· Какие звезды рождаются

Молекулярные облака, это “фабрики по производству звезд”. Диапазон масс новорожденных звезд простирается от нескольких сотых долей до 100 масс Солнца. Маленькие звезды образуются чаще. В среднем в Галактике ежегодно рождается примерно десяток звезд с общей массой около пяти масс Солнца. Примерно половина звезд рождаются одиночными; остальные образуют двойные, тройные и более сложные системы (более семи компонентов пока не обнаружены).

Причиной появления двойных и кратных звезд является исходное вращение газового облака, не позволяющее ему сжиматься в одну компактную звезду. Чем больше сжимается облако, тем быстрее оно вращается. Нарастающее при сжатии центробежные силы сначала делают облако плоским, а затем вытягивают в эллипс и разрывают пополам. Каждая из половинок, сжимаясь дальше продолжает двигаться по орбите вокруг общего центра масс. Если дальнейшее сжатие не разрывает ее на части, то образуется двойная звезда, а если деление продолжается — рождается более сложная кратная система.

В последние годы интерес к кратным звездам возрос, т.к. с ними напрямую связаны многие необычные космические объекты: новые и сверхновые звезды, нейтронные звезды, источники космических рентгеновских лучей, а, возможно и “черные дыры”.

Для астрономов кратные звезды представляют особый интерес. Их наблюдение и вычисление орбит дает возможность определить звездную массу и всей системы, и отдельных ее компонентов. Различные звездные пары служат и своеобразным эталоном для испытания разрешающей силы телескопов. Наблюдатель кратных звезд видит их в контрастных цветах. Но появление зеленого, голубого или синего цветов — это своеобразный оптический обман. Глаз утомленный светом главной звезды, видит менее яркую звезду в дополнительном цвете. Так для оранжево-красного цвета дополнительным будет голубовато-зеленый, для желтого — синий, для зелено-желтого — фиолетовый.

Чем ближе звезды в паре друг к другу, те естественно, стремительную они обращаются вокруг общего центра масс. Например, двойная звезда W Большой Медведицы — это система, где компоненты обращаются всего за 8 часов. В Созвездии Гончих Псов открыта звезда HZ 29. у которой период обращения — 17,4 минуты.

Тройные звезды — следующая ступень звездной иерархии. Обычно они состоят из близкой пары, вокруг которой обращается более отдаленный компонент.

Сайт управляется системой uCoz