Утес Стеньки Разина

Народоволец и черносотенец

Навроцкий Александр Александрович (1839—1914) — из дворян Московской губернии, генерал-лейтенант, крупный чиновник военно-судебного ведомства. В 1857 году окончил 2-й петербургский кадетский корпус. Служил в лейб-гвардии Московском полку. Участвовал в подавлении восстания 1863 года, был ранен. Последствия ранения вынудили в 1867 года оставить строевую службу. В 1903 году стал одним из активных деятелей охранительного общественно-политического объединения «Русского собрания», впоследствии трансформировавшегося в одну из первых черносотенных организаций.

Как беллетрист Навроцкий выступал в печати с 1869 г. в качестве автора многочисленных исторических романов, драм, сказаний и стихотворений. Дебютировал светским романом «Семья Тарских» (Москва, 1869). В начале литературной деятельности в конце 1860-х — начале 1870-х сотрудничал в петербургском либеральном журнале «Вестник Европы». В 1879—1882 гг. редактировал консервативный журнал «Русская речь», где напечатал ряд статей на политические и общественные темы; впоследствии выпустил ряд листовок и обращений к молодежи революционного характера.

Перу Навроцкого принадлежат исторические баллады, драмы в стихах, романы, рассказы, очерки, статьи. Наиболее значительное место в его творчестве занимают своего рода стихотворные иллюстрации к наиболее ярким персонажам и эпизодам русской истории. Стихотворения и стихотворные драмы Навроцкого («Патриарх Гермоген», «Ермак», «Патриарх Никон») написаны на сюжеты главным образом древнерусской истории, эпохи Смутного времени и раскола.

В творчестве Навроцкого выделяются стихотворение «Утёс Стеньки Разина» («Есть на Волге утёс…»; написано в 1864 году, опубликовано в 1870 году) и драматическая хроника «Стенька Разин» (1871). Оба произведения навеяны народными преданиями и песнями о вожде народного восстания Степане Разине, также книгой «Бунт Стеньки Разина» (1858) известного историка Н. И. Костомарова, которому посвящена пьеса и многократно использовались в целях революционной пропаганды.

Заметим, что ранняя проза Навроцкого («Семейство Тарских») и его исторические сочинения носили следы влияния позднего романтизма, сама же песня о волжском утесе восходит очевидно к балладе А. Подолинского «Девич-гора» (впервые в 1837-м):

«Утес Стеньки Разина»:

Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.
На вершине его не растет ничего,
Только ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.

«Девич-гора»:

Есть курган над Днепром,
Терем крепкий на нем,
По углам златоверхие башни;
Неподвижен и тих,
Лес на ребрах крутых,
И вокруг ни жилища, ни пашни.

Степан Тимофеевич Разин родился ок. 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина и принадлежал к домовитому казачеству. Вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем – его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.

Казаки — вольные люди, жившие на окраинах России и охранявшие русскую границу от «незваных гостей». Многие крестьяне, измученные тяжелым трудом, бежали к казакам. Особенно много беглых людей собиралось на Дону. Но и там люди жили по-разному. Были богатые, зажиточные казаки — их называли «домовитыми», были и те, кого называли «голытьбой».

В 1662 Разин становится атаманом, в 1662–1663 его казаки пошли против турок и крымчан. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными. В 1665 воевода и князь Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 чел. отправился весной 1667 вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков.

А потом решила голытьба бороться за крестьянскую волю не только на Дону, но и по всей России. В 1667–1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, утопив в реке, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на Стрежень», но уже в то время повсюду расходились легенды о «заговорённом от пули и сабли» разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

Царские войска несколько лет не могли справиться с отрядами разинцев, где плечом к плечу с русскими сражались татары и удмурты, чуваши и башкиры. Кроме русского сам Степан владел еще польским, татарским и калмыцким языками. Жители многих городов сами открывали перед Разиным и его отрядами городские ворота. Несмотря на жестокость, он остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали «батюшкой».

В мае 1670 года на «большем круге» атаман объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь. чтоб. из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», дать свободу «чорным людем». Летом 1670 поход превратился в мощную крестьянскую войну, но силы были не равны. Под Симбирском в октябре 1670 Степан Разин был ранен, ушел на Дон. Там его вместе с братом Фролом 9 апреля 1671 «домовитые казаки» выдали властям. Привезенный в Москву, Степан был допрошен и подвергся пыткам. По личному распоряжению царя Алексея патриарх Иосиф 12 марта 1671 года предал Степана Разина и его соратников анафеме (церковному проклятию). А 6 июня 1671 года в Москве, на Красной площади, неподалеку от Лобного места Степана Разина казнили четвертованием по приказу царя Алексея Михайловича.

Время нового зовет Стеньку Разина

Эпос о Разине обширен и разнообразен. Не случайно А. С. Пушкин считал повстанческого атамана единственным поэтическим лицом русской истории. «Гениальное произведение о Стеньке Разине создал господин Народ — песни, предания, легенды», как образно заметил великий советский актер Василий Макарович Шукшин. На сегодня известно более 200 записей песен о Разине. Одну из них — «Не шуми ты, мати зеленая дубравушка», по преданию, сложил в тяжелую минуту, предчувствуя скорую свою смерть, сам Степан Тимофеевич.

Песня об утесе давно стала считаться народной, хотя точно известно авторство и время ее создания. Народные версии почти не отличаются от авторской. Впервые авторская версия стихотворения Навроцкого появилась в петербургском журнале «Вестник Европы», № 12, в 1870 году легально. В следующем году в том же журнале (1871, № 5) была опубликована драматическая хроника Навроцкого «Стенька Разин».

К концу ХIХ века в России становилось модно критиковать самодержавие, самодержцев и демонстрировать свою оппозиционность и революционность. Это становилось чуть ли не «хорошим тоном», причем о последствиях такой оппозиционности не задумывались.

Простые народные былинные песни голытьбы (бурлаков, пахарей, каторжан, бунтарей) вдохновляли молодых революционеров-народовольцев той поры. Среди них были такие всем известные песни как «Дубинушка», «Эй, ухнем!», «Ревела буря» (О Ермаке), «Славное море, священный Байкал». Известны и другие излюбленные их песни о Степане Разине, такие как “Из-за острова на стрежень” (она же «Свадьба»), "Песни о Степане Разине” и, конечно же, «Есть на Волге Утес».

Идеализированное представление об образе Степана Разина в хронике Навроцкого привлекало революционных демократов и интеллигентов 1870—1880-х годов. Песня «Утес Степана Разина», по свидетельству И. И. Ясинского, распевалась в 70–80-х годах «радикальной молодежью» и «имела значение русской марсельезы».

Вспомним, что в том же 1870-м году, когда в Симбирске родился В. И. Ульянов-Ленин, а в «Вестнике Европы» явилась песня о волжском утесе Навроцкого, находившийся в женевской ссылке М. Бакунин обратился с письмом «К офицерам Русской армии», призывая их выступить «за святое дело народа». Он предсказывал тогда, что «будущий Стенька Разин» будет «не богатырь одинокий, а Стенька Разин коллективный» (сравним, позже у Маяковского во «Владимире Ильиче Ленине»: «…время нового зовет Стеньку Разина. »).

В 1873 г. хроника Навроцкого была переиздана в Женеве русскими революционерами «чайковцами» под заглавием «Вольный атаман Степан Тимофеевич Разин», с изменениями и без указания автора (фактически — адаптирована, пересказана прозой и украшена «вставками пропагандистского характера»), два отрывка из нее включены в изданный тогда же революционный «Песенник» (Женева, 1873). Стихотворение «Есть на Волге утес» завершало это уже нелегальное издание хроники. В России также шла подготовка народовольческой книги «Хождение в народ» (1874—1875 гг.), и оба эти издания активно использовались для пропаганды в крестьянской среде. «Хождение в народ» потерпело крах, но многие агитационные песни прижились.

Музыка к песне написана революционеркой А. Рашевской, а позднее в 1896 году самим Навроцким («Утес на Волге. Музыкальная картина»). В песенниках начала следующего века текст уже существовал на правах народного, без указания автора.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в Симбирске в семье русского инспектора, а затем начальника народных училищ И.Н. Ульянова, что являлось дворянской должностью. Его мать, М.А. Бланк, происходила из семьи зажиточного крещеного врача-еврея.

В 1879 году Владимир Ульянов поступил и в 1887-м закончил Симбирскую гимназию. Нельзя не обратить внимание, что там учился и А.Ф. Керенский, а директором был отец Керенского. Как тут не вспомнить, что Пугачев и Разин происходили из одной станицы — Зимовейской на Дону.

Ульянов — это настоящая фамилия этого человека, а Ленин — псевдоним (вымышленное имя). У Владимира Ильича были и другие псевдонимы (Ильин, Тулин), однако частое употребление именно этого псевдонима, вероятно, связано с тем, что он использовал паспорт, украденный у вологодского помещика Ленина (в то время на паспортах не было фотографий).

Большую часть своей жизни Ленин посвятил борьбе с царской властью. Сочетание в В.И. Ульянове материалистических и революционных взглядов вылилось в ненависть к великой, православной и единой России. За это его неоднократно арестовывали, сажали в тюрьму, отправляли в ссылку в далекое сибирское село Шушенское. После ссылки В.И. Ленин эмигрировал (уехал за границу в Швейцарию). Там он занимался созданием коммунистической партии — организации, которая боролась за свержение царской власти в России.

И мы пойдем другим путем

«Утес» был одной из самых любимых песен сразу нескольких поколений революционной интеллигенции России. Стихотворение пользовалось огромной популярностью в среде молодежи; в частности, его очень любил народоволец Александр Ульянов (старший брат Владимира Ульянова-Ленина), который в 1887 году организовал террористическое покушение на императора Александра III и впоследствии был казнен через повешение. Бытует даже мнение, что Октябрьской революцией и казнью царской семьи Ленин отомстил за брата, которого очень любил (также как это сделал когда-то Разин).

«Мы пойдем другим путем»
П.Белоусов

Известное заявление «Мы пойдем другим путем!» младшего Ульянова, молодого в то время революционера и уроженца волжского города Симбирска, происходит, по всей видимости, из песни Навроцкого «Утес Стеньки Разина»:

Много дум в голове родилось у него,
Много дум он в ту ночь передумал.
И под говор волны, средь ночной тишины
Он великое дело задумал.

И задумчив, угрюм от надуманных дум,
Он наутро с утеса спустился,
И задумал пойти по другому пути. —
И идти на Москву он решился.

Агент революционной газеты «Искра» М. М. Эссен, встречавшаяся с В. И. Лениным в эмиграции в Женеве в 1902 году, пишет:

«Вспоминаются вечера, которые мы проводили у Ленина. Владимир Ильич обладал довольно приятным, несколько глуховатым голосом и очень любил попеть в хоре и послушать пение. Репертуар наш был довольно разнообразен. Начинали обычно с революционных песен—«Интернационала», «Марсельезы», «Варшавянки» и других. Нравились Владимиру Ильичу песни Сибири — «Ревела буря», «Славное море, священный Байкал» — и песнь о Стеньке Разине — «Есть на Волге утес». Особенно отчетливо пелся куплет:

Панорама Симбирска.
После правления ленинцев
не осталось ни одного из этих храмов.

Но зато, если есть на Руси хоть один,
Кто с корыстью житейской не знался,
Кто свободу, как мать дорогую, любил
И во имя ее подвизался,—

Пусть тот смело идет, на утес тот взойдет,
Чутким ухом к вершине приляжет,
И утес-великан все, что думал Степан,
Все тому смельчаку перескажет».

Как всякий волгарь, В. И. Ленин хорошо знал о Разине не только из исторических сочинений, но и из старинных волжских былей. С легендарным народным героем были связаны многие места Симбирска — города, где родился и рос Володя Ульянов, и где за 200 лет до этого в последней битве сложил свои мечи непокорный атаман.

Когда уже при Советской власти решался вопрос, кому из борцов за свободу, пламенных революционеров победивший российский пролетариат должен поставить памятники, в список одним из первых был включен народный любимец Степан Тимофеевич Разин. Владимир Ильич горячо поддержал эту идею. А 1 мая 1919 года, в день открытия памятника предводителю крестьянской войны, Ленин счел необходимым выступить по случаю этого события.

Скульптор С. Т. Коненков, которому выпала честь воплотить образ Разина в камне, рассказывает о том памятном часе:

Выступление В.И.Ленина 1 мая 1919
года на Красной площади

"Красные кавалеристы с пиками красовались на чистокровных кончаках, как былинные герои — наследники славы Разина. И все это происходило там, где два с половиной века назад на черной плахе, установленной против Лобного места, стрельцы четвертовали народного героя. Никогда не забыть мне, как шел Владимир Ильич к Лобному месту. Он был без пальто, в своем обычном костюме. Народ, собравшийся на митинг, аплодисментами и восторженными криками приветствовал вождя революции. Владимир Ильич дослушал оратора (выступал представитель оренбургского казачества) и взошел на Лобное место. Он оперся рукой на деревянный барьер трибуны, а потом начал речь. ».

Вот что сказал тогда В. И. Ленин:

Ленин на открытии памятника
Степану Разину

«Сегодня мы празднуем, товарищи, 1-е Мая с пролетариями всего мира, жаждущими свержения капитала. Это Лобное место напоминает нам, сколько столетий мучились и тяжко страдали трудящиеся массы под игом притеснителей. Этот памятник представляет одного из представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе за свободу. Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры… И мы сделаем все для этой великой цели, для осуществления социализма!».

Митинг по случаю открытия памятника С. Т. Разину по тогдашней традиции завершился пением «Интернационала». Владимир Ильич с воодушевлением пел вместе со всеми.

Памятник, выполненный С. Т. Коненковым — «Степан Разин с ватагой», изображавший предводителя крестьянской войны в окружении соратников, был временный, не мог долго оставаться под открытым небом, а потому его скоро перенесли в музей.

Другая эпоха

Все вышеперечисленные исторические факты, связанные с этим произведением, стали причиной такой огромной популярности песни «Утес» и в период всей последующей Советской эпохи нашей страны. Так, например, эта песня была любимой у «вождя народов» И.В.Сталина и у Генерального Секретаря КПСС Леонида Ильича Брежнева.

И в конце стоит также отметить, что именно это произведение принесло первую известность певцу Леониду Харитонову, чья сольная карьера в составе Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии им. А.В. Александрова началась с исполнения «Утеса» на правительственном концерте в 1965 году. Артист вспоминает:

Исполнение песни Утес в Чайковском
Зале в Москве, 1965 г.

«Мой настоящий творческий и жизненный взлет начался с концерта в Кремлевском Дворце съездов 22 апреля 1965 года, посвященном 95-летию Ленина, когда я исполнил песнью ”Есть на Волге утес ”. Это было мое первое сольное выступление. Брежнев тогда прослезился. Он встал со своего места и, вытирая слезы руками, зааплодировал, а следом за ним встал и весь зал. Не знаю, какие ассоциации у Леонида Ильича и других слушателей вызвало мое исполнение, но я этой песней как бы возводил памятник русскому победному духу. С тех пор я продолжал быть солистом ансамбля 7 лет и был принят на всех уровнях.

Еще помню, как после того концерта зашел ко мне за кулисы Маршал Ворошилов. После выражения слов благодарности он по-отечески обнял меня и рассказал, что И.В.Сталин также считал эту песню своей любимой и часто ставил пластинку с этой песней в исполнении А.С.Пирогова всякий раз, когда ему было грустно на душе. „Если бы жив был Сталин, то ты из этого зала вышел бы Народным артистом СССР, — ведь ты ее поешь лучше Пирогова. “ — добавил Ворошилов».

Обложка пластинки
с песней «Утес»

Благодаря активной гастрольной деятельности ансамбля Александрова за рубежом и современным интернет-технологиям песня стала широко известной и за пределами нашей Родины. «Утес» можно услышать в документальных фильмах, передачах и телесериалах. Так, например британская телекомпания BBC использовала ее в своем документальном телесериале «Чернобыль — ядерная катастрофа » (2006) и звучит там, пожалуй, в самый эмоциональный момент во всем сериале. А знаменитая ирландская музыкальная группа «U2» даже включила в свою композицию «Daddy's Gonna Pay for Your Crashed Car » (1993) несколько первых аккордов из этого произведения, которые звучат там сразу после Шаляпинской «Дубинушки».

Триста лет прошло с тех пор, но память о Степане Разине все еще жива в русском народе. Разин, как и любая крупная человеческая личность, не вмещается в жесткие схемы, во всякие заготовленные для нее определения. Это самобытная, чисто русская историческая фигура. Поэтому он был дорог и близок своим современникам. Поэтому он не утратил притягательности и личностного обаяния и для нас, потомков.

Сольное выступление Леонида Харитонова с Краснознаменным Ансамблем им. А.В.Александрова в зале им. Чайковского в Москве. 1965 г.

Утес (Бугор) Степана Разина. ниже с. Белогорское, расположен почти на границе с Волгоградской областью — эрозионный останец, ограниченный оврагом Невольничьим и рекой Волга. Сложен кварцево-глауконитовыми песками сеноманского яруса (100 млн.лет) и меловыми породами турона-сенона (90 млн.лет). Имеет научное, историко-культурное значение. Официально признан археологическим памятником природы Саратовской области.

Рекомендуем ознакомится: http://www.leonidharitonov.ru