращение туристов на отправную базу.

Подготавливает и сдает отчет о туристической поездке руководителю агентства.