ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ

Топонимика местности. Существует три наиболее употребительных названия местности, на которой расположена усадьба. Самое древнее — Мельница, по наименованию строения (или нескольких строений), находившейся на р. Голедянке (она же Голядянка, Голядь, Голяда, Чурилиха). Второе название — Кузьминки, происхождение которого, по одной из версий, связано с церковным праздником св. Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна), по другой — с особым видом мельницы «Козьминка-Тожь». Третье название — село Влахернское закрепилось в XIX в. и отражает связь с названием храма во имя Влахернской иконы Божьей Матери, построенного в начале XVIII в. владельцами усадьбы.

Григорий Дмитриевич Строганов (1656-1715) — первый владелец усадьбы Кузьминки. Именитый человек, один из богатейших людей России XVII-XVIII вв. В 1704 г. (по некоторым данным 1702 г.) Петр I подарил Строганову земли, именовавшиеся Мельницей и принадлежавшие до этого Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. С этого момента началось усадебное строительство: при Строганове или чуть позже появился дубовый господский дом и хозяйственные строения. Строганов был крупным землевладельцем (более 10 млн. десятин), владел солеварнями и металлолитейными заводами, торговал пушниной. Большая часть его владений находилась на Урале и в Сибири, поскольку род Строгановых издавна помогал Русскому государству осваивать эти земли. Известно, что Григорий Дмитриевич построил на собственные средства несколько военных кораблей и преподнес в дар Петру I, а по случаю победы в Полтавской битве на деньги Строганова были установлены одни из семи триумфальных ворот на пути к Кремлю. Строганов покровительствовал живописи (мастерские иконописи), был владельцем хора, собирал старинные рукописи.

Получение Строгановыми дворянского титула. Сыновья Г. Д. Строганова Александр (старший брат, ставший владельцем усадьбы), Николай и Сергей Григорьевичи 6 марта 1722 г. были возведены Петром I в баронское достоинство. Первый из баронов Строгановых, получивший графское достоинство, был Александр Сергеевич, возведенный в графское достоинство Римской империи императором Францем I 29 июня (9 июля) 1761 г. в Вене.

Влахернская икона Божьей Матери. Находилась во Влахернском храме, выстроенном вдовой Г. Д. Строганова Марией Яковлевной. В 1716 г. она подала прошение о разрешении построить деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы Влахернской в Московском уезде, на р. Голяде при Мельнице Кузьминки. Согласно данным священника Влахернского храма Н А. Порецкого, в 1653 г. царю Алексею Михайловичу из Константинополя были привезены две иконы Влахернской Богоматери. Одна из них была оставлена в Успенском соборе Московского Кремля, другую подарили Строгановым. Первоначально считалось, что более старая икона находилась в Кремле, однако экспертиза, проведенная уже в XX в. сотрудниками Третьяковской галереи, показала, что икона из Кузьминок более древняя и относится предположительно к VII в. Название иконы происходит от местечка близ Константинополя — Влахерны. Икона издавна считалась чудотворной и была известна как реликварий. Современные исследования показали, что в ней содержатся частицы черной шерстяной материи. По легенде внутри иконы находились частицы одеяния Богородицы. Интересна техника выполнения иконы — воскомастика. Мастика готовилась из минералов-наполнителей и связующих ладана и камеди. Благодаря этим ароматным смолам, поверхность иконы источает приятный аромат даже при небольшом повышении температуры. В 1806 г. икона «ко 2 Июля, дню святой восточной церковью, ей празднуемому, поновлена и украшена видимой на ней богатой ризою, усердием ея сиятельства княгини Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой, ордена святой великомученицы Екатерины кавалерственной дамы». В 1826 г. императрица Мария Федоровна пожертвовала иконе брошь.

Владельцы усадьбы во второй половине XVIII века. М. М. Голицын (1731 — 1804) и А. А. Голицына (1739 — 1816). В 1757 г. внучка Г. Д. Строганова Анна Александровна вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына. В этом браке соединились род богатейших предпринимателей и промышленников баронов Строгановых и древний и знатный род князей Голицыных. В приданом невесты было село Влахернское. За почти полвека владения Кузьминками супруги многое сделали, благоустраивая усадьбу.

В 1750 — 1770-х гг. под руководством архитектора И. П. Жеребцова были перестроены усадебные сооружения: мельница, барский дом с флигелями, пристани, беседки. Во второй половине XVIII в. был разбит Французский регулярный парк (либо под руководством садовника И. Д. Шнейдера, либо архитектора Р. Р. Казакова). Тогда же была реконструирована Слободка, создан комплекс Садоводство, выкопан канал, соединивший Щучий пруд с Нижним Кузьминским прудом. Восточнее усадьбы Михаил Михайлович построил деревню Аннино, названную в честь жены.

Михаил Михайлович и Анна Александровна не оставляли без внимания Влахернскую церковь. В 1759 г. Голицын обратился с прошением к митрополиту Тимофею дозволить выстроить вместо сгоревшего деревянного храма каменный. В 1774 г. каменная церковь была закончена. Владельцы усадьбы делали пожертвования Влахернскому храму: Михаил Михайлович — дарохранительницу, серебряные вызолоченные сосуды; Анна Александровна — большой напрестольный серебряный крест, ризу для Влахернской иконы Божьей Матери и проч.
По всей видимости, семейная жизнь Голицыных сложилась удачно. Анна Александровна родила мужу десятерых детей. Некоторые исторические данные позволяют предположить, что супруги были людьми добрыми, помогавшими окружающим и пользовавшимися их уважением. Так, на дарохранительнице, находившейся во Влахернском храме, была выгравирована надпись: «Сия дарохранительница сооружена декабря дня 1781 года тщанием генерала-поручика ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА действительного камергера польского белого орла кавалера Князя Михаила Михайловича Голицына и приложена в селе Влахернском в церковь Пресвятой Богородицы Влахернской в вечную память, по завещанию в Бозе почивающего секунд-майора Василия Ивановича Павлова, который в добродетели и благочестии пожив до глубокой старости, преставился 22 апреля 1774 года и при сей церкви тело его погребено». Также в 1783 г. священник Влахернского Фёдор Иванов обращался к Михаилу Михайловичу с просьбой об увеличении содержания и получил удовлетворение.
Михаил Михайлович умер в 1804 г. Анна Александровна прожила ещё 12 лет. Она пережила войну 1812 года. Сыновья Голицыных Александр и Сергей Михайловичи отправили на дело обороны отечества сто тысяч рублей. Узнав об этом, Александр I сказал: «Пожертвование велико, но я их знаю и не удивляюсь». Во время войны французы заняли усадьбу Кузьминки. После войны Анна Александровна доносила предводителю Московского дворянства А.А. Арсеньеву о разграблении в усадьбе.
В 1813 г. Анна Александровна открыла богадельню для 12 женщин. «Вероятно, большинство их лишилось в год войны, кто мужа, кто сыновей, опоры жизни, и сердобольная Княгиня спешит утереть горькие слёзы несчастных». Богадельня разместилась на нижнем этаже дома причта, впоследствии была переведена князем С.М. Голицыным II в Дубровицы.
Михаил Михайлович и Анна Александровна погребены на кладбище Донского монастыря в Москве.

Усадьба при князе С. М. Голицыне (1774 — 1859)

После Михаила Михайловича и Анны Александровны Голицыных усадьбу унаследовали их сыновья Александр Михайлович (1772-1821) и Сергей Михайлович (1774-1859). Поскольку Александр Михайлович жил за границей, то фактически (а после его смерти и формально) хозяином Кузьминок являлся Сергей Михайлович Голицын. Он был высоким сановником, придворным, занимался благотворительной деятельностью, был награжден всеми гражданскими орденами Российской империи.
Большинство современников писали о нем, как о добром и честном, но ограниченном и лишенном дарований человеке. «Князь Сергей Михайлович оставил в памяти людей, знавших его, образ человека честного и доброго, но ограниченного, не развитого и узких понятий» (С.В. Энгельгардт, здесь и далее цит. по кн. Е.В. Олейниченко «Князь С.М.Голицын-хозяин усадьбы Кузьминки»).
«Это был человек ограниченный, самолюбивый, привыкший с ранней молодости играть первенствующую роль по своим связям и богатству, но вместе с тем очень добрый, набожный нелицемерно, имевший в себе истинно аристократические свойства» (С.М.Соловьев).
«Общественное мнение было таково, что князь не блистал ни умом, ни образованием, но был честен, добр, прямодушен, обладал «рыцарско-барским духом» (Д.И. Никифоров).
При С.М.Голицыне усадьба была окончательно восстановлена после войны 1812 г. и перестроена в 20-30 гг. XIX в. Для строительства Голицын пригласил семью знаменитых архитекторов Жилярди. По проектам Доменико Жилярди были построены Музыкальный павильон Конного двора, Львиная пристань, перестроен Господский дом и ряд других сооружений. К 30-40-м гг. XIX в. Кузьминки стали прекрасным архитектурно-парковым ансамблем, гармонично соединившим в себе русский ампир, романтизм, бидермайер. Сохранились рисунки и литографии по рисункам И.-Н. Рауха с видами Кузьминок того периода.
Сергей Михайлович любил усадьбу и проводил в ней много времени. У него не было законных детей, поскольку с женой Евдокией Ивановной Голицыной (знаменитой «Ночной княгиней») отношения не сложились и супруги жили отдельно. Усадьба стала своеобразным «детищем» Голицына. Он вместе с незамужними сестрами жил в Кузьминках в теплое время года. «На лето Голицыны переезжали в свою подмосковную Кузьминки и принимали по воскресеньям. Я нигде не видывала такого изобилия цветов. Не только парк был ими усеян, но в одной из комнат вся стена была убрана цветами»,-писала С.В. Энгельгардт.
При Голицыне усадебное хозяйство поддерживалось на высоком уровне и в большом порядке. «Во время прогулок по Москве князь Абамелик завез нас, между прочим, и к последнему из бояр, более чем восьмидесятилетнему громадно богатому князю Сергию Михайловичу Голицыну, жившему в собственном дворце, поблизости от столицы. Одному из своих племянников он поручил показать нам свои хозяйственные заведения. Скотный двор был полон превосходными коровами йокширской породы, нарочно привезёнными из Англии. Проводник наш заметил, что наследники князя навряд ли будут в состоянии продолжать подобную роскошь. » (К.Ф. Фицтум фон Экштедт, цит. по: Е.В.Олейниченко «Князь С.М.Голицын — хозяин усадьбы Кузьминки»). В тот период многие посетители Кузьминок обращали внимание на ухоженное состояние усадебных парков и прекрасные оранжереи.
В Кузьминки приезжали гости: члены императорской фамилии, бывали иностранцы. Здесь князь С.М. Голицын принимал императрицу Марию Федоровну (1826), Вел. князя Михаила Павловича (1830), императора Николая I (1835). Усадьба была одним из любимых мест прогулок москвичей. Ежегодно 2 июля устраивался Влахернский праздник.
Интересно, что хотя многие современники Сергея Михайловича называли усадьбу «Кузьминки», сам хозяин не любил это название и предпочитал «село Влахернское». В разговоре с А.Я. Булгаковым Голицын заметил «А, милый мой, это только крестьяне называют так: село Кузминки; следует говорить село Влахернское или, если вам больше нравится — Мельница»" (Цит. по: С.Шумихин «Мадригал с двойным дном», журнал «Наше наследие»).

Усадьба во второй половине XIX века.

После смерти князя Сергея Михайловича Голицына в 1859 г. владельцем усадьбы стал его племянник Михаил Александрович Голицын (1760-1804). Будучи дипломатом, Михаил Александрович большую часть времени проводил за границей. Известно, что во время приездов в Россию, он бывал в Кузьминках у своего дяди, однако так и не успел стать полноправным хозяином. В 1860 г. М.А. Голицын умер в Монпелье. Усадьба перешла во владение его сыну Сергею Михайловичу Голицыну II (1843-1915). Родившийся и воспитывавшийся во Франции, Сергей Михайлович был лишен многих предрассудков, присущих русскому дворянскому сословию. Так, в начале 1860-х гг. он женился на цыганской певице Александре Осиповне Гладковой. В 1870-е гг. князь записался в московские купцы 1-й гильдии и торговал железом, солью и сельскохозяйственными продуктами (М.Ю.Коробко). При этом Голицын демонстрировал патриотизм и любовь к России: поступил на службу в гусарский полк; исполнял поручение министра внутренних дел по анализу состояния продовольственного снабжения Москвы; в 1865 г. открыл музей в московском доме на Волхонке; на собственные средства установил в Швейцарии памятник в честь русских войск, перешедших через Альпы под командованием Суворова в 1799 г.; оказывал денежную и организационную помощь при строительстве русских церквей и храмов за границей, в частности — церкви в честь святителя Николая в Ницце.
Сергей Михайлович жил в Кузьминках до 1873 г. После развода с первой женой Александрой Осиповной он окончательно переехал в усадьбу Дубровицы. Во второй половине XIX в. Кузьминки стали дачным местом. Здесь жили купцы и их семьи, а также интеллигенция. В усадьбе отдыхали архитектор И.Е. Бондаренко, искусствовед И.Э. Грабарь, художник В.Г. Перов. В московском журнале «Искры» о Кузьминках писали: «. Вы смело можете отправляться гулять в парк, не надевая шикарных туалетов, и можете быть вполне уверены, что вас никто не встретит; наоборот, желаете общество — вам стоит отправиться в места для прогулок, наиболее излюбленные кузьминскими дачниками. Ко всему этому присоединяется отсутствие пыли, грязи, громыхающих поездов с ужасными ревунами-свистками, граммофонов и прочей прелести» (Цит. по М.Ю. Коробко. Москва усадебная. М. 2005. — с.141-142). Н.Н. Врангель писал об усадьбе Кузьминки в начале ХХ века: «В окрестностях Москвы больше помещичьих усадеб. Родовые традиции бережливее сохранялись в старых подмосковных, и красивы до сих пор пригородные имения. Конечно, эта сохранность только относительная. Ведь от Кузьминок, отдаваемых под дачи. сохранялись только стены. » (Н.Н. Врангель. Помещичья Россия//Старые годы. 1910. Июль-сентябрь. — с. 142).

Архитектурные памятники усадьбы Кузьминки

Египетский павильон (Кухня)

Одно из усадебных зданий, предназначавшихся для хранения и приготовления пищи. Построено в 1813-1815 гг. на территории так называемого Красного двора неподалеку от Господского дома. Архитектор неизвестен. Предположительно автором проекта здания мог быть А.Н. Воронихин, а завершил строительство Д.И. Жилярди. Представляет собой превосходный образец архитектуры конца XVIII — первой четверти XIX века с использованием древнеегипетской тематики. На фронтоне с северной стороны изображена львиная голова с двумя сфингами по бокам; на архитраве — крылатый египетский диск; капители колонн украшены стилизованными изображениями пальмовых листьев и лотосов. Интересна форма окон, суживающихся кверху. По свидетельству историка М.Ю. Коробко, Египетский павильон, а также Померанцевая оранжерея в Кузьминках — единственные здания «египетского» стиля данного периода в Москве. В 2004 г. мэром Москвы Ю.М. Лужковым было подписано распоряжение о реставрации Египетского павильона и Померанцевой оранжереи. Однако на протяжении более чем десяти лет уникальные здания остаются неотреставрированными и продолжают разрушаться.

Все права защищены © 2009 — 2015 г. Усадьба Кузьминки.
Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены только с согласия авторов.
С вопросами и пожеланиями обращайтесь по адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Рекомендуем ознакомится: http://www.kuzminki-msk.ru